СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГАПОУ НСО «Новосибирский педагогический колледж №1
им. А.С. Макаренко»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Стринг-арт как средство развития пространственного мышления у младших школьников
Хвалова Софья Дмитриевна
Специальность 44.02.02
Преподавание в начальных классах
Курс 3, группа 302-2022
Руководитель:
Федорова Елена Васильевна
Форма обучения: очная
2025
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические основы развития пространственного мышления у обучающихся начальных классов .…………...………………………………….7
1.1. Понятие пространственного мышления и ее значение для развития обучающихся начальных классов.………………...……………………………..7
1.2. Роль стринг-арта в развитии пространственного мышления у обучающихся начальных классов.……………………………………………….9
ГЛАВА 2. Использование стринг-арта для развития пространственного мышления у обучающихся начальных классов на уроках технологии…………………………………….…….……………………...…….16
2.1. Методические рекомендации по использованию техники стринг-арта с обучающимися начальных классов на уроках технологии.……………………………………….……………………...…...…..16
2.2. Описание опытно-практической работы по использованию техники стринг-арта на уроках технологии для развития пространственного мышления у обучающихся начальных классов.………………………………………………………………………..….28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………….………………………….……………………...….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………..41
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы обусловлена в том, что современном образовательном процессе особое внимание уделяется развитию пространственного мышления, которое играет ключевую роль в освоении таких дисциплин, как геометрия, черчение, архитектура, инженерия и дизайн. Одним из эффективных, но пока недостаточно изученных методов формирования пространственного представления является стринг-арт (ниткография) —техника создания изображений с помощью нитей, натянутых на гвозди, закрепленные на твердой основе. Данный вид творчества сочетает в себе элементы математики, искусства и ручного труда, что делает его ценным инструментом в педагогической практике.
Пространственное мышление, являясь важной составляющей интеллектуального развития, играет ключевую роль в успешном освоении школьной программы.
Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (далее — ФГОС НОО) : "Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательной деятельности при получении начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся” [11, с.16]. Стринг-арт способствует развитию визуально-пространственного восприятия, абстрактного мышления, мелкой моторики и креативности. Однако, несмотря на его потенциал, методика применения стринг-арта в образовательном процессе остается малоисследованной, что определяет актуальность данной работы.
В современном мире, где развитие пространственного мышления у детей становится неотъемлемой частью образовательного процесса, на уроках технологии школьники учатся работать с различными материалами, инструментами и механизмами, что требует точности и координации движений.
Пространственное мышление играет важную роль в развитии детей, так как оно помогает им лучше понимать окружающий мир и ориентироваться в нем. Этот вид мышления способствует умению представлять объекты в трехмерном пространстве, анализировать их расположение и взаимодействие. У детей с хорошо развитым пространственным мышлением улучшается способность к решению задач, связанных с математикой, чтением карт, рисованием и конструированием. Также оно помогает развивать воображение и творческие способности. Формирование пространственного мышления в раннем возрасте положительно влияет на учебные успехи и общую когнитивную гибкость, что важно для дальнейшего обучения и повседневной жизни.
Данные навыки будут полезны не только в школьной жизни, но и в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Кроме того, уроки технологии способствуют развитию у детей умения работать с различными инструментами и материалами, что также требует хорошей мелкой моторик. Например, при работе с нитками, дети улучшают свою ловкость и точность движений, что важно не только для творческой деятельности, но и для повседневной жизни.
Стринг-арт оказывает значительное влияние на развитие пространственного мышления, поскольку требует от человека представлять и манипулировать геометрическими формами в воображении. При создании рисунков с помощью нитей и гвоздей необходимо планировать расположение линий, учитывать углы и расстояния между точками, что стимулирует работу зрительно-пространственного анализа. Этот процесс помогает улучшить способность мысленно вращать объекты, понимать их структуру и взаимосвязи частей. Кроме того, стринг арт развивает внимание к деталям, терпение и мелкую моторику, что также способствует более глубокому восприятию пространства. В итоге, регулярная практика в создании стринг арта способствует укреплению когнитивных навыков, необходимых для различных областей науки, техники и искусства, где важна способность работать с пространственной информацией.
Согласно ФГОС НОО предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее — ООП НОО) на уроках технологии должны отражать приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи [1, с. 20]. Стринг-арт на уроках технологии помогает учащимся развивать усидчивость, пространственное мышление, требует множество усилий и времени.
Проблема заключается в выявлении и апробировании методики обучения стринг-арт как средства развития пространственного мышления у младших школьников.
Объект: процесс развития пространственного мышления у младших школьников.
Предмет: методика обучения технике стринг-арт на уроках технологии в начальных классах.
Цель: выявление и апробирование методики обучения технике стринг-арт как средства развития пространственного мышления на уроках технологии.
Задачи:
Рассмотреть понятие пространственного мышления и ее значение для развития обучающихся начальных классов;
Определить роль стринг-арта в развитии пространственного мышления;
Составить методические рекомендации по использованию техники стринг-арт с обучающимися начальных классов на уроках технологии;
Провести и описать опытно-практическую работу по использованию техники стринг-арт на уроках технологии для развития пространственного мышления у обучающихся начальных классов.
Практическая значимость: составленные нами рекомендации по применению стринг-арта как средства развития пространственного мышления на уроках технологии помогут студентам в их будущей профессиональной деятельности, а также учителям начальных классов повысить качество учебно-воспитательного процесса, уровень социализации и развития личности каждого обучающегося.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого — педагогической и методической литературы, сравнительный анализ учебников начальной школы по технологии, систематизация материалов и обобщение.
Практический этап исследования проходил на базе МБОУ СОШ №120 г. Новосибирска, в классах начальной школы.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы, включающего 23 источников, и приложений, в которых содержатся наглядные пособия, технологические карты уроков.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Понятие пространственного мышления и ее значение для развития обучающихся начальных классов.
Мария Монтессори писала: «Развитие пространственного восприятия у ребенка — одна из важнейших задач образования, поскольку именно через понимание пространства он учится ориентироваться в мире и обретает самостоятельность...» [17].
Пространственное мышление — это вид умственной деятельности, направленный на восприятие, анализ, преобразование и создание пространственных образов, а также на оперирование ими в процессе решения практических и познавательных задач.
Пространственное мышление включает важный компонент интеллектуального развития младших школьников. Его формирование закладывает основу для успешного обучения и адаптации в современном мире. [18].
Целостное развитие младшего школьника — многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития.
Вот несколько причин, почему важно развивать пространственное мышление:
— В дошкольном возрасте дети в основном используют пространственное мышление через прямое взаимодействие с предметами. С приходом начальной школы происходит переход к работе с пространственными образами в уме, что позволяет решать задачи мысленно, без физического вмешательства.
— В младшем школьном возрасте ребёнок формирует основные понятия и представления о пространстве, усваивает геометрические связи и отношения.
— Пространственное мышление развивается в тесной связи с другими умственными процессами — вниманием, памятью, воображением, речью и логикой, что способствует комплексному развитию когнитивных способностей.
Для развития пространственного мышления в начальных классах часто используются специальные упражнения, игры, 3D-моделирование, конструирование и другие активности, которые способствуют развитию пространственного мышления и одновременно являются увлекательными для детей.
В когнитивной психологии, пространственное мышление часто связывается с визуально-пространственным интеллектом и рассматривается как способность к визуализации, мысленному вращению и трансформации объектов, а также к пониманию пространственных отношений и ориентации. Например, Р. Шеппард и Ж. Мецлер в своих классических экспериментах показали, что мысленное вращение объектов подчиняется тем же законам, что и физическое вращение, что свидетельствует о глубинных механизмах пространственного мышления, связанных с визуальными образами.
В отечественной психологии, в рамках деятельностного подхода, пространственное мышление рассматривается как форма практического интеллекта, формирующаяся в процессе предметно — практической деятельности. Б.Г. Ананьев подчеркивал связь пространственного мышления с восприятием пространства и двигательными навыками. И.С. Якиманская, развивая идеи деятельностного подхода, определяла пространственное мышление как способность оперировать пространственными образами для решения различных задач, включая конструктивные, графические и ориентационные. Она выделяла три уровня развития пространственного мышления: сенсорный, перцептивный и вербально-логический, подчеркивая постепенный переход от непосредственного восприятия к абстрактному оперированию пространственными образами.
В педагогических трудах пространственное мышление часто связывают с обучением геометрии и формированием умений в конструктивной деятельности. Особое внимание уделяется его важности для успешного освоения математических и технических предметов, а также для развития творческого мышления в изобразительном искусстве и дизайне. [16, с.77].
Роль стринг-арта в развитии пространственного мышления у обучающихся начальных классов.
В современном обществе, под действием постоянно растущего прогресса, ребенок часто сталкивается с рядом трудностей. Одной из таких трудностей является недостаточное развитие пространственного мышления, что в дальнейшем отрицательно сказывается на разных этапах обучения.
Стринг-арт (ниткография) — это вид декоративно-прикладного искусства, создание изображений с помощью нитей, натянутых на гвозди или штифты, закрепленные на основе. Этот вид деятельности не только увлекателен для детей, но и обладает значительным развивающим потенциалом, особенно в формировании пространственного мышления. [16].
История стринг-арт, также известного как изонить или нитяная графика, уходит корнями в XVII век, берет свое начало в Англии. Изобретение техники приписывают английским ткачам, которые использовали ее для создания декоративных карточек-образцов, втыкая гвозди или булавки в деревянные дощечки и переплетая между ними нити. Эти карточки служили своего рода схемами для ткацких узоров, позволяя ткачам визуализировать и планировать сложные переплетения нитей на станке. Изначально, стринг арт носил практический, утилитарный характер, помогая в ремесленном производстве.
Со временем, техника стринг-арт эволюционировала из утилитарного инструмента в самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства. В начале XX века стринг арт приобрел популярность как вид рукоделия и творческого выражения. Он стал распространяться среди разных слоев населения, особенно среди любителей рукоделия и народного творчества. В этот период стринг арт начинает использоваться для создания декоративных панно, открыток, украшений интерьера и других изделий прикладного искусства.
В 1960-х годах стринг арт-получил новую волну популярности благодаря работам британской художницы, математика и педагога Мэри Эверетт. Она использовала натяжение нитей между гвоздями для создания геометрических узоров на школьных уроках математики, что помогало учащимся лучше понимать пространственные концепции. Со временем стринг-арт стал популярным декоративным и образовательным направлением, сочетая в себе элементы искусства и математики. [23]
В дальнейшем стринг арт-продолжал развиваться, обогащаясь новыми методиками и материалами. Появились разнообразные стили и направления — от традиционных геометрических узоров до абстрактных и фигурных композиций. В работе стали использовать разные виды нитей, такие как мулине, шерсть, шелк и синтетика, а также различные основы из дерева, фанеры, картона, пенопласта и стекла. Украшения тоже стали разнообразнее: бисер, бусины, пуговицы и блестки. Сегодня стринг арт вновь набирает популярность благодаря интернету и соцсетям. Мастер-классы по этой технике пользуются спросом, а изделия становятся желанными подарками и элементами декора. Техника широко применяется в образовании, творческих студиях, домашнем рукоделии и арт-терапии, что подтверждает её значимость и многофункциональность как искусства и педагогического метода.
Стринг-арт является эффективным инструментом для развития пространственного мышления у детей, что подтверждается несколькими ключевыми аспектами. Эта техника создает уникальную среду для формирования способности мысленно представлять, анализировать и преобразовывать зрительные образы. В процессе работы со стринг-артом ребенок сталкивается с необходимостью перевода двухмерного изображения в трехмерное пространство, где плоский рисунок превращается в объемную композицию из нитей. Этот процесс требует четкого понимания пространственных отношений между элементами работы. Особенно ценным является то, что стринг-арт учит детей работать с системой координат — при создании узоров они неосознанно осваивают понятия осей симметрии, углов наклона нитей и принципов масштабирования. Техника демонстрирует удивительные геометрические закономерности, когда пересечение прямых линий из нитей создает иллюзию кривых, что развивает понимание пространственных преобразований. В процессе работы естественным образом осваивается пространственная терминология — дети начинают активно использовать такие понятия как "по диагонали", "параллельно", "зеркально", что укрепляет связь между визуальным образом и его вербальным выражением. Развитие пространственного мышления через стринг-арт имеет практическое значение для дальнейшего обучения - оно помогает в освоении геометрии, черчения, физики, программирования и 3D-моделирования. Начинать рекомендуется с простых симметричных узоров, постепенно переходя к более сложным композициям, при этом полезно проговаривать пространственные характеристики создаваемого изображения. Важным методическим приемом является анализ ошибок, когда ребенок наглядно видит, как смещение всего одного элемента изменяет всю пространственную структуру работы. Стринг-арт уникальным образом соединяет художественное творчество с развитием пространственного интеллекта, делая процесс формирования этого важного вида мышления увлекательным и наглядным.
Стринг арт обладает значительным педагогическим потенциалом для использования в начальном образовании, особенно в контексте развития пространственного мышления младших школьников. Его педагогическая ценность проявляется в развивающем, воспитательном и образовательном аспектах.
Развивающий аспект:
Развитие пространственного мышления: как уже отмечалось, стринг арт является эффективным средством развития визуально-пространственного восприятия, воображения, конструктивных способностей и пространственной ориентации. Процесс создания изображений в технике стринг арт требует от ребенка понимания пространственных отношений, умения мысленно вращать и преобразовывать формы, планировать последовательность действий и контролировать точность исполнения. Работа со схемами и шаблонами развивает графические навыки и умение читать чертежи.
Развитие мелкой моторики и координации движений: работа с мелкими деталями (гвоздиками, булавками, нитями) тренирует тонкую моторику пальцев рук, точность и координацию движений. Натягивание нитей требует усидчивости и аккуратности, способствует развитию зрительно-моторной координации.
Развитие творческих способностей и воображения: Стринг арт предоставляет широкие возможности для творческого самовыражения и экспериментирования. Дети могут создавать собственные узоры и композиции, выбирать цвета и фактуры нитей, использовать различные декоративные элементы. Процесс творчества стимулирует воображение, фантазию и нестандартное мышление.
Воспитательный аспект:
Формирование усидчивости, терпения и аккуратности: Создание изделий в технике стринг арт – процесс трудоемкий и требующий внимания к деталям, терпения и усидчивости. Дети учатся доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности и добиваться желаемого результата. Работа с мелкими элементами воспитывает аккуратность и бережное отношение к материалам и инструментам.
Развитие эстетического вкуса и чувства прекрасного: Стринг арт позволяет создавать красивые и оригинальные изделия, обладающие эстетической ценностью. Процесс творчества и созерцание результатов своей работы способствует развитию эстетического восприятия, чувства гармонии и красоты, формированию художественного вкуса.
Воспитание трудолюбия и уважения к труду: Стринг арт – это вид ручного труда, который позволяет детям осознать ценность ручной работы, уважать труд мастеров прикладного искусства. Создание изделий своими руками приносит чувство удовлетворения и гордости за свои достижения, способствует формированию положительной самооценки.
Образовательный аспект:
Интеграция с различными предметами школьной программы: Стринг арт может быть интегрирован в различные предметы начальной школы, такие как математика (геометрия, симметрия, координаты), изобразительное искусство (композиция, цвет, линия, форма), технология (работа с материалами и инструментами, конструирование), окружающий мир (изучение форм и структур в природе). Интеграция стринг арт в учебный процесс позволяет сделать обучение более интересным и практико-ориентированным, установить межпредметные связи и способствовать целостному восприятию мира.
Формирование навыков работы по инструкции и схеме: Создание изделий в технике стринг арт часто предполагает следование инструкциям и схемам. Дети учатся понимать условные обозначения, читать схемы и чертежи, действовать по алгоритму. Эти навыки важны для успешного обучения в школе и для дальнейшей жизни в современном технологичном мире.
Расширение кругозора и познавательной активности: Изучение истории стринг арт, знакомство с различными видами и техниками, исследование творчества мастеров прикладного искусства расширяют кругозор детей, стимулируют познавательный интерес и активность. Стринг арт может стать мотивацией для изучения математики, геометрии и других предметов, показывая их практическое применение и эстетическую ценность.
Таким образом, стринг арт представляет собой ценный педагогический инструмент, обладающий широким спектром развивающих, воспитательных и образовательных возможностей для младших школьников. Его использование в начальном образовании может способствовать комплексному развитию личности ребенка, формированию ключевых компетенций и повышению качества образовательного процесса.
Существуют различные виды стринг-арта:
Геометрический. Базируется на четких фигурах (круг, треугольник, звезда).
Особенности: точная разметка точек на основе углов и радиусов. Использование числовых последовательностей.
Контурный (изобразительный). Заполнение нитями силуэтов животных, букв, предметов.
Особенности: гвозди вбиваются по контуру изображения. Нити могут заполнять фигуру полностью или частично.
Многослойный. Комбинация нескольких слоёв нитей разных цветов.
Например: наложение прозрачных узоров друг на друга. Использование нитей разной толщины (мулине + шерсть). Эффект 3D за счет выпуклых элементов.
Абстрактный стринг-арт. Свободное плетение без строгого шаблона.
Методы: хаотичное плетение нитей. Градиентные переходы цвета. Эксперименты с плотностью натяжения.
Объёмный стринг-арт. Работа с 3D- основами (шары, пирамиды, кубы).
Минималистичный стринг-арт.
Принципы: лаконичные формы (1-2 линии). Монохромная палитра. Акцент на негативном пространстве.
Педагогический стринг-арт (для детей).
Упрощенные варианты: картон вместо дерева. Шаблоны с цифрами для обучения счету. [4, с.11-17]. (Приложение 1)
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СТРИНГ-АРТА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1. Методические рекомендации по использованию стринг-арта с обучающимися начальных классов на уроках технологии.
Использование техники стринг-арт на уроках технологии для обучающихся начальных классов может быть увлекательным и познавательным опытом. Вот несколько методических рекомендаций по использованию стринг-арт в обучении: начните с простых геометрических узоров, используя 2—3 базовых приема натяжения нитей. Покажите им, как натягивать нитку, используя различные видеоуроки или пошаговые схемы. Нити средней толщины. У детей развивается пространственное мышление, закрепляются математические понятия, воспитывается взаимопомощь, развивается художественный вкус и чувство композиции, такие понятия, как «верх», «низ», «край».
Большую роль играет материал, используемый для плетения. Здесь важно учесть два главных фактора: нить должна подходить для плетения и быть тактильно приятной. Чтобы нити подошли, важно выбрать мягкие. Так же, нужно выбрать основу для изделия. Мягкое дерево, плотный картон или пенопласт.
Индивидуальный подход. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка. Предложите разные уровни сложности заданий, чтобы каждый мог выбрать то, что соответствует его навыкам.
Применение в учебных проектах. Используйте стринг-арт в рамках учебных проектов, например, создание декоративных панно, конструирование полезных предметов (подставки), изготовление поздравительных открыток, которые могут быть полезными или декоративными. Связь с учебным материалом. Объясните детям историю и культурное значение стринг-арта. Можно связать изучение техники с изучением истории ремесел и традиций различных культур. Так же, можно интегрировать в геометрию (построение фигур), экологию (использование вторичных материалов).
Поощрение креативности. Поощряйте детей экспериментировать с разными цветами, текстурами и стилями при создании своих изделий. Это поможет им развить свою креативность. Коллективные проекты. Предложите детям работать в группах над коллективными проектами, где каждый вносит свой вклад. Это поможет развить навыки командной работы и обмена идеями.
Оценка и поощрение. Поощряйте детей за усердие и творчество при работе с стринг-артом. Организуйте выставку их работ или проведите небольшой конкурс для стимулирования интереса к теме.
Соблюдая эти рекомендации, вы сможете создать интересные и познавательные уроки технологии с использованием техники стринг-арта для обучающихся начальных классов.
Методы использования стринг арт:
Объяснительно-иллюстративный метод: используется на начальном этапе обучения для знакомства детей с техникой стринг арт, основными понятиями и приемами работы. Включает рассказ педагога, демонстрацию образцов изделий, показ пошаговых инструкций и видео материалов. Важно сочетать словесное объяснение с наглядной демонстрацией, обеспечивая понимание детьми последовательности действий и принципов техники.
Репродуктивный метод: предполагает выполнение заданий по образцу или инструкции. Дети повторяют действия педагога или следуют готовой схеме, осваивая основные технические приемы стринг арт. Репродуктивный метод важен для формирования базовых навыков и закрепления знаний, но необходимо постепенно переходить к более творческим методам, стимулирующим самостоятельность и инициативу.
Частично—поисковый метод: предполагает создание проблемных ситуаций и поиск решений под руководством педагога. Детям предлагается задание с элементами новизны, требующее применения уже освоенных знаний и умений в новой ситуации. Педагог направляет поиск решений, задает наводящие вопросы, помогает анализировать возникающие трудности и находить оптимальные способы их преодоления. Частично—поисковый метод развивает логическое мышление, самостоятельность и умение решать проблемы.
Исследовательский метод: предполагает самостоятельное исследование детьми различных аспектов стринг арт. Детям предлагается творческая задача открытого типа, не имеющая однозначного решения. Они самостоятельно определяют цель и задачи исследования, выбирают методы и материалы, экспериментируют, анализируют результаты и делают выводы. Исследовательский метод развивает познавательную активность, творческое мышление, навыки самостоятельной работы и исследования.
Проектный метод: предполагает реализацию творческих проектов по стринг арт, направленных на создание значимого для детей продукта. Проектная деятельность включает этапы планирования, организации, реализации и презентации проекта. Дети самостоятельно выбирают тему проекта, определяют цели и задачи, разрабатывают план действий, ищут необходимую информацию, создают изделие и представляют результаты своей работы. Проектный метод развивает комплекс компетентностей, включая познавательные, коммуникативные, социальные и творческие навыки.
Выбор методов использования стринг арт в образовательном процессе должен быть обоснован педагогическими целями и задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей, а также учитывать специфику данного вида творчества и его потенциал в развитии пространственного мышления младших школьников.
Методические советы по организации занятий.
Начинайте с простого: первые занятия по стринг арт должны быть ознакомительными и направлены на освоение базовых техник. Предлагайте детям простые геометрические узоры (линии, углы, квадраты, треугольники) и несложные силуэтные изображения. Постепенно усложняйте задания, вводя новые техники, более сложные схемы и композиции.
Используйте наглядность: активно используйте наглядные материалы на всех этапах обучения. Демонстрируйте образцы готовых работ, пошаговые инструкции в виде схем, рисунков или фотографий, видео-уроки и презентации. Обеспечьте доступность наглядных материалов для каждого ребенка, разместите их на видном месте в классе или предоставьте индивидуальные карточки-инструкции.
Создавайте игровую атмосферу: для младших школьников игра является важным мотивирующим фактором. Включайте игровые элементы в занятия по стринг арт: предлагайте детям творческие задания в игровой форме, используйте сказочных персонажей или сюжетные линии, организуйте соревнования или викторины на знание техник и узоров стринг арт.
Поощряйте творчество и самостоятельность: стринг-арт —это творческий вид деятельности, поэтому стимулируйте детскую инициативу и фантазию. Предоставляйте детям возможность выбора тем, материалов и техник, поощряйте экспериментирование и поиск собственных решений. Оценивайте не только конечный результат, но и процесс творчества, оригинальность и индивидуальность работы.
Интегрируйте стринг-арт с другими предметами: Используйте интегративный подход, связывая занятия по стринг арт с другими предметами школьной программы. Например, на уроках математики изучайте геометрические фигуры и симметрию, на уроках окружающего мира создавайте модели природных объектов, на уроках литературы иллюстрируйте сказки и рассказы. Межпредметные связи делают обучение более осмысленным и интересным.
Организуйте выставки детских работ: демонстрация достижений является важным фактором мотивации для детей. Регулярно организуйте выставки работ в классе, школе или на родительских собраниях. Поощряйте и отмечайте успехи каждого ребенка, создавая положительную эмоциональную атмосферу и чувство гордости за свои достижения.
Проанализировав учебники начальной школы по технологии (УМК Школа России), можно сказать, что в каждом классе стринг-арт можно внедрить в несколько тем. Наиболее удачным в первом классе использование техники стринг-арт будут уроки «Орнамент в полосе», «Подснежник и тюльпан», «Рамка для картины», «Секреты картона» в первом классе [9].
Во втором классе стринг-арт уместно использовать в темах: «Симметрия», «Открытка сюрприз», «Открытка к 8 Марта», «Какие бывают нитки? Как они используются?» — здесь темы не ограничивают нас в выборе изделия [10].
В третьем классе тоже немало творческих тем для внедрения стринг-арт, например: «Рельефы», «Строительство и украшение дома», «Открытка «Звезда»» [11].
Четвертый класс наиболее благоприятен, как обилием тем, так и возрастным особенностям детей. Обучающимся уже легче переносить длительную кропотливую работу. Примеры могут быть следующие — «Эмблема класса», «Интерьеры разных времен», «Изделия из полимеров», «Объемные рамки», «Плетеная открытка» [12].
Важность демонстрационного образца. На каждом уроке технологии обязательно должен быть представлен образец, выполненный из того же материала и в той же техники, как предложен детям.
Работа над демонстрационным образцом состоит из 3 этапов:
Организационно- подготовительный (исследовательский):
Эскизирование — это этап проектирование, над которым идёт изготовление эскизов в графическом варианте.
Моделирование — на данном этапе идёт подбор основы (дерево), подбор материала и инструментов для изготовления.
Конструирование (construct- схема) — это этап выстраивания всего технологического процесса.
На подготовительном этапе вам необходимо:
Выбрать вид (форму, размер).
Подобрать шаблон для создания композиции.
Продумать цвет элементов.
Технологический. Это поэтапное выполнение работы:
Выполнение работы в соответствии с продуманным технологическим процессом.
Разметка и крепление гвоздей (точек опоры).
Натяжение нитей (плетение).
Закрепить результат, декорирование.
Подведение результатов.
Соотносится готовая работа с задуманным. Происходит анализ и корректировки.
Таблица 1. Работа над демонстрационным образцом
Технологические операции | Графическое изображение | Инструменты, оборудования, приспособления |
Организационно-подготовительный (исследовательский) | ||
Эскизирование. | Рисунок 1. Эскиз карандашом. Рисунок 2. Эскиз в цвете. | Бумага, карандаш, листик, маркер. |
Моделирование. |
Рисунок 3. Используемые материалы. | Идёт подбор материалов и средств, для изготовления изделия. Нужно подготовить доску определенного размера и инструменты, и нитки. |
Конструирование. | Рисунок 4. Перенос эскиза на доску. | Этап переноса эскиза на доску. |
Технологический | ||
Разметка и крепление гвоздей. | Рисунок 7. Композиция с забитыми гвоздями. | По составленному эскизу далее нужно отметить разметку для гвоздей. Примечания: Длинна между гвоздями должна составлять- 0,5 см. |
Плетение. |
Рисунок 11. Плетение первой части композиции.
Рисунок 13. Завершение плетения первой части композиции.
Рисунок 14. Завершение плетения второй части. Начало плетения третей части. | Далее подбираются нити для работы (ирис, мулине). И начинаем плетение строго по эскизу. Данный вид будет называться многослойным. Так как, нити разного цвета накладываются друг на друга. Важным пунктом является закрепление нити в начале и в конце. Так же, на протяжении всего плетения нить должна быть в натяжение. Иначе в композиции не будет изображения. |
Оформление, декорирование. |
| Не забываем закрепить с помощью узла конец нитки. И переходим к декорированию композиции. В качестве декора можно взять все что угодно. Данная композиция задекорирована деревянными шариками.
|
Подведение результатов. |
| Готовое изделие соответствует эскизу, соблюдены все этапы выполнения. |
Преддипломная практика проходила в МБОУ СОШ №120, во 2 “В” классе. За время практики я провела большую работу с детьми на тему своей дипломной работы. Я сделала следующие вывод по окончанию практики:
Уроки технологии позволяют успешно развивать у учащихся организаторские способности, самостоятельность, умение применять на практике полученные знания, проявлять творчество, свободу мышления и давать публичную оценку своей работы.
В процессе деятельности на уроках технологии обучающимися осваиваются планируемые результаты:
Личностные:
Положительное отношение к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке; привычка к организованности, порядку, аккуратности;
Предметные:
Обучающиеся научатся использовать приобретённые знания и умения для творческой самореализации при оформлении своего дома и классной комнаты, при изготовлении подарков близким и друзьям, игрушечных моделей, художественно—декоративных и других изделий; решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач заложит развитие основ творческой деятельности, конструкторско—технологического мышления, пространственного воображения, эстетических представлений, формирования внутреннего плана действий, мелкой моторики рук; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам; сформированность умения безопасного пользования необходимыми инструментами в предметно—преобразующей деятельности.
Метапредметные:
Познавательные:
Базовые логические и исследовательские действия: осуществлять анализ объектов и изделий с выделением существенных и несущественных признаков; делать обобщения (технико-технологического и декоративно-художественного характера) по изучаемой тематике; использовать схемы, модели и простейшие чертежи в собственной практической творческой деятельности; комбинировать и использовать освоенные технологии при изготовлении изделий в соответствии с технической, технологической или декоративно-художественной задачей; понимать необходимость поиска новых технологий на основе изучения объектов и законов природы, доступного исторического и современного опыта технологической деятельности.
Работа с информацией: осуществлять поиск необходимой для выполнения работы информации в учебнике и других доступных источниках, анализировать её и отбирать в соответствии с решаемой задачей; анализировать и использовать знаково-символические средства представления информации для решения задач в умственной и материализованной форме, выполнять действия моделирования, работать с моделями; использовать средства информационно-коммуникационных технологий для решения учебных и практических задач (в том числе Интернет с контролируемым выходом), оценивать объективность информации и возможности её использования для решения конкретных учебных задач; следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках.
Регулятивные:
Рационально организовывать свою работу (подготовка рабочего места, поддержание и наведение порядка, уборка после работы); выполнять правила безопасности труда при выполнении работы; планировать работу, соотносить свои действия с поставленной целью; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами, прогнозировать действия для получения необходимых результатов; выполнять действия контроля и оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; проявлять волевую саморегуляцию при выполнении работы.
Коммуникативные:
Вступать в диалог, задавать собеседнику вопросы, использовать реплики-уточнения и дополнения, формулировать собственное мнение и идеи, аргументированно их излагать, выслушивать разные мнения, учитывать их в диалоге; строить рассуждения о связях природного и предметного мира, простые суждения (небольшие тексты) об объекте, его строении, свойствах и способах создания; объяснять последовательность совершаемых действий при создании изделия. [1]
Уроки во втором классе были посвящены двум темам.
1 тема: «Нитяная графика. Цветок». Было знакомство с понятием «Изонить». Что с помощью нитки можно не только вязать и вышивать по ткани, но и вышивать по бумаге. Ребенку нужно было освоить данную технологию. Умение ориентироваться в пространстве бумаги. С заданием все дети справились. (Приложение 2)
В процессе выполнения проекта по стринг-арт активно развивались различные пространственные мыслительные навыки. На каждом этапе работы были задействованы определенные когнитивные механизмы, способствующие формированию и совершенствованию пространственного мышления.
Пространственные навыки на уроке «Нитяная графика. Цветок».
Анализ схемы.
Визуально—пространственное восприятие— ребёнок учится «читать» схему, представляя, как нить будет ложиться на картон.
Пространственная ориентация— понимание расположения точек и расстояние между ними.
Пространственное воображение— активно задействовалось на данном этапе. Необходимо представлять конечный результат, воображать плетение нитей.
Заполнение контура нитью.
Пространственное конструирование и моделирование— процесс создания стринг-арт композиции представлял собой непрерывное пространственное конструирование. Необходимо было планировать последовательность действий.
Прослеживание линий— контроль направления нити.
Пространственные преобразования— понимание, как прямой стежок на изнанке создаёт дугу на лицевой стороне.
Второй урок был посвящен теме: «Техника стринг-арт. Звезда». Было знакомство с понятием «Стринг-арт». История возникновения данной технологии. Ребенку нужно было умение ориентироваться в пространстве заготовки и освоить технику плетения. С заданием все дети справились. (Приложение 3)
Пространственные навыки на уроке «Техника стринг-арт. Звезда».
Анализ схемы.
Визуальное восприятие геометрической формы.
Понимание принципа построения лучей звезды.
Анализ расположения точек крепления.
Разметка основы.
Пространственная ориентация на плоскости.
Понимание симметрии и пропорций.
Точность расположения точек крепления.
Расчет равных промежутков между элементами.
Создание каркаса (установка зубочисток).
Трехмерное восприятие формы.
Контроль вертикали элементов.
Важность равномерной глубины вхождения зубочисток.
Натяжение нитей.
Визуализация пространственных линий.
Понимание последовательности переплетений.
Соблюдение симметрии узора.
Таким образом, создания изделия в технике стринг-арт подтверждает потенциал данного вида творчества в развитии различных аспектов пространственного мышления. Систематическое использование стринг-арт в образовательном процессе начальной школы может стать эффективным средством формирования и совершенствования пространственных мыслительных навыков младших школьников.
Перед уроками была проведена вводная диагностика для определения уровня развития пространственного мышления. (Приложение 4)
В первом задании нужно было дорисовать фигуры.
Во втором задании «Графический диктант». Детям нужно было нарисовать рисунок под диктовку учителя.
Третье задание «Лабиринт». Нужно было найти выход из простого лабиринта.
Критерии оценивания диагностики.
Задание № 1.
2 балла (высокий уровень) — точно воспроизводит фигуры без ошибок. Все фигуры нарисованы чётко. Выполняет задание без дополнительных вопросов и подсказок.
1 балл (средний уровень) — путается в пространственных отношениях. Допускает 1—2 ошибки в последовательности, но общий рисунок сохранен. Фигуры узнаваемы, но есть небольшие искажения формы или размера. Задает уточняющие вопросы, но в целом справляется самостоятельно.
0 баллов (низкий уровень) — нарушает порядок фигур, последовательность не соответствует заданной. Сильные искажения форм, фигуры трудно узнаваемы. Требует постоянной помощи и пошаговых подсказок.
Задание № 2.
2 балла (высокий уровень) — рисунок полностью соответствует диктовке, все линии проведены правильно. Четко различает «вправо-влево», «вверх-вниз». Выполняет без дополнительных подсказок.
1 балл (средний уровень) — допускает 1—2 ошибки (неправильное направление или длина линии), но общий рисунок узнаваем. Иногда ошибается в направлениях. Нуждается в повторении некоторых шагов.
0 баллов (низкий уровень) — много ошибок, рисунок не соответствует инструкции или не завершён. Постоянно путает направления. Нуждается в повторении инструкций. Требует пошагового повторения, часто теряется.
Задание № 3.
2 балла (высокий уровень) — быстро и безошибочно находит выход, возвращается к началу.
1 балл (средний уровень)- находит выход, но делает 1—2 ошибки (заходит в тупики, корректирует путь).
0 баллов (низкий уровень) — долго блуждает, часто заходит в тупики, не может найти выход без помощи.
Результаты оценивались 0 — 2 баллов. (Таблица 1)
Таблица 2. Результаты вводной диагностики
Номер задания | Кол-во учащихся с результатом 2 балла. | Кол-во учащихся с результатом 1 балл. | Кол-во учащихся с результатом 0 баллов. |
1 задание «Дорисуй фигуру» | 9 учащихся. 33,3% | 17 учащихся. 63% | 1 учащийся. 3,7% |
2 задание «Графический диктант» | 8 учащихся. 29,6% | 11 учащихся. 40,8% | 8 учащихся. 29,6% |
3 задание «Лабиринт» | 13 учащихся. 48,2% | 12 учащихся. 44,4% | 2 учащихся. 7,4% |
Рисунок 16. Результат вводной диагностики по заданию №1
Рисунок 17. Результат вводной диагностики по заданию №2
Рисунок 18. Результат вводной диагностики по заданию №3
Вывод по результатам вводной диагностики. На основании проведённой диагностики выявлено, что у большей части учащихся сформированность пространственного мышления находится на среднем уровне.
Особые трудности возникли у учащихся в задании №2 «Графический диктант». Ориентирование в пространстве— некоторые дети путают понятия «право—лево», «верх—низ», затрудняются в пространстве.
Так же, трудности возникли с заданием №1 «Дорисуй фигуру». Визуально—пространственное восприятие- слабо развито умение анализировать.
После проведения уроков на тему: «Нитяная графика. Цветок» и «Техника стринг-арт. Звезда». Была проведена повторная диагностика для выявления влияния уроков на развитие пространственного мышления. (Таблица 2)
Таблица 3. Результаты итоговой диагностики
Номер задания | Кол-во учащихся с результатом 2 балла. | Кол-во учащихся с результатом 1 балл. | Кол-во учащихся с результатом 0 баллов. |
1 задание «Дорисуй фигуру» | 18 учащихся. 66,6% | 9 учащихся. 33,4% | 0 учащийся. 0% |
2 задание «Графический диктант» | 16 учащихся. 59,3% | 11 учащихся. 40,7% | 0 учащихся. 0% |
3 задание «Лабиринт» | 21 учащихся. 77,7% | 6 учащихся. 22,3% | 0 учащихся. 0% |
Рисунок 19. Результат итоговой диагностики по заданию №1
Рисунок 20. Результат итоговой диагностики по заданию №2
Рисунок 21. Результат итоговой диагностики по заданию №3
Рисунок 19. Сравнительная диаграмма вводной и итоговой диагностики
На данной диаграмме можно рассмотреть сравнительную характеристику конкретных критериев между вводной и итоговой диагностикой. Что помогает немного иначе посмотреть на ситуацию и убедиться в правильности выводов.
Вывод по результатам итоговой диагностики. Учащиеся продемонстрировали высокий уровень сформированности пространственного мышления. Пространственная ориентировка: усвоение понятий «право-лево», «верх-низ». Повысилась точность выполнения задания. Увеличилась скорость обработки пространственной информации. Расширился диапазон решаемых задач. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности техники стринг-арт. И позволяет прогнозировать дальнейшее успешное развитие пространственного мышления у учащихся. Для поддержания достигнутого уровня рекомендуется продолжение системной работы по развитию пространственного мышления с постепенным усложнением заданий. Так же, данную тему можно взять для проектной работы. Работать с техникой стринг-арт можно и нужно во всех классах начальной школы, но подходить к построению задания с учетом возрастных особенностей обучающихся. Это поможет не только развивать пространственное мышление у младших школьников, но и разнообразит занятия, поспособствует развитию творческих способностей и будет некой мотивацией для занятия различными видами творчества
Заключение
Таким образом, стринг-арт — это не просто художественная техника, а мощный педагогический инструмент, который гармонично сочетает творчество, логику и пространственное восприятие. Техника стринг-арт доказала свою эффективность благодаря наглядности и практической направленности, сочетанию творчества и логики, возможности дифференциации заданий по уровню сложности. Его использование в образовательном процессе способствует всестороннему развитию ребёнка, формируя важные навыки, необходимые для успешного обучения и адаптации в современном мире.
При выполнении творческой работы мне удалось углубить знания истории и техники стринг-арт, систематизировать их, ближе познакомиться с творчеством разных мастеров. Обучающиеся, которые присутствовали на моих уроках, положительно отзываются о проделанной работе.
Стринг-арт развивает внимательность, аккуратность, фантазию, художественный вкус, творческое и пространственное мышление. Благоприятно влияет на эмоциональное состояние учащегося, что немаловажно для процесса обучения.
Проведен анализ психолого-педагогической литературы, позволяющий выявить: ключевые компоненты пространственного мышления у младших школьников; особенности его формирования в конструктивной деятельности.
Мной были разработаны и апробированы технологические карты уроков на тему: «Нитяная графика. Цветок» и «Техника стринг-арт. Звезда». Так же, проведена диагностика уровня развития пространственного мышления до и после проведения уроков.
В заключение следует отметить, что стринг арт является перспективным и ценным средством развития пространственного мышления младших школьников. Его использование в начальном образовании может способствовать повышению качества обучения, развитию творческого потенциала детей и подготовке их к успешной жизни в современном мире.
Список литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2022. — 39 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования. — М.: ФГБНУ ИСРО, 2022. — 662 с.
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. — М.: Издательство "Ось-89", 1997. - 224 с.
Березина М. А., Жущиховская И. С. Нитевые структуры в современных визуальных искусствах // Новые идеи нового века: материалы международной научной конференции ФАД ТОГУ. – Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования Тихоокеан. гос. ун-т, 2015. - Т. 3. - 11-17 с.
Выготский Л.С., Мышление и речь- Под редакцией Колбановского В. – М.-Л.: Гос. соц-экон. Изд-во, 1934.- 170 с.
Захарова А. А. Методика обучения учащихся технике string-art // Научно-концептуальные основы развития технологического образования молодежи. - 2021. - 27-28 с.
Иванова Т.С. «Педагогика» — М.: Просвещение, 2018. — С. 145.
Иванова Л. В., Сидорова О. В. Технология "Стринг-арт" как средство развития мелкой моторики и творческих способностей у детей дошкольного возраста // Пед. образование и наука. - 2023. - № 4.- 67-72 с.
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2023. — 95 с. — (УМК "Школа России").
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2023. — 143 с. — (УМК "Школа России").
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2023. — 130 с. — (УМК "Школа России").
Лутцева Е.А., Зуева Т.П. Технология. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. — М.: Просвещение, 2023. — 145 с. — (УМК "Школа России").
Павлов И.П., Лекции о работе больших полушарий головного мозга — под общей редакцией К. М. Быкова. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 362 с.
Смит Дж. «История искусства и дизайна» — СПб.: Питер, 2015. — С. 232.
Урунтаева Г.А., Детская психология- М.: Издательский центр «Академия», 2013.- 240с.
Якиманская И.С., Развитие пространственного мышление школьников- М.: Издательство «Педагогика», 1980.- 77с.
Мария Монтессори «Развитие пространственного восприятия у ребенка»
URL: https://heritageschool.ru/blog/sistema-montessori/ (дата обращения: 19.02.25). – Текст: электронный
Методика выявления уровня развития пространственного мышления
URL:https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2022/04/06/metodika-vyyavleniya-urovnya-razvitiya (дата обращения:21.05.24). – Текст : электронный
Пространственное мышление
URL:https://skillbox.ru/media/design/prostr_m/ (дата обращения: 20.05.24). – Текст: электронный
Развитие пространственного мышления
URL: https://rpmpk-ufa.ru/?p=6396#:~:text=Уже%20в%20четыре%2Dпять%20месяцев,восприятие%20пространства%20влияют%20органы%20чувств (дата обращения: 16.05.24). – Текст: электронный
Стринг-арт- картины из гвоздей и нитей: как этому научиться
URL:https://burdastyle.ru/master-klassy/decor/string-art-kartiny-iz-gvozdej-i-nitej-chto-eto-i-kak-emu-nauchitsya-14091_14091/?srsltid=AfmBOoo5qcpCHoHCP86NVXIJLFuMCoSKxZzIrZjsmCoJcqAoefc2NJA0 (дата обращения:15.05.24). – Текст: электронный
Упражнения для развития пространственного мышления
URL: https://sportzania.ru/about/publikatsii/kak-razvivat-prostranstvennoe-myshlenie-u-rebenka/ (дата обращения: 20.05.24). – Текст: электронный
Что такое стринг-арт?
URL: https://www.livemaster.ru/topic/3850184-article-chto-takoe-string-art?ysclid=matjvuej6898556410 (дата обращения: 17.04.25). – Текст: электронный
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Виды Стринг-арта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Хвалова Софья Дмитриевна.
Предмет: технология.
Класс 2 «В».
Тема занятия: «Нитяная графика. Цветок».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении
нитяной графики. Цветок.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: нитки мулине, иголка, бумага, ножницы, карандаш. Интерактивное оборудование: компьютер, экран, презентация, проектор. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа). | Приветствие. Прозвенел опять звонок. Он позвал нас на урок. Очень нравится творить И поделки мастерить.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи (К) |
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа). | Зеленеет, и растет, О ком говорится в стихотворении? -Что вы вообще знаете о цветах?
Цветы, это удивительные растения, на нащей планете их очень много. Немного послушайте об одном цветке. Отгадайте о каком идет речь. Взяла Женя связку баранок и отправилась домой. Идет, по сторонам зевает, вывески читает, ворон считает. А сзади тем временем сзади пристала незнакомая собака, да все баранки одну за другой и съела. Сначала съела папины с тмином, потом мамины с маком, потом Женины с сахаром. Почувствовала Женя, что баранки стали что-то чересчур легкие. Обернулась, да уж поздно. Мочалка болтается пустая, а собака последнюю, розовую Павликову бараночку доедает, и счастливо облизывается.- Ах, вредная собака! - закричала Женя и бросилась ее догонять.Бежала, бежала, собаку не догнала, только сама заблудилась. Видит – место совсем незнакомое, больших домов нет, а стоят маленькие домики. Испугалась Женя и заплакала.Вдруг откуда ни возьмись - старушка.- Девочка, девочка, почему ты плачешь?Женя старушке все и рассказала.Пожалела старушка Женю, привела ее в свой садик и говорит:- Ничего, не плачь, я тебе помогу. Правда, баранок у меня нет и денег тоже нет, но зато растет у меня в садике один цветок, называется - цветик-семицветик, он все может. Ты, я знаю, девочка хорошая, хоть и любишь зевать по сторонам. Я тебе подарю цветик-семицветик, он все устроит.С этими словами старушка сорвала с грядки и подала девочке Жене очень красивый цветок вроде ромашки. У него было семь прозрачных лепестков, каждый другого цвета: желтый, красный, зеленый, синий, оранжевый, фиолетовый и голубой. О каком цветке идет речь? Сегодня мы с вами сделаем цветик-семицветик. А что такое изонить или нитяная графика? а какая страна является родоначальной этого вида искусства? Посмотрите какие прекрасные работы можно выполнить в этой технике (видеоролик) Скажите, пожалуйста, - для освоения техники изонити какие приемы необходимо знать? - кто сможет показать и объяснить, как заполняется угол? - для чего нужны цифры? - как заполняется окружность? - можно ли окружность заполнить по-другому? - скажите, а какую геометрическую фигуру вы видите на доске? - а как его можно заполнить в технике нитяной графики?
|
О цветках. |
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа). | -Ребята, а из чего сделан цветок? -А что же с ним будет, если станет светло? Давайте посмотрим, из чего же состоите цветок. На что это похоже? (показ изделия) | Отвечают на вопросы.
|
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа). | Давайте попробуем сформулировать цель урока. А задачами урока будут: познакомиться с техникой стринг-арт; выполнить поделку; создать звезду. | Узнать о цветке, и нитяной графики. |
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Реализация построенного проекта. | Словесный (рассказ). Наглядный (показ). | Посмотрите, как выполнена эта аппликация, из каких частей она состоит? Поэтапное изготовление снеговика: 1 этап. Вставить нитку зеленого цвета. 2 этап. Начать вышивание с листика и стебля. 3 этап. Далее начать вышивать сами лепестки по очереди. 4 этап. Закрепить нитку узлом. 8 этап. Готовое изделие. (Приложение 1) | Анализируют строение аппликации.
| Планирование (П)
|
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа). | С какой графикой мы сегодня будем работать?
| Отвечают на вопросы. |
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (практическая работа). | Выполнить подделку по этапам под руководством учителя. Практическая работа. Индивидуальный инструктаж. | Выполняют работу.
| Учащиеся получат возможность научится создавать композиции с помощью нити.
| принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) |
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа). | - С помощью какой графики вы сегодня работали?
|
|
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Рефлексия учебной деятельности. | Наглядный (показ). | Выставка, анализ, оценка - Спасибо, ребята, за урок. До свидания! Уборка рабочего места. (Приложение 2 «Детские работы»). |
|
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Приложение 1
1 Этап
| 2 Этап
|
3 Этап
| 4 Этап
|
5 Этап
|
|
П риложение 2 «Детские работы».
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Ф.И.О. Хвалова Софья Дмитриевна.
Предмет: технология.
Класс 2 «В».
Тема занятия: «Техника стринг-арт. Звезда».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении техники стринг-арт. Звезда.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная. Дидактические средства: нитки, ножницы, клей ПВА, зубочистки, пенопласт. Интерактивное оборудование: компьютер, экран, презентация, проектор. |
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этапы урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||
Мотивация к учебной деятельности. | Словесный (беседа). | Приветствие. Прозвенел опять звонок. Он позвал нас на урок. Очень нравится творить И поделки мастерить.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. |
| Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, владеть диалогической формой речи (К) |
|
Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Словесный (беседа). | Ночью землю освещают, О ком говорится в стихотворении? -Что вы вообще знаете о звездах?
Звезды, это удивительные огоньки в небе. Немного послушайте о звездах. Давайте еще расскажу про историю появления технике стринг-арт. Нитяная графика, как вид декоративно-прикладного искусства, впервые появилась в Англии в XVII веке. Английские ткачи придумали особый способ переплетения ниток. Они забивали в дощечки гвозди и в определённой последовательности натягивали на них нити. В результате получались ажурные кружевные изделия, которые использовались для украшения жилища. Существует версия, что эти работы были своего рода эскизами для узоров на ткани. Затем в сороковых годах XIX века оно снова возродилось, но в модифицированной форме. Английская учительница математики Мэри Буль придумала оригинальный способ, как заинтересовать детей и вовлечь в изучение алгебры и геометрии. На небольшие деревянные доски набивались гвозди для создания геометрических фигур. Начинания учителя геометрии продолжил американский дизайнер Джон Эйхингер. Он заинтересовался интересной техникой и начал создавать свои оригинальные картины. В своем творчестве Джон обратился к восточному искусству мандалы, заметив, что линии нитей, натянутые на гвозди, могут образовывать символические узоры. |
О звездах. |
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Выявление места и причины затруднения. | Словесный (беседа). | -Ребята, а из чего сделана звезда? -А что же с ним будет, если станет светло? Давайте посмотрим, из чего же состоите звезда. На что это похоже? (показ изделия) | Отвечают на вопросы.
|
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Построение проекта выхода из затруднения. | Словесный (беседа). | Давайте попробуем сформулировать цель урока. А задачами урока будут: познакомиться с техникой стринг-арт; выполнить поделку; создать звезду. | Узнать о звезде, и технике стринг-арт. |
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Реализация построенного проекта. | Словесный (рассказ). Наглядный (показ). | Посмотрите, как выполнена эта аппликация, из каких частей она состоит? Поэтапное изготовление снеговика: 1 этап. Поместить нитку в клей ПВА. 2 этап. Завязать узел на зубочистку. 3 этап. С помощью нитки нарисовать форму звезды. 4 этап. Заполнить внутри звезды пробелы. 8 этап. Подождать пока подделка полностью высохнет. (Приложение 1). | Анализируют строение аппликации.
| Планирование (П)
|
| Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи
|
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Словесный (беседа). |
В какой технике мы будем использовать?
| Отвечают на вопросы. |
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Практический (практическая работа). | Выполнить подделку по этапам под руководством учителя. Практическая работа. Индивидуальный инструктаж. | Выполняют работу.
| Учащиеся получат возможность научится создавать композиции с изделиями, выполненными из салфеточной бумаги.
| принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Р) |
|
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Словесный (беседа). | - С помощью какой технике вы сегодня работали?
|
|
| Владеть диалогической формой речи (К)
|
|
Рефлексия учебной деятельности. | Наглядный (показ). | Выставка (приложение 2), анализ, оценка - Спасибо, ребята, за урок. До свидания! Уборка рабочего места |
|
| Владеть диалогической формой речи (К) |
|
Приложение 1 «Алгоритм выполнения работы».
1
| 2 Этап |
3 | 4 Этап
|
5 Этап
| 6 Этап
|
Приложение 2
Д етские работы
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
«Диагностика для определения уровня развития пространственного мышления».
Задание №1
Дорисуй фигуры.
Задание №2
«Графический диктант». Нарисуй изображение под диктовку.
Задание №3
«Лабиринт». Найди выход из лабиринта.