СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускная квалификационная работа Применение специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у школьников 14–16 лет

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускная квалификационная работа 

на тему Применение специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у школьников 14–16 лет

Просмотр содержимого документа
«Выпускная квалификационная работа Применение специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у школьников 14–16 лет»

Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

ГАПОУ РС (Я) «Намский педагогический колледж им. И. Е. Винокурова»







ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Применение специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у школьников 14-16 лет







Выполнила: Федорова Антонина Ивановна

студентка группы: ФК21Б

Специальность: 49.02.01 «Физическая культура»

Руководитель: Сергеев Валентин Валериевич

Рецензент: Эверстов Юрий Афанасьевич

Допущена к защите: «___»________20__ г.

Защищена: «___»________________20__г.

С оценкой____________________________




2024-2025 учебный год

Оглавление

Введение……………………………………………………………………….

3

Глава 1. Особенности методики обучения силовой подаче в прыжке на занятиях школьной секции…………………………………………………..


6

1.1. Техника выполнения подачи в современном волейболе……………...

6

1.2. Способы выполнения подач в волейболе ………………………………

9

1.3. Методика обучения различным видам подач в волейболе……………

14

Методические приемы обучения силовой подаче в прыжке


Глава 2. Экспериментальное исследование улучшение техники, силовой подачи с помощью специальных упражнений в тренировке, результаты исследования и их обсуждения………………………………………………



18

2.1. Методы и организация исследования………………………………….

18

2.2. Экспериментальный комплекс специальных упражнений по совершенствованию надежности и результативности подачи в прыжке у школьников 14-16 лет ……………………………………………………….



20

2.3. Результаты исследования и их обсуждения…..………………………..

23

Заключение…………………………………………………………………….

32

Практические рекомендации…………………………………………………

34

Список источников и литературы……………………………………………

35












Введение

Волейбол – это один из самых популярных видов спорта, который требует от игроков высокой физической подготовки, технического мастерства и тактического мышления. Одним из ключевых элементов волейбола является силовая подача, который играет решающую роль в атакующей игре команды. Умение выполнять качественную и точную силовую подачу является неотъемлемой частью успеха волейболиста. [11]

Достоинства волейбола – сравнительная простота оборудования мест для игры и правил её ведения, большая зрелищность. Обилие разнообразных тактических комбинации, эмоциональность борьбы, коллективизм привлекают в волейбол людей различных возрастов и профессий.

Волейбол можно с уверенностью назвать универсальным средством физического воспитания всех категорий населения - от детей дошкольного возраста до пенсионеров - для формирования основ физической и духовной культуры личности, повышения ресурсов здоровья, пропаганды здорового образа жизни. [6, 8]

Эффективность спортивных игр для гармонического развития личности объясняется: Во-первых, спецификой; во-вторых, глубоким разносторонним воздействием на организм занимающихся, развитием качеств и освоением жизненно важных двигательных навыков; в-третьих, доступностью для людей различного возраста и подготовленности; в-четвёртых, высокой эмоциональностью; в-пятых, спортивные игры - уникальное зрелище, по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. [10]

Волейбол – популярная командная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника, либо чтобы игрок защищающейся команды допустил ошибку.

Самый эффективный способ атакующих действий команды является силовая подача. Силовая подача в волейболе в большинстве случаев является началом розыгрыша мяча на своей площадке, цель которого выигрыш очка в свою пользу. Силовая подача может создать угрозу для противника с самого начала розыгрыша а так же может изменить ход игры, особенно в ключевые моменты. Если команда удачно выполняет мощные подачи, это может привезти в значительному психологическому давлению на соперника и изменить инерцию матча.

Для эффективности секционных занятий по волейболу по совершенствованию техники силовой подачи используются информационно-коммуникативные технологии. При применении информационно-коммуникативных технологий возможно на всех этапах обучения. С помощью видеоряда, звука и текста обучающийся получает информацию о правильно выполненных действий, не точностях в технике, допущенных ошибок. Появляется возможность детального анализа и нахождение пути исправления неточностей и ошибок, при выполнении технического действия в контексте игры. При детальном анализе и выявлении неточностей и ошибок технических действий, обучающийся учится моделировать последовательность движений, что делает тренировку более содержательной и эффективной. [2, 9]

Актуальность. На современном этапе развития волейбола подача мяча в прыжке считается одним из самых важных элементов игры и является самым быстрым и результативным способом выигрыша очка.

В связи с этим, мы считаем актуальным рассмотрение вопроса дальнейшего совершенствования выполнения подачи мяча в прыжке у юных волейболистов 14-16 лет и экспериментального обоснования эффективности комплекса специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у юных волейболистов 14-16 лет.

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс и соревновательный процесс юных волейболистов 14-16 лет.

Предмет исследования: специальные упражнения для улучшения техники силовой подачи в волейболе у юных волейболистов 14-16 лет.

Цель данной работы – разработать и экспериментально обосновать методику применения комплекса специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе у юных волейболистов 14-16 лет.

В соответствии с целью исследования, при написании настоящей работы были поставлены задачи:

1. Проанализировать научно-методическую литературу по теме работы;

2. Изучить типы подач в волейболе и особенности обучения им волейболистов;

3. Разработать и экспериментально доказать эффективность использования комплекса специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в прыжке у юных волейболистов 14-16 лет;

4. Разработать практические рекомендации по полученным данным.

Гипотеза исследования: предполагалось, что использование в тренировочном процессе комплекса специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе, позволит существенно повысить результативность показателей силовой подачи у юных волейболистов 14-16 лет.

Научная новизна заключается в разработке и экспериментальном обосновании применения комплекса специальных упражнений на занятиях волейбола, определены педагогические условия их использования в педагогической практике.

Практическая значимость: разработанные комплекса специальных упражнений для улучшения техники силовой подачи в волейболе могут быть использованы тренерами в занятиях по волейболу ДЮСШ.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Выпускная квалификационная работа выполнена на 38 странице, 40 источника литературы.

Глава 1. Особенности методики обучения силовой подаче в прыжке на занятиях школьной секции

1.1. Техника выполнения подачи в современном волейболе

Подача – технический приём, с помощью которого мяч вводят в игру, стремясь в то же время затруднить взаимодействие игроков противника. Поэтому подача является средством нападения. [20] Уже давно игроки старались выигрывать очки непосредственно подачей. Но если раньше для достижения этой цели наращивалась только сила подачи, то сейчас, хотя слава сильных подач не померкла, игроки стали применять такие варианты введения мяча в игру, в которых сочетались бы и сила, и тактический замысел. Уметь правильно и быстро определить наиболее слабое место команды противника, объективно оценить конкретную игровую обстановку, высокие качества игрока, определяющего место действия, прослеживаются во всех современных видах выполнения подач. [26]

Обучение подачам, их отработка сегодня энергично проводится в командах всех стран. Если раньше преобладала тенденция силового введения мяча в игру, то в современном волейболе подача – средство нападения. [14] Ранее подачу выполняли в соответствующей зоне, ориентируясь на метание на лицевой стороне площадки, но с изменением в правилах игры, подачу можно выполнять с любой точки лицевой линии.

Перед выполнением подачи игрок принимает устойчивую стойку, левую ногу ставит впереди правой на расстоянии шага. Ноги, слегка согнутые в коленях, располагает на ширине плеч. При этом тело повернуто относительно фронтальной плоскости до 45°, левое плечо впереди правого, – это играет существенную роль в последующем ударном движении. При нижних подачах туловище слегка наклонено вперед, при верхних подачах расположено вертикально. Вес тела равномерно распределен на обе ноги, общий центр тяжести (ОЦТ) тела игрока проецируется на середину площади опоры. Левая рука согнута в локтевом суставе и вынесена вперед так, чтобы локоть был отведен от туловища, а кисть находилась на уровне носка левой ноги. Мяч лежит на ладони. Правая рука готовится к замаху. [14]

Важнейшая деталь техники подачи – подбрасывание мяча. Значительная часть ошибок в технике приходится именно на эту часть подачи, без него нельзя осуществить последующее ударное движение. Для обеспечения наилучшего выполнения удара необходимо соблюдать следующие условия:

- движение мяча снизу вверх должно быть возможно ближе к вертикальному, при этом левая кисть при подбрасывании во всех положениях должна быть параллельна опоре;

- подбрасывать мяч необходимо плавным движением руки с постепенным нарастанием скорости – это способствует оптимальному регулированию формы траектории и высоты полёта мяча.

Замах осуществляется рукой назад в плоскости будущего ударного движения, при этом правое плечо отводят ещё дальше назад. Одновременно с замахом игрок переносит вес тела на стоящую сзади ногу. Проекция ОЦТ тела смещается к задней границе опоры. Обе ноги сгибаются в коленях, стоящая сзади – несколько больше. Затем следует небольшая пауза. [25]

Причина неудачных подач в волейболистом — в том, что подающие игроки иногда подбрасывают мяч не вертикально, а несколько в сторону. [16]

Ещё до того как подбросить мяч, следует посмотреть вглубь площадки, как бы наметить точку приёма, и потом перевести взгляд на мяч. Только тогда вы попадёте точно кистью по мячу и пошлёте его в нужном направлении. Величина и направление отклонений при подбрасывании мяча определяют эффективность подачи: если спортсмен подбрасывает и переводит взгляд на голову или зрителей, скорее всего он пошлёт мяч на одну и ту же высоту, и удар по мячу наносится в одной и той же точке. Подающий случается подбросит мяч или слишком низко, или слишком высоко. В этом случае подача вряд ли будет удачной. К сожалению, новыми правилами разрешается подбрасывать мяч для подачи лишь 1 раз, и это ещё более усиливает ответственность подающего игрока. [38]

В основной фазе игрок выполняет ударное движение, которое начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси и выведения вперёд правого плеча. Несколько позже в работу включают ноги; разгибая их в коленях, игрок поднимает свое тело вверх, несколько продвигает его вперед и совместно с движением поворота придает начальную скорость движения бьющей руке. Затем «включают» правую руку: энергично выводят ее к месту встречи с мячом. Одновременно с выведением руки вес тела переносят на стоящую впереди ногу – проекция ОЦТ смещается к передней границе опоры. [28]

Удар по мячу наносят напряженной кистью так, чтобы мяч двигался вперед и вверх. Пальцы должны обхватить мяч и удерживать его от соскальзывания, кисть и предплечье составляют в момент удара единое звено. Движения подбрасывания мяча, замаха и удара определенным образом сочетаются по времени. В первом случае игрок сначала подбрасывает мяч, затем делает замах и ударяет по мячу. Такое сочетание характерно для начинающих игроков и не оптимально. Во втором случае игрок предварительно выполняет замах, затем подбрасывает мяч и производит удар. Такое сочетание характерно для выполнения подачи на точность и некоторых видов планирующих подач. В третьем случае одновременно подбрасывают мяч и выполняют замах, затем бьют по мячу. Это сочетание несколько труднее в координационном отношении, но более совершенно по своей организации.

После вылета мяча рука продолжает движение и вытягивается в направлении подачи, ноги при этом выпрямлены. Для контроля за направлением полета мяча можно использовать такой прием: игрок следит, чтобы глаз, кисть вытянутой руки и верхний край сетки находились на одной воображаемой прямой. В заключительной фазе наряду с опусканием руки можно сделать шаг на площадку, чтобы быстрее перейти к новым действиям. [40]

1.2. Способы выполнения подач в волейболе

По способу выполнения подачи подразделяют на нижние и верхние, а по положению тела подающего игрока относительно сетки — на прямые и боковые. Несмотря на различия в технике выполнения отдельных способов подач, движения при их выполнении имеют ряд общих закономерностей. [13]

Нижняя прямая подача. Способ назван так потому, что удар наносится ниже уровня плечевого сустава в исходном положении, когда игрок стоит лицом (прямо) к сетке. Мяч подбрасывают на расстояние вытянутой руки и на высоту до полуметра выше головы игрока. Замах делают назад и несколько вверх в плоскости, перпендикулярной опоре.

Удар осуществляют маховым движением правой руки сзади – вниз – вперед примерно на уровне пояса игрока. После удара руку вытягивают в направлении подачи и фиксируют в таком положении.

Нижняя боковая подача. Способ назван так потому, что удар по мячу наносят ниже уровня плечевого сустава (исходное положение: стоя боком к сетке). Замах делают вниз-назад в плоскости, наклоненной к опоре примерно под углом 45°. Правое плечо при этом отводят и опускают вниз. Удар осуществляется движением правой руки сзади – вправо – вперед: ее выводят под мяч так, чтобы ударить примерно на уровне пояса. Ударяют по мячу напряженной «вогнутой» кистью снизу-сбоку. После удара осуществляют сопровождающее движение, вытягивая руку в направлении подачи, фиксируя ее в этом положении.

Верхняя прямая подача. Способ назван так потому, что удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава в исходном положении, стоя лицом к сетке. Игрок подбрасывает мяч почти над головой несколько впереди себя на высоту до полутора метров, замах делает вниз – назад, руку поднимает и отводит согнутой в локте за голову. Одновременно с замахом игрок прогибается, отводит правое плечо и наклоняет голову назад. Во время удара правую руку из крайнего положения замаха разгибают в локтевом суставе и маховым движением выносят вверх. Ноги, туловище и вытянутая рука расположены почти на одной прямой, перпендикулярной опоре (верхняя вертикаль). Продолжая маховое движение, игрок выводит руку к месту встречи с мячом несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки примерно 75°). Ударяют по мячу сзади и несколько снизу так, чтобы после удара он двигался вперед и вверх. [30]

Верхняя боковая подача. Способ назван так потому, что удар по мячу наносят выше уровня плечевого сустава в исходном положении, стоя боком к сетке. Игрок подбрасывает мяч на высоту до полутора метров над головой, чтобы он находился почти над ней. Замах делают вниз – назад, значительно опуская правое плечо и сгибая правую ногу при переносе веса тела. При ударе правую руку выносят махом по дуге сзади – вверх. При этом правое плечо поднимают вверх, а левое оставляют в том же положении. Продолжая движение рукой вперед, ударяют по мячу несколько впереди себя (угол наклона вытянутой руки примерно 80) в его заднюю сторону и несколько снизу так, чтобы после удара мяч двигался вперед-вверх.

Верхнюю боковую подачу можно выполнять и после одного и после нескольких шагов. Задача такого перемещения – увеличить ударный импульс. Для правильного выполнения такого варианта подачи важно: [38]

- перемещение заканчивать так, чтобы с последним шагом ноги приняли исходное положение, характерное для замаха;

- на последнем шаге одновременно с приставлением ноги правую руку отводить для замаха;

- подбрасывать мяч перед перемещением или за последнем шаге.

Подача в прыжке. За последние несколько лет она получила признание как лучший способ сильной подачи, хотя во всех странах были игроки, которые пытались применять такие подачи еще много лет назад. Но в те времена на эти попытки смотрели с усмешкой, не говоря о несколько перспективен новый способ подачи. В оправдание этому скептическому отношению можно, правда, сказать, что в командах тогда не было высокорослых игроков, с появлением которых, несомненно, связано широкое распространение таких подач.

Исходное положение: игрок располагается в месте подачи, лицом к сетке. Мяч подбрасывается примерно на один метр выше роста игрока и примерно на один метр впереди от задней линии. Подающий делает максимально сильный прыжок не только вверх, но и вперед, как бы догоняя мяч, и проводит фактически обычный прямой нападающий удар. Такая подача, несомненно, сейчас является самой сильной и самой результативной. После ее выполнения игрок приземляется в пределах площадки.

Подача в прыжке и раньше, и, тем более, сейчас часто используется в тренировочных занятиях как способ отработки нападающих ударов, для развития резкости применительно к удару. [34]

Особенное внимание ей уделяют мужчины, так как она требует для выполнения достаточной силы и мощи. Вариант подачи в прыжке – аналог исполнения прямого нападающего удара с собственного подбрасывания. [13]

Подготовительная фаза включает подброс мяча, разбег, прыжок и замах. Подброс может производиться одной или двумя руками. Длина его соответствует длине разбега подающего, высота определяется оптимальным соотношением длины разбега, его скорости и высоты прыжка. Разбег служит для достижения достаточной горизонтальной скорости движения и максимального ее использования для прыжка. Длина разбега – 2-4 м (как правило, 3 шага). Первый шаг относительно небольшой, скорость движения невелика. Длина второго шага больше, времени на его выполнение тратится меньше, скорость движения возрастает. На третьем шаге скорость разбега используется для лучшего отталкивания вверх. Длина шага небольшая, ОПТ тела значительно снижается, скорость движения еще больше возрастает. Последний шаг обычно выполняют скачком (напрыгивающий), ногу, обычно правую, выносят вытянутой вперед и ставят на пятку, стопа находится в положении разгибания. Только при такой жесткой постановке правой ноги на опору возникает стопорящий эффект. Другой ногой в последующем шаге игрок отталкивается и через небольшой промежуток времени подставляет ее к правой. [5]

Для координации движений частью тела в безопорном положении важно правильно расположение стопы при отталкивании. Следует немного повернуть их носками внутрь или расположить параллельно. Одновременно с напрыгивающим шагом обе руки отводят назад. При отталкивании движение в первую очередь начинают руки: по дуге сзади – вниз – вперед. Это маховое движение заканчивается резкой остановкой рук в тот момент, когда кисти вынесены над головой.

Ноги включают в движение отталкивания несколько позже, когда ОЦТ тела игрока находится сзади опоры, их при этом разгибают во всех суставах. Высота прыжка зависит от махового движения руками и величины сгибания ног в коленях в конце разбега. Сгибать не более чем до 90°.

С момента отрыва ног от опоры тело игрока приобретает движение вверх и несколько вперед – это фаза взлета. Для борьбы с так называемым горизонтальным сносом следует в момент отрыва ног от опоры верхнюю часть туловища отводить назад. Такое движение создает торможение движения тела вперед и способствует уменьшению длины траектории полета тела вперед. Одновременно со взлетом правой рукой делают замах вверх – назад.

Таким образом, движение рук в подготовительной фазе состоит из махового движения при отталкивании и замаха, увеличивающего путь разгона ударной массы. При замахе предплечье отводят за голову, кисть разворачивают ладонью вверх, правое плечо отводят назад. Высота подъема локтя варьируется в зависимости от индивидуальных особенностей игроков, но в любом случае локоть должен быть выше оси плечевого сустава. Нередко игроки принимают так называемое положение «натянутый лук»: прогибаются в грудной и поясничной частях, ноги сгибают в коленях. Левая рука принимает активное участие в движении замаха: ее отводят в сторону, в результате чего растягивается большая грудная мышца. [14]

Ударное движение начинается с поворота тела вокруг вертикальной оси, выведения вперед и поднимания правого плеча. Это движение задает начальную скорость руке, которая включается в работу несколько позже. Ее выпрямляют в локте и вытягивают вверх и несколько вперед, этим обеспечивается достаточная высота удара по мячу. Кисть накладывают на мяч в напряженном состоянии, по возможности в центре задней поверхности мяча (угол наклона руки примерно 75°) хлестообразным движением. При этом плечо дальше выводят вперед и также вперед продвигают руку с мячом.

Мяч удерживают от выскальзывания дистальными фалангами пальцев и направляют вперед и несколько вверх. Скорость движения руки увеличивается плавно, к моменту удара она должна быть наибольшей. После выполнения подачи игрок приземляется, амортизируя приземление сгибанием ног в коленях. [36]

При прямой силовой подаче в прыжке мячу дается сильное боковое вращение, и он с большой скоростью летит в зоны 1 или 5. Чтобы успешно противодействовать такому мячу, потребовалось срочно видоизменить уже сложившийся стереотип приема планирующей подачи. Когда принимаешь планирующую подачу важно, прежде всего, предугадать возможный момент «планирования» (резкого изменения траектории мяча) и своевременно переместиться вперед-назад или влево - вправо. При приеме же силовой подачи времени на определение траектории мяча почти не остается. На первом плане – правильное расположение игроков в одну линию по дуге и своевременная подставка рук под мяч.

У подачи в прыжке есть варианты, ориентированные на индивидуальные качества игроков. Высокие, мощные делают ставку на силу удара, а менее рослые – на точность направления и техничность выполнения подачи.

Сильная подача в прыжке весьма похожа на нападающий удар, и принимать ее не намного легче, чем отражать атаку на задней линии. Так, игрок, подающий в прыжке, нацеливает свой удар настолько точно, что может направить мяч в любое место площадки соперников за трехметровой линией. Благодаря накату (вращению мяча вперед) траектория его полета круто «обрывается» у задней линии поля. У принимающего создается впечатление, что мяч уходит в аут, а тот неожиданно «клюет» вниз. [11]


1.3. Методика обучения различным видам подач в волейболе

Еще совсем недавно подача в волейболе разрешала очень скромную задачу: ввести мяч в игру. Поэтому, выполняя подачу, игрок обращал основное внимание на то, чтобы не сделать технической ошибки (подача в аут, в сетку). Подачи сравнительно слабо, хотя почти все игроки команд высших разрядов пользовались верхними прямыми подачами. Постепенно наряду с повышением общего технического уровня волейбола совершенствуются и подачи. Сильные игроки начали применять силовую подачу в прыжке, очень сильную, атакующего характера.

Игрок должен уметь применять различные по силе и способу выполнения подачи, решая основную задачу: затруднить противнику прием подачи и тем самым поставить его в невыгодные условия при организации ответного нападения. [26]

Рассмотрев основные виды подач, необходимо уделить внимание вопросу об отработке подачи, так как ни в каком виде спорта, ни в какой игре нет другого пути для достижения успеха, помимо многократных тренировок. К отработке подачи, как к индивидуальному элементу игры в волейбол, это относится в первую очередь. Массовый, групповой подход даже при значительных затратах времени не ведет к успеху. Гораздо быстрее нужных результатов можно добиться при индивидуальных тренировках. [23]

В основном тренировка в реализации техники подач предусматривает совершенствование выполнения деталей движения, что повышает их координацию, и потому повышает способность точно посылать мяч, к тому же усложняя траекторию его полета (за счет как увеличения вариативности траекторий полета мяча, так и увеличения эффекта «планирования»).

Групповые упражнения для совершенствования в технике подач осуществляются в комбинированных упражнениях: подача – передача, подача – передача – удар – подача и т.д.

Индивидуальное совершенствование в выполнении подач может проводиться у стенки или в парных упражнениях, выполняемых через сетку. [22]

При отработке подач необходимо в первую очередь определить, какого типа подача наиболее подходит спортсмену, и подыскать самую подходящую форму ее выполнения. После этого надо приступать к имитации исполнения подачи без мяча. Когда спортсмен уже выдерживает форму всех элементов подачи, можно считать дело сделанным. Форма исполнения – главное в подаче. Поэтому, когда она отработана, и стереотип твердо закреплен, само выполнение удара уже не потребует слишком большой силы. После этого начинающие игроки могут выходить на середину площадки и начинать легкими ударами выполнять подачу через сетку. Затем, наращивая постепенно силу ударов, надо менять положение, все дальше и дальше отступая от сетки. Когда расстояние до сетки достигнет 9 м., т.е. дистанции, с которой в игре выполняется подача, необходимо многократно повторить ее. На тренировках по отработке подачи надо иметь в виду, что сколько бы раз вы ни били по мячу, это остается вашей индивидуальной игрой, не связанной с другими. Во время соревнований всегда надо помнить, что подача – это начало, введение в общую игру, постоянно напоминать себе об этом. При игре на победу, при проигрыше, при комбинационной игре – всегда свои действия необходимо мысленно увязывать со своей командой, и только при подаче можете сами отбросить мяч и так пробить по нему, чтобы это принесло очко. [2]

Поэтому можно сказать, что подача – это «театр одного актера». Итак, звучит свисток судьи, открывающий встречу. Напряженнее всех в этот момент чувствует себя подающий игрок, который становится главным противником для команды соперников. [33]

В этом случае целесообразно применять метод аутотренинга под названием «фиксация объекта взглядом». В подобной ситуации лучше всего выбрать для фиксации взгляда неподвижный объект (столб света, падающий с потолка вниз, или стену, или перекрытие окна). Помимо всего прочего, такая методика имеет и свою практическую пользу. Если вы играете впервые в незнакомом закрытом помещении, то его непривычные, отличающиеся от тренировочного спортивного зала высота и ширина вносят путаницу в отработанные, подсознательные двигательные стереотипы. В таких случаях очень полезно оглядеться и оценить освещенность зала, его высоту и ширину, чтобы правильно рассчитать силу ударов и определить направления подач, перед предстоящим соревнованием. [13]

После того как преодолено ощущение скованности, решение следующей задачи становится нанесение точного удара при подаче. Ошибка особенно недопустима для первого подающего. Здесь надо проявить всё, что было освоено на тренировках. После свистка судьи подающий, конечно, напрягается, но еще более напряженно чувствует себя игрок, который должен принять подачу. Когда в такой ситуации происходит ошибка при подаче, у соперников моментально срабатывает рефлекс «везения», пропадает скованность, и они тут же оказываются на волне эмоционального подъема. Волейбол – это состязание, в котором очень важно, какая сторона первой «ухватит» ритм игры, и сможет выдержать его от самого начала до конца.





























Глава 2. Экспериментальное исследование улучшение техники, силовой подачи с помощью специальных упражнений в тренировке, результаты исследования и их обсуждения

2.1. Методы и организация исследования

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, контрольно-педагогические испытания (тесты), педагогический эксперимент, методы математической статистики.

1. Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы.

Анализ состояния этого вопроса проводился по литературным источникам отечественных специалистов. Изучалась история применения различных подач, их возникновения и развития. При анализе выявлялись спорные моменты относительно того, кто первым начал применять силовую подачу в прыжке, и какова ее роль в развитии волейбола. Всего изучено 40 источников.

2. Педагогическое наблюдение. Педагогические наблюдения проводились на учебно-тренировочных занятиях и по собственным записям соревновательной деятельности игроков команд.

Фиксировались следующие показатели:

1) Общее количество выполненных подач мяча в прыжке;

2) Количество попаданий и не попаданий в площадку (попал в аут или в сетку);

3) Количество подач оставленных в игре и их надежность.

При анализе использовались статистические данные и протоколы соревновательной деятельности.

3. Контрольно-педагогические испытания (тесты). Для определения идентичности физических данных контрольной и экспериментальной групп, нами было проведено тестирование по специальной физической подготовке по тестам, которые используются в практике подготовки волейболистов, занимающихся в ДЮСШ:

1. Бег «Елочка» 92 м. На боковых линиях волейбольной площадки через 3 метра от лицевой линии устанавливают набивные мячи весом 1 кг (по три мяча на линии). Седьмой мяч находится на расстоянии 1 метра от середины лицевой линии. По сигналу спортсмен начинает бег, касаясь поочередно мячей 1, 7, 2, 3, 7, 4, 5, 7, 6, 7. Фиксируется время пробегания первой половины дистанции и всего пути.

2. Прыжок в высоту с места. Испытуемый натирает пальцы мелом, встаёт около стены с вытянутой вверх рукой и касается её, оставляя отметку (1), затем прыгает вертикально вверх с места на максимально возможную высоту касаясь рукой стены и оставляя отметку на ней (2). Высота прыжка испытуемого будет определяться разницей между 2-й и 1-й отметкой на стене, т.е. это есть высота прыжка испытуемого.

3. Метание набивного мяча весом 1 кг из-за головы двумя руками в прыжке. Контрольное испытание выполняется следующим образом: стоя на лицевой линии площадки выпрыгнуть вертикально вверх и в безопорном положении произвести бросок мяча, как можно дальше.

4. Педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент проводился в специально-подготовительном и предсоревновательном периоде годичного тренировочного цикла волейболистов.

В формирующем педагогическом эксперименте приняли участие волейболисты ГБУ ДО РС(Я) «СШОР им. Н.С. Тимофеева» села Намцы. Все участники эксперимента были разделены на две группы: контрольную (КГ) (10 чел.) и экспериментальную (ЭГ) (10 чел.). Перед началом эксперимента обе группы по уровню подготовленности не отличались друг от друга.

Волейболисты контрольной и экспериментальной группы занимались по общепринятой программе спортивной подготовки для РДЮСШОР. Однако в учебно-тренировочный процесс волейболистов ЭГ были включены комплексы упражнений направленные на совершенствование надежности и результативности верхней прямой подачи в прыжке.

5. Методы математической статистики. Метод математической статистики включал в себя нахождение средней арифметической (Х).

Организация исследования:

Исследование проводилось в период преддипломной практики с апреля по май 2025 года и включало в себя три этапа. В исследовании приняли участие волейболисты ГБУ ДО РС(Я) «СШОР им. Н.С. Тимофеева» села Намцы.

На первом этапе (сентябрь 2024 года – март 2025 года) проходил сбор и анализ научно-методической литературы, определялись объект, предмет, цель исследования. Выдвигалась гипотеза.

На втором этапе (апрель 2025 года – май 2025 года) проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие волейболисты групп спортивной школы олимпийского резерва 20 человек: 10 человек – контрольная группа и 10 человек – экспериментальная группа, в возрасте 14-16 лет. Спортивный стаж занятий волейболом составил 5-6 лет.

На третьем этапе (май 2025 года) проводился анализ полученных результатов, оформлялся окончательный вариант Выпускной квалификационной работы.


2.2. Экспериментальный комплекс специальных упражнений по совершенствованию надежности и результативности подачи в прыжке у школьников 14-16 лет

На каждом тренировочном занятии волейболисты экспериментальной группы выполняли комплекс специальных упражнений, направленных на совершенствование надежности и результативности подач в прыжке:

Комплекс №1. Упражнения для развития силы мышц туловища;

Комплекс №2. Упражнения для развития силы мышц ног;

Комплекс №3. Упражнения для развития прыгучести;

Комплекс №4. Упражнения по технике выполнения подач в прыжке, выполнялись в начале занятия, после разминки, и в конце занятия.

Комплекс №1. Упражнения для развития силы мышц туловища

1. Лежа на спине руки за головой – поднять (резко) туловище, с наклоном вперед до касания локтями пола.

2. То же, но руки в стороны ладонями вниз, ноги вместе, прямые – поднять ноги вверх и опустить их вправо, затем влево.

3. Партнер держит разведенные ноги за бедра, второй прогибается назад (руки за головой) и наклоняется вперед (вариант: с поворотом туловища в стороны).

4. Поворот туловища со штангой на плечах с наклоном в сторону, вперед (вариант: сидя).

5. Штанга на полу – поднять штангу на грудь и опустить с другой стороны.

6. Лежа на бедрах на скамейке, ступнями зацепиться за рейку, руки за головой – рывком прогнуться назад с поворотом туловища.

7. «Футбольный» удар головой по мячу в прыжке.



Комплекс №2. Упражнения для развития силы мышц ног

1.Бег по лестнице (крутым склонам) вверх и вниз.

2. Приседания на одной ноге.

3. Перетягивание и отталкивание партнера.

4. «Петушиный» бой (оба партнера, прыгая на одной ноге, толкаются плечами).

5. Ходьба глубокими выпадами с грифом штанги на плечах.

6. Пружинистая ходьба на носках с грифом штанги на плечах.

7. Приседания с грифом штанги на плечах (полуприсед; медленный присед).

8. Выпрыгивание с грифом штанги на плечах.

9. В выпаде в сторону – перенос тяжести тела с грифом штанги на плечах с одной ноги на другую.

10. Перенос партнера на плечах (на спине).

Приведенные выше примерные упражнения предназначены для развития мышечной силы ног, которая проявляется в прыгучести волейболиста.

В специальной прыжковой подготовке рекомендуют:

а) прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);

б) основные упражнения по технике игры.

Количество прыжков с отягощением в одной серии – 10-20; продолжительность интервалов отдыха – 2-3 мин; количество серий – 5-6.

Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:

продолжительность одной серии – 10-20 прыжков; интенсивность – без пауз между прыжками; интервал отдыха между сериями – 1-2 мин; количество серий – 5-7 в тренировке.



Комплекс №3. Упражнения для развития прыгучести

1.Прыжки с места, с разбега, достать баскетбольный щит, кольцо.

2. Прыжки из глубокого приседа.

3. Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.

4. Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).

5. Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.

6. Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.

7. Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.

8. Имитация блокирования на месте после перемещения.

9. Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и

10. Нападающие удары через сетку, после разбега, различных по траектории вторых передач.





Комплекс №4. Упражнения по технике выполнения подач в прыжке

В конце учебно-тренировочных занятий выполнялись силовые подачи мяча в мишень, которые представляли собой ограниченное пространство между двумя антеннами на расстоянии 1 метра над сеткой и 1,5 метра между ними. Работа с мишенями проводилась один раз в неделю.

Силовую подачу в прыжке параллельно боковой линии с попаданием в мишень, упражнение направлено на повышение точности выполнения подач.

Перед 1, после 5, 10, 15, 24 учебно-тренировочных занятий с применением разработанных методик проводился этапный контроль надёжности силовой подачи мяча в прыжке:

1. Испытуемым предлагалось выполнить по 20 силовых подач мяча в прыжке через сетку (т.к. начиная с 10-й-15-й подачи происходит нарушения техники, наступает утомление). В протокол заносили удачные попытки – мяч попал в площадку, неудачные попытки – мяч не попал в площадку.

2. Высчитывалась надежность подачи, а также средние показатели.

3. После каждых контрольных испытаний проводился анализ полученных данных и их сравнение с ранее полученными.

В начале и конце эксперимента проводилась двусторонняя игра из 5 партий между контрольной и экспериментальной группой. Во время игры высчитывалась эффективность подач.

Осуществлено контрольное тестирование в начале специально-подготовительного периода и в конце предсоревновательного с целью определения эффективности предлагаемых комплексов средств, направленных на совершенствование надежности и результативности подач у школьников 14-16 лет.



2.3. Результаты исследования и их обсуждения

В результате проведенного тестирования установлено, что в параметрах, отражающих специальную физическую подготовленность волейболистов достоверных изменений перед началом педагогического эксперимента, как у контрольной, так и экспериментальной группах не зафиксировано (p0,05; табл. 1). Это свидетельствует об однородности исследуемых групп.

Установлено, что в бросках набивного мяча массой 1 кг из положения в прыжке перед началом эксперимента у КГ показатели составляли 10,30±0,08м, а у ЭГ – 10,32±0,09м.

Таблица 1

Показатели специальной физической подготовленности у школьников 14-16 лет КГ и ЭГ перед началом эксперимента

№ п/п

Тесты

КГ

Х±m

ЭГ

X±m

Достовер. различий, p

1

Броски набивного мяча из положения в прыжке (м)

10,30±0,08

10,8±0,08

p0.05

2

Бег «Ёлочка» 92м. (сек)

25,77±0,07

25,85±0,06

p0,05

3

Прыжок вверх с места (см)

43,80±0,40

44,90±0,40

p0,05

Выявлено, что показатели бега «Ёлочка 92м. перед началом формирующего эксперимента также не отличались друг от друга в контрольной и экспериментальной группах и составили 25,77 ± 0,07 и 25,85 ± 0,06 сек., соответственно (p0,05).

В ходе исследования установлено, что у школьников показатели прыжка вверх с места перед началом эксперимента достоверно не отличались друг от друга и состояли в контрольной группе – 43,80 ± 0,40 см., а в экспериментальной группе – 44,90 ± 0,40 см. (p0,05; табл. 1).

Полученные результаты свидетельствуют, что школьники имеют равный уровень специальной физической подготовки, но эти показатели имеют низкие значения, что не позволяет им эффективно осуществлять технико-тактические действия в процессе игры.

В процессе применения специальных комплексов упражнений направленных на развитие силы мышц нижних конечностей, а также прыгучести у волейболистов экспериментальной группы к концу формирующего педагогического эксперимента удалось существенно повысить показатели специальной физической подготовленности (p

Таблица 2

Показатели специальной физической подготовленности у школьников 14-16 лет КГ и ЭГ после эксперимента

№ п/п

Тесты

КГ

Х±m

ЭГ

X±m

Достовер. различий, p

1

Броски набивного мяча из положения в прыжке (м)

10,36±0,08

13,98±0,06

p

2

Бег «Ёлочка» 92м. (сек)

26,45±0,07

21,30±0,06

p

3

Прыжок вверх с места (см)

43,40±0,40

48,90±0,40

p

Рис. 1. Сравнительные показатели контрольных тестов КГ до и после эксперимента

В ходе исследования выявлено, что у школьников экспериментальной группы к концу формирующего педагогического эксперимента показатели броска набивного мяча из положения в прыжке достоверно превышали на 3,62 м. показатели в контрольной группе (p

Рис. 2. Сравнительные показатели контрольных тестов ЭГ до и после эксперимента

Проведенное исследование позволило установить, что в результате внедрение в тренировочный процесс комплекса специальных упражнений направленных на развитие силы мышц и прыгучести произошло достоверное улучшение показателей бега «Ёлочка» к концу эксперимента на 5,15 сек. по сравнению с контрольной группой (p

Характерно, что к концу формирующего педагогического эксперимента у школьников экспериментальной группы произошло увеличение показателей в тестовом задании прыжок вверх с места на 5,5 см. по сравнению с контрольной группой (p

Проведенное исследование свидетельствует, что внедрение в тренировочный процесс школьников экспериментальной группы комплекса специальных упражнений направленные на развитие силы мышц и прыгучести способствует увеличению показателей специальной физической подготовки, которая обеспечивает эффективное выполнение силовой подачи в прыжке в процессе соревновательной деятельности.

В начале педагогического эксперимента было проведено контрольное тестирование силовой подачи мяча в обеих группах (табл. 3).

Таблица 3

Контрольное тестирование подачи до начала эксперимента

Группы

Всего подач (кол. раз)

Попал в поле (кол-во раз)

Не попал в поле

(кол. раз)

Надежность (баллы)

КГ

20

10

10

0,5

ЭГ

20

10,9

9,1

0,54

Контрольное тестирование подачи показало, что надежность выполнения подач в прыжке у контрольной и экспериментальной групп приблизительно одинаково и уровень владения ею недостаточно высок. Так, надёжность в контрольной группе составила 0,5, а в экспериментальной – 0,54.

После 5, 10, 15, 24 учебно-тренировочных занятий в экспериментальной группе, которая тренировалась по предложенной вышеуказанной программе, изучалась надёжность силовой подачи мяча в прыжке (по результатам попаданий мяча в поле).

Результаты эксперимента после 5 тренировок показали, что в экспериментальной группе прирост значений надёжности немного превышает таковые значения для контрольной группы и составляет 0,06 и 0,014 соответственно (табл. 4).

Таблица 4

Экспериментальное тестирование подачи после 5 тренировок

Группы

Всего подач (кол. раз)

Попал в поле (кол-во раз)

Не попал в поле

(кол. раз)

Надежность (баллы)

КГ

20

10,2

9,7

0,5

ЭГ

20

12

8

0,6

После 10 тренировочных занятий также оказалось, что прирост значений надёжности в экспериментальной группе больше, чем в контрольной группе и составляет: в экспериментальной – 0,536, а в контрольной группе – 0,621 (табл. 5).

Таблица 5

Экспериментальное тестирование подачи после 10 тренировок

Группы

Всего подач (кол. раз)

Попал в поле (кол-во раз)

Не попал в поле

(кол. раз)

Надежность (баллы)

КГ

20

11

9

0,536

ЭГ

20

12,3

7,7

0,621

После 15 тренировочных занятий было обнаружено, что в экспериментальной группе значение надёжности увеличилось более чем в два раза и составляет 0,58 в экспериментальной группе и 0,21 балл в контрольной группе (табл. 6).

Таблица 6

Экспериментальное тестирование подачи после 15 тренировок

Группы

Всего подач (кол. раз)

Попал в поле (кол-во раз)

Не попал в поле

(кол. раз)

Надежность (баллы)

КГ

20

11,1

8,9

0,557

ЭГ

20

13,6

6,4

0,679

После 24 тренировок было установлено, что прирост значений надёжности в экспериментальной группе составил 0,23 по сравнению с контрольным тестированием до начала эксперимента, а в контрольной группе 0,093, что означает прирост значений надёжности более чем в два раза в экспериментальной группе (табл. 7).

Таблица 7

Контрольное тестирование подачи после эксперимента (после 24 занятий)

Группы

Всего подач (кол. раз)

Попал в поле (кол-во раз)

Не попал в поле

(кол. раз)

Надежность (баллы)

КГ

20

11,9

8,1

0,593

ЭГ

20

15,42

4,57

0,77

До начала и в конце эксперимента была проведена двусторонняя игра между контрольной и экспериментальной группой, изучалась эффективность выполнения силовой подачи мяча в прыжке (табл. 8, 9 приложения).

Таблица 8

Показатели эффективности двусторонней игры между контрольной и экспериментальной группами до начала эксперимента

Группы

Выиграно подач (+)

Проиграно подач (-)

Осталось в игре

Результативность подач

КГ

3,7

3,0

2,3

7,1

ЭГ

3,7

3,0

2,1

7,2


Таблица 9

Показатели эффективности двусторонней игры между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента

Группы

Выиграно подач (+)

Проиграно подач (-)

Осталось в игре

Результативность подач

КГ

4,0

2,1

2,7

21,7

ЭГ

5,9

1,9

1,3

44,2

До начала эксперимента эффективность у обеих групп была примерно одинакова и составляла у контрольной группы – 7,1%, а у экспериментальной группы – 7,2% (табл. 8).

После эксперимента эффективность в экспериментальной группе выросла в 6 раз, а в контрольной в 3 раза (табл. 9).

Динамика изменения показателей надёжности представлена на рис. 3.

Рис. 3. Динамика изменения показателей надёжности в контрольной и экспериментальной группе

Динамика средних значений надёжности в экспериментальной и контрольной группе, в ходе педагогического эксперимента и эффективность силовой подачи мяча в прыжке во время игры представлена в таблице 10.

Таблица 10

Средние значения показателей надёжности в экспериментальной группе, после педагогического эксперимента

Показатели

Группы

До начала эксперимента

После 10 занятий

В конце эксперимента

t

p

Попадание (кол. раз)

ЭГ

КГ

10,9

10

12,3

11

15,4

11,9

2,4

1,2

0,05

Промах (кол. раз)

ЭГ

КГ

9,1

10

7,7

9

4,6

8,7

2,4

1,2

0,05

Надёжность

ЭГ

КГ

0,54

0,5

0,621

0,536

0,77

0,593

2,4

1,2

0,05

Результа-тивность в игре

ЭГ

КГ

7,2

7,1


44,2

21,7

6,1

1.56

0,05


Средние значения надёжности в экспериментальной группе имеют достоверные изменения в конце эксперимента (t=2,4 при pt=6,1 при pt=1,56 при p0,05).

Таким образом, можно констатировать, что использование целенаправленной программы в тренировке школьников 14-16 лет, может способствовать совершенствованию силовой подачи мяча в прыжке и результативному ее применению в соревнованиях.


















Заключение

На первый взгляд все кажется очень простым, но надо всегда помнить, что подача, на самом деле, – это очень сложный элемент игры. [34]

На современном этапе развития волейбола подача мяча считается одним из самых важных элементов игры и является самым быстрым и результативным способом выигрыша очка, т.к. с введением новых правил проигрыш подачи означает не переход мяча сопернику, а проигранное очко.

К сожалению, про надежность подач пишут очень мало. При этом уделяется внимание полезности подачи, проценту выигранных с подачи очков, проценту потерь при ее выполнении, а также наиболее типичным ошибкам, снижающим надежность подачи.

Процент потерь при выполнении подач в ближние зоны больше, чем в дальние зоны. Это объясняется тем, что не все волейболисты различают технику выполнения подач в дальние и ближние зоны. Если при подаче в дальние зоны кисть игрока после удара сопровождает мяч, то при подаче в ближние зоны движение кисти после удара должно резко затормозиться. Короткое касание кисти мяча создает больше вероятности попадания в ближние зоны. [36]

Типичной ошибкой, в результате которой подача теряется, является выполнение подброса не вертикально вверх, а несколько в сторону. [37]

Допустимы 10-15% ошибок при подаче; подача сегодня является тем тактическим приемом, при котором не только затрудняется прием, но главное, «рвется ритм» игры противника. При установке на матч игроки должны получать информацию о системе блокирования в зависимости от типа подач, должен производится разбор возможных действий противника при том или ином типе выполняемой нами подачи. Иными словами, речь идет о четком взаимодействии между типом подачи и последующей организацией блокирования. [23]

1. В результате анализа научно-методической литературы было установлено, что в современных условиях у волейболистов обучают преимущественно верхней прямой и боковой подачам, а также силовой подаче в прыжке. Также установлено, что применение силовой подаче в прыжке в соревнованиях недостаточно надёжно и результативно. Допускается много технических ошибок при выполнении этих подач, которые приводят к ее потере. Изучение литературы показало также, что работ по совершенствованию силовой подачи в тренировочном процессе у волейболистов групп спортивного совершенствования недостаточно.

2. В результате проведенного исследования было установлено, что применение комплекса специальных упражнений для развития силы и прыгучести позволило существенно повысить показатели специальной физической подготовленности у волейболистов экспериментальной группы в следующих тестах: броска набивного мяча из положения в прыжке – 3,62 м., бега «Ёлочка» 92м – 5,15 сек., прыжок вверх с места – 5,5 см. по сравнению с контрольной группой (p

3. Использование комплекса специальных упражнений по технике с попаданием в мишень в тренировочном процессе волейболистов для совершенствования силовой подачи мяча в прыжке способствовало повышению ее надёжности. Средние значение надёжности в экспериментальной группе имеют достоверные изменения в конце эксперимента (t=2,4 при p

В результате проведенного исследования было установлено, что в экспериментальной группе результативность силовой подачи мяча в прыжке во время игры в после проведения занятий по предложенной методике оказалось также значительно выше, чем в контрольной группе (t=6,1 при p0,05 соответственно).



Практические рекомендации

На данном возрастном этапе тренер должен предусматривать большой объем индивидуальной работы при обучении элементам игры с помощью рационального сочетания классических методов обучения и умения правильного выполнения того или иного приема.

В группах спортивного совершенствования рекомендуется использовать целевые комплексы специальных физических упражнений, сформированных по степени воздействия на те или иные мышцы и двигательные действия:

1. Упражнения направленные на развитие силы мышц туловища.

2. Упражнения для развития силы мышц ног;

3. Упражнения для развития прыгучести.

4. Упражнения по технике выполнения подач в прыжке, выполнялись в начале занятия, после разминки, и в конце занятия.

- в первом комплексе необходимо создать базу для эффективного развития силы мышц туловища;

- во втором комплексе необходимо создать базу для эффективного развития силы мышц ног;

- в третьем комплексе необходимо создать базу для эффективного развития прыгучести;

- в технической подготовке внимание следует уделить совершенствованию подач в прыжке;

В технической подготовке больше внимания нужно обращать на точность подач.







Список источников и литературы

  1. Акопова Н. А. Комплексное применение упражнения для развития силы плечевого сустава в студенческих сборных по волейболу. – 2023.

  2. Архипова Мария Александровна, Малыкова Юлия Вячеславовна, Рудакова Ирина Александровна, Томилов Владимир Николаевич о помехоустойчивости движения при выполнении нападающего удара в волейболе // Ученые записки университета Лесгафта. 2021. №12 (202).

  3. Барбара Л. Виера, БонниДжиллФергюсон. Волейбол. Шаги к успеху – М.:АСТ: Астрель, 2022

  4. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. – 2023 (№13).

  5. Беляев А.В. Волейбол на уроке физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2005 г.

  6. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2023. – 143 с.: ил.

  7. Беляев, А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В. Беляев. – М.: ТВТ Дивизион, 2021.709 c.

  8. Бужинский Александр Васильевич Возможности совершенствования техники нападающего удара в пляжном волейболе // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2018.

  9. Булыкина, Л.В. Волейбол для всех / Л.В. Булыкина. – М.: ТВТ Дивизион, 2021.- 510 c.

  10. Викторов Д.В., Никулин А.А. совершенствование техники нападающего удара в волейболе студентов // Мир культуры: искусство, наука, образование: сборник научных статей. – 2021. – с.169.

  11. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол. Колодницкий Г.А., Кузнецов В.С., Маслов М.В. Пособие для учителей и методистов – М., «Просвещение», 2021 г.

  12. Волейбол. Под ред. А.В. Беляева, М.В. Савина – М., 2019г.

  13. Волейбол: теория и практика. Учебник для высших учебных заведений физической культуры и спорта /под общей редакцией В.В. /Рыцарева/ – М.: Спорт, 2021. – с. 456.

  14. Волкова Е. В., Калинина С. А. Методика обучения технике нападающего удара волейболистов 12-13 лет // Автономия личности. – 2020. – №. 1 (21). – 94 с.

  15. Волкова Елена Владимировна, Лукомская Надежда Сергеевна средства и методы обучения нападающему удару в волейболе обучающихся 8 классов на уроках физической культуры // Наука-2020. 2020. №7 (43).

  16. Голобородько Я. А. и др. Влияние применения координационной (скоростной) лестницы на уровень технической подготовленности и развитие психофизиологиечских функций юных волейболистов 14-16 лет // Health, sport, rehabilitation. – 2018. – №. 2. – с. 7-21.

  17. Дашаев К.А., Костюков В.В. эффективность применения специальных тренажерных устройств при совершенствовании прямого нападающего удара студентов, специализирующихся в пляжном волейболе// Физическая культура, спорт - наука и практика. 2021. №3.

  18. Ермаков С.С. Педагогические подходы в обучении сложным техническим приемам юных волейболистов (анализ педагогической литературы) // Физическое воспитание студентов творческих специальностей. – 2021. – Т. 2. – с. 32-42.

  19. Железняк Ю. Д. Юный волейболист // М.: Физкультура и спорт. – 2021. – Т. 192. – с. 78.

  20. Железняк Ю. Д., Клещев Ю. Н., Чехов О. С. Подготовка юных волейболистов // М.: ФИС. – 2018г.

  21. Железняк Ю.Д. Юный волейболист. – М., 2022 г.

  22. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. У истоков мастерства. – М., 2020 г.

  23. Железняк Ю.Д., Слупский Л.Н. Волейбол в школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2019.

  24. Зюбанова Ирина Алексеевна, Усков Владимир Андреевич, Капилевич Леонид Владимирович Методика обучения волейболистов выполнению силовой подачи в прыжке // Вестн. Том. гос. ун-та. 2019. №384

  25. Иванова Е.В. некоторые аспекты обучения приемам игры в процессе подготовки волейболистов вуза, 2018.

  26. Кириллов С.К., Приступа Н.И. способы предупреждения и исправление ошибок при обучении силовой подачи, 2019г.

  27. Клещев Ю. Н. Волейбол. – Рипол Классик, 2020г.

  28. Клещёв Ю.Н. Юный волейболист. М.: Ф и С, 2021 г.

  29. Колодницкий, Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол / Г.А. Колодницкий. – М.: Просвещение, 2020. - 189 c.

  30. Ксендзов В.О., Колесников В.И., Соснин В.П., Прищепа М.А. Теория и практика волейбола: Учебно-методическое пособие. 2-е изд. доп. и перераб. /Рубцовский/ индустриальный институт. – Рубцовск. 2021.- 125 с.

  31. Марков К.К. Тренер – педагог и психолог. – Иркутск, 2022 г.

  32. Методические основы обучения техническим приемам в волейболе: учебно-методическое пособие. Нижневартовск: изд-во НВГУ, 2021. 85 с.

  33. Платонов В. Моя профессия – игра. Книга тренера. – СПб., Издательство «Русско - Балтийский информационный центр «БЛИЦ», 2017. - 280 с.

  34. Спортивные игры: Техника, тактика обучения: Учебник для студ. высш. пед. учеб. завед../Под ред. Железняка Ю.Д., Портнова Ю.М – М., 2018. – 520 с.

  35. Твой олимпийский учебник. Учебное пособие для учреждений образования России. – 15-е издание. В.С. Родиченко и др. – М., Ф и С, 2008, 144с.

  36. Техника и методика обучения волейболу. Махачкала 2021 – 57с.

  37. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс], Федеральный закон от 29 декабря 2020 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" - Российская газета (rg.ru)

  38. Физическая культура. Волейбол: учебное пособие / М.А. Гусева/, К.А. Герасимов, В.М. Климов. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2019. – 80 с.

  39. Фурманов А.Г. Волейбол на лужайке, в парке, во дворе. М.: Ф и С. 2007 г.

  40. Шнейдер В.Ю. Методика обучения игре в волейбол: Методическое пособие для студентов ФФК. – М., ЧЕЛОВЕК, Олимпия, 2019. – 56 с.