Техническое задание по ГОСТ 34
Техническое задание
Техническое задание является основным документом, определяющим требования и порядок создания (развития или модернизации) автоматизированной системы, в соответствии с которым проводится разработка проекта и его приемка при вводе в эксплуатацию.
Разделы технического задания
общие сведения,
назначение и цели создания (развития) системы,
характеристика объектов автоматизации,
требования к системе,
состав и содержание работ по созданию системы,
порядок контроля и приемки системы,
требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта автоматизации к вводу системы в эксплуатацию,
требования к документированию,
источники разработки
Раздел «Общие сведения» содержит:
полное наименование системы и ее условное обозначение,
шифр темы или шифр (номер) договора,
наименование предприятий разработчика и заказчика системы и их реквизиты,
перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы,
плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы,
сведения об источниках и порядке финансирования работ,
порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
Раздел «Назначение и цели создания (развития) системы» состоит из подразделов:
Назначение системы – вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации, на которых предполагается ее использовать.
Цели создания системы – наименование и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания автоматизированной системы. Указание критериев оценки достижения целей проекта.
В разделе «Характеристики объекта автоматизации» приводят:
краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию,
сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
Раздел «Требования к системе» состоит из следующих подразделов:
требования к системе в целом,
требования к функциям (задачам), выполняемым системой,
требования к видам обеспечения.
Раздел «Состав и содержание работ по созданию (развитию) системы» должен содержать
:
перечень стадий и этапов работ по созданию системы,
сроки их выполнения,
перечень организаций – исполнителей работ,
ссылки на документы, подтверждающие согласие этих организаций на участие в создании системы, или запись, определяющую ответственного (заказчик или разработчик) за проведение этих работ.
В разделе «Состав и содержание работ» также приводится:
перечень документов, предъявляемых по окончании соответствующих стадий и этапов работ;
вид и порядок проведения экспертизы технической документации (стадия, этап, объем проверяемой документации, организация-эксперт);
программу работ, направленных на обеспечение требуемого уровня надежности разрабатываемой системы (при необходимости);
перечень работ по метрологическому обеспечению на всех стадиях создания системы с указанием их сроков выполнения и организаций-исполнителей (при необходимости).
В разделе «Порядок контроля и приемки системы» указывают:
виды, состав, объем и методы испытаний системы и ее составных частей (виды испытаний в соответствии с действующими нормами, распространяющимися на разрабатываемую систему),
общие требования к приемке работ по стадиям (перечень участвующих, место и сроки проведения), порядок согласования и утверждения приемочной документации,
статус приемочной комиссии.
В разделе «Требования к составу и содержанию работ по подготовке объекта
автоматизации к вводу системы в эксплуатацию» необходимо привести перечень основных мероприятий, которые следует выполнить при подготовке объекта автоматизации к вводу автоматизированной системы в действие.
В перечень основных мероприятий включают:
приведение поступающей в систему информации к виду, пригодному для обработки с помощью персональных компьютеров,
изменения, которые необходимо осуществить в объекте автоматизации,
создание условий функционирования объекта автоматизации, при которых гарантируется соответствие создаваемой системы требованиям, содержащимся в ТЗ,
создание необходимых для функционирования системы подразделений и служб,
сроки и порядок комплектования штатов и обучения персонала.
В разделе «Требования к документированию» приводят:
согласованный разработчиком и заказчиком системы перечень подлежащих разработке комплектов и видов документов,
требования по документированию комплектующих элементов межотраслевого применения в соответствии с требованиями ЕСКД и ЕСПД,
при отсутствии государственных стандартов, определяющих требования к документированию элементов системы, дополнительно включают требования к составу и содержанию таких документов.
В разделе «Источники разработки» должны быть перечислены
Документы и информационные материалы (технико-экономическое обоснование, отчеты о законченных научно-исследовательских работах, информационные материалы на отечественные, зарубежные системы-аналоги и др.), на основании которых разрабатывалось ТЗ и которые должны быть использованы при создании системы.
ГОСТ 34 на создание технического задания:
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
Настоящий стандарт распространяется на автоматизированные системы (АС) для автоматизации различных видов деятельности (управление, проектирование, исследование и т. п.), включая их сочетания, и устанавливает состав, содержание, правила оформления документа «Техническое задание на создание (развитие или модернизацию) системы» (далее - ТЗ на АС).
Структура документа
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Полное наименование системы и ее условное обозначение
1.2 Номер договора (контракта)
1.3 Наименования организации-заказчика и организаций-участников работ
1.4 Перечень документов, на основании которых создается система
1.5 Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы
1.6 Источники и порядок финансирования работ
1.7 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы
1.8 Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при разработке ТЗ
1.9 Определения, обозначения и сокращения
2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
2.1 Назначение системы
2.2 Цели создания системы
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ
Продолжение документа: Техническое задание по ГОСТ 34 - разделы 4-8.
1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
полное наименование системы и ее условное обозначение;
шифр темы или шифр (номер) договора;
наименование предприятий (объединений) разработчика и заказчика (пользователя) системы и их реквизиты;
перечень документов, на основании которых создается система, кем и когда утверждены эти документы;
плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы;
сведения об источниках и порядке финансирования работ;
порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы (ее частей), по изготовлению и наладке отдельных средств (технических, программных, информационных) и программно-технических (программно-методических) комплексов системы.
Полное наименование системы и ее условное обозначение
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Полное наименование системы: Единая автоматизированная система учета кадров всех государственных предприятий "АС Кадры".
Краткое наименование системы: АС Кадры.
1.2 Номер договора (контракта)
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Шифр темы: АИС-КА-ФА-07
Номер контракта: №1/11-11-11-001 от 11.11.2007.
1.3 Наименования организации-заказчика и организаций-участников работ
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Заказчиком системы является Федеральное агентство "Государственные Кадры".
Адрес заказчика: 111000 г. Москва, Красная площадь, д.1.
Разработчиком системы является ООО "Крупнософт".
Адрес разработчика: 222000 г. Москва, Лубянка, д.1.
1.4 Перечень документов, на основании которых создается система
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Основанием для разработки АС "Кадры" являются следующие документы и нормативные акты:
– Государственный контракт №1/11-11-11-001 от 11.11.2007 года на выполнение работ по выполнению первого этапа работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий "АС Кадры";
– Федеральный закон от 01 июля 2006 г. N 555-ФЗ «Управление государственными кадрами»;
– Постановление Правительства РФ от 01 января 2000 г. N 11.11 «О федеральной целевой программе "Электронные кадры (2002 - 2009 годы)»;
– Концепция информатизации федерального агентства "Государственные кадры" на 2000-2010 годы.
1.5 Плановые сроки начала и окончания работы по созданию системы
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Плановый срок начала работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий "АС Кадры" – 01 апреля 2007 года.
Плановый срок окончания работ по созданию Единой автоматизированной системы учета кадров всех государственных предприятий "АС Кадры" – 15 декабря 2007 года.
1.6 Источники и порядок финансирования работ
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ (берется из технических требований на конкурс):
Источником финансирования является бюджет Российской Федерации.
Порядок финансирования определяется условиями Госконтракта.
1.7 Порядок оформления и предъявления заказчику результатов работ по созданию системы
ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
Система передается в виде функционирующего комплекса на базе средств вычислительной техники Заказчика и Исполнителя в сроки, установленные Госконтрактом. Приемка системы осуществляется комиссией в составе уполномоченных представителей Заказчика и Исполнителя.
Порядок предъявления системы, ее испытаний и окончательной приемки определен в п.6 настоящего ЧТЗ. Совместно с предъявлением системы производится сдача разработанного Исполнителем комплекта документации согласно п.8 настоящего ЧТЗ.
1.8 Перечень нормативно-технических документов, методических материалов, использованных при разработке ТЗ
ФОРМАЛЬНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (берется из технических требований на конкурс):
При разработке автоматизированной системы и создании проектно-эксплуатационной документации Исполнитель должен руководствоваться требованиями следующих нормативных документов:
– ГОСТ 19.201-78. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ;
– ГОСТ 34.601-90. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания;
– ГОСТ 34.201-89. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Виды, комплексность и обозначение документов при создании автоматизированных систем;
– РД 50-34.698-90. Методические указания. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Требования к содержанию документов.
- т.д.
1.9 Определения, обозначения и сокращения
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Сокращение Расшифровка
1 ФА Федеральное агентство
2 ТЗ Техническое задание
3 АИС Автоматизированная информационная система
2 НАЗНАЧЕНИЕ И ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
1) назначение системы;
2) цели создания системы.
2.1 Назначение системы
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Назначение системы» указывают вид автоматизируемой деятельности (управление, проектирование и т. п.) и перечень объектов автоматизации (объектов), на которых предполагается ее использовать.
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
АИС «Кадры» предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов федерального агентства "Государственные Кадры", в части исполнения следующих процессов:
- планирование структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик;
- произведение расчета заработной платы;
- оперативного учета движения кадров;
- ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников;
- рекрутинг персонала на вакантные должности;
- ведение архивов без ограничения сроков давности;
- публиковать открытую часть информации системы гражданам Российской Федерации.
АИС «Кадры» предполагается использовать в Федеральном агентстве "Государственные кадры", и в его территориальных органах, задействованных в исполнении вышеперечисленных процессов.
2.2 Цели создания системы
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
В подразделе «Цели создания системы» приводят наименования и требуемые значения технических, технологических, производственно-экономических или других показателей объекта автоматизации, которые должны быть достигнуты в результате создания АС, и указывают критерии оценки достижения целей создания системы.
Обычно данный подраздел содержит как формальное, так и реальное описание достигаемых целей.
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Основными целями создания АИС «Кадры» являются:
- Замещение существующей информационной системы, которая не предоставляет возможность комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов, перечисленных выше, измененных в связи с вводом новых правил управления кадрами в марте 2007 года. Существующая информационная система является морально устаревшей, не отвечает современным требованиям, предъявляемым к информационным системам (разработана под ОС DOS), в связи с чем, ее дальнейшее развитие нецелесообразно.
- Повышение эффективности исполнения процессов, перечисленных выше, путем сокращения непроизводительных и дублирующих операций, операций, выполняемых «вручную», оптимизации информационного взаимодействие участников процессов.
- Повышение качества принятия управленческих решений за счет оперативности представления, полноты, достоверности и удобства форматов отображения информации;
- Повышение информационной открытости и прозрачности деятельности органов Федерального агентства "Государственные кадры", повышение удобства и комфорта (снижение финансовых и временных затрат) физических и юридических лиц при получении информации о деятельности агентства, и его услугах.
Для реализации поставленных целей система должна решать следующие задачи:
- Ввод данных реестров;
- Редактирование данных реестров;
- Построение аналитических отчетов и выписок;
- Интегрироваться с существующими АИС других государственных органов;
- т.п.;
3 ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА АВТОМАТИЗАЦИИ
УКАЗАНИЯ ГОСТ:
1) краткие сведения об объекте автоматизации или ссылки на документы, содержащие такую информацию;
2) сведения об условиях эксплуатации объекта автоматизации и характеристиках окружающей среды.
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Объектом автоматизации являются процессы по управлению государственными кадрами, а также контроль эффективности выполнения указанных процессов.
Процессы управления государственными кадрами включают в себя:
- планирование структуры организаций, штатных расписаний и кадровых политик;
- произведение расчета заработной платы;
- оперативного учета движения кадров;
- ведение административного документооборота по персоналу и учету труда, аттестации и определению потребностей (обучение, повышение квалификации) работников;
- рекрутинг персонала на вакантные должности;
- ведение архивов без ограничения сроков давности;
- публикация открытой части информации системы населению.
Данные процессы осуществляются следующими специалистами:
- Экономистами планово-экономического отдела или отдела труда и заработной платы;
- Инспекторами отделов кадров и менеджерами по персоналу;
- Руководителями различного уровня, в т.ч. и высшим руководством;
- Табельщиками и сотрудниками табельных бюро;
- Бухгалтерами расчетной части и главными бухгалтерами предприятий.
Основные задачи, функции и полномочия Федерального агентства определены Положением, утвержденным постановлением от 01 января 2000 года № 333.
Также в этом разделе можно описать "Существующее программное обеспечение":
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
В настоящий момент в федеральном агентстве в области управления государственными кадрами и смежных областях разработаны и внедрены следующие информационные системы:
- Система расчета заработной платы;
- Система документооборота;
- Реестр сотрудников.
Система расчета заработной платы
Система реализована сотрудниками Федерального агентства.
Система используется бухгалтерами расчетной части и главными бухгалтерами предприятий.
Система реализует следующие функции: ...
Система документооборота
Система реализована сотрудниками Федерального агентства.
Система используется экономистами планово-экономического отдела.
Система реализует следующие функции: ...
Реестр сотрудников
Реестр сотрудников ведется инспекторами отделов кадров и менеджерами по персоналу.
Реестр реализует следующие функции: ...
Также в этом разделе можно описать "Существующее техническое обеспечение":
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Телекоммуникационная инфраструктура развернута на базе оборудования, принадлежащего Федеральному агентству "Государственные кадры".
Каждый районный отдел агентства имеет выделенный сервер БД.
Все серверы БД объединены в единую телекоммуникационную сеть по выделенным линиям с пропускной способностью 1 Мб/сек.
Также в этом разделе можно описать "Существующее нормативно-правовое обеспечение":
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Существующее нормативно-правовое обеспечение составляют следующие федеральные и областные нормативные правовые акты:
– Конституция Российской Федерации;
– Гражданский кодекс Российской Федерации;
- т.д.
Также в этом разделе можно добавить "Описание процессов федерального агентства":
ПРИМЕР СОДЕРЖАНИЯ:
Участники процесса 1: Процесс приема сотрудника на работу
Наименование подразделения Выполняемые действия Используемые ресурсы
Отдел кадров Проведение собеседования Сотрудник отдела кадров
Служба безопасности Проверка подлинности поданных Сотрудники службы б-и
Документов
Схема инфрормационного взаимодействия процесса 1: