СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выполнение работ по заготовке растительной земли

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выполнение работ по заготовке растительной земли»

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский техникум-интернат»













МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

УРОКА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ



Тема: Выполнение работ по заготовке растительной земли.



Профессия: 17530 Рабочий зеленого строительства











Рассмотрено:

на заседании методической комиссии

гуманитарного отделения

Протокол №__ от ___________

Председатель методической комиссии

__________ С.Н. Криница

Разработано:

Мастер производственного обучения

Готко Елизавета Валериевна




Луганск

2025



Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Луганской Народной Республики

«Луганский техникум-интернат»















РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ



Тема: Выполнение работ по заготовке растительной земли.

Профессия: 17530 Рабочий зеленого строительств



Автор: Готко Елизавета Валериевна мастер производственного обучения ГБОУ СПО ЛНР «ЛТИ»















\\





Луганск

2025

Пояснительная записка

Разработка раскрывает структуру урока, применения знаний и умений и соответствует типу урока: выполнение сложных комплексных работ и его дидактическим задачам. Основным этапом урока является выполнение практического задания по выполнению работ по заготовке растительной земли.

В методической разработке дается характеристика темы, подготовка мастера производственного обучения, необходимая подготовка к выполнению практической работы.

На занятии используются различные наглядности в виде технологических карт с фотографиями аналогично выполненных работ, различных методик общения с обучающимися.

Мастер производственного обучения раскрывает особенности выполнения работ по заготовке растительной земли. Методическая разработка урока учебной практики помогает подобрать правильный комплекс агротехнических мероприятий при выполнении работ по заготовке растительной земли, что способствует здоровому развитию сельскохозяйственных культур и улучшению качества почвы. В ходе урока студенты получают теоретические знания о различных методах обработки почвы, применении удобрений, принципах севооборота и защиты растений.

Данная разработка составлена с целью оказания практической помощи мастеру производственного обучения в проведении занятия учебной практики, преподавателю общепрофессиональных и профильных дисциплин.

Литературные источники:

  1. Корсунова Т.М., Имескенова Э.Г. «Устойчивое сельское хозяйство».

  2. Овсинский И.Е. «Новая система земледелия».

  3. Третьяков Н.Н. «Основы агрономии».






План урока учебной практики

Тема урока: Выполнение работ по заготовке растительной земли.

Цели урока:

Образовательная - научить обучающихся выполнять работу по заготовке

растительной земли, соблюдая алгоритм действий при выполнении данных работ и

сформировать у них прочную ориентировочную основу трудовых действий.

развивающая - развивать внимание, память, мышления, умение работать с

иллюстрациями и последовательность выполнения технологических операций.

Воспитательная - воспитывать любовь к своей профессии, формирование любви и

уважения к труду.

Методическая цель: формирования знаний, умений и навыков заготовки садовых

земель. Способствовать умению организовывать свое рабочее место и развивать

навыки самостоятельной работы.

Материально-техническая база: защитная пленка для рабочей поверхности,

емкости для изготовления растительной земли, совок для перемешивания земли,

речной песок, растительная земля, садовый инвентарь.

Дидактическое обеспечение: инструкционные карты.

Тип урока: практическая работа.

Межпредметные связи: основы агрономии.



























Ход урока

п/п

Название этапа

Деятельность мастера п/о

Деятельность обучающихся

Время

(мин.)

I

Организационный момент

Приветствие обучающихся. Проверка посещаемости. Проверка готовности к уроку.


Приветствие.


5

II

Вводный инструктаж

245

1.

Мотивация урока




2.

Сообщение темы.

Постановка целей и задач.

Рассказывает

Слушают


3.

Повторение пройденного материала.

Задает вопросы.

Проверяет домашнее задание.

Отвечают на вопросы.

Читают сообщение. Выполняют упражнение.


4.

Изложение нового материала

Объясняет тему

Слушают.

Задают вопросы.

Отвечают на вопросы.

Анализируют.


5.

Закрепление знаний обучающихся.

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы.


6.

Инструктаж по технике безопасности.

Задает вопросы

Отвечают.


III

Текущий инструктаж

245

1.


2.

Самостоятельная работа обучающихся.


Целевые обходы рабочих мест обучающихся

Проводит целевые обходы рабочих мест. Выполняют практические задания.


IV

Заключительный инструктаж

Сообщает о достижении цели урока.

Анализирует выполнение практической работы обучающихся. Сообщает оценки работ каждого ученика.

Задает домашнее задание.

Анализируют выполнение практической работы.

20


Уборка рабочих мест


Убирают рабочие места






План-конспект урока

I.Организационный момент

Приветствие.

Проверка посещаемости.

Проверка готовности к уроку.

II. Вводный инструктаж

1.Мотивация урока

(зачитывает высказывание)

«Земледелие — это не столько труд, сколько мастерство и искусство» (Рудольф Штайнер).

- Ребята, как вы понимаете эти слова?

(отвечают: высказывание означает, что земледелие требует не только физического труда, но и определенных навыков, знаний и творческого подхода.).

2.Сообщение темы и цели урока.

- Тема нашего урока «Выполнение работ по заготовке растительной земли»

Запишите тему в рабочую тетрадь!

А сейчас, давайте узнаем с какими видами земель мы с вами будем работать.

Перед вами на доске есть определение 4 видов земель, а на столе разложены

картинки этих земель, вам нужно прочитать определение, найти картинку и

прикрепить рядом с определением.

это грунт, взятый из поверхностного слоя почвы, интенсивно заросшего травой.

это лёгкая, рыхлая почва, которая образуется в результате перегнивания опавших листьев.

 это почва, которую снимают с верхнего слоя грядок.

получается из перегнивших древесных стеблей, пней, сучков, древесной стружки и древесной трухи из дупел старых деревьев.


3.Повторение пройденного материала

1. Что является главным свойством почвы?

(плодородие)

2. Какие цели и преимущества у заготовки растительной земли?

(улучшение структуры почвы, обогащение питательными веществами, устойчивость к болезням и вредителям, экологическая безопасность, повышение продуктивности)

3.В чем заключается экологическая безопасность заготовки растительной земли?

(Заготавливая растительную почву, можно уменьшить потребность в химических удобрениях и пестицидах, что способствует более экологически чистому ведению сельского хозяйства)

4. Изложение нового материала по теме

Итак, сегодня на занятии мы отработаем и закрепим практические навыки по заготовке растительной земли. Для начала посмотрите, как эту работу выполню я, а после вы сможете задать мне свои вопросы по данной теме, если они у вас возникнут.

1.Первое что нужно сделать это заготовить дерновую землю. Дёрн нарезать необходимо пластинами толщиной примерно 5 сантиметров, площадью 15х20 сантиметров.  Пласты складываем невысокими штабелями на участке с небольшим количеством солнечного света в день, перекладывая между слоями коровий навоз. В таком состоянии дерновые штабеля оставим зимовать. 

2.  Листовая земля. Роют яму глубиной и шириной 1 метр, на дно которой кладут навозную жижу, а затем слои листьев пересыпают через каждые 25–30 сантиметров свежим навозом.  Яму набивают плотно и дают листьям осесть в течение недели. 

После чего вбивают несколько кольев, спустя 5 дней вынимают их. В образовавшиеся отверстия наливают горячую воду. Поверхность ямы всё лето оставляют открытой.  В середине лета, когда листья значительно перепрели, в яму добавляют раствор пушонки: на 2 ведра воды берётся 1 килограмм извести. А через неделю заливают навозную жижу, которая ускоряет разложение листьев.  В течение всего лета поддерживают листья во влажном состоянии.

4. Огородную землю заготавливать будем в ведро, добавляя известь, торф и калий.

5. Для заготовки древесной земли мы будем использовать опилки, измельчённые древесные остатки пней, корней, сучьев и коры, сложим в ящик, а затем смочить эту массу коровяком. В результате разложения древесных остатков образуется лёгкая, близкая по составу к листовой, но бедная питательными элементами земля. Её применяют при выращивании орхидей, папоротников и бромелиевых.

5. Закрепление знаний у обучающихся

Ребята, давайте закрепим ваши знания!

1. Что вам понадобиться при заготовке растительной земли?

(садовый инвентарь, ящики, ведро).

2.Назовите алгоритм действий при заготовки дерновой земли?

(Дёрн нарезать необходимо пластинами толщиной примерно 5 сантиметров, площадью 15х20 сантиметров.  Пласты складываем невысокими штабелями на участке с небольшим количеством солнечного света в день, перекладывая между слоями коровий навоз).

3. Назовите алгоритм действий при заготовки древесной земли?

(измельчённые древесные остатки пней, корней, сучьев и коры, сложить в ящик, а затем смочить эту массу коровяком).

6. Инструктаж по технике безопасности

-Прежде чем приступить к работе, давайте повторим технику безопасности!

1. К работе приступать только в спецодежде, перчатках. Волосы убрать под косынку или завязать резинкой.

2. Перед выполнением задания проверить наличие нужного и исправного инструмента.

3. Соблюдать рабочую дисциплину. Порученное задание не передавать другому без разрешения мастера.

4.При работе с землей не трогать глаза руками. 

5. Содержать рабочее место в чистоте.

6. Не покидать рабочее место без разрешения мастера.

7. В случае получения травмы обучающийся должен прекратить работу, поставить в известность мастера производственного обучения и обратиться за помощью в медпункт.

Выдача задания обучающимся:

Для закрепления приемов заготовки растительной земли вам необходимо выполнить практическую работу.

Для этого используя инструкционные карты (приложение 1), выполните заготовку растительной земли.

- Сейчас я вам раздам инструкционные карты, в которых будет указываться правильная последовательность действий при выполнении заготовки растительной земли.

При выполнении данной работы оценивается

1.Организация рабочего места (рабочий стол, инструменты, приспособления), соблюдений правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

2. Трудолюбие.

3. Внимательность и старательность.

4. Соблюдение технологических требований при выполнении работ.

Оценка «5»- обучающийся работал полностью самостоятельно, без замечаний.

Оценка «4» - при выполнении соблюдалась правильная последовательность технологических действий, допущены 2-3 несущественных ошибки, которые обучающийся исправлял самостоятельно. Работа соответствует необходимым требованиям качества.

Оценка «3»- при выполнении соблюдалась правильная последовательность технологических действий, допущены некоторые неточности и ошибки, которые обучающийся исправлял с помощью мастера. Работа недостаточна соответствует необходимым требованиям качества.

III. Текущий инструктаж

1. Самостоятельная работа обучающихся

2.Целевые обходы рабочих меси обучающихся:

Первый обход: инструктирование обучающихся по выполнению отдельных операций и заданий;

Второй обход: концентрация внимания обучающихся на наиболее эффективных приемах выполнения операций;

Третий обход: проверить правильность введения самоконтроля.

Четвертый обход: проверить правильность соблюдения технических условий в работе. Произвести приемку и оценку работ.

IV.Заключительный инструктаж

Подведение итога урока

-Чему вы сегодня научились?

-Какие трудности испытывали в работе?

-Как вы оцениваете свою работу?

-Предлагаю вам себя оценить. Перед вами дерево успеха. Оно как мы видим совершенно без листочков и плодов, но мы сейчас все исправим. У вас на партах лежат картинки яблока, цветочка и листочка:

-яблоко – все удалось;

-цветочек – не плохо поработал, но что-то не совсем получилось;

-листочек – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.

Вам нужно будет оценить свою работу на занятии, выбрать соответствующую картинку и с помощью скотча приклеить на дерево:

Попытайтесь аргументировать свой выбор.

Выставление оценок. Уборка рабочих мест.

Домашнее задание. Подготовить сообщение на тему «Эффективные методы заготовки растительной земли для садоводства и огородничества».



Приложение 1

Инструкционная карта заготовки растительной земли

Дерновая земля.

Дёрн нарезать необходимо пластинами толщиной примерно 5 сантиметров, площадью 15х20 сантиметров.  Пласты складываем невысокими штабелями на участке с небольшим количеством солнечного света в день, перекладывая между слоями коровий навоз.


Листовая земля.

Роют яму глубиной и шириной 1 метр, на дно которой кладут навозную жижу, а затем слои листьев пересыпают через каждые 25–30 сантиметров свежим навозом. 

Яму набивают плотно и дают листьям осесть в течение недели. 

После чего вбивают несколько кольев, спустя 5 дней вынимают их. В образовавшиеся отверстия наливают горячую воду. Поверхность ямы всё лето оставляют открытой. 

В середине лета, когда листья значительно перепрели, в яму добавляют раствор пушонки: на 2 ведра воды берётся 1 килограмм извести. А через неделю заливают навозную жижу, которая ускоряет разложение листьев. 

В течение всего лета поддерживают листья во влажном состоянии.








Огородная земля.

Набираем землю из огорода в ведро, добавляя известь, торф и калий.

Древесная земля.

Для заготовки древесной земли необходимо использовать опилки, измельчённые древесные остатки пней, корней, сучьев и коры, сложим в ящик, а затем смочить эту массу коровяком.