СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа по программе « Образование и педагогика» (направление «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования») на тему: Проблема интернет – зависимости в обучении и саморазвитии

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа по программе « Образование и педагогика» (направление «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования») на тему: Проблема интернет – зависимости в обучении и саморазвитии»







Выпускная квалификационная работа по программе « Образование и педагогика»

(направление «Педагогическая деятельность в образовательной организации общего образования»)

на тему: Проблема интернет – зависимости в обучении и саморазвитии









Выполнила: Соловцова Любовь Алексеевна










2018








 



 

 






СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ 3

1.ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТА 5

1.1 История вопроса 5

1.2 Понятие Интернет - зависимости, типы, признаки, последствия 8

1.3.Причины формирования зависимости от Интернета 13

2. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 16

2.1. Интернет-зависимость как следствие подросткового возраста 16

2.2. Изучение степени Интернет - зависимости и его влияние на обучение, и саморазвитие на примере обучающихся МБОУ Севской СОШ № 2 19

2.3. Профилактика Интернет – зависимости 26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

ПРИЛОЖЕНИЯ 32




ВВЕДЕНИЕ

Основным признаком современного общества является стремительное развитие компьютерных информационных технологий и систем телекоммуникаций. Наиболее широкое распространение, в наше время, получила компьютерная сеть Интернет. За последние годы в этой области произошел качественный скачок. В результате, на сегодняшний день можно с уверенностью констатировать, что Интернет перестал быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стал новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.

Основными пользователями Интернета в России на сегодняшний день, по данным многочисленных социологических опросов, являются молодые люди в возрасте от 12 до 18 лет. Интернет для них является не только информационным пространством, средством общения, но и зачастую средством ухода от реальности и (или) получения удовольствия. Последние два десятилетия ознаменовались повсеместным распространением Интернета в жизни миллионов людей. В среднем за год российская интернет - аудитория увеличивается на 2%. Проникновение интернета среди подростков достигло предельных значений и по данным исследовательской компании  GfK , составляет 97% [10, с. 191].

Больше не нужно ходить в кинотеатр, на концерт любимой группы, засиживаться в библиотеке, утруждать себя походами по магазинам, всю необходимую Вам информацию Вы можете получить, не отходя от экрана Вашего монитора. Появился новый вид психологического расстройства - Интернет – зависимость.

В данной работе изучается проблема Интернет-зависимости у подростков, так как этот возраст наиболее подвержен различным отклонениям в поведении.

Актуальность исследования психологических последствий Интернет-зависимости в подростковом возрасте определяется, во-первых, постоянным увеличением числа подростков - пользователей Интернета; во-вторых, тем, что чрезмерное пристрастие к интернету разрушающе действует на ребенка, вызывает отрицательное воздействие на психику; в-третьих, отсутствием глубоких исследований в этой области.

Объектом исследования является Интернет-зависимость в подростковом возрасте, а предметомвлияние Интернет-зависимости на личность подростка, обучение и самообразование.

Цель работы: исследование проблемы Интернет - зависимости, степени распространенности и особенностей этого явления.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи: выявить наиболее часто используемые Интернет – ресурсы и выяснить наличие и степень распространения зависимости от Интернета учащихся 8-11-х классов МБОУ Севской СОШ № 2 имени академика И.Г. Петровского

Для реализации задач использовались следующие методы:

Теоретический метод: изучение и анализ специальной литературы по проблеме Интернет – зависимости.

Практический метод: анкетирование, анализ статистических данных полученных в результате анкетирования учащихся школы.

В качестве источников также были использованы электронные сайты, средства массовой информации, диссертации, монографии, посвященные данной проблеме.

Данная работа состоит из двух глав. В первой главе представлен анализ основной литературы по теме, рассматривается история развития исследований Интернет - зависимости. Во второй главе представлены методы изучения данной проблемы. А также формулируются и интерпретируются выводы по всей работе.


1.ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ИНТЕРНЕТА 1.1 История вопроса

Интернет – это общемировая совокупность компьютерных сетей, связывающая между собой миллионы компьютеров. Зародышем ее была распределенная сеть ARPAnet, которая была создана в конце 60-х годов по заказу Министерства Обороны США. До середины 90-х годов Internet использовался в основном для пересылки электронной почты.

Затем ситуация в корне переменилась. Причиной этому стало появление и широкое внедрение в сети новой службы – World Wide Web, в буквальном переводе – «всемирной паутины» (сокращенно ее называют WWW или Web). Простота доступа к Web-страницам привела к тому, что к Интернет стал подключаться самый что ни на есть массовый пользователь – всем сеть Интернет интересна, полезна, а многим даже жизненно необходима.

Сегодня важную роль интернет-технологий понимают и используют не только компьютерщики, специалисты, преподаватели, но и студенты, и школьники. Компьютеры есть сегодня в большинстве современных квартир и нам уже трудно представить себе, как обходится без этих помощников – учиться, работать, развлекаться. Мгновенная передача данных и поиск нужной информации, поддержка связи с друзьями, покупки, игры, кино и многое-многое другое – всё это достижения современных технологий, которыми с удовольствием пользуется человечество. Однако эта ситуация имеет и обратную сторону – чрезмерное увлечение компьютером постепенно подрывает физическое и интеллектуальное здоровье, разрушает нервную систему и в итоге делает зависимого от компьютера человека не только больным, но и одиноким.

С появлением компьютеров появились и отрицательные последствия в жизни подростков: дети меньше читают, много времени проводят за компьютерными играми, предпочитая их прогулкам, урокам, человеческому общению. Интернет прочно вошел в нашу жизнь. Ребенок привык, что он всегда может сделать в игре «рестарт», т.е. начать жизнь сначала. И пытается это перенести в реальную жизнь. Речь идет о компьютерной (или Интернет) зависимости.

Впервые о компьютерной зависимости заговорили американцы в конце 80-х годов. Родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета считаются: психолог Кимберли Янг и психиатр Айвен Голдберг. В 1996 году термин "Интернет-зависимость" предложил доктор А. Голдберг для описания неоправданно долгого, возможно патологического, пребывания в Интернете. Голдберг выделил следующие основные симптомы этого расстройства:

- использование Интернета вызывает болезненное негативное стрессовое состояние;

- использование Интернета причиняет ущерб физическому, психологическому, межличностному, экономическому или социальному статусу.

В 1997-1998 гг. были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы по данной проблематике. В 1998-1999 годах вышли первые монографии по проблеме (К. Янг, Д. Гринфилд и др.). В 1998-1999 гг.К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К концу 1998 г, Интернет-зависимость оказалась фактически легализована - не как клиническое направление в узком смысле слова, но как отрасль исследований и сфера оказания людям практической психологической помощи [5, с.83].

В России данный феномен изучается с 2000 года. Исследованием этой проблемы занимается в первую очередь лаборатория психологии МГУ и её заведующий, кандидат психологических наук Александр Войскунский. Основной «группой риска» для развития Интернет - зависимости в России, как показали исследования Научного Центра Психического Здоровья РАМН (2002), являются подростки в возрасте от 12 до 18 лет.

Этому, в большей степени, может способствовать ряд факторов:

- широкое распространение домашних компьютеров,

- легкость подключения к Интернет - сети,

- компьютеризация школьных программ обучения,

- постоянно увеличивающееся количество клубов и Internet-салонов.

В 2009 году состоялся симпозиум «Интернет-зависимость: психологическая природа и динамика развития» с участием психиатров, психологов, социологов, по материалам которого издан первый в России сборник по Интернет-зависимости. В него были включены и переводы полных текстов докладов основных зарубежных исследователей этой проблемы. В настоящее время активно рассматриваются современные проблемы психологии зависимости, связанные с попытками выделения так называемых поведенческих форм зависимостей (аддикций). Анализ ведется на материале активно обсуждаемой в настоящее время и в то же время проблематичной зависимости от Интернета. Фактически ставится вопрос о многообразии способов "ухода" из реальной жизни путем изменения состояния сознания [16, с.70]. Среди отечественных специалистов последовательно отстаивает самодостаточность психологических форм зависимостей (аддикций) Ц.П. Короленко. [6].

"Элементы аддиктивного поведения, - пишет он вместе с Н.В. Дмитриевой, - свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего психического состояния. " [15, с.278].

Итак, все активнее пробивает себе дорогу точка зрения, согласно которой традиционно относимым к Интернет-аддикция феноменам могут быть даны альтернативные объяснения. Интересам ряда психологов отвечает борьба за признание соответствующих феноменов разновидностью психологической зависимости. Для начала ставится задача включить данную аддикцию в пятое пересмотренное издание Международной классификации болезней DSM [7, с.101].


1.2 Понятие Интернет - зависимости, типы, признаки, последствия

На сегодняшний день Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства людей, имеющих к нему доступ. Круг возможностей, доступных с использованием Сети, стремительно расширяется. Интернет-сегмент рынка услуг в Интернете все увеличивается, что воздействует не только на экономическую, но и на социальную жизнь людей, в частности, через изменение форм коммуникации.

При всех плюсах, которые предоставляет Интернет, он обнаруживает и свои отрицательные стороны, одна из которых – зависимость от него. Казалось бы, ничего страшного, что пользователь проводит здесь много времени, нет, однако такое мнение в последнее время опровергается научными исследованиями, экспериментами и наблюдениями, сделанными в повседневной жизни.

В настоящее время интенсивно обсуждается и исследуется феномен зависимости от Интернета. Интернет-зависимость называют аддикцией, т.е. отклонением в поведении, при котором у человека нарушается чувство реальности, теряется ощущение времени, утрачивается критическое мышление, ограничивается руководство своими поступками. Человек становится менее активным, нарушается цикл сна и бодрствования. В настоящее время растет число исследований, посвященных взаимосвязи между личностными особенностями и риском Интернет-зависимости. Особую опасность представляет она для детей и подростков, ведь им гораздо сложнее самостоятельно справиться с влечением и вовремя остановиться в своём пристрастии к онлайн - жизни.[4 , с.84]

Интернет сам по себе не является хорошим или плохим – это просто часть окружающего нас мира, во многом полезная и нужная. Являясь неисчерпаемым источником информации, интернет привлекает детей возможностью узнать и увидеть всё что угодно. Любопытный ребёнок стремится получить как можно больше: общения, игр, мультфильмов, развлечений – и потому много времени проводит в виртуальном пространстве, зачастую в ущерб реальной жизни. Иногда поиск новой информации становится буквально навязчивой идеей. Так многие родители и учителя отмечают, что успеваемость их детей стала падать с тех пор, как те стали проводить много времени в социальных сетях.

Наступает психическая и физическая зависимость.

Существует три вида зависимости:

1. Химические (наркомания, токсикомания, алкоголизм, курение).

2. Биохимические (анорексия, булимия).

3. Нехимические (подсознательные).

В самом общем виде Интернет-зависимость определяется как "нехимическая зависимость от пользования Интернетом". Поведенчески Интернет-зависимость проявляется в том, что люди настолько предпочитают жизнь в Интернете, что фактически начинают отказываться от своей "реальной" жизни, проводя до 18 часов в день в виртуальной реальности. [11 с.17]. Одной из наиболее распространенных и трудноизлечимых является интернет-зависимость подростков. Американский психолог Кимберли Янг приводит 4 симптома Интернет-зависимости:

1. Навязчивое желание проверить e-mail.

2. Постоянное ожидание следующего выхода в Интернет.

3. Жалобы окружающих на то, что человек проводит слишком много времени в Интернет.

4. Жалобы окружающих на то, что человек тратит слишком много денег на Интернет.

Такие эмоциональные изменения, происходящие с человеком, пытающимся отказаться или сократить время пребывания в сети, указывают на его психологическую зависимость от Интернета. [6].

Исследователи отмечают, что большая часть Интернет-зависимых (91 %) пользуется сервисами Интернет, связанными с общением. Другую часть зависимых привлекают информационные сервисы сети [3, с.35].

Большая часть Интернет-зависимых "сидит" в Сети ради общения. Интернет-зависимость становится возможной благодаря отличиям реального общения от виртуального. Главенствующим фактором, благодаря которому явление получило широкое распространение, является анонимность личности в Сети [11, с. 15].

Интернет-зависимость может возникать как зависимость от самых различных форм использования Интернета, по своим проявлениям она схожа с уже известными формами аддиктивного поведения (например, в результате употребления алкоголя или наркотиков).

Человека, пораженного «вирусом Интернет-зависимости » узнать очень легко. Как правило, эти люди полностью погружены в виртуальную реальность, поэтому их меньше всего интересует, как они выглядят в глазах окружающих. Им не интересно мнение других, они равнодушны к замечаниям, не реагируют на скандалы, от которых уходят, не обращая внимания на тех, кто находится рядом с ними. Таким образом, Интернет является привлекательным в качестве средства ухода от реальности за счет возможности анонимных социальных интеракций.

Становится, очевидно, что, проблема Интернет-зависимости существует. Предположение о наличии либо отсутствии зависимости можно сделать при помощи специальных тестов. Существует множество опросников разной степени сложности, разработанных с целью выявления зависимости. Эти опросники представляют собой список вопросов или утверждений, связанных с проявлениями Интернет - зависимости. Они предназначены для заполнения самим предполагаемым Интернет-зависимых, либо его родными или друзьями. Как и любой измерительный инструмент, опросники бывают более или менее точными и достойными доверия. Для серьезного профессионального исследования используют только апробированные методики, часто с множеством шкал, со специальным ключом. [21].

Итак, признаки Интернет-зависимости у подростков таковы: ребенок проводит большую часть времени за компьютером, забывая отвлечься на еду и сон; из-за увлечений виртуальной реальностью снижается его успеваемость в школе; подросток предпочитает виртуальное общение реальному, мало выходит из дома, у него почти или совсем нет друзей; интересы подростка ограничиваются только увлечением компьютером; вы замечаете, что подросток стал более раздражительным, или наоборот, проявляет равнодушие к окружающим.

Подводя итоги, ответим на вопрос, так что же делает Интернет притягательным в качестве средства "ухода" от реальности? Это:

1) возможность анонимного общения;

2) возможность для реализации представлений, фантазий с обратной связью (в том числе возможность создавать новые образы "Я"; вербализация представлений и/или фантазий, не возможных для реализации в обычном мире, например, киберсекс, ролевые игры в чатах и т.д.);

3) чрезвычайно широкая возможность поиска нового собеседника, удовлетворяющего практически любым;

4) неограниченный доступ к информации [17, с.79].

Специалисты же, изучающие интернет-зависимость, достаточно едины в определении поведенческих характеристик, которые могли бы быть отнесены к этому феномену (или синдрому) [13].

Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернета, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком; они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают заболевание «Интернет-зависимости» или «Интернет - аддикации».

Для детей наиболее характерны три формы Интернет-зависимости:

1) игровая зависимость – пристрастие к онлайн-играм;

2) зависимость от соцсетей - пристрастие к виртуальным знакомствам и общению онлайн, постоянное общение в форумах, чатах, социальных сетях в ущерб живому общению;

3) навязчивый веб-сёрфинг - хаотичные переходы с сайта на сайт, без конкретной цели.

Любая пагубная зависимость имеет свои последствия, и компьютерная не исключение. Недаром, все чаще психологи сравнивают ее с наркоманией. Последствия компьютерной зависимости у подростков могут проявляться следующим образом. Подросток перестает контролировать время, которое находится за компьютером, забывает сделать уроки, пропускает занятия в школе, спортивные тренировки. Пристрастие негативно сказывается на успеваемости, начинаются проблемы с учебой. Ребенок замыкается в себе, перестает общаться со сверстниками, родными. Главное общение у него теперь по другую сторону монитора.

Интернет-зависимость в меньшей степени вредит здоровью человека, не разрушает его мозг, и казалась бы достаточно безопасной, если бы не явное снижение трудоспособности, эффективности функционирования в реальном социуме. Как наркотик, общение в Интернете может создавать иллюзию благополучия, кажущуюся возможность решения реальных проблем. Вместе с психологическими и физическими изменениями, у Интернет-зависимого сужается круг интересов, все они постепенно начинают переходить в сферу виртуальной реальности, начинаются проблемы с общением в реальном мире, а в самых тяжёлых случаях Всемирная паутина настолько затягивает пользователя, что он перестаёт узнавать своих родных и уже неспособен вырваться из этих сетей самостоятельно. В этом случае помочь Интернет-зависимому уже может только психотерапевт. Именно поэтому Интернет-аддикция в последнее время выходит на первый план наряду с другими зависимостями, которые захватывают всё больше и больше людей в современном мире и всё более беспокоят психологов и врачей.




1.3.Причины формирования зависимости от Интернета

В настоящее время человечество столкнулось с проблемой последствий связи «компьютер-психика». В данный момент уже не вызывает сомнений тот факт, что воздействие, которое интернет может оказать на личность пользователя, является глубоким и системным. Зависимость от интернета возникает по ряду причин и может выражаться в разнообразных формах. [2, с.244].

Анализ причин, приводящих к зависимости подростков от интернета, чаще всего, кроется в межличностных отношениях в семье и сообществе сверстников. Нередко родители сами подталкивают еще маленького ребенка к «болезни интернетом». Подарок в виде компьютера, планшета, ноутбука или айфона – первый шаг в виртуальную реальность, двери в которую приоткрывают близкие люди. И если сначала все начинается с безобидных, как кажется, игр, которые подкупают своей графикой и спецэффектами, то со временем круг интересов подрастающих детей расширяется. Чаще всего, вход родителям в их виртуальный мир закрыт. Интернет-зависимость подростков возникает разными путями:

- отсутствием внимания и любви родителей;

- страхами и фобиями, сформированными на фоне низкой самооценки, возникшей в результате общения с одноклассниками, ровесниками, живущими по соседству;

- желанием найти понимание, любовь, сочувствие;

- стремлением познакомиться с необычными людьми, наполнить свою жизнь неординарными поступками, нередко расходящимися с общепринятой моралью.

Согласно данным последних исследований уход в мир фантазий стал одной из распространенных стратегий поведения современной молодежи в трудных жизненных ситуациях. Уже существуют концепции, согласно которым "алкоголем" постиндустриальной эпохи были наркотики, а в информационную им станут компьютерные игры [3 ,с.41].

Формирование компьютерной зависимости происходит не мгновенно, а постепенно. Можно выделить несколько стадий формирования данной зависимости.

Стадия легкой увлеченности. После того как ребенок впервые поиграл в компьютерную игру, ему начинает нравиться сюжет этой игры, он соотносит себя с главным героем, ему нравятся графика, картинки и музыка, он начинает сравнивать мир реальный и виртуальный и отдает предпочтение последнему.

Стадия увлеченности. Для перехода на эту стадию необходимо появление у ребенка новой потребности – потребности играть в компьютерные игры. Стремление к игре на данной стадии есть мотивация, которая опосредована потребностями бегства от реальности и принятия роли.

Стадия зависимости. Здесь уже происходят серьезные изменения в ценностно-смысловой сфере ребенка. Происходит изменение самосознания и самооценки. Игра полностью вытесняет реальный мир.

Стадия привязанности. Это последняя, завершающая стадия в компьютерной зависимости. Она характеризуется угасанием игровой активности человека, смещением психологической составляющей индивида в сторону выздоровления. Здесь ребенок держит дистанцию с компьютером, однако полностью оторваться от уже сформировавшейся и укоренившейся потребности в виртуальной реальности он не в силах. [12].

В большей степени к компьютерной зависимости склонны дети, имеющие конфликтные семейные или школьные отношения, не приверженные никаким серьезным увлечениям. Они находят в виртуальном мире отдушину и считают свое пребывание в сети или успехи в компьютерной игре самоутверждением.

Наиболее выражено негативное влияние компьютерной зависимости на социальные качества подростка: дружелюбие, открытость, желание общения, чувство сострадания. При особенно выраженной компьютерной зависимости подросток может быть полностью социально дезадаптированным. Кроме того, на фоне социальной дезадаптации и углубления в мир виртуальной реальности у ребенка могут появиться повышенная агрессивность и асоциальное поведение.

Таким образом, глубокое влияние Интернета на психику и сознание пользователя объясняется спецификой, ключевыми моментами «эффекта виртуальной реальности», которыми выступают «погружение», т.е. ощущение присутствия в виртуальном мире и интерактивность, т.е. возможность взаимодействовать с объектами этого мира и влиять на них.

Интернет удовлетворяет многие сознательные и подсознательные потребности пользователей. Он содержит все, чем может быть увлечен пользователь. И это еще одна причины, объясняющая пристрастие к Интернету. Пользователям с синдромом Интернет – зависимости необходима психологическая и психотерапевтическая помощь.

Итак, причинами и факторами формирования компьютерной онлайн-зависимости поведения подростков могут быть психологические кризисы, связанные с особенностями возраста; неограниченный доступ к информации, неудовлетворенность обучением, окружением; трудности в общении; повышенная тревожность; проблемы в семье; способа проведения досуга; склонность к замкнутости, фантазирование и т.п. как психической, так и физической зависимости.

Исследования показывают, что большая часть подростков пытается заниматься самовоспитанием, хотя, как правило, оно носит у них нестабильный характер. При этом их стремление активно воздействовать на себя иногда не совпадает, а порой и вступает в противоречие с привычками и стихийно возникшими желаниями. Как результат – неорганизованность, недисциплинированность, неуравновешенность, неудовлетворенность.

2. ВЛИЯНИЕ ИНТЕРНЕТ - ЗАВИСИМОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ 2.1. Интернет-зависимость как следствие подросткового возраста

Исходя из анализа психолого-педагогической литературы по теме исследования, было установлено, что основной группой риска для развития компьютерной зависимости являются все-таки подростки в возрасте от десяти до восемнадцати лет. Несформировавшаяся психика и эмоциональная нестабильность не позволяет подросткам комфортно чувствовать себя в реальной жизни. Современные дети проводят за компьютером намного больше времени, чем с родителями..

Компьютерная зависимость у подростков – серьезное психическое заболевание. Если у ребенка проявились симптомы этого состояния, родители должны незамедлительно бить тревогу. Отсутствие своевременной помощи подростку влечет к его социальному заточению, отшельническому образу жизни, низкой успеваемости. Такие дети теряют или вовсе не развивают в себе коммуникабельность, уверенность. Становятся угрюмыми и агрессивными. Все эти негативные качества подросток тащит и во взрослую жизнь, замыкается и становится нелюдимым, неорганизованным и безответственным человеком.

Причина возникновения интернет-зависимость у подростков – это период гормональной перестройки организма, когда для молодежи становится проблематично общаться, завязывать новые знакомства, налаживать контакты с противоположным полом (конечно, это касается не всех, но многих).

Компьютерная зависимость может возникнуть как у подростков, так и в более раннем возрасте. Например, у младших школьников в силу возрастных особенностей психика характеризуется определенной нестабильностью. В этом возрасте происходит смена основного вида деятельности: игра сменяется учебой. Нестабильность психики ребенка является одним из оснований возникновения различных видов зависимостей, и не только компьютерных. Кроме того, психика ребенка этого возраста наиболее подвержена привыканию при систематическом воздействии на нее.

Доказано, что в основе формирования патологического пристрастия к компьютеру лежит нарушение психических механизмов восприятия мира. Еще более усиливает подростковую компьютерную зависимость игра в  сети Интернет, где подросток играет уже с живыми людьми, которых он не идентифицирует за образами персонажей игры. В сети игрок придумывает своего персонажа, т.е. самого себя, выдавая партнерам по игре себя придуманного за себя реального.

Играющий действует уже по правилам, придуманным им самим. Осознание бесконечности сетевого пространства, безнаказанности и большого количества участников подталкивает подростка создавать собственные правила поведения, принимать решения, которые не имеют отношения к реальной жизни. Под влиянием компьютерных игр реальность искажается как в кривом зеркале.

Опираясь на исследования учёных, важно отметить, что в этот возрастной период у подростков происходит интенсивное интеллектуальное развитие: расширяется кругозор, накапливаются и систематизируются новые знания, полученные путём размышления над уже известными фактами и относящиеся к разным областям знаний (гуманитарные, технические, естественно – математические науки), формируется мировоззрение, нравственные убеждения и идеалы. Интеллект подростка, в своих высших проявлениях «становится речевым, а речь интеллектуализированной», подчёркивает В.И. Дубровина. [9 с. 70]. Особенно остро у детей и подростков проявляется чувство коллективизма. Ребенок нуждается в принятии значимым коллективом. Для подростка важно мнение одноклассников и он старается заслужить своим поведением их одобрение. Именно поэтому неумение найти свое место в значимом коллективе приводит к замкнутости, одиночеству, что может явиться причиной подверженности различных аддикций, в том числе компьютерной зависимости.[18 ,с.585]. Таким образом, основной причиной возникновения компьютерной зависимости у детей и подростков можно считать недостаток общения и взаимопонимания с родителями, сверстниками и значимыми людьми. Вначале компьютер компенсирует общение, но потом окружение становится неважным. Итак, детский и подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.

Общение в интернете предоставляет подросткам возможность существовать в образах своих мечтаний, и, не выходя за границы этих образов, осуществлять насколько необходимую и желаемую, настолько и невозможную в реальности коммуникативную активность. Это является основной причиной Интернет-зависимости у подростков [19, с.164].

Еще одной причиной появления Интернет - зависимости, тесно связанной с предыдущей, является невозможность самовыражения. Человек, с трудом высказывающий свои мысли, неспособный отстоять свою точку зрения, испытывающий страх публичных выступлений, боящийся осуждения реального общества, в общем неуверенный в себе человек, в сети может спокойно высказать то, что накипело, не боясь неодобрения и непонимания [8, с.198].

Подростковый возраст относится к критическому периоду психического развития. Остро протекающий психический перелом обусловливает его исключительную сложность и противоречивость [19, с. 241]. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме [3, с.41].

Из этого следует, что Интернет-зависимость является следствием подросткового возраста. Это обусловлено следующими возрастными особенностями, присущими данному возрасту: потребностью в автономии, сепарации от родителей и семьи; потребностью в самореализации; потребностью в признании и познании; также владение новыми знаниями способствует достижению признания со стороны сверстников [14, с.11.].Итак, детский и подростковый возраст в силу возрастных психолого-педагогических особенностей является наиболее подверженным компьютерной зависимости.

2.2. Изучение степени Интернет - зависимости и его влияние на обучение, и саморазвитие на примере обучающихся МБОУ Севской СОШ №2.

Всем известно, что всемирная организация здравоохранения причислила Интернет-зависимость к категории патологических пристрастий. По мнению многих специалистов, "интернетомания" приводит почти к разрушению личности, и особенно это касается подростков, потому что они наиболее впечатлительны и легко поддаются чужому воздействию.

Интернет-зависимость порождает психологические проблемы: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время за компьютером, дискомфорт при отсутствии возможности пользования Интернетом. Используя Интернет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать [22].

Признаки и симптомы психологической зависимости от Интернета мы исследовали выше. Сегодня специалистам образовательной среды необходимо вовремя их рассмотреть у подростков, тем самым попытаться предупредить развитие психологической зависимости, а если она все-таки есть у ребенка, то приложить все силы на ее устранение.

В ходе работы над темой «Проблема Интернет - зависимости в обучении и саморазвитии» был проведен ряд исследований в форме опроса, анкетирования, тестирования и анализа успеваемости учащихся, целью которого было выявление причин данной зависимости и изучение уровня зависимости школьников МБОУ Севской СОШ № 2 от Интернета. В исследовании приняли участие подростки школы 8-11 классов в количестве 134 человек (из них: девушек – 64 , юношей – 70). Можно утверждать, что эта выборка из генеральной совокупности репрезентативна, полученные результаты можно применить ко всем учащимся подросткового возраста МБОУ Севская СОШ №2.

Испытуемым были розданы бланки (Приложение 1, 2, 3,), испытуемые подписывали бланк. Зачитывалась инструкция, учащиеся задавали возникшие вопросы, после чего приступали к заполнению. Испытуемые были предупреждены, что исправления разрешены, но должны быть чётко видны. В ходе тестирования следили, чтобы вопросники заполнялись последовательно, без пропусков. Вопросы вызвавшие затруднения испытуемых были объяснены им без подсказывания ответа или какой-либо дополнительной информации, которая может спровоцировать выбор того ли иного ответа из предложенных вариантов. В конце тестирования обследуемого просили еще раз просмотреть ответы и убедиться, что нет пропусков. Обработка результатов начиналась с выявления каких-либо нарушений в бланке ответа (пропуск вопросов, стереотипность ответов, т. е. смещение ответов вправо или влево и др.), делающих бланк не пригодным для обработки.

Обработка результатов осуществлялась с помощью компьютерной программы Microsoft Excel, в которую были внесены полученные результаты.

Первой используемой методикой стал опрос «Место компьютера в жизни подростков». Он направлен на то, чтобы составить представление о ведущих предпочтениях в досуговой сфере учащихся (Таблица 2.2.1).

Таблица 2.2.1 - Результаты опроса «Место компьютера в жизни подростков»

Класс (кол-во человек)

8 (48 человек)

9 (46 человек)

10 (20 человек)

11 (20 человек)

Пол

Мужской 25 человек

Женский 23 человек

Мужской 26 человек

Женский 20 человек

Мужской

9 человек

Женский 11 человек

Мужской 10 человек

Женский 10 человек

Наличие компьютера

+,-

+,-

+,-

+,-

+

+

+

+

%

95

97

97

99

100

100

100

100

Наличие выхода в Интернет

+,-

+,-

+,-

+,-

+,-

+,-

+,-

+,-

%

76

73

78

75

85

82

88

84

Было установлено что 98,5 % опрашиваемых имеют компьютер, из них 80,1 % имеют выход в Интернет.

Также было установлено, сколько времени в среднем подростки проводят за компьютером. Оказалось, что 56% подростков проводят за компьютером большую часть своего свободного времени, а именно более 2 часов в день; 17,8 % - уделяют общению с компьютером не более 1 часа в день; 26,2 % - до 2 часов в день. Таким образом, подростки отдают предпочтение «общению» с компьютером, нежели общению с друзьями или другим видам досуговой деятельности. Результаты опроса представлены в виде диаграммы 2.2.1.

Диаграмма 2.2.1 - Время проведения за компьютером

Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития, как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее, в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами [21, с.114]. С этой целью было проведено анкетирование. В ходе проведения опроса определились цели приобретения компьютеров мальчиков и девочек (Диаграмма 2.2.2,2.2.3).

Мальчикам компьютер нужен для того, чтобы: играть в компьютерные игры – 56%; для того, чтобы выполнять доклады, рефераты - 18%  и  26% - для того, чтобы общаться через Интернет.



Диаграмма 2.2.2 - Цель приобретения компьютера у мальчиков


Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что  для мальчиков главная цель приобретения компьютера  – компьютерные игры и работа над докладами и рефератами. Это говорит о том, что мальчики так же внимание уделяют не только играм, но и учебе.

Диаграмма 2.2.3 - Цель приобретения компьютера у девочек

Проанализировав результаты опроса девочек относительно этого же вопроса, мы получили следующую картину: 43% девочек также как и мальчики, главной целью приобретения компьютера считают – игры в компьютерные игры; 34% девочек компьютер нужен для того, чтобы выполнять доклады, рефераты и 23% - для того, чтобы общаться через Интернет. Из этих полученных данных (Диаграмма 2.2.2, 2.2.3) можно сделать вывод о том, что цель приобретения компьютера мальчики и девочки выбирают практически одни и те же.

Самыми популярными сайтами в России, по данным Alexa.com, являются следующие: Яндекс, Google, Почта@Mail.ru, ВКонтакте, Youtube, Facebook, Википедия, Одноклассники.ru. По итогам мониторинга ученики нашей школы через домашние компьютеры чаще всего заходят в интернете на сайты "Яндекс", "ВКонтакте" и Google. Также популярностью среди школьников МБОУ Севской СОШ №2 пользуются сайты Mail.ru, "Одноклассники", YouTube.

Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг[28,с.24], был также предложен учащимся МБОУ Севской СОШ № 2 для диагностики Интернет-зависимости. Результаты диагностики представлены в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2 - Результаты диагностики по методике "Анкета на выявление уровня Интернет-зависимости"

Класс (кол-во человек)

8

48 человек

9

46 человек

10

20 человек

11

18 человек

Пол

Мужской

25 человек

Женский

23 человек

Мужской

26 человек

Женский

20 человек

Мужской

9 человек

Женский

11 человек

Мужской

10 человек

Женский

10 человек

Результаты диагностики (средний балл)

43

39

58

54

55

51

40

38

Уровень Интернет-зависимости

Слабый

Слабый

Средний

Средний

Средний

Средний

Слабый

Слабый

Анализ результатов, представленных в таблице 2.2.2, позволяет утверждать, что для большинства испытуемых характерен начальный уровень зависимости от сети Интернет. Этот результат присущ 47% исследовательской группы. Они испытывают некоторое количество проблем из-за Интернета. Различия в количестве представителей того или иного класса или пола не существенно, следовательно, средняя зависимость не преобладает учащимися какого-то определенного возраста или пола. Но все же им стоит учитывать серьёзное влияние сети на их жизнь, так как это путь к Интернет-зависимости, и стараться сокращать время, проводимое во «Всемирной паутине».

И наконец, был проведен сравнительный анализ успеваемости учащихся, главной задачей которого является подтверждение или опровержение гипотезы о том, что чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на успеваемости учащихся. Среди учащихся было выявлено 20 отличников, 48 хорошистов, 66 ударников. Анализ уровня Интернет-зависимости показал, что среди отличников 17 % ребят много времени проводят в сети, среди хорошистов 41%, среди ударников 83%. Таким образом, можно говорить о том, что успеваемость влияет на уровень Интернет-зависимости учащихся. Чем меньше времени подросток проводит в сети, тем больше возможности заниматься дополнительно по предметам и уделять внимание развитию образования. Полученные в результате данные представлены в таблице 2.2.3.


Таблица 2.2.3 - Сравнительный анализ успеваемости учащихся

Средний

балл

«без Интернет-зависимости»

«с Интернет-зависимость»

Кол-во

%

Кол-во

%

от 5 до 4,5

23

33

12

18

от 4,4 до 4

17

25

14

22

от 3,9 до 3,5

18

27

22

33

от 3,4 до 3

10

15

18

27

Итого:

68

100%

66

100%


Очевидно, что в группе «без Интернет-зависимости» учащихся успевающих на отлично и хорошо значительно больше, чем в группе «с Интернет - зависимостью»». Таким образом, подтверждается гипотеза, что чрезмерная трата времени на пребывание в социальных сетях Интернета негативно сказывается на успеваемости учащихся.

Проанализировав все данные и сравнив их с качеством обученности этих подростков, можно сделать выводы, что подростки, страдающие зависимостью, не успешны в обучении. Зачастую, после окончания уроков, они торопятся домой для того, чтобы сесть за компьютер, забывая сделать домашнее задания. У таких детей наблюдается частая забывчивость, частая смена настроения и порой даже агрессия. Дети часто опаздывают на уроки, так как долго сидят в Интренте и поздно ложатся спать. По результатам медицинского осмотра 2018 года было выясненено, что у 25 % подростков за последние 1,5 года наблюдается нарушение зрения. То есть компьютер пагубно влияет на здоровье, а именно на зрительную систему подростка.

Таким образом, обучающиеся считают Интернет полезным открытием; у учеников наблюдается потребность в Интернете, прежде всего интернет для них – помощник в учебе; большинство школьников не опасается влияния компьютера и Интернета на их здоровье; у некоторых подростков наблюдается синдром Интернет-зависимости.

Следует отметить, что Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение; хронические депрессии; предпочтение виртуального пространства реальной жизни; возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом.

Приведенные примеры исследований дают основания полагать, что Интернет может быть использован для ухода в некий виртуальный мир, в котором трудности и проблемы реального мира отсутствуют

Это заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его положение в обществе.

2.3. Профилактика Интернет – зависимости

Проанализировав современное состояние изученности проблемы Интернет – зависимости и результаты собственных исследований можно сделать вывод о том, что любой подросток в настоящее время, так или иначе, является Интернет-зависимым. Ведь в интернете всегда проще искать полезную и нужную информацию, интернет всегда рядом и доступен для пользования [1, с.94].

Основной мерой предотвращения возникновения зависимости любого типа, в частности Интернет-зависимости, у детей является правильное воспитание ребенка. Воспитывать ребенка нужно так, чтобы он понимал, что компьютер - это лишь часть нашей жизни, а не альтернативный мир. Самым важным и действенным методом предотвращающим появление компьютерной зависимости является профилактика. Лучшая профилактика компьютерной зависимости - это вовлечение ребенка в процессы, не связанные с компьютерной деятельностью, чтобы игры не стали заменой реальности.

Общеобразовательные учреждения обладают большими потенциальными возможностями для профилактической работы в рассматриваемом направлении. Для преодоления негативного воздействия сети интернет на детей, в нашем образовательном учреждении проводится целенаправленная воспитательная работа учителей совместно с родителями. Выработана единая стратегия безопасности совместными усилиями педагогических работников, родителей и обучающихся. Достичь высоких результатов в воспитании невозможно без привлечения родителей. С родителями неоднократно в нашей школе проводится разъяснительная работа. Формы работы с родителями в МБОУ Севской СОШ №2 разнообразны: выступления на родительских собраниях, индивидуальные беседы, информация на сайте школы, встречи со специалистами, семинарские занятия.

Комплексное решение поставленной задачи со стороны семьи и школы позволит значительно сократить риски причинения различного рода ущерба ребенку со стороны сети интернет. Для снижения Интернет – зависимости учащихся в МБОУ Севская СОШ №2 применяются административные и организационные меры, технические и программно-аппаратные средства защиты детей от вредной информации в местах доступных для детей: провайдером услуги доступа к сети интернет школы с обеспечением контент - фильтрации интернет — трафика; функционирование и использование в школе программного продукта, обеспечивающего контент - фильтрацию интернет-трафика; стимулирование родителей к использованию услуги «Родительский контроль», позволяющей устанавливать ограничения доступа к информационно-телекоммуникационной сети интернет; регулярно проводится мониторинг качества предоставления провайдером услуги доступа к сети интернет школы с обеспечением контент-фильтрации.

Также в целях профилактики Интернет - зависимости подростков в школе ведется: целенаправленная работа по включению учащихся школы в систему творческой, исследовательской, проектной деятельности; разработка и реализация альтернативных досуговых программ, направленных на развитие круга интересов школьников, вовлечение их в разнообразные формы полезного досуга. В качестве таких форм в МБОУ Севская СОШ №2 ведется оформление стендов; проведение классных часов на темы: «Интернет и дети», «Роль компьютера в жизни ребенка», «Влияние компьютера на структуру досуга детей и подростков», «Интернет зависимость и как с ней бороться»; проведение акции «Я независим от компьютера»; проведение открытого микрофона на тему: «Внимание, Интернет».

Таким образом, в данной работе были рекомендованы пути работы с подростками по профилактике Интернет-зависимости с помощью обеспечения информационной безопасности детей и подростков при обучении, организации внеурочной деятельности и свободном использовании современных технологий, взаимодействуя как с педагогами так и с родителями. Сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был всесторонне рассмотрен вопрос о сущности Интернет-зависимости подростка и выявлении ее особенностей на основе анализа педагогической и психологической литературы, тестирование учеников старших классов МБОУ Севская СОШ №2 . После анализа необходимой литературы и исследований можно полагать, что подростковая Интернет-зависимость в настоящее время распространена наиболее широко, и больший контингент пользователей сети Интернет составляют как раз подростки. Они используют его как некое средство ухода от реальности, где в виртуальном мире их настоящие проблемы и трудности отсутствуют. Рассмотрены основные типы, признаки и последствия Интернет-зависимости у подростков и возможности её профилактики.

Таким образом, подводя итог моей работы, можно сделать следующие выводы:

  1. После анализа о сущности и развитии Интернет-зависимости можно сказать, что обсуждение данного феномена началось не так давно, и родоначальниками изучения этой проблемы считаются К.Янг и А. Голдберг. В настоящее время этот феномен интенсивно обсуждается и исследуется.

  2. Анализ литературы и тестирование учеников школы показывает, что возрастные особенности, которые могут привести к Интернет-зависимости у подростков достаточно разнообразные.

  3. Сейчас существует в большом количестве множество вариантов тестов и опросников, направленных на выявление Интернет-зависимости, с помощью которых можно диагностировать, есть ли у подростка Интернет-зависимость или нет.

  4. Существуют профессиональные советы психологов, а также возможности общеобразовательных учреждений как можно вылечить подростка от Интернет-зависимости. А ведь комплексное решение данной проблемы позволит сократить риски причиненного ущерба.

Итак, подводя итог выпускной квалификационной работы, хочется отметить, что у всего в этом мире есть свои плюсы и минусы, и Интернет не является исключением.

С одной стороны, Интернет - значительный дар цивилизации, который в чем-то облегчает и насыщает нашу жизнь. Но с другой стороны, он может быть очень опасен и принести немало проблем и бед в нашу жизнь и, особенно в жизнь подростков.

Так как длительное пребывание в онлайне и «озабоченность» Интернетом действительно способны привести к негативному преобразованию личности подростка. Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение; хронические депрессии; предпочтение виртуального пространства реальной жизни; трудности адаптации в социуме; потеря способности контролировать время пребывания за компьютером.

Все сказанное заставляет задуматься, ведь от того чем занимается подросток в свободное время, зависит дальнейшее формирование его личности, а в целом предопределяет его положение в обществе. Проблема Интернет-зависимости среди подростков является актуальной в настоящее время.

Компьютерные технологии оказывают глубокое воздействие на психику и сознание подростка, приводящие к нарушению их социально-психологической адаптации. Интернет-зависимость приводит к снижению успеваемости в школе и ухудшает здоровье. В результате формируется индивидуальная система ценностей, расходящаяся с общепринятой. А воспитание компьютерной культуры это и есть противоядие Интернет - зависимости.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Бабаева Ю.Д. Психологические последствия информатизации / Ю.Д. Бабаева, А.Ю. Войскунский // Психологический журнал. – 1998. – №1 – С. 89–100.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е., Смыслова О.В. Интернет: воздействие на личность. Гуманитарные исследования в Интернете / А.Е. Войскунский – М.: Можайск-Терра, 2014. – С. 431.

3. Балонов И.М. Компьютер и подросток / И.М. Балонов // Вопросы психологии. – 2010. – №3. – С. 32–58.

4. Боровиков А.М. «Модус контроля как фактор стрессоустойчивости при компьютеризации профессиональной деятельности». Психологический журнал т.21, №1, 2012 г., стр.75-88.

5. Войскуновский А.Е. Интернет - новая область исследований в психологической науке. Статья из: Ученые записки кафедры общей психологии МГУ. Выпуск 1. - М.: Смысл, 2015, с.82-101.

6. Войскунский А. Е. Психологические аспекты деятельности человека в Интернет-среде. http://psynet.by.ru/texts/voysk2.htm

7. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от Интернета // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.А.Е. Войскунского М, 2000. С 100-131.

8. Выготский, Л.С. Педология подростка / Л.С. Выготский // М.: Педагогика, 1999. – Т.4. – С. 432.

9. Дубровина И.В. Самопонимание, самовоспитание, самопомощь, самообладание, саморазвитие, самореализация подростка / И.В. Дубровина. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2015. – 285с.

10. Егоров А.Ю., Игумнов С.А. Расстройства поведения у подростков: клинико-психологические аспекты. - СПб.: Речь, 2005. - 436 с.

11. Жичкина А. Социально-психологические аспекты общения в Интернете. - М.: Дашков и Ко, 2014. – 27 с.

12.Иванов М. Психологические аспекты негативного влияния игровой компьютерной зависимости на личность человека/ М. Иванов//Флогистон [Электронный ресурс].http://flogiston.ru/projects/articles/gameaddict2.shtml.-

13. Кимберли Янг С. Диагноз - Интернет-зависимость// Мир Internet. 41. http://www.iworld.ru

14. Короленко, Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц.П. Короленко // Обозр. психиат. и мед. психол. – 1999. – №1 – С. 8–15.

15. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. М., Екатеринбург, 2016 .- 460 с.

16. Кучеренко В.В., Петренко В.Ф., Госсохин А.В. Измененные состояния сознания: психологический анализ // Вопросы психологии. 1998. № 3. С 70-78.

17. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. - СПб.: Речь, 2005.

18. Николаева А. Е. Особенности аддиктивного поведения подростков // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 585-587.

19. Фельдштейн, Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды / Д.И. Фельдштейн – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2002. – С. 432.

20. Янг, К. Диагноз – Интернет-зависимость / К. Янг // Мир интернет. – 2000. – №2 – С. 24–29.

21. "Радар". Радиостанция "Маяк"

22. http: //www.narcom.ru/ideas/common/15.html статья «Диагноз – интернет-зависимость» Кимберли С. Янг







ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Анкета для учащихся

  • Приходя домой, ты первым делом садишься за компьютер? (да / нет)

  • Ты забросил домашние дела, учебу, стал непослушным? (да / нет)

  • Ты раздражаешься, если тебя отвлекают от компьютера? (да / нет)

  • Ты кушаешь, не отрываясь от компьютера? (да / нет)

  • Ты не знаешь, чем себя занять, если компьютер сломался? (да / нет)

  • Ты можешь контролировать время, проводимое за компьютером? (да)

  • Ты тратишь много денег на компьютерные игры? (да / нет)

  • Ты перестал общаться с друзьями, все время проводишь в сети? (да)

  • Ты посещаешь различные запретные сайты? (да / нет)

  • Ты постоянно говоришь о компьютерных играх (да / нет)

Подростков попросили подсчитать результаты:

«Да» – 1 балл, «Нет» – 0 баллов. 0 – 3 балла – низкий уровень компьютерной зависимости.

4 – 6 балла – средний уровень компьютерной зависимости.

7 – 10 баллов – высокий уровень компьютерной зависимости, чрезмерное увлечение компьютере



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Вопросник

1.Сколько раз в день играю в компьютерные игры?

2.Сколько времени в день вы проводите в интернете?

3.Сколько времени в день вы слушаете музыку?

4.Сколько времени в день вы проводите с друзьями?

5.Сколько времени в день вы смотрите ТВ?

6. Сколько времени в день вы читаете?

7. Сколько времени в день вы проводите в кружках и секциях?

8. В какой половине дня ты пользуешься компьютером?

9. С какой целью ты пользуешься компьютером?

А) ищу информацию Б) играю В) общаюсь с друзьями

10. На какой сайт в интернете ты чаще всего заходишь?

11. в каких социальных сетях ты зарегистрирован и бываешь там чаще всего?

12. Назови игры, в которые ты играешь чаще всего.

25 % и более положительных ответов говорят о компьютерной зависимости.



ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Тест, разработанный профессором психологии Питсбургского университета в Брэтфорде доктором Кимберли Янг

Пройдите тест, отвечая на вопросы предельно честно.

Оцените свои ответы на каждый из вопросов по следующей шкале.

Никогда или крайне редко - 1 балл.

Иногда - 2 балла.

Регулярно - 3 балла.

Часто - 4 балла.

Всегда - 5 баллов.

Часто ли вы:

1. Замечаете, что проводите в онлайне больше времени, чем намеревались?

2. Пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побродить в сети?

3. Предпочитаете пребывание в сети общению с друзьями и близкими?

4. Заводите знакомства с пользователями интернета, находясь в онлайне?

5. Раздражаетесь из-за того, что окружающие интересуются количеством времени, проводимым вами в сети?

6. Отмечаете, что перестали делать успехи в учебе или работе, так как слишком много времени проводите в сети?

7. Проверяете электронную почту раньше, чем сделаете что-то другое, более необходимое?

8. Отмечаете, что снижается производительность труда из-за увлечения интернетом?

9. Занимаете оборонительную позицию и скрытничаете, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в сети?

10. Блокируете беспокоящие мысли о вашей реальной жизни мыслями об интернете?

11. Обнаруживаете себя предвкушающим очередной выход в Сеть?

12. Ощущаете, что жизнь без интернета скучна, пуста и безрадостна?

13. Ругаетесь, кричите или иным образом выражаете свою досаду, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в сети?

14. Пренебрегаете сном, засиживаясь в интернете допоздна?

15. Предвкушаете, чем займетесь в интернете, находясь в офлайне?

16. Говорите себе: "Еще минутку", сидя в сети?

17. Терпите поражение в попытках сократить время, проводимое в онлайне?

18. Пытаетесь скрыть количество времени, проводимое вами в сети?

19. Вместо того чтобы выбраться куда-либо с друзьями, выбираете интернет?

20. Испытываете депрессию, подавленность или нервозность, будучи вне сети и отмечаете, что это состояние проходит, как только вы оказываетесь в онлайне?

Подсчитайте результаты:

20-49 баллов. Вы мудрый пользователь интернета. Можете путешествовать по сети сколько угодно долго, т.к. умеете контролировать себя.

50-79 баллов. У вас есть некоторые проблемы, связанные с чрезмерным увлечением интернетом. Если вы не обратите на них внимания сейчас - в дальнейшем они могут заполнить всю вашу жизнь.

80-100 баллов. Использование интернета вызывает значительные проблемы в вашей жизни. Вам требуется срочная помощь психотерапевта.