Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений. (5 – 10 предл) Критерии оценивания задания приведены ниже.
Рекомендации по ответу на вопрос 9 и 16
Внимательно читаем вопрос и понимаем предмет анализа.
Внимательно читаем вопрос и понимаем, из чего выбираем.
спрашивают о прозе, следовательно, только прозаические произведения вспоминаем;
спрашивают о стихотворениях, следовательно, только стихи вспоминаем; спрашивают о произведениях, следовательно, выбор расширяется.
Находим (вспоминаем) 2-а произведения, которые соответствуют вопросу, и называем их в начале сочинения (или последовательно в начале каждой из частей сочинения).
Выдвигаем первый тезис, в котором формулируем один из аспектов, заложенных в вопросе, чтобы сопоставить первое из нами предлагаемых стихотворений (произведений) с данным.
Сопоставляем первое из предлагаемых нами стихотворений (произведений) в направлении предложенного тезиса.
Выдвигаем второй тезис, в котором формулируем один из аспектов, предполагаемых вопросом, чтобы сопоставить второе из наших стихотворений (произведений) с данным.
Сопоставляем второе из предлагаемых нами стихотворений (произведений) в направлении предложенного тезиса.
В произведении Тургенева «Отцы и дети» главные герои, Евгений Базаров и Павел Кирсанов, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве. Герои расходятся во мнениях почти всё время, о чём бы они не вели беседу. Чаще всего причинами их столкновений становятся разговоры: о нигилизме, сути крестьянской общины, роли дворянства в обществе. Поскольку Базаров является нигилистом, то спорили персонажи довольно часто, так как его взгляды не соответствовали традиционному складу ума общества в то время.
Спорят о жизни и насущных социальных вопросах и главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Порфирий Петрович. На протяжении всего произведения следователь Порфирий Петрович пытается добиться от Раскольникова признания в убийстве. Во время этого он узнаёт о теории бывшего студента и его взглядах на жизнь. Следователь считает теорию Родиона антигуманной и неподобающей общественным порядкам.
В произведении Тургенева «Отцы и дети» главные герои, Евгений Базаров и Павел Кирсанов, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве. Герои расходятся во мнениях почти всё время, о чём бы они не вели беседу. Чаще всего причинами их столкновений становятся разговоры: о нигилизме, сути крестьянской общины, роли дворянства в обществе. Поскольку Базаров является нигилистом, то спорили персонажи довольно часто, так как его взгляды не соответствовали традиционному складу ума общества в то время.
Спорят о жизни и насущных социальных вопросах и главные герои романа Достоевского «Преступление и наказание» Родион Раскольников и Порфирий Петрович. На протяжении всего произведения следователь Порфирий Петрович пытается добиться от Раскольникова признания в убийстве. Во время этого он узнаёт о теории бывшего студента и его взглядах на жизнь. Следователь считает теорию Родиона антигуманной и неподобающей общественным порядкам.
1. Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным
текстом
2 Названо произведение, и указан его автор, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа
1 Названо только произведение без указания автора, или указан
только автор без указания произведения, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа,
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение
поверхностно, формально2 сопоставлено с предложенным
текстом в заданном направлении анализа
0 Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с
предложенным текстом в заданном направлении анализа
2. Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным
текстом
2 Названо произведение, и указан его автор, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа
1 Названо только произведение без указания автора, или указан
только автор без указания произведения, произведение
убедительно сопоставлено с предложенным текстом в заданном
направлении анализа,
ИЛИ названо произведение, и/или указан его автор, произведение
поверхностно, формально сопоставлено с предложенным текстом
в заданном направлении анализа
0 Не названо произведение, и не указан его автор,
И/ИЛИ не проведено сопоставление произведения с
предложенным текстом в заданном направлении анализа
3. Привлечение текста произведения при сопоставлении для
аргументации
4 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух
выбранных произведений, оба текста привлекаются на уровне
анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов,
микротем, деталей и т.п., авторская позиция исходного и
выбранных произведений не искажена, фактические ошибки
отсутствуют
2 Формальным _______сопоставлением считается случай, когда экзаменуемый ограничивается
повторением слов из формулировки задания для обозначения аспекта сопоставления.
3 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух
выбранных произведений, но текст одного произведения
привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания
фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого –
на уровне его пересказа или общих рассуждений о содержании,
авторская позиция исходного и выбранных произведений не
искажена,
И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка
2 При сопоставлении для аргументации привлекаются тексты двух
выбранных произведений на уровне пересказа или общих
рассуждений об их содержании (без анализа важных для
выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и
т.п.), авторская позиция исходного и выбранных произведений не
искажена,
ИЛИ текст одного выбранного произведения привлекается на
уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов,
образов, микротем, деталей и т.п., а текст другого выбранного
произведения не привлекается, авторская позиция исходного и
выбранного произведений не искажена,
И/ИЛИ допущены две фактические ошибки
1 При сопоставлении для аргументации текст одного выбранного
произведения привлекается на уровне пересказа произведения
или общих рассуждений о его содержании (без анализа важных
для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей
и т.п.), а текст другого произведения для сопоставления не
привлекается, авторская позиция исходного и выбранного
произведений не искажена,
ИЛИ авторская позиция одного из произведений (исходного или
одного из двух выбранных) искажена (при любых уровнях
привлечения текста, описанных для 4, 3 и 2 баллов),
И/ИЛИ допущены три фактические ошибки
0 При сопоставлении для аргументации суждений не привлекается
текст ни одного из выбранных произведений,
И/ИЛИ искажена авторская позиция единственного
выбранного произведения, или двух выбранных
произведений, или исходного и выбранного(-ых) произведений,
И/ИЛИ допущены четыре или более фактические ошибки
4. Логичность и соблюдение речевых норм
2 Отсутствуют логические, речевые ошибки
1 Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая,
и/или речевая) – суммарно не более двух ошибок
0 Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от
наличия/отсутствия ошибок других видов)
Максимальный балл – 10__
Какие герои русской литературы, подобно Пьеру и Андрею, спорят о жизни и общественном устройстве? В ответе укажите авторов и названия произведений.
Так же, как Пьер Безухов и Андрей Болконский, главные герои комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» - Чацкий и Фамусов - пространно рассуждают о проблемах современности, приводя доводы, доказывая свою правоту. Их столкновения происходят по многим вопросам: это отношение к крепостному праву, к государственной службе, к отечественной науке и культуре, к образованию, национальным традициям и языку. Подобно Болконскому, Чацкий воспринимает проблемы общества, как свои личные, имеет активную гражданскую позицию. Например, он говорит: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Значит, Чацкий не станет ради карьеры льстить, угодничать, унижаться. Он хочет служить «делу, а не лицам» и не желает искать развлечения, если занят делом. Павел Афанасьевич Фамусов, как и Пьер, – богатый барин, который мало задумывается об общественных проблемах, которому нет дела до других людей. Однако он уверен, что высокого статуса и успешного продвижения по служебной лестнице следует достигать любыми средствами: сгибаться в поклонах перед начальством или представителями власти, льстить, выступать при необходимости в роли шута.
В романе И. С. Тургенева «Отцы и Дети» главные герои спорят о русском народе, о нравственных нормах, о принципах нигилизма, о науке, об искусстве, о природе. Павел Петрович Кирсанов такой же мечтатель, как и Пьер Безухов: он живёт отдалённо от народа, не знает о проблемах и тяготах простых крестьян. Евгений Базаров, подобно Андрею Болконскому, имеет более реалистичные, скептические взгляды на жизнь, близок к простым людям: подчеркивает свою связь с народом, и даже гордится тем, что его «дед землю пахал».