Выпускная аттестационная работа на тему:
Методика преподавания занятий
по кулинарии (на примере темы «Различные виды теста»)
Выполнил: слушатель курсов переподготовки
учителей технологии группы 2-от
Коваленко Любовь Владимировна
Научный руководитель:
к.п.н., доцент О.Н. Филиппова
Актуальность дипломной работы
Питание это важное и непростое занятие, которое требует определенных знаний, навыков, значительной культуры. В правильно приготовленной пище должны содержаться все необходимые для организма человека питательные вещества. Знание химического состава продуктов, их калорийности и пищевой ценности дает возможность правильно проводить их тепловую обработку во время приготовления блюд. Особое значение в современных условиях имеет подготовка подрастающего поколения к самостоятельной жизни, связанной с их созидательной и преобразующей трудовой деятельностью, профессиональным самоопределением. Разрешить объективно существующую в обществе, потребность в трудовом становлении молодежи, призвана образовательная область «Технология».
Цель дипломной работы
разработать содержание и методику проведения преподавания раздела кулинария (на примере темы «Виды теста»)
Объект дипломной работы
Предмет дипломной работы
процесс обучения учащихся приготовления различным видам теста на уроках технологии
формы и методы обучения учащихся на занятиях технологии для получения различных видов теста
Задачи дипломной работы
Рассмотреть и проанализировать психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по теме выпускной аттестационной работы
Определить материально-техническое оснащение (инструменты) для работы с различными видами теста.
Рассмотреть авторскую программу и составить рабочую программу для проведения уроков технологии в 7 классе.
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА СОСТОИТ ИЗ ТРЕХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ ГЛАВ:
Глава 3.
Оборудование и материалы для проведения уроков по разделу кулинария
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации уроков технологии
Глава 2. Содержание и методика обучения на уроках технологии по разделу кулинария (на примере темы «Виды теста»)
Глава 1. Психолого-педагогические основы организации уроков технологии.
1.1. Психолого-педагогические особенности учащихся седьмого класса.
1.2. Вопросы мотивации учащихся к творческой деятельности на уроках технологии.
Выводы первой главы
Подростковый возраст называют переходным возрастом, потому что в течение этого периода происходит своеобразный переход (от детского к взрослому состоянию, от незрелости к зрелости). Переход к взрослости пронизывает все стороны развития подростка: и его анатомо-физиологическое, и интеллектуальное, и нравственное развитие – и все виды его деятельности. Проблема формирования мотивации учебно-познавательной деятельности лежит на стыке обучения и воспитания, является важнейшим аспектом современного обучения.
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.
Глава 2. Содержание и методика обучения на уроках технологии по разделу кулинария (на примере темы «Виды теста»)
2.1. Содержание учебной программы
2.2. Содержание учебно-тематического плана
2.3. Планы-конспекты уроков
2.1. Содержание рабочей программы
Рабочая программа по технологии для 7 класса составлена на основе Основной образовательной программы основного общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Б.И. Веремея рабочего поселка Мишеронский» Шатурского муниципального района Московской области, авторской программы по технологии: Хохлова М.В., П.С. Самородский, Н.В. Симоненко 5-8(9) классы (Вентана-Граф, 2010), учебника Технология ведения дома: 7 класс Н.В. Синица, П.С. Самородский (Вентана-Граф,2014), учебника Технология Индустриальная технология: 7 класс Н.В. Синица, П.С. Самородский (Вентана-Граф,2014).
Цель и задачи рабочей программы
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Задачи образовательной программы:
* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;
Цель и задачи рабочей программы
Главной целью предмета «Технология» является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в современном информационном постиндустриальном обществе.
Задачи образовательной программы:
* создание условий обучения, при которых учащиеся могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире;
* формирование личности ученика, обладающей интеллектуальной, этической, технологической культурой, культурой ЗОЖ, способной к самовоспитанию и самореализации;
*формирование у всех участников УВП интеллектуальной, исследовательской, информационной культуры и культуры самореализации;
Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности по созданию личностно или общественно значимых продуктов труда;
- овладение общетрудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания продуктов труда, ведения домашнего хозяйства, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов; безопасными приемами труда;
- развитие познавательных интересов, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей;
- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда;
- получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.
2.2. Содержание учебно-тематического плана
- Учебно-тематический план раскрывает технологию изучения программы по предмету Технология для 7 класса, определяет последовательность тем и количество часов на каждую из них, представляет собой таблицу, в которой обозначены разделы и темы программы с определением количества отведенных на их изучение часов, с разбивкой на теоретические и практические часы.
- В соответствии с учебно-тематическим планом программы на изучение раздела «Кулинария» отводится шестнадцать часов, из которых 8 часов отводятся на изучение тем «Мучные изделия. Виды теста».
№ урока
Тема занятия
Вводное занятие (2 часа)
1-2
Вводное занятие. Техника безопасности.
Кулинария (16 часов)
3-4
Физиология питания. Практическая работа «Определение доброкачественности продуктов»
5-6
Мучные изделия. Виды теста. Инструменты и приспособления для работы с мучными изделиями.
7-8
Изделия из пресного теста.
Практическая работа «Приготовление вареников»
9-10
Изделия из бисквитного теста.
Практическая работа «Приготовление пирога».
11-12
Изделия из песочного теста.
Практическая работа «Приготовление домашнего печенья»
13-14
Непеченые кондитерские изделия.
Практическая работа «Приготовление пироженных».
15-16
Сладкие блюда. Практическая работа «Приготовление яблочного мусса».
17-18
Заготовка продуктов. Практическая работа «Варенье из яблок».
2.3. Планы-конспекты проведения занятий раздела Кулинария (на примере темы «Виды теста»)
План – конспект уроков №11 – 12
Тема: « Изделия из песочного теста.»
Практическая работа «Приготовление домашнего печенья»
Цели урока:
- познакомить с технологией приготовления песочного теста;
- формировать навыки приготовления блюд;
- прививать чувство меры, красоты;
-воспитывать доброжелательные отношения в коллективе;
-развивать умение планировать, организовывать и выполнять работу в группах.
Тип урока : 2 урока по 45 минут, комбинированный.
Ход урока
- Организационный момент (3-5мин.)
2. Повторение пройденного материала (10 мин.)
3. Объяснение нового материала (20мин)
Приготовление песочного теста
Для приготовления песочного теста тщательно размешивают (взбивают) 200 г сахара, 300 г сливочного масла, 2 яйца. Добавляют немного соли, соды, погашенной в уксусе, всыпают 1/2 кг муки и быстро размешивают.
В песочное тесто можно добавить также лимонную или апельсиновую цедру, ванилин, корицу, толченые орехи, какао. Нельзя месить песочное тесто слишком долго, иначе оно станет плотным, жестким. Тесто готово, когда оно не приклеивается к доске и становится гладким. Вымешанное тесто на некоторое время помещают в холодильник, чтобы оно затвердело.
Затем тесто раскатывают скалкой до нужных размеров. Для того чтобы пласты раскатанного теста переложить на противень, их нужно сначала намотать на скалку. Перед выпечкой печенье и пирожки из песочного теста смазывают яйцом, яичным белком, холодной водой или молоком. Духовку нужно предварительно хорошо разогреть, выпекать при равномерной температуре (180 — 200°С).
Готовые изделия сразу снимают с противня или вынимают из формы. Нарезают только после того, как полностью остынут.
4. Практическая работа «Приготовление Домашнего песочного печенья» (45-50мин.)
Текущий инструктаж по ТБ. Дегустация блюд.
5. Закрепление материала. Подведение итогов урока (5-7мин.)
6. Домашнее задание (2-3мин.). Записать любимые семейные рецепты приготовления изделий из песочного теста.
Глава 3. Оборудование и материалы применяемые для приготовления различных видов теста
3.1. Материально-техническое оснащение (инструменты)
3.2. Инструменты и приспособления при работе с мучными изделиями
3.3. Организация безопасного труда на уроках технологии
3.1. Материально-техническое оснащение (инструменты)
К материально-техническому оснащению по технологии относят практически все материальные средства, с помощью которых осуществляются учебный процесс.
Кухня-лаборатория:
3.2. Инструменты и приспособления при работе с мучными изделиями.
1. Посуда и инструменты для замеса теста.
2. Посуда и инструменты для разделки теста.
3. Посуда и инструменты для выпечки теста.
4. Инструменты и посуда для отделки изделий из теста.
5. Оборудование для выпечки мучных изделий.
3.3 Организация безопасного труда на уроках технологии при работе с различными видами теста
Учителя технологии обязаны принимать все меры для создания здоровых и безопасных условий проведения занятий
- обеспечивать выполнение действующих правил и инструкций по безопасности труда и производственной санитарии;
- проводить практические работы при наличии соответствующего оборудования и других условий, предусмотренных правилами и нормами по безопасности труда;
- обеспечивать безопасное состояние рабочих мест, оборудования, приборов, инструментов и санитарного состояния помещения;
- - проводить инструктаж учащихся по безопасности труда;
- - выполнять запись о проведённом инструктаже в журнале по ОТ и ТБ.
Заключение
В выпускной аттестационной работе по теме: «Методика преподавания занятий по кулинарии (на примере темы «Различные виды теста»)» была разработана рабочая программа, учебно-тематический план, планы-конспекты проведения занятий по основам приготовления мучных изделий из разных видов теста, способствующих развитию творческих способностей учащихся, в работе с мучными изделиями. На занятиях учащиеся могут овладеть технологией выполнения разнообразных оригинальных изделий из разного вида теста.
Изучено материально-техническое оснащение (инструменты) для работы на уроках технологии при приготовлении мучных изделий и определены правила безопасной работы. Весь курс обучения построен таким образом, что кроме развития и коррекции практических навыков детям предлагается и интересный информационный материал, способствующий расширению кругозора детей, облегчающий их дальнейшую социализацию. Дети любят готовить, пользуются всевозможными приборами и посудой, учатся работать с современной бытовой техникой.
- В конечном итоге можно сказать, что при разработке дипломной работы, поставленная цель и задачи достигнуты.
Спасибо за внимание!