Выпускная квалификационная работа
Анализ типичных ошибок при выполнении заданий ЕГЭ по физике на тему: «Электродинамика. Квантовая механика (расчетная задача)»
Разработала преподаватель физики ГАПОУ СО «Саратовский техникум отраслевых технологий»
Соляник Стелла Равиловна.
2019г.
Общая информация о результатах проведения ЕГЭ – 2018, 2019 г.
Какие задания оказались сложными для выпускников 2018 года [2]
• явления фотоэффекта и распространения электромагнитных волн. Здесь плохо распознаются графики зависимости энергии фотоэлектронов от частоты падающего света и энергии фотонов от длины волны.
• наиболее сложными оказались задания на определение направления силы Лоренца для заряженной частицы, движущейся вдоль проводника с током.
• по электродинамике многие не справились с задачами на движение в магнитном поле конического маятника с заряженным шариком.
• задачи по квантовой физике: трудности вызвала задача на фотоэффект.
Рассмотрим обстановку, сложившуюся на ЕГЭ в Саратовской области в 2019 году[3]
Рассмотрим динамику результатов ЕГЭ по физике за 2017 – 2019 годы (Таблица 1). Мы наблюдаем рост среднего балла по сравнению с 2017 годом, на 32 % увеличилось количество получивших от 81-99 баллов, но количество 100 – балльников уменьшилось вдвое.
Результаты ЕГЭ по физике 2019 года в Саратовской области в целом сопоставимы с результатами ЕГЭ прошлых лет.
В задании 32 требовалось связать величину тока насыщения при фотоэффекте с мощностью падающего излучения. Задание вызвало наибольшие затруднения (менее 6% успешно выполнивших, причем и среди высокобалльных работ процент успешного выполнения этого задания чуть более 50%).
16 Сумма первичных баллов, полученных всеми участниками группы за конкретное задание, отнесенное к произведению количества участников группы на максимальный балл за задание.
Задачи. Анализ ошибок. Рекомендации.
Задание 32 №9331[5]
Решение:
В своей работе я представлю несколько задач, рассмотрение которых позволит решить возникшую проблему. Все изложенные далее задачи опубликованы в пособии [4]. При разборе мы встретим еще ряд проблем, которые традиционно возникают у выпускников.
Решение проблемы
Задача 17.2. [4]
Свет мощностью 0,5 кВт с длиной волны 20 нм падает перпендикулярно к поверхности площадью 100 см2. Сколько фотонов ежесекундно падает на 1 см2 этой поверхности?
Задача 17.3. [4]
На пластинку, которая отражает 70% и поглощает 30% падающего света, каждую секунду перпендикулярно подают 3 10 20 одинаковых фотонов, которые оказывают на пластинку действие силой 0,675 мкН. Определите длину волны падающего света.
Задача 17.4. [4] Красная граница фотоэффекта для некоторого металла 497 нм. Какова скорость электронов, выбиваемых из пластины светом с длиной волны 375 нм?
Задача 17.5. [4] Найдите задерживающую разность потенциалов для фотоэлектронов (см. рис. 17.5.1.), вырываемых с поверхности натрия светом с длиной волны 400 нм.
Заключение
РЕКОМЕНДАЦИИ специалистов ГАУ СО «РЦОКО» [3]:
1) При подготовке учащихся к ЕГЭ по физике более активно развивать у них способность применять полученные знания к решению задач средней сложности: стандартных, но не сводящихся к использованию одной - двух известных формул.
2) При подготовке учащихся, претендующих на высокий результат, следует также развивать у них общефизический подход к анализу задач, в том числе способность самостоятельно записывать формулы, описывающие простейшие закономерности.
3) Также необходимо обратить внимание учащихся на необходимость при оформлении заданий с развернутым ответом подробного описания своих действий с указанием используемых законов, а также необходимость обоснования выдвигаемых утверждений.
Чтобы реализовать полученные рекомендации необходимо, как показано в моей работе, формировать современное мировоззрение учащихся, осуществлять метапредметный подход в изложении материала и результатом будет успешная сдача выпускниками ЕГЭ по физике.
Библиография
1. http://ege.lancmanschool.ru/fizika/kak-gotovitsya-k-ege-po-fizike-v-2019-godu/
2. https :// journal . school - olymp . ru / tipichnye - oshibki - ege -2019- matematika - shizika - informatika
3. Статистико-аналитический отчет о результатах государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в Саратовской области. ГАУ СО «РЦОКО». 2019г. – с. 129-141.
4. Соляник С. Р. Физика без репетитора. Пособие для подготовки к сдаче ЕГЭ и вступительным экзаменам в вузы. – М. ООО «Хит - книга», 2019. – 497 – 501 с.
5. https://mathb-ege.sdamgia.ru/
6. Физика . 11 класс . Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. М.: 2014. - 440с. 23-е изд. - М.: 2014. - 400с. 19-е изд. - М.: 2010. - 400с.
Спасибо за внимание!