СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа по специальности" Менеджмент физической культуры и спорта"

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данной работы является описание понятий и сущности спортивного менеджмента, профессионально-личностной модели  менеджера в физической культуре и спорте, его функций в работе; принципов и методов спортивного  менеджмента, наблюдение за деятельностью менеджера на практике.

Менеджеру в области физической культуры и спорта важно усвоить теоретические и практические их основы: анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, изучение официальной документации, опубликованных в специальной периодической печати, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ, сравнение, обобщение, системный анализ, системный подход в моделировании процессов подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта, проектирование содержания подготовки и системы учебных занятий, нацеленных на развитие готовности спортивных менеджеров к управленческой деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа по специальности" Менеджмент физической культуры и спорта"»





Выпускная квалификационная работа по дисциплине

«Менеджмент в сфере физической культуры и спорта».





Тема: «Менеджер в области физической культуры и спорта».









Исполнитель:

Юрченко Ольга Викторовна

Ессентуки 2018 год

Содержание

Введение………………………………………………………............3

Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности менеджера в области физкультуры и спорта………………………..7

1.1.Профессионально- личностная модель менеджера физической

культуры и спорта…………………………………………………... 12

1.2.Стили деятельности менеджеров спортивных организаций…...22

1.3. Функции и принципы спортивного менеджмента………….....24

1.4.Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта 44

Глава 2. Практика применения методов менеджмента в области физкультуры и спорта, как основных для ФСО……………………53

2.1. Социальное стимулирование………………………………....54

2.2. Социально- психологическая обстановка…………………....55

Заключение………………………………………………………......58

Список литературы …………………………………………………60









Введение

Физическая культура и спорт является отраслью народного хозяйства, экономикой материально – технической базы и трудовых ресурсов сферы физической культуры и спорта, экономическим анализом деятельности физкультурно-спортивных организаций; основами и специфическими особенностями маркетинговой деятельности в сфере физической культуры, спорта.
За последние годы экономические отношения в спорте и спортивной индустрии претерпели существенные изменения: радикальным образом преобразована макроэкономическая среда, качественно изменены отношения собственности в системе спортивных организаций и их инфраструктуре, поставлена на рыночную основу деятельность многих спортивных клубов, команд и федераций.

Сложные задачи по повышению эффективности физической культуры и спорта на всех уровнях предстоит решать выпускникам физкультурных вузов. Естественно, что модернизировать сложившуюся систему экономических отношений в спорте, качественно улучшить параметры ее функционирования, могут только высококачественные и отлично подготовленные специалисты в области физической культуры и спорта. В свою очередь, подготовит таких специалистов невозможно без современных знаний, в первую очередь, знаний экономики спорта и предпринимательства, так как именно эти сферы являются определяющими для процветания физкультуры и спорта в целом. В современных российских условиях содержание работы имеет практическую значимость, и является актуальной.

По мере развития общества физическая активность и спорт все шире проникают во все сферы жизни людей, становятся вес более значимой и неотъемлемой частью жизнедеятельности мировой цивилизации.

В настоящее время миллионы людей во всех странах мира ведут здоровый образ жизни, составной частью которого являются занятия физическими упражнениями и оздоровительной гимнасткой, участие в спортивных соревнованиях. Гигантскими темпами развивается в последние десятилетия и спорт высших достижений, постепенно превращаясь в целую индустрию спортивных и зрелищно-массовых мероприятий.

Социально-экономические изменения в российском обществе вызывают необходимость осмысления и широкого изучения вопросов организации и управления в сфере физической культуры и спорта на основе использования опыта, теории и практики менеджмента.

Целью данной работы является описание понятий и сущности спортивного менеджмента, профессионально-личностной модели менеджера в физической культуре и спорте, его функций в работе; принципов и методов спортивного менеджмента, наблюдение за деятельностью менеджера на практике.

Менеджеру в области физической культуры и спорта важно усвоить теоретические и практические их основы: анализ и обобщение материалов научно-методической литературы, изучение официальной документации, опубликованных в специальной периодической печати, историко-логический и сравнительно-сопоставительный анализ, сравнение, обобщение, системный анализ, системный подход в моделировании процессов подготовки менеджеров для сферы физической культуры и спорта, проектирование содержания подготовки и системы учебных занятий, нацеленных на развитие готовности спортивных менеджеров к управленческой деятельности;

- эмпирические: изучение педагогического опыта; наблюдение и анализ реальных ситуаций управленческой деятельности; педагогический эксперимент; опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности модели и системы средств личностно-ориентированной подготовки спортивных менеджеров; социопедагогические измерения: наблюдения, беседы, интервьюирование, анкетирование, диагностическое тестирование.

Достоверность результатов исследования обеспечена согласованной методологической и теоретической базой исследования; убедительностью исходных позиций; рациональным выбором и реализацией комплекса теоретических и практических методов, адекватных задачам исследования; целостным подходом к решению проблемы; систематической проверкой результатов исследований на различных этапах научного исследования и подтверждением их соответствия практическому приросту уровня сформированности у студентов профессиональных умений и навыков; лонгитюдностью экспериментальных исследований и достаточным объёмом выборки испытуемых; непротиворечивостью и преемственностью результатов


на различных, этапах исследования; корректностью математическо-статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна исследования состоит в разработке и экспериментальном обосновании системы теоретических и методических положений, обеспечивающих продуктивную подготовку менеджеров для сферы физической культуры и спорта. В ходе её разработки впервые в проектировании учебной деятельности необходимой для подготовки спортивных менеджеров, сделан акцент на гуманитаризацию образовательного процесса, предполагающего первоочередное развитие личности специалиста и соответствующих ей профессиональных качеств и способностей. Доказано, что центральное место в организации этого процесса занимает применение личностно ориентированного подхода и технологий создания личностно-развивающей среды, обеспечивающих личностное и профессиональное становление будущих спортивных менеджеров, а также использование разработанной автором профессионально-личностной модели менеджера физической культуры и спорта.


Глава 1. Теоретические аспекты исследования деятельности и менеджера в области физкультуры и спорта.


Спортивный менеджер - ключевая фигура в спортивной организации, функционирующей в рыночных условиях. Управленческая деятельность - один из важнейших факторов функционирования и развития физической культуры и спорта. Отдельные элементы управленческой деятельности в определенной мере присущи всем категориям работников физической культуры и спорта: тренерам, преподавателям, учителям физической культуры, инструкторам и т. д. В этом можно убедиться, проанализировав должностные обязанности различных категорий физкультурно-спортивных работников, предусмотренные тарифно-квалификационными характеристиками. Так,

- тренер-преподаватель по спорту осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу лиц, желающих заниматься физической культурой и спортом; обеспечивает безопасность учебно-тренировочного процесса; разрабатывает годовые и текущие планы подготовки. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы;

- инструктор по физической культуре учреждений образования организует активный отдых обучающихся (воспитанников) в режиме учебного и внеучебного времени учреждения; организует и проводит с участием педагогических работников и родителей физкультурно - спортивные праздники, соревнования, дни здоровья и другие мероприятия оздоровительного характера; организует работу кружков и спортивных секций; осуществляет связи с учреждениями дополнительного образования спортивной направленности и учреждениями спорта; организует деятельность физкультурного актива.

По данным исследования Д. Е. Несытова (2000), тренеры на организационную работу затрачивают до 10-12% рабочего времени, а старшие тренеры - до половины своего рабочего времени.

Управленческая деятельность (спортивный менеджмент) как особый вид трудовой профессиональной деятельности работников физкультурно-спортивных организаций возникает на определенной стадии разделения и кооперации их труда. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих.

Анализ нормативных правовых документов по физической культуре и спорту показывает, что к основным должностям, которые занимают спортивные менеджеры, правомерно отнести следующие должности:

директор спортивной школы;

заместитель директора спортивной школы;

председатель (президент) спортивного клуба;

заместители председателя спортивного клуба;

начальник отдела спортивного клуба;

директор (заведующий) спортивного сооружения (ФОКа);

президент спортивной федерации (союза, ассоциации);

вице-президент спортивной федерации;

председатель ФСО;

заместители председателя ФСО;

менеджер (начальник) команды по футболу (и другим игровым видам спорта);

руководитель (начальник) структурного подразделения физкультурно-спортивной организации;

персональный менеджер спортсмена - профессионала (в теннисе, футболе, хоккее, легкой атлетике и др.);

председатель комитета по физической культуре и спорту;

заместитель председателя комитета по физической культуре и спорту.

Руководители структурных подразделений комитетов по физической культуре и спорту

По данным государственной статистики, в настоящее время в России в физкультурно-спортивных организациях всех уровней занято 5,6 тыс. управленческих работников, из которых 2,8 тыс. - руководящие работники, т. е. спортивные менеджеры.

Каждая спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру. В ней есть управления, отделы, группы, команды и т. д. То есть в физкультурно-спортивных организациях существуют различные виды управленческой деятельности и определенная иерархия взаимоотношений и подчиненности. Поэтому в физкультурно-спортивных организациях бывают менеджеры разных уровней и задачи они решают разные. Менеджеров, как правило, принято подразделять на три основные группы:

- высший уровень (top manager) - это директора спортивных школ, генеральные директора спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т. п.;

- среднее звено (middle manager) - руководители управлений, самостоятельных отделов и т. п.;

- низшее звено (entry manager) - руководители отделов, секторов, рабочих групп, отделений и т. д.

Спортивных менеджеров подразделяют и по видам профессиональной деятельности, выделяя, например, следующие их виды: менеджер по персоналу организации, менеджер по рекламе, менеджер по маркетингу, менеджер по финансам, менеджер-представитель спортсмена и т. д. В фитнес-клубах выделяют менеджеров по направлениям деятельности и по соответствующим программам. Например, финансовый менеджер, менеджер по продажам, менеджер по аквааэробике, менеджер персональных программ, менеджер по тренажерам и др.























1.1.Профессионально-личностная модель менеджера физической культуры и спорта.


Согласно мнениям теоретиков по менеджменту, насколько многогранна управляемая система,  настолько больше и строже предъявляются требования к менеджеру. Так как единственная ошибка, допущенная со стороны менеджера, может дорого обойтись всему обществу, то экономике и нравственности может остановить весь ход действий.

В условиях трудностей в системе управления спортом и физической культурой населения и предъявляемых к ней строгих требований, работа менеджера очень емка и сложна. Причиной этому может быть то, что она считается социальным, экономическим и профилактическим процессом, обеспечивающим здоровье населения. То есть: здоровье народа – богатство страны. Это на сегодняшний день является приоритетным направлением политики нашего правительства. Данная деятельность в сфере физической культуры и спорта ускоряет формирование менеджера и его стабильность, повышает его авторитет и направляет на самостоятельность. Практическая работа менеджера физической культуры и спорта, проводимая в масштабе области, города, района, является основой для начального формирования его научной деятельности. Следовательно, будут поэтапно формироваться и начальные навыки. Искусство управления в краткий срок может полностью изменить отношение людей к труду, морали, поведению. Для этого менеджер по физической культуре и спорту должен обладать следующими нравственными и профессиональными качествами: педагог- организатор, имеющий культуру речи, четко и верно осуществляющий подбор подчиненных и воспитанников , создающий здоровую рабочую атмосферу, уважающий мнения других, имеющий вокруг себя инициативных подчиненных, развивающий сильный коллектив; понимающий сотрудников, справедливый, юридически грамотный, одевающийся со вкусом, элегантный, добродушный, отзывчивый, коммуникабельный, позитивно понимающий критику, должен уметь вести разговоры на различные темы, знать основы наук, быть всегда и во всем осведомленным и др. Эти качества, наряду с умениями эффективно управлять физической культурой и спортом населения, в другой жизненной деятельности общества имеют большое значение. Вышеперечисленное хоть и не раскрывает полностью содержание деятельности менеджера по физической культуре и спорту, но в определенной степени влияет на критерии оценки его деятельности. Основу имиджа менеджера физической культуры и спорта полнее отражает его профессиональные способности, также управленческая подготовка имеет немаловажное значение. В эффективности ведения деятельности менеджера, если первое место занимает его личностно-человеческие качества, то его личностно-управленческие способности занимают второе место.

Исходя из концепции, направляющей отрасль физической культуры и спорта на социальную сферу, необходимо отметить значение, направленное на выполнение воспитательных задач и задач физической культуры.

В свою очередь менеджер, специалист по делам культуры и спорта, должен обеспечить следующее:

1. Внедрять в практику движений по физической культуре рекомендации, основанные на результатах научных и практических исследований.

2. Осуществлять физическое воспитание, профессиональные образование по физической культуре всех слоев населения, начиная с ранних лет, повышать уровень его физической культуры.

3. Пропагандировать физическое воспитание посредством проведения популярных развлекательных и показательных мероприятий, физическое и духовное физиологические восстановление.

4. Проводить профилактику совершения правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи посредством проведения мероприятий с помощью средств физической культуры.

Менеджера физической культуры и спорта в обобщенном виде можно представить следующим образом:

Менеджер по физической культуре и спорту должен обладать знаниями по управленческой психологии, социологии, экономике, праву, экономической психологии, эстетике, этике и другими научными основами. С помощью этого комплекса знаний, он ,обладая навыками и умениями по принятию и решению постановлений, должен уметь ответить на следующие вопросы: «кто, что делает?», «как выполняет?», «кто ответственный?». Каждый из нас участвует в процессе управления в качестве работника-служащего, раньше не обращали внимание на слова «управляющий», «управляемый», «управление». Они были понятны руководителям и подчиненным. А сейчас, в условиях рыночной экономики понятия «управление», «управляющий» раскрывают деятельность специалистов, от которых зависит будущее той или иной отрасли, мастеров своего дела, умеющих работать с персоналом, специалистов, стремящихся к нововведениям и добивающихся высоких результатов.

Управление движениями по физической культуре и спорту населения имеет своеобразные особенности :

- так как движения по физической культуре связаны с сохранением и укреплением здоровья народа, то важной особенностью является понятие нравственности. Посредством формирования подрастающего поколения, мы служим и для нашей Родины;

-управление движениями по физической культуре, являясь результатом четко выраженной науки и искусства посредством показателей качества, особенно ценными являются взаимоотношения людей;

-межличностное, государственное и общественное единство, отражающее содержание управления, их взаимосвязь;

-широкое участие общественности в управлении физической культурой и спортом;

-регулярная модернизация форм управления физической культуры и спорта, широкое использование экономических, социально-психологических, организационно-педагогических методов и др.

Еще один испытанный и падежный метод в физической культуре и спорта – это по системное управление или управление, разделенное на системы. Основное условие по системного управления, являясь связью и обратной связью, устанавливая связь и обратную связь между районными, городскими и областными высшими и среднеспециальными учебными заведениями, создает мощную и надежную систему управления. Для этого, конечно, будут необходимы современные средства связи. В управлении физической культуры и спорта в соответствии с месячным, годовым и перспективным периодами важное значение имеет определение целей и задач, в достижении поставленной цели необходимо использовать все силы и возможности.

В управлении физической культуры и спорта большое значение имеет качество обслуживания населения. Предоставление клиентам льгот, усиление пропаганды, быть общительным, быть постоянно на связи, воодушевлять к работе - все это служит условием для эффективности управления.

В управлении физической культуры и спорта особенности качеств управляющих можно разделить на 2 группы:

1 группа:

Руководитель – управляющий, издающий приказы подчиненным. Например, представлять информации и уверенно управлять.

2 группа:

Для составления плана необходимо прислушиваться мнений служащих; давать и принимать советы.

Часть своих обязанностей предоставляет служащим, и вместе составляют план действий.

Имеются положительные и отрицательные стороны методов управления в обеих группах. В деятельности управляющего если учесть ведущее значение самостоятельных действий, методы, используемые в группе Б могут быть немного эффективнее. Чтобы достичь успехов в управлении мы должны работать на уровне требований общества. В противном случае может оказаться иначе. И мы будем вести себя скованно, потому что всегда будем ждать свыше распоряжения.

Для того, чтобы жить свободно, действовать и управлять свободно, мы в первую очередь должны в совершенстве знать законы нашего государства, государственной системы, профессиональные требования, обладать высоким профессиональным мастерством и, конечно, должны твердо верить в себя, в правильность выполняемой нами работы, в оказание пользы обществу и всему человечеству.

Учитывая показательную функцию физической культуры и спорта, эта сфера имеет наиважнейшее финансово – экономическое значение. Лидирующее положение экономической компетенции обусловлено спецификой работы спортивного менеджера, связанной с анализом экономической ситуации и привлечением финансовых ресурсов в спортивную организацию, с составлением финансово-экономической документации спортивной организации (отчетов, балансов, смет, бизнес-планов и др.), с необходимостью перехода всех спортивных организаций (в том числе и бюджетных) на режим самоокупаемости и самофинансирования. Физическая культура и спорт были всегда связаны с экономикой, причем эта связь носит взаимозависимый характер. Двойственный характер проявляется в том, что в первую очередь физическая культура и спорт оказывают огромное влияние на экономику страны: повышается средняя продолжительность жизни, увеличивается работоспособность населения, снижается уровень заболеваемости, происходит сплочение и объедение населения страны посредством развития зрелищных спортивных мероприятий и массового спорта. В свою очередь экономика также оказывает влияние на физическую культуру и спорт. Это проявляется в финансировании данной отрасли, в строительстве спортивных сооружений, в проведении физкультурно-спортивных мероприятий, в подготовке национальных спортивных команд, в оплате труда работников сферы физической культуры и спорта, в разработке нормативов и стандартов, в развитии предприятий спортивной промышленности. Именно эта взаимозависимость экономики и физической культуры и обусловила лидирующее положение экономической компетенции среди остальных профессиональных компетенций у будущих менеджеров по физической культуре и спорту.

В результате исследования были выявлены основные дисциплины, которые целесообразно использовать в процессе формирования экономической компетенции: «Экономика», «Экономика физической культуры», «Маркетинг физической культуры», «Менеджмент физической культуры и спорта». В процессе изучения названных дисциплин осуществляется подготовка будущего спортивного менеджера к профессиональной деятельности, выражающейся в способности и готовности студента применять полученные знания в области бюджетного и внебюджетного финансирования спортивных организаций, а также в вопросах управления спортивными организациями и иными спортивными объектами отрасли физической культуры и спорта. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил спроектировать модель формирования экономической компетенции, основывающейся на требованиях к подготовке менеджеров по физической культуре и спорту. Данная модель включает в себя три основных уровня: методологический уровень, учебно-методический уровень, результативный уровень. Методологический уровень модели формирования экономической компетенции у менеджеров по физической культуре опирается на требования и предпосылки формирования данной компетенции со стороны современного рынка труда, тенденции развития рыночной экономики и требования федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки «Физическая культура». На основе этих требований и предпосылок был выявлен мотивационноцелевой компонент модели формирования экономической компетенции у спортивных менеджеров, предполагающий иерархию целей, лидирующее положение среди которых занимает экономическая подготовка будущих менеджеров, способных решать организационно-управленческие проблемы, возникающие в ходе работы спортивной организации. Учебно-методический уровень включает в себя технологический компонент, объединяющий методы, средства и формы обучения, а также комплекс педагогических условий формирования экономической компетенции у спортивных менеджеров, включающий решение ситуационных задач на практических занятиях по циклу экономических дисциплин; прохождение практики в спортивных организациях в качестве спортивных менеджеров; разработку и внедрение педагогической технологии, направленной на формирование основных компонентов экономической компетенции; организацию занятий в форме межсубъектного диалога преподавателя и студентов; осознание перспективы будущей профессиональной деятельности и создание портфолио своих достижений. Результативный уровень объединяет уровни сформированности данной компетенции: низкий (недостаточный), средний (минимально-допустимый или достаточный) и высокий (повышенный). Этот уровень также охватывает комплекс диагностического инструментария.

В результате проведенного исследования были разработаны основные критерии и показатели сформированности экономической компетенции менеджеров по физической культуре, которые характеризуют объем и глубину знаний, выработку умения применять полученные экономические знания, способность решать разнообразные задачи личной и профессиональной самореализации .

Таким образом, профессионально-личностная модель менеджера физической культуры и спорта представлена как система, элементами которой являются профессиональные знания, умения и навыки, формирующиеся при помощи современных технологий, предполагающих использование широких возможностей интеграции естественных гуманитарных наук, реализацию межпредметных связей в процессе его работы , основанной на содержание образования.






















1.2.Стили деятельности менеджеров спортивных организаций


Эффективность работы ФСО зависит от личностных качеств руководителей

и стиля их работы. Стиль работы возникает путем интеграции,

взаимодействия личностных качеств руководителя и применяемых им методов управления.

Исходя из изложенного, стиль профессиональной деятельности спортивного менеджера можно определить как совокупность принципов и наиболее устойчивых методов управления при достижении основных целей организации и реализации функций менеджмента, а также как характер его взаимоотношений с подчиненными, равными по рангу коллегами и вышестоящими руководителями.

Теория менеджмента делит управленческие отношения на демократические и авторитарные. В соответствии с этим в теории менеджмента принято выделять три стиля управления: авторитарный, демократический и либеральный.

Авторитарный стиль работы характеризуется чрезмерной централизацией власти, жестким регламентированием деятельности подчиненных. При авторитарном стиле исчезает простота в отношениях руководителя с подчиненными, теряется доверие и уважение. Менеджер неизбежно становится автократом в двух случаях: 1) когда он по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности ниже людей,

которыми руководит; 2) когда подчиненные имеют слишком низкую общую и профессиональную культуру и низкий уровень дисциплины и

ответственности за порученное дело.

Демократический стиль работы основывается на применении методов убеждения и положительной мотивации. Этот стиль опирается на сознательность и положительные качества подчиненных, руководитель демократического стиля опирается на мнение коллектива, предоставляет подчиненным самостоятельность в принятии решений, создает необходимые условия для их работы. Такой руководитель заботится об удовлетворении потребностей подчиненных, уважительно относится к людям.

Либеральный стиль работы менеджера характеризуется отсутствием перспективы и масштабности мышления, безынициативностью и ожиданием указаний сверху. Руководитель либерального стиля слабо контролирует деятельность подчиненных, вследствие чего управление отличается низкой результативностью















1.3.Функции и принципы спортивного менеджмента.

Главное, что осуществляет менеджмент - это не управление предметами, а управление организацией и техникой работы людей согласно принципам и программам маркетинга.

Зарубежные специалисты по спортивному менеджменту считают, что ему присущи четыре основные функции:

- планирование;

- организация;

- руководство;

- анализ.

Планирование определяет цели различных спортивных организаций и программу действий для их достижения. Иными словами, оно даёт ответы на вопросы: Что делать? Как делать?

Организация устанавливает формальные отношения в ходе выполнения плановых работ среди исполнителей. В отличие от планирования, организация, в основном, должна дать ответ на вопрос: Кто будет делать?

Руководство представляет собой процесс влияния на различных членов организации для решения целей, поставленных перед ней. Для того, чтобы быть эффективным руководителем, менеджер должен постоянно расширять свои знания о мотивационных процессах.



Функция руководства - наиболее сложная из всех функций менеджера. Это связано с тем, что менеджер должен знать нужды и склонности работников; средства, повышающие и снижающие мотивацию; должен направлять свои усилия на установление взаимодействия между работниками или между менеджерами различных уровней.

Анализ связывает положение организации в целом, её подразделений и отдельных работников с качеством выполнения работы по её конечному результату. В процессе анализа оценивается исполнение, сравнивается исполнение со стандартами, заложенными при планировании и, таким образом, устанавливается обратная связь между целью и уровнем ее реализации.

Рассмотрим реализацию основных функций менеджмента на примере управления спортивно - оздоровительной работой:

1. Планирование - направлено на четкое и целенаправленное проведение спортивно-оздоровительной работы. Основное требование – мобильность планирования, то есть соответствие форм и методов организации активного отдыха духу времени.

2. Организация – обеспечивает создание единой организационной структуры.

3.Координирование - необходимо для взаимосвязи и взаимодействие различных организаций, занимающихся вопросами массовой физической культуры, необходимые для наиболее эффективного обмена и использования передового опыта.

4. Финансирование - преследует цель создания материальных фондов для развития массовой физической культуры, реконструкции и использования с максимальной отдачей устаревших спортивных сооружений.

5. Подготовка кадров - носит целенаправленный характер, учитывает специфику работы с населением.

Для оценки уровня спортивно-оздоровительной работы применяется система, предусматривающая:

а) оценку уровня проведения занятий (с помощью наблюдений, анализа обзоров и отчетов);

б) оценку реализации поставленных целей и задач (посредством анкетирования с занимающимися физической культурой и спортом);

в) разработку планов занятий (на основе данных двух первых этапов оценки составляется конкретный план работы, включающий сетку занятий, проект финансирования, требования к спортивным сооружениям и т.п.).

В систему управления спортивно - оздоровительной работой населения входит также широкая пропаганда массовой физической культуры.



Известно, что организации разительно отличаются друг от друга по размерам, структуре, выпускаемой продукции или предоставляемым услугам и др. В связи с этим возникает вопрос: возможны ли единые подходы к их управлению? Ответ на этот вопрос может быть дан утвердительный. В любой организации менеджмент выполняет одни и те же функции: планирование, организация, руководство и анализ, которые универсальны, вне зависимости от специфических особенностей организаций.

Современный спортивный менеджмент осуществляется на основе четырех принципов, позволяющих:

- улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;

- выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;

- оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;

- использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.

Профессионально-личностная модель менеджера физической культуры и спорта представлена как система, элементами которой являются профессиональные знания, умения и навыки, формирующиеся при помощи современных информационных технологий, предполагающих использование широких возможностей интеграции естественных гуманитарных наук, реализацию межпредметных связей в процессе преподавания учебных дисциплин, применения компьютерной техники. При этом развитие личности студента обеспечивается за счёт освоения качественно нового содержания образования, адекватного профессиональной деятельности спортивного менеджера в новых социально-экономических условиях. Принципы менеджмента в физической культуре и спорте представляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия.

К основным принципам менеджмента в физической культуре и спорте можно отнести следующие: принцип демократического централизма, закрепленный в конституционном положении о том, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и проявляющийся в сочетании централизованного управления отраслью со стороны федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта и самостоятельности в управлении отраслью со стороны соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и т.д.;

принцип научности, заключающийся в необходимости построения всей системы менеджмента (управления) на новейших научных данных, характеризующих закономерности и объективные тенденции развития физической культуры и спорта и т.п., использования индивидуального (персонифицированного) подхода к каждому объекту воздействия, осуществления критической оценки эффективности принимаемых решений, применения современных средств и методов обработки управленческой информации, организационной техники и др.;

принцип плановости, означающий установление на определенный период направлений, темпов и пропорций развития физической культуры и спорта, физкультурно-спортивной организации и т. п. Наиболее характерными проявлениями этого принципа являются плановое финансирование физической культуры и спорта из бюджетов различных уровней, в первую очередь с использованием ведомственной классификации, построение деятельности физкультурно-спортивной организации на основе бизнес-плана и иных видов планов и др.;

принцип иерархичности, подразумевающий наличие различных взаимосвязанных уровней управления физической культурой и спортом (федеральный уровень, уровень субъекта Российской Федерации, местный -- районный, городской -- уровень) и менеджмента физкультурно-спортивной организацией (менеджеры высшего, среднего и первичного уровней);

принцип сочетания отраслевого и территориального управления, базирующийся на существующем административно-территориальном делении страны и отраслевой структуре народного хозяйства и означающий, например, что физкультурно-спортивная организация может быть создана и может функционировать как по отраслевому (например, физкультурно-спортивный клуб образовательного учреждения, промышленного предприятия, учреждения и т.п.; физкультурно-спортивные общества «Динамо», «Спартак», «Урожай», «Юность России» и т.п.), так и по территориальному (физкультурно-спортивный клуб по месту жительства и т. п.) принципу;

принцип экономичности и эффективности, предполагающий возможно большую экономию сил и наиболее производительное применение труда. С точки зрения теории в менеджменте (управлении) данный принцип не в последнюю очередь ориентирован на сокращение численности административно-управленческого аппарата. Названный принцип проявляется и в так называемой норме управляемости: большинство специалистов придерживаются мнения, что контроль руководителя над исполнителями будет достаточно эффективным, если численность последних не превышает 10-12 человек;

принцип ответственности, означающий в первую очередь обязательное установление прав, обязанностей и ответственности подразделений физкультурно-спортивной организации, их руководителей и сотрудников в форме различных нормативно-правовых документов (положений, должностных инструкций, приказов, распоряжений и т.п.). В настоящее время все большее внимание уделяется использованию этого принципа применительно к так называемой социальной ответственности, т.е. ответственности бизнеса перед социумом, реализуемой, например, в форме спонсорской поддержки развития физической культуры и спорта и т.д. Принцип ответственности на практике тесно связан с делегированием полномочий, когда руководитель передает часть своих прав, обязанностей и ответственности компетентным подчиненным, а также с так называемым «принципом первого руководителя», подразумевающим обязательность непосредственного участия первого руководителя в подготовке принципиально важных для деятельности организации документов и их реализации (например, в разработке и реализации бизнес-плана и т.п.);



принцип сочетания материального и морального стимулирования основывается на утверждении, что «всякая крайность (либо моральное, либо материальное стимулирование) есть признак ограниченности». Одним из наиболее ярких проявлений использования этого принципа в отрасли «физическая культура и спорт» является присвоение сотрудникам различных физкультурно-спортивных организаций государственных наград (моральное стимулирование в виде признания со стороны общества заслуг конкретного работника), которое предполагает надбавку к заработной плате (материальное стимулирование труда конкретного работника), и др.

Современный спортивный менеджмент, осуществляемый на основе принципов, позволяет:

- улучшать взаимоотношения между сотрудниками для повышения эффективности результатов работы;

- выявлять потребности работников и изыскивать возможности их удовлетворения;

- оказывать влияние на членов организации и привлекать их к решению задач, стоящих перед организацией;

- использовать особенности традиций страны, ее истории и культуры, применяя их в модернизированной системе управления.

Трудовые функции, входящие в профессиональный стандарт менеджера в области физкультуры и спорта, можно представить в виде таблицы:



Таблица - Обобщенные трудовые функции


Код

Деятельность

Уровень квалификации

Наименоване

А

Руководство деятельностью в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях, осуществляющих деятельность в области физической культуры и спорта

6

Управление эксплуатацией инвентаря и оборудования, используемого для деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

Управление персоналом, задействованным в физкультурно-спортивной работе по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

Руководство физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

Контроль и учет деятельности в области физической культуры и спорта по месту работы, месту жительства и месту отдыха, а также в образовательных организациях

В

Руководство планированием, аналитической и методической деятельностью в области физической культуры и спорта

6

Разработка и утверждение текущих и перспективных планов работы, определение целевых показателей деятельности

Руководство методическим и информационным обеспечением деятельности физкультурно-спортивной организации

Контроль и учет исполнения планов, результатов информационного и методического обеспечения деятельности физкультурно-спортивной организации

С

Руководство технической эксплуатацией, ремонтом и модернизацией спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта)

6

Управление процессами технической эксплуатации, ремонта и модернизации спортивного и технологического оборудования

Управление персоналом, задействованным в работах по технической эксплуатации, ремонту и модернизации спортивного и технологического оборудования

Руководство подготовкой спортивного и технологического оборудования для проведения спортивных и иных массовых мероприятий и осуществления физкультурно-спортивной деятельности

Контроль и учет технической эксплуатации, ремонта и модернизации спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта), разработка направлений технического развития организации

Обеспечение безопасности работников, участников спортивных соревнований и посетителей при использовании спортивного и технологического оборудования, спортивного сооружения (объекта спорта)

D

Руководство деятельностью по консультированию и тестированию в области физической культуры и спорта

6

Текущее планирование деятельности по консультированию и тестированию

Управление материальными ресурсами, используемыми при проведении консультирования и тестирования

Управление персоналом, задействованным в проведении консультирования и тестирования

Управление процессами проведения тестирования в рамках Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне (ГТО)"

Управление процессами консультирования по вопросам развития физической культуры и спорта

E

Руководство спортивной подготовкой

7

Текущее планирование спортивной подготовки

Управление материальными ресурсами и инфраструктурой спортивной подготовки

Управление персоналом, осуществляющим спортивную подготовку

Руководство тренировочной, образовательной и методической деятельностью при осуществлении спортивной подготовки

Руководство приносящей доход деятельностью при осуществлении спортивной подготовки

Организация контроля и учета спортивной подготовки

Руководство обеспечением безопасности при осуществлении спортивной подготовки

F

Руководство комплексной деятельностью в области физической культуры и спорта

7

Текущее планирование комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

Управление материальными ресурсами для осуществления комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

Управление персоналом, задействованным в осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

Руководство деятельностью структурных подразделений, связанной с проведением физкультурных, спортивных массовых мероприятий и осуществлением физкультурно-спортивной деятельности

Руководство приносящей доход деятельностью при осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

Организация контроля и учета комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

Руководство обеспечением безопасности при осуществлении комплексной деятельности в области физической культуры и спорта

G

Стратегическое руководство деятельностью по сопровождению развития физической культуры и спорта

7

Управление содержанием, сроками реализации проектов и затратами по организационному, ресурсному, методическому, информационному, научному сопровождению развития физической культуры и спорта

Управление персоналом, задействованным в организационном, ресурсном, методическом, информационном, научном сопровождении развития физической культуры и спорта

Управление заинтересованными сторонами и обменом информацией при реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

Управление материальными ресурсами и поставками для реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

Управление качеством реализации организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

Организация контроля и учета организационного, ресурсного, методического, информационного, научного сопровождения развития физической культуры и спорта

Обеспечение условий для развития внутри и межрегиональных спортивных связей

Н

Стратегическое руководство подготовкой спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

8

Стратегическое планирование деятельности по обеспечению и сопровождению подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

Управление материальными ресурсами для обеспечения и сопровождения подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

Управление персоналом, задействованным в обеспечении и сопровождении подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

Руководство централизованной работой по развитию спортивного потенциала

Руководство процессом централизованной тренировочной работы организаций, осуществляющих спортивную подготовку спортивных сборных команд

Руководство медицинским, научно-методическим и информационно-аналитическим сопровождением подготовки спортивных сборных команд, спортсменов высокого класса и спортивного резерва

Обеспечение координации работ федераций по видам спорта и организаций физической культуры и спорта по подготовке спортсменов высокого класса и их участию в официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях в составе спортивных сборных команд

На основе охарактеризованных выше принципов и функций общие и конкретные задачи менеджмента в физической культуре и спорте как относительно обособленные направления управленческой деятельности реализуются в практике с использованием различных методов.









    1. Методы менеджмента в сфере физической культуры и спорта

Процесс менеджмента как взаимодействие субъекта и объекта осуществляется с помощью конкретного механизма. Механизма менеджмента в физической культуре и спорте (ФКиС) представляет собой комплекс форм, методов и средств, обеспечивающих эффективную реализацию целей ФСО, наиболее полное удовлетворение потребностей их работников и потребителей, производимых ими социально-культурных услуг.

Методы менеджмента в ФКиС представляют собой конкретные способы воздействия субъекта на объект (органа управления на физкультурно-спортивную организацию, руководителя физкультурно-спортивной организации на ее сотрудников и т.п.).

Методы менеджмента в физической культуре и спорте классифицируют по различным основаниям. В их совокупности выделяют методы прямого (достижение непосредственного результата) и косвенного (создание условий для достижения результата) воздействия; формального (авторитарный стиль руководства) и неформального (демократический стиль руководства) воздействия и т.д.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеет классификация методов на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками физкультурно-спортивной организации в процессе совместного труда. По этому основанию методы менеджмента подразделяют на организационные, экономические и социально-психологические.

Организационные методы менеджмента в ФКиС базируются на отношениях власти и подчинения. В совокупности организационных методов менеджмента обычно выделяют следующие группы.

  1. Методы организационно-стабилизирующего воздействия применяются для создания организационной основы совместной работы и заключаются в распределении функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления порядка деловых взаимоотношений и т.д. Эта группа методов включает:

- регламентирование (четкое закрепление функций за организацией, ее руководителем, подразделением, исполнителем и т.п.);

- нормирование (определение допустимых границ деятельности и установление нормативов труда);

- инструктирование (ознакомление исполнителя с различными факторами и обстоятельствами выполнения определенных работ в форме объяснения, совета, предостережения, разъяснения и т.п.).

2. Методы распределительного воздействия используются для решения текущих задач и позволяют корректировать деятельность с учетом изменения ситуации. Методы этой группы обычно реализуются в форме приказа, распоряжения и т.п.

3. Методы дисциплинарного воздействия предназначены для ликвидации отклонений в деятельности, для обеспечения четкого и своевременного выполнения установленных обязанностей. За невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей к работнику ФСО могут быть применены: замечание, выговор, строгий выговор, увольнение с работы, штрафные санкции.

4. В качестве специфических разновидностей организационных методов рассматриваются административные методы и методы правового регулирования, которые по своей природе характерны в первую очередь для управления ФКиС.

Административные методы связаны с властной природой государственного управления, проявляющейся в различных обстоятельствах и ситуациях:

- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) наделена властными полномочиями и потому может отдавать приказы другой, как правило прямо подчиненные ей, стороне взаимоотношений (организации), которая обязана выполнять предписанное независимо от того, согласна она с ним или нет;

- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления, должностное лицо) обладает правом рассматривать заявления, жалобы другой стороны взаимоотношений (граждан) и удовлетворять их законные интересы;

- одна сторона взаимоотношений (государственный орган управления) устанавливает нормы, которые подлежат неукоснительному исполнению другой стороной взаимоотношений (гражданами) и т.д.

Методы правового регулирования представляют собой применяемые государством средства правового воздействия на общественные отношения.

Различают два основных способа правового регулирования - авторитарный и автономный.



Авторитарный способ используется при регулировании административных и других правоотношений и характеризуется тем, что одна сторона правоотношений наделена правом устанавливать другой стороне правоотношений содержание ее деятельности.

Автономный способ базируется на том, что стороны правоотношений являются равноправными и в рамках действующего законодательства могут самостоятельно устанавливать содержание своих прав и обязанностей, изменять или прекращать их. Методы правового регулирования отношений в сфере трудового, финансового и других отраслей права носят комплексный характер и включают в элементы авторитарного и автономного способов.

5. Социально-психологические методы менеджмента в ФКиС используются для воздействия на социально-психологические отношения людей и потому в наибольшей степени характерны для менеджмента ФСО. Специфика этих методов связана с применением разнообразных неформальных факторов, интересов личности, группы, трудового коллектива. К их числу относят:

- формирование трудовых коллективов с учетом социально психологических характеристик людей (способностей, темперамента, черт характера и т.п.), что создает благоприятные условия для совместной деятельности и социального развития ФСО;

- социальное нормирование поведения, в том числе путем поддержания традиций ФСО и т.п.;

- социальное регулирование, связанное с учетом реального взаимодействия социальных интересов, их единства и разнообразия;

- социальное стимулирование за счет создания обстановки социально-психологической заинтересованности в достижении целей деятельности ФСО (повышение квалификации, культурный рост сотрудников, творческое отношение к труду и т.п.);

- удовлетворение культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечение возможностей для проведения досуга, предоставление жилья и т.п. благ;

- создание и поддержание благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи и др.

6. Экономические методы менеджмента в ФКиС предназначаются для воздействия на экономические отношения. Их спектр весьма широк и многообразен, поэтому часть экономических методов используется по преимуществу в целях управления ФКиС как отраслью (бюджетное финансирование, капитальные вложения, дотации и др.), а другая часть - в целях менеджмента ФСО (кооперирование средств, амортизационные отчисления, налогообложение, материальное стимулирование и др.). Среди экономических методов управления, которые могут находить применение в сфере ФКиС, можно выделить следующие:

1. Методы экономического воздействия.

2. Централизованный плановый метод.

3. Метод кредитования.

4. Метод хозяйственного расчета.

Методы экономического воздействия направлены на реализацию объективных экономических интересов. Материальное воздействие здесь выступает в 3-х формах: общественной; коллективной; индивидуальной.

К общественной форме в первую очередь относятся моральные стимулы.

Методы экономического воздействия на коллективные и индивидуальные интересы могут иметь как положительную направленность (материальное стимулирование), так и отрицательную (материальные санкции). К материальному стимулированию относятся: премия, заработная плата и др. К материальным санкциям относятся: штрафы, лишение премий, прекращение финансирования и др. Методы экономического воздействия находят широкое применение при переходе на контрактную систему работы в нашей сфере.

Централизованный плановый метод позволяет:

- определить направления и цели развития видов спорта по регионам;

- правильно распределить трудовые и финансовые ресурсы;

- внедрить достижения научно-технического прогресса;

- контролировать проведение и выполнение плановых заданий.

Характерная особенность этого метода - директивность, то есть обязательность выполнения установленных показателей и нормативов (Госзаказ), поэтому этот метод иногда путают с административным.

Метод кредитования. Кредит - крупнейший источник формирования средств. Применение кредитования в качестве экономического метода управления предполагает централизованное установление условий в заёмных средствах. Этот экономический метод управления в сфере ФКиС используется очень редко (до 20%).

Хозяйственный расчет (наиболее эффективный) - это экономический метод управления, обеспечивающий определенную хозяйственную самостоятельность спортивных организаций при условии выполнения плана. Он определяет обязательную самоокупаемость, рентабельность, взаимосвязь итогов деятельности с материальным поощрением.

Существуют 3 модели хозрасчёта.

Первые две модели получили свое название от двух форм оплаты труда: фонд заработной платы включается в хозрасчётный доход и таким образом он гарантируется, а фонд материального поощрения образуется из остаточной прибыли; на заработную плату идет остаток выручки - после вычета материальных затрат, расчета с бюджетом и вышестоящими организациями, после выплаты процентов по кредитам, образования фондов социального развития.

Третья модель - это аренда. Она является наиболее перспективной моделью хозрасчета. Аренда позволяет достигнуть более высокого уровня самостоятельности. Оплата труда здесь производится после конечного результата, а также выплаты всех платежей. Эта модель хозрасчета включает в себя три вида аренды:

- аренду имущества (организации, спортсооружения);

- внутрихозяйственную аренду (арендный подряд);

- семейную или индивидуальную аренду.

Регламентируются отношения арендодателя с арендатором договором аренды. При первой и второй формах хозрасчета все фонды экономического стимулирования строго нормируются. При использовании третьей модели хозрасчета предоставляется право самостоятельно определять размеры фондов развития производства и социального развития.



































Глава 2. Практика применения методов менеджмента в области физкультуры и спорта, как основных для ФСО



Методы менеджмента в сфере ФКиС представляют собой конкретные способы целенаправленного воздействия руководителя ФСО на ее сотрудников и осуществление контроля за их деятельностью.

Наиболее важное значение с точки зрения практики менеджмента имеют те методы, которые построены на основе специфики отношений, складывающихся между сотрудниками ФСО в процессе совместного труда.















2.1. Социальное стимулирование

Для эффективной работы менеджера в области физкультуры и спорта важен обмен опытом работы с другими менеджерами, а также повышение уровня квалификации. Так, например, с 25 января по 31 января 2018 года в Сочи проходили образовательные курсы «Менеджмент и маркетинг в деятельности региональной спортивной федерации». Обучение идет в рамках «Олимпийской программы», которая реализуется Российским Международным Олимпийским Университетом совместно с   Олимпийским комитетом России при финансовой поддержке ГМК «Норникель".

На мастер –классы прибыли представители 12 регионов РФ (Камчатский край, Свердловская область, Красноярский край, Калужская область и др.). Большинство из них работает   в спортивных федерациях (настольного тенниса, лыжных гонок, бадминтона, легкой атлетики, горнолыжного спорта и др.).

В качестве преподавателей на курсе   выступили  специалисты-практики, среди них: генеральный продюсер спортивных   проектов федерального и международного уровней Федерации фристайла,  управляющий партнер Консалтингового агентства EXPERT PROFILE, генеральный директор Runo-PR, со-основатель «Корморант-медиа» .

В ходе обучения и обмена опытом работы рассматривались вопросы подготовки спортивного резерва, маркетинга, фандрайзинга, управления спортивными сооружениями и PR в спорте.

Таким образом, данная деятельность менеджеров в обасти физкультуры и спорта стала ориентирована на получение новых знаний, определение оптимальных путей развития собственных профессиональных задач, выбор стратегии и планов в предстоящей работе.



















































2.2. Социально- психологическая обстановка

Менеджеры Отделов культуры и спорта активно взаимодействуют с администрацией городов с целью организации физкультурно- оздоровительных, спортивных соревнований, досуговых мероприятий в области физкультуры и спорта. Так например, в Ставропольском крае, в городе Ессентуки, менеджеры в области физкультуры и спорта оздоровительных секций, спортивных школ, клубов , совместно с городской администрацией, определили историческую дату - 12 июня, День независимости России, как одно из массовых культурно-оздоровительных мероприятий. Целью организации главного государственного праздника являлась патриотическая, спортивно-оздоровительная работа с населением, спортивными учреждениями города, общественными организациями, волонтерскими группами. Место проведения- территория городского озера. Члены общественной организации клуба «Здоровый образ жизни» совершили массовый заплыв. К активным жителям присоединились велосипедисты. Следом прошли турниры по стритболу и волейболу, а также - показательные выступления тхэквондистов. Около сотни жителей приняли участие в патриотическом легкоатлетическом забеге. Масштабную патриотическую акцию провели и волонтеры Центра по работе с молодежью.

Таким образом, в данном мероприятии менеджерами показано руководство комплексной деятельности с целой структурой спортивно-оздоровительных и общественных организаций. Цели менеджеров в области физической культуры и спорта, совместно с администрацией, объединились и способствовали реализации социально- психологических методов: социальному нормированию поведения , удовлетворению культурных и социально-бытовых потребностей работников, в том числе обеспечению возможностей для проведения досуга, созданию и поддержанию благоприятного социально-психологического климата совместной работы за счет морального стимулирования социальной активности, требовательности, взаимоподдержки и помощи.





















Заключение

К сожалению, не смотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как самостоятельная сфера экономической деятельности.

Положение физической культуры точно, адекватно отражает социально-экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе.

Вместе с этим объективно функционирует и другая закономерность  -  социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества и отдельной личности.

С учетом действия этих взаимосвязанных и взаимодополняющих закономерностей функционирования физической культуры и спорта и проводится анализ современного состояния отрасли.

Важно отметить, что современный спорт невозможно представить обособленным, изолированным и функционирующим вне экономических отношений. В реальных условиях спорт базируется на кооперации, связывающей его и сопряженные с ним сферы деятельности. На основе такого взаимодействия различных отраслей и сфер деятельности возникает особая подсистема национального хозяйства, которую условно можно именовать «индустрия спорта».

Всё возрастающее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта - это наиболее яркие и очевидные признаки того, что спорт нуждается не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах и экономистах. Именно «управленцы» высокого класса могут рационально вести финансово-хозяйственную деятельность в спортивной организации, ведя её к вершинам успеха.

Менеджмент в спорте - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Рождение спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т.е. профессиональных управляющих. Поэтому образование в сфере спорта становится как никогда актуальным

Список использованной литературы

  1. Бауэр В. Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). - М, 1997.
    2. Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.
    3. Жолдак В. И., Зуев В. Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. Тюмень, 1998.
    4. Жолдак В. И., Сейранов С. Г. Менеджмент. — М.: Советский спорт, 1999.
    5. Золотое М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е. Менеджмент и маркетинг в спорте: Краткий словарь-справочник. — М.: Школа спортивного бизнеса ГЦОЛИФК, 1991.
    6. Золотое М. И., Кузин В. В., Кутепов М. Е., Сейранов С. Г. Настольная книга спортивного менеджера: Справочное пособие. — М.: ФОН, 1997.
    7. Зубарев Ю. А., Сучилин А. А. Менеджмент и маркетинг в сфере физической культуры и спорта: Учеб. пособие. 2-е изд., доп. — Волгоград, 1998.
    8. Зубарев Ю. А., Шамардин А. И., Москвичев Ю. Н., Ростокин Ю. А. Маркетинг спортивных услуг: Учеб. пособие. — Волгоград, 1999.
    9. Кузин В. В., Кутепов М. Е. Мониторинг развития спонсорства российского спорта.// Теория и практика физической культуры и спорта, 1997.– № 2.– с. 50.
    10. Кузин В. В., Кутепов М. Е., Переверзин И. И. Научные основы спортивного менеджмента// Теория и практика физической культуры и спорта, 1998.№ 5.