Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бессонова Наталья Петровна
(МАОУ «СОШ № 20», п. Красноярский, Кваркенский район, Оренбургская область)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения как часть адаптированной образовательной программы в МАОУ «СОШ №20» Кваркенского района
по программе повышения квалификации для специалистов образовательных организаций, реализуемой в рамках обучающих мероприятий
Государственной программы «Доступная среда»
2015 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………… 3
Глава I. Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения обучающихся с нарушением зрения.
§ 1.1. Характеристика особых образовательных потребностей ребёнка с нарушением зрения………………………………………………………………. 6
§ 1.2. Специфика индивидуального сопровождения ребёнка с нарушениями зрения специалистом педагогом – психологом………………………………... 8
Глава II. Практические аспекты проектирования программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения
§ 2.1. Психолого – педагогическая характеристика Петрова Виктора………… 11
§ 2.2. Содержание программы психолого – педагогического сопровождения ребёнка с нарушением зрения…………………………………………………… 13
Заключение……………………………………………………………………… 22
Список литературы…………………………………………………………….. 23
Введение
Современное гражданское общество невозможно без активного вовлечения всех своих членов в различные виды деятельности, уважения прав и свобод каждого отдельного человека, обеспечения необходимых гарантий безопасности, свободы и равноправия. Особенно актуально этот вопрос проявляется в деятельности по вовлечению людей, имеющих определённые физические недостатки (мы бы даже сказали – скорее особенности) в нашу социальную среду. Понятие инвалид изначально ущербно, мы приписываем этим людям комплекс неполноценности, в который они сами начинают верить. Для них закрыты многие возможности в учёбе, развитии, занятиях спортом. Отношение рядовых людей к инвалидам отличается предвзятостью и предрассудками. Причём в нашем обществе данное отношение культивируется ещё с детского возраста. Перед нашим обществом стоит острейшая проблема вовлечения наших сограждан, имеющих некоторые особенности физического развития в социум, проблема их активной адаптации, социализации и развития в рамках общества и на благо общества. [1] Мировая практика интеграции показывает, что дети, с раннего возраста научившись доброжелательному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками, «не такими, как все», имеющими отклонения в развитии, не страдают «психологией расизма» и в подростковом, и в старшем возрасте. Результаты наблюдений Г.Алферовой, И.Гилевич, В.Гудонис, И.Тиграновой, В.Сводиной, Н.Шматко свидетельствуют, что здоровые дети принимают аномальных детей как партнеров, лишь нуждающихся в помощи, что способствует гуманизации взаимоотношений детей. [3]
Получение детьми с нарушением зрения и детьми-инвалидами по зрению образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной.
Гуманизация нашего общества потребовала развития новых форм воздействия на ребенка, к одной из которых относится психолого-педагогическое сопровождение. Оно предполагает обеспечение наиболее комфортных условий пребывания ребенка в школе, позволяющих в полной мере реализовать способности и устремления ребенка, сформировать успешность его деятельности и адекватную самооценку. В истории достаточно примеров, подтверждающих тот факт, что включение людей с нарушениями зрения в различные отрасли науки и производства является перспективным, эффективным и экономически выгодным. Активное участие человека со зрительной депривацией в трудовой деятельности позволяет ощутить себя полноценным членом общества, создаёт условия для формирования самостоятельной, конкурентно способной, разносторонне развитой личности, открывает новые широкие возможности для изменения социального положения инвалидов по зрению в нашей стране. [2]
В 2015-2016 учебном году в МАОУ «СОШ №20» во 2 классе обучается слабовидящий ребенок.
Цель работы – разработать программу индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения (на примере обучающегося в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области).
Достижение указанной цели осуществляется с помощью решения комплекса задач, из которых можно выделить следующие:
- проанализировать литературу по организации инклюзивного образования;
- выявить индивидуальные особенности обучающихся с нарушениями зрения;
- определить методы и формы индивидуального сопровождения, (на примере обучающегося в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области.
Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, изучение передового психолого – педагогического опыта.
С практической стороны работа будет полезна для специалистов и сотрудников школ, внедряющих инклюзивное обучение, особенно для школ планирующих обучать учеников с нарушением зрения.
Глава 1. Теоретические аспекты психолого – педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения.
§ 1.1 Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с нарушением зрения
Выявления требований к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их особых образовательных потребностей актуально как в плане повышения эффективности работы специальных образовательных учреждений для названной категории, так и в плане внедрения практически на всем постсоветском пространстве интегрированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Обоснование наличия особых образовательных потребностей детей с нарушениями психофизического развития было дано в Концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ОВЗ [1].
Под термином «особые образовательные потребности детей с нарушением зрения» мы понимаем спектр образовательных и реабилитационных средств и условий, в которых нуждаются дети именно названной категории и которые им необходимы для реализации права на образование и права на интеграцию в образовательном пространстве как специального, так и массового учреждения.
При разработке обсуждаемой проблемы мы опирались на усовершенствованную классификацию детей с нарушением зрения, [2] в которой все дети названной категории разделены на следующие подкатегории:
Слепые. Эту подкатегорию составляют дети с остротой зрения от 0 (0%) до 0,04 (4%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
II. Слабовидящие. К этой подкатегории относятся дети с остротой зрения от 0,05 (5%) до 0,4 (40%) на лучше видящем глазу с коррекцией очками.
III. Дети с пониженным зрением. Острота зрения в этой подкатегории варьируется от 0,5 (50%) до 0,8 (80%) на лучше видящем глазу с коррекцией.
На основе анализа имеющихся в коррекционной педагогике исследований специфических образовательных потребностей детей с нарушением зрения, а также особенностей социальной адаптации, общего и профессионального обучения детей и молодежи с зрительной депривацией, было выявлено, что одна часть особых образовательных потребностей вызвана самим первичным дефектом (то есть зрительной депривацией) и его глубиной, а другая – вторичными отклонения, являющимися следствием первичного дефекта.
Требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их образовательных потребностей:
- получение специальной психолого-педагогической помощи сразу же после обнаружения патологии зрения;
- более индивидуализированное обучение, чем требуется для нормально развивающегося ребенка;
- включение семьи в процесс образования ребенка;
- особая пространственная и временная организация образовательной среды и максимальное расширение образовательного пространства;
- необходимость взаимодействия специалистов разного профиля, участвующих в процессе обучения и воспитания ребенка: офтальмологов, тифлопсихологов, тифлопедагогов, социальных работников и др.;
- введение специальных коррекционных видов занятий, не входящих в содержание образования нормально развивающихся детей;
- необходимость разработки индивидуальных коррекционных программ для детей, имеющих наряду с патологией зрения другие нарушения психофизического развития;
- специфичность и коррекционная направленность применения традиционных методов обучения, а также коррекционная направленность воспитательного воздействия и досуговой деятельности ребенка;
- использование специальных наглядных средств обучения, рассчитанных на полисенсорное восприятие учебного материала; а также тифлоприборов и тифлоинформационных средств обучения;
- осуществление процесса реабилитации детей средствами образования квалифицированными специалистами;
- организация учебно-воспитательного и коррекционно-компенсаторного процессов с учетом течения заболевания органа зрения и зрительных возможностей;
- необходимость специфической работы по профессиональной ориентации;
- своевременное и/или систематическое лечение, подбор оптических средств коррекции, динамическое наблюдение за состоянием зрения;
- применение специальных методик обучения, построенных с опорой на сохранные анализаторы, на рациональное использование дефектного зрения, приемы сопряженных действий и т. д.;
- специфическая психологическая подготовка незрячих детей к трудным экстремальным ситуациям.
Таким образом, создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с нарушениями зрения с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
§ 1.2 Специфика индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения специалистом педагогом-психологом
В образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику, необходимо обязательно предусмотреть наличие таких специалистов, как дефектолог (тифлопедагог для включения детей с нарушениями зрения), логопед, специальный психолог, социальный педагог, педагог – психолог.
В рамках психолого –педагогического сопровождения учащихся с нарушением зрения педагог - психолог на основе собственно психологических исследований совместно со специалистами школьного психолого – медиком - педагогического консилиума:
- устанавливает актуальный уровень когнитивного развития ребенка, определяет зону ближайшего развития;
- выявляет особенности эмоционально - волевой сферы, личностные
особенности детей, характер взаимодействия со сверстниками, родителями и другими взрослыми;
- определяет направление, характер и сроки коррекционно - развивающей работы с ребенком (детьми);
- ставит и решает задачи гуманизации социальной микросреды, в которой обучается (или будет обучаться) ребенок;
- помогает учителю и другим специалистам наладить конструктивное взаимодействие как с родителями ребенка с ОВЗ, так и родителями
других обучающихся инклюзивного класса;
- повышает психологическую компетентность учителей и воспитателей, других специалистов, а также родителей;
- проводит консультирование учителей и воспитателей, родителей
учащихся;
- совместно с координатором по инклюзии и (или) администрацией
школы проводит работу по профилактике и преодолению конфликтных
ситуаций и т. д.
Основными задачами психолога в школе в процессе сопровождения является: разъяснение учителю, воспитателю, администрации школы тех или иных особенностей поведения ребенка с ОВЗ, его причин; помощь в подборе тех или иных форм, приемов взаимодействия с ним; отслеживание динамики
адаптации ребенка в социуме; раннее выявление тех или иных затруднений как у ребенка и его родителей, так и у учителя и воспитателя класса.
При этом педагог - психолог инклюзивной школы через координатора по инклюзии или напрямую может в любой момент обратиться в окружной (городской) ресурсный центр по развитию инклюзивного образования, районный ППМС - Центр. В этих учреждениях можно получить консультацию специалистов, специализирующихся в области психолого - педагогической поддержки «особых» детей, побывать на обучающих семинарах, пригласить специалистов ОРЦ или ППМСЦ в школу для непосредственного наблюдения, проведения тренингов, участия в родительских собраниях.
Таким образом, специфика содержания сопровождения педагогом – психологом слабовидящих детей заключается в коррекционно - развивающей работе с ребенком с нарушением зрения.
Деятельность педагога – психолога в рамках сопровождения детей с нарушением зрения является связующим звеном в рамках взаимодействия специалистов сопровождения.
Глава II. Практические аспекты проектирования программы
индивидуального сопровождения обучающегося с нарушением зрения в МАОУ «СОШ №20» п. Красноярский Кваркенского района Оренбургской области.
§ 2.1. Психолого – педагогическая характеристика Петрова Ивана.
Петров Виктор, 2008 года рождения. Ученик 2 класса МАОУ «СОШ № 20». Группа здоровья – III. Мама Вити – Петрова Ольга Дмитриевна, 1981 г. р., образование средне-специальное. Диагноз - сходящееся косоглазие OU, атрофия зрительного нерва . Иван воспитывается в неполной семье. Воспитанием ребёнка сейчас занимается только мама. Витя с мамой в данный момент проживают в посёлке Красноярский, улица Мира, дом №6. Отношения с мамой доверительные. Ребёнок родился с массой тела 2890 г, до года наблюдался у невролога. Перенёс заболевания: ветряная оспа, бронхит. Часто болеет ОРВИ. Виктор относится к категории детей с пониженным зрением. Ребёнок всегда опрятен, аккуратен. Поведение ребёнка неустойчиво, ситуативно. Хотя он имеет представления об отдельных правилах культуры поведения, привычка самостоятельно следовать им не сложилась, часто поведение определяется непосредственными побуждениями. Ребёнок испытывает трудности в общении, связанные с неумением учитывать позицию партнёра. Слабо ориентируется в эмоциональных состояниях окружающих. Наряду с добрыми поступками, частые проявления негативного поведения. Учебная мотивация снижена. При трудностях выполнения деятельности он ребёнок может ее менять на другую.
Развитие внимания несколько замедленно во времени. Преобладающим все еще остается непроизвольное внимание.
Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно. Сочетаясь с непроизвольностью внимания, восприятие обычно бывает обращено к яркому, подвижному предмету (на фоне неподвижных предметов).
На скорость зрительного восприятия предметов оказывают влияние многообразные факторы: величина, сложность объекта, уровень освещенности, уровень утомления.
При зрительном восприятии предметных изображений, геометрических фигур, цифр, буквосочетаний у Виктора отмечается замедленность, фрагментарность, нечеткость, искажения восприятия.
При зрительном восприятии отдельных изображений предметов, рисунков и картин мелкие детали изображений плохо воспринимает, или не различает совсем. Вследствие неточного и неполного восприятия рисунков и картин у ребёнка формируются неправильные представления, что в свою очередь отражается в описаниях изображенного.
Память Виктора характеризуется меньшей продуктивностью запоминания как наглядного, так и словесного материала. По объему, точности, полноте и скорости запоминания Виктор отстаёт от своих нормально видящих сверстников. Запоминаемый материал недостаточно осмысливается, в результате чего снижается продуктивность логической памяти. Действие «закона края» выражено слабее: лучше запоминается конец ряда, повышенная истощаемость мешает удерживать в памяти его начало. У ребёнка отмечается более низкий уровень долговременной зрительной памяти по сравнению с долговременной слуховой памятью.
Речь Виктора характерно изменена: темп развития, нарушения словарно-семантической стороны речи. Специфика развития речи также выражается в слабом использовании неязыковых средств общения — мимики, пантомимики, интонации, поскольку нарушения зрения затрудняют их восприятие и делают невозможным использование такого рода выразительных средств.
У ребёнка операции анализа, сравнения, обобщения сформированы в разной степени, свидетельствующей в большинстве случаев об отставании в развитии мышления. Для Виктора характерно недостаточное развитие наглядно-образного и наглядно-действенного уровней мыслительной деятельности, что определяет своеобразие конкретно-понятийного мышления и трудности в решении математических задач. Причины этого - нарушения зрительного восприятия и ограниченный наглядно-действенный опыт.
Особенности эмоционально-волевой сферы слабовидящего ребенка
Чрезмерная опеки мамы привела к возникновению таких личностных качеств, как эгоизм, установка на постоянную помощь, равнодушие к окружающим и др. Ограниченность контактов с окружающими может повлечь за собой. замкнутость, некоммуникабельность. В дальнейшем это может затруднить формирование личностных взаимоотношений с окружающими.
Вывод: уровень развития познавательной сферы на нижней границе возрастной нормы, дефицит внимания, дисграфия, дислексия.
Замедленный темп учебной деятельности у ребенка с нарушением зрения.
Рекомендовано обучение по общеобразовательной программе школы в рамках инклюзивного образования. Разработка индивидуального образовательного маршрута
§ 2.2. Содержание программы индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения
Цель программы: создание оптимальных условий для успешной социализации ребенка с нарушением зрения в обществе, определение наиболее эффективных приемов психологического воздействия на разных этапах коррекционно-педагогического процесса с учетом образовательных потребностей, индивидуально-психологических особенностей и структуры дефекта ребенка с нарушением зрения.
Исходя из цели можно выделить следующие задачи программы:
- обследование ребенка с нарушением зрения;
- составление перспективного плана и графика коррекционных занятий;
- подготовка необходимых для занятий дидактических и методических пособий, их применение с учетом психических возможностей ребенка, обращая особое внимание на нарушения зрительно-моторной координации и пространственные нарушения;
- оказание консультативно-методической помощи учителям, родителям;
- развитие школьной мотивации и умения удерживаться в рамках школьных правил.
- формирование пространственных представлений.
- развитие произвольного компонента деятельности.
Для успешной реализации данной программы следует учитывать следующие факторы:
- необходимость дополнительных усилий по адаптации ребёнка в непривычных условиях;
- чёткое взаимодействие всех специалистов учреждения на всех этапах сопровождения с особым учётом рекомендаций врачей и специалистов;
- разработка индивидуального маршрута развития ребёнка;
- адекватное (соответствующее индивидуальным и психофизиологическим возможностям ребёнка) сочетание лечебной, образовательной и коррекционной деятельности;
- включение родителей в деятельность учреждения в качестве соучастников реабилитационного процесса;
- поддержка благоприятного психологического климата в учреждении.
В основу программы сопровождения были положены следующие принципы:
- гуманизация, предполагающая веру в возможности ребенка.
- системный подход - основанный на понимании человека как целостной системы.
- комплексный подход к сопровождению развития ребенка.
- взаимодействие всех специалистов учреждения при поддержке родителей.
- учет индивидуальных и возрастных особенностей ребенка, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребенка, темпам его развития.
- непрерывность сопровождения ребенка в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения.
Общие сведения о ребёнке.
Ф. И.О. ребенка: Петров Виктор. Возраст: 8 лет Диагноз: Сходящееся косоглазие OU, атрофия зрительного нерва Школа: МАОУ СОШ № 20 Класс: 2 |
Ф.И.О. родителей: Петрова Ольга Дмитриевна |
Ф.И.О. специалиста сопровождения: педагог-психолог : Бессонова Наталья Петровна |
|
Режим пребывания ребенка в ОУ | 5 дней, 4–5 уроков в день, с 8:30 до 13.10. Индивидуальные занятия со специалистами во внеучебные часы: 1 час с педагогом-психологом, Итого учебных часов в неделю – 23 ч, что соответствует нормам САНПИН |
Образовательный маршрут
Данный ребёнок обучается в соответствии с учебным планом ОУ пятидневная рабочая неделя, занятия по 35 минут с динамическими паузами. Особенностью учебного плана является то, что каждый день ребенок посещает коррекционные занятия такие как: ЛФК, развитие мелкой моторики, социально-бытовая ориентировка, предметно-практическая деятельность, развитие сенсорных и познавательных процессов, коррекция и развитие речи, коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы. Коррекционно-развивающие занятия проводятся во II половине дня.
Организация сопровождения
Психолого-педагогическое сопровождение реализации индивидуального образовательного маршрута в процессе освоения ФГОС педагог-психолог осуществляет, взаимодействие со специалисты службы сопровождения: дефектолог, психолог, логопед, учитель (классный руководитель), музыкальный руководитель, инструктор по ЛФК, социальный педагог, медицинский работник.
Методы работы.
Методы – психолого-физиологическое обследование, наблюдение. Индивидуальные особенности и способности учащихся с глубоким нарушением зрения.
Методы – психологическое обследование, тесты, контрольные работы, наблюдение. Уровень обученности и степень обучаемости учащихся
Методы – психологическое обследование (проективные методики), социологические опросы, наблюдение. Комфортность ученика в классе, школе, семье
Методы – хронометрирование, наблюдение, беседы с родителями и учащимися. Здоровье и здоровый образ жизни учащихся
№ | Направление работы | Формы и методы проведения | Сроки реализации |
1 | Психологическая диагностика особенностей развития | - Обследование с целью определения личностных особенностей уровня развития интеллектуальных способностей - Индивидуальные беседы с родителями, педагогами и воспитателями с целью определения или уточнения проблемных областей в обучении и воспитании - Посещение уроков, занятий, ГПД, наблюдение за учащимся на перемене - Диагностика внутрисемейных отношений и особенностей семейного воспитания | Сентябрь - ноябрь |
2 | Коррекционно-развивающая работа по результатам психологической диагностики или на основании решения Консилиума (ПМПК) | Занятия, направленные на коррекцию негативных особенностей развития, целью которых являются: - Развитие познавательной активности и учебной мотивации - Коррекция развития познавательных процессов (внимания, памяти, мышления) - Коррекция негативных личностных качеств (повышенной агрессивности, сниженной или завышенной самооценки, повышенной тревожности и т.д.) - Снятие напряжения, релаксация - Обучение способам саморегуляции эмоциональных состояний - Развитие коммуникативных навыков | В течении года |
3 | Индивидуальные консультации родителей (опекунов), педагогов, воспитателей | Рекомендации | В течении года |
4 | Просветительская работа с родителями (опекунами), педагогами и воспитателями с целью профилактики проблем развития, обучения, воспитания Деятельность осуществляют педагог-психолог и социальный педагог. | Родительские собрания; разработка памяток; информационные стенды, обучающие семинары; оказание консультативной помощи родителям (лицам их заменяющим) по проблемам социального развития учащихся; осуществление индивидуально ориентированной социальной помощи детям, родителям (лицам их заменяющим); оказание помощи в профориентации, социально - трудовой адаптации. | В течении года |
Ожидаемые результаты:
- улучшение психического и физического развития ребёнка;
- развитие навыков общения;
- развитие познавательную и мотивационную направленность ребёнка на последующие ступени развития;
- формирования здорового образа жизни ребёнка, оздоровление, профилактика соматических заболеваний и т.д.
- способствовать повышению самооценки, самореализации личности;
- развитие позитивной направленности ребёнка на последующие ступени развития.
Рекомендации педагогам на последующую ступень обучения.
Требования к организации занятий: ребенок быстро утомляется, поэтому требуется смена видов деятельности, обязательное проведение физкультминуток. Большее внимание уделять обучающей помощи. Тесное сотрудничество с родителями ребенка.
Итак, данная индивидуальная программа сопровождения ребёнка с нарушением зрения оказывает положительное влияние на формирование психики ребёнка, на развитие личности. Однако, это влияние нивелируется коррекционным воздействием и условиями развития как в семье, так и в образовательной организации. Основным условием успешности коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения является чуткое, тактичное, бережное отношение к ним всех участников воспитательно - образовательных отношений.
Заключение В ходе выполнения данной работы были изучены различные источники информации (научная литература, сборники конференций с опытом работы, различные средства массовой информации: газеты, журналы, образовательные сайты). На основании полученных знаний в первой главе рассмотрены теоретические аспекты психолого –педагогического сопровождения детей с нарушением зрения, изучены требования к условиям образования и реабилитации детей с нарушением зрения с учетом их образовательных потребностей, рассмотрена специфика индивидуального сопровождения ребенка с нарушением зрения специалистом педагогом-психологом
Вторая глава посвящена практической части. Составлена программа индивидуального сопровождения ребёнка с нарушением зрения. В ходе реализации данной программы было доказано, что работа полезна для специалистов и сотрудников школ, внедряющих инклюзивное обучение, особенно для школ планирующих обучать учеников с нарушением зрения.
Главное – вместе, главное – дружно!
Главное - с искрой, горящей в глазах!
Нам равнодушных в нашем деле не нужно!
Вперед к обучению в доступных средах!
Список литературы.
1.Денискина, В.З. Особенности зрительного восприятия у слепых, имеющих остаточное зрение /В.З. Денискина //Дефектология. – 2011. - №5. – С. 56-64
2.Мухина В.С. Возрастная психология: феменология развития, детство, отрочество. – М., 1994.
3. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М., 1995 г.
4. Овчарова Р.В. Практическая психология в тестах в начальной школе. – М.,1996 г.
5. Психологическое и социальное сопровождение больных детей с и детей инвалидов. – Спб, 2006 г.
6. Психология слепых / под ред.В.А. Гандера, М., 1954 г.
7. Психолого-педагогические основы коррекционной работы.– М., 1996 г.
8. Римская Р., Римский С. Практическая психология в тестах. - М., 1999 г.