СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Актуальность исследования. Как отмечает Г.Э. Бреслав, повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Агрессивные подростки доставляют массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают беспокойство родителей, становятся причиной конфликтных ситуаций с ровесниками.
Цель работы: изучить и обосновать взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у умственно отсталых подростков.
Объект исследования: проявления агрессивности у умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у умственно отсталых детей подросткового возраста.
Гипотеза: для умственно отсталых детей подросткового возраста характерна взаимосвязь проявлений агрессивности с их социальным статусом в коллективе.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
(ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования»)
Факультет развития дополнительного образования
Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования
Программа профессиональной переподготовки
«СПЕЦИАЛЬНОЕ ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Выпускная квалификационная работа
«Взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у подростков с умственной отсталостью»
Выполнил:
Силина Татьяна Владимировна
_______________________
Руководитель:
Фролова Мария Леонидовна
руководитель ЦПМПК
Благовещенск 2017
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА 5
1.1 Понятие социального статуса 5
1.2 Категория агрессивности как социально-психологическая и педагогическая проблема 9
1.3 Специфика развития личности умственно отсталых подростков 17
Глава 2 ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СОЦИАЛЬНОГО СТАТУСА И ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ 22
2.1 Организация и проведение исследования 22
2.2 Анализ результатов исследования 30
2.3 Рекомендации по коррекции агрессивности у умственно отсталых подростков 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 55
Актуальность исследования. Как отмечает Г.Э. Бреслав, повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем для современного общества. Агрессивные подростки доставляют массу хлопот в учебных учреждениях, вызывают беспокойство родителей, становятся причиной конфликтных ситуаций с ровесниками.
Исследования Т.Г. Румянцевой показывают, что агрессивность закладывается в детстве и становится устойчивой чертой характера, сохраняясь на протяжении всей дальнейшей жизни. А определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, закладываются уже в дошкольном возрасте.
Как отмечает В.Г. Петрова, подросток с умственной отсталостью – это особый ребёнок, который в силу своих психических особенностей иначе воспринимает окружающий мир. Незрелость основных нервных процессов, неустойчивость психики делают такого ребенка уязвимым для действия многих отрицательных факторов, нарушающих формирование поведенческих актов. Зачастую данная категория детей сталкивается с трудностями во взаимоотношениях с окружающими людьми, учителями, с нормально развивающимися сверстниками. Такие дети начинают проявлять агрессивность в своем поведении, которая выступает как защитная реакция на возникающие трудности.
Как отмечает Д.Б. Эльконин, одна из основных проблем подросткового возраста - проблема общения со сверстниками. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, именно они во многом определяют поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств и социальных установок. Для подростка важно занять значимое место среди сверстников, быть признанным в группе или быть лидером в своем коллективе. Но не каждый подросток может этого добиться, так как индивидуальные особенности и установки многих из них мешают занять высокое статусное место, социализироваться именно в той социальной группе, которая для них является желательной. Нередко это связано с тем, что подростки не могут правильно себя оценить.
Личность умственно отсталого подростка формируется не сама по себе, а в окружающей его среде. Анализируя особенности эмоциональной сферы умственно отсталых детей, С.Я. Рубинштейн указывает, что незрелость личности умственно отсталого ребенка, обусловленная, в первую очередь, особенностями развития его интеллекта, проявляется в ряде особенностей его эмоциональной сферы: недостаточная дифференцированность эмоциональных реакций, примитивность, неадекватность; эмоциональные реакции непроизвольны воздействиям; для эмоциональных реакций характерна раздражительность, склонность к агрессивности. Следует отметить и то, что чем сильнее выражены нарушения в умственном развитии, тем очевиднее рассогласование в эмоциональной сфере.
Цель работы: изучить и обосновать взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у умственно отсталых подростков.
Объект исследования: проявления агрессивности у умственно отсталых подростков.
Предмет исследования: взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у умственно отсталых детей подросткового возраста.
Гипотеза: для умственно отсталых детей подросткового возраста характерна взаимосвязь проявлений агрессивности с их социальным статусом в коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить понятие социального статуса.
Рассмотреть теоретические аспекты проявления агрессивности как социально-психологической и педагогической проблемы.
Изучить специфику развития личности умственно отсталых подростков.
Провести экспериментальную работу по установлению взаимосвязи проявлений агрессивности от социального статуса детей в коллективе.
Разработать рекомендации педагогам по коррекции агрессивности у подростков.
2.2 Анализ результатов исследования
После проведения исследования я обобщила, систематизировала и проинтерпретировала полученные результаты.
Исследование неформальной структуры межличностных отношений испытуемых умственно отсталых подростков осуществлялось с использованием социометрической методики.
По результатам, проведенного исследования составлена социоматрица.
Анализ социоматрицы показывает, что исследуемые умственно отсталые подростки имеют различные статусы в группе – лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный и отвергаемый.
Количественный анализ результатов исследования межличностных статусов испытуемых представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Показатели социометрического статуса испытуемых в группе
Лидер | Предпочитаемый | Принятый | Изолированный | Отвергаемый | ||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
2 | 13 | 5 | 33 | 6 | 40 | 1 | 7 | 1 | 7 |
Как видно из таблицы 1, статус лидера присущ 2 (13%) испытуемым, статус предпочитаемого - 5 (33%) исследуемым умственно отсталым подросткам, статус принятого выявлен мною у 6 (40%) исследуемых подростков, статус изолированного присущ 1 (7%) испытуемому и статус отвергаемого - 1 (7%) исследуемому подростку.
Мною просчитан коэффициент сплоченности, который мы рассчитали согласно требованиям социометрической методики.
Коэффициент сплоченности в исследуемой группе составил 82 %. Полученные результаты свидетельствуют о том, что данный коллектив характеризуется высоким коэффициентом сплоченности, что говорит об удовлетворенности подростков в общении, признании сверстниками.
Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис. 1 – Статусы испытуемых умственно отсталых подростков
Как видно на рисунке 1, статус лидера присущ 2 (13%) испытуемым, статус предпочитаемого - 5 (33%)исследуемым умственно отсталым подросткам, статус принятого выявлен нами у 6 (40%) исследуемых подростков, статус изолированного присущ 1 (7%)испытуемому и статус отвергаемого - 1 (7%) исследуемому подростку.
Таким образом, исследование умственно отсталых подростков с использованием социометрической методики показало принадлежность испытуемых умственно отсталых подростков к следующим статусным группам: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный, отвергаемый. При этом коллектив характеризуется высоким коэффициентом сплоченности, что говорит об удовлетворенности подростков в общении, признании сверстниками.
Количественный анализ результатов исследования уровня агрессивности испытуемых с использованием опросника Басса-Дарки представлен в таблице 2.
Таблица 2–Проявление агрессивности умственно отсталых подростков
Уровень выраженности | Физическая агрессия | Косвенная агрессия | Раздражение | Негативизм | Обида | Подозрительность | Вербальная агрессия | Чувство вины | Враждебность | Агрессивность | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс.
| %
| абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||||||||||||||||||||||||||
Низкий | 5 | 33 | 7 | 47 | 4 | 27 | 5 | 33 | 6 | 40 | 5 | 33 | 4 | 27 | 5 | 33 | 2 | 13 | 4 | 27 | |||||||||||||||||||||||||||
Средний | 7 | 47 | 6 | 40 | 9 | 60 | 7 | 47 | 5 | 33 | 8 | 54 | 7 | 47 | 7 | 47 | 7 | 47 | 8 | 54 | |||||||||||||||||||||||||||
Высокий | 3 | 20 | 2 | 13 | 2 | 13 | 3 | 20 | 4 | 27 | 2 | 13 | 4 | 27 | 3 | 20 | 6 | 40 | 3 | 20 | |||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Испытуемые | Виды агрессии | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
вербаль-я | негатив-м | косвеная | физич-я | раздраж-е | вина | обида | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
абс. | % | абс | % | Абс | % | абс. | % | абс. | % | Абс | % | Абс | % | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
11 | 55 | 13 | 65 | 2 | 10 | 18 | 90 | 3 | 15 | 5 | 25 | 5 | 25 |
Как видно из таблицы 2, ряд испытуемых подростков - 7 (47%) продемонстрировали склонность проявлять физическую агрессию в эмоционально значимых ситуациях, причем 3 (20%) исследуемых готовы применять силу не задумываясь о ее целесообразности и последствиях, действуя импульсивно. Ряд умственно отсталых подростков - 5 (33%), проявляют физическую агрессию, т.е. существуют определенные сдерживающие факторы, которые оказывают на их поведение определенное влияние.
Также согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых умственно отсталых подростков - 2 (13%) целенаправленно или неосознанно перенаправляют свою агрессию на третье лицо. Косвенную агрессию в эмоционально значимых ситуацияхпродемонстрировали6 (40%) испытуемых.
Как видно из таблицы 2, склонность к неадекватным, чрезмерным реакциям на обычные раздражители внешней и внутренней среды продемонстрировали 2 (13%) испытуемых умственно отсталых подростков. Эти испытуемые, согласно анализу полученных результатов, склонны проявлять вспыльчивость и грубость по отношению к окружающим даже в случае отсутствия внешней провокации. Эти умственно отсталые подростки проявляют недовольство обстоятельствами и поступками окружающих, иногда - своим состоянием. Как показывает анализ результатов исследования, ряд испытуемых - 9 (60%) в особо значимых для них ситуациях способны проявить вспыльчивость и грубость.
Анализ результатов исследования показал, что ряд испытуемых - 7 (47%) склонны к проявлению негативизма. Негативизм как подростковая поведенческая реакция характерен для подросткового периода, когда взрослеющие дети начинают доказывать себе и окружающим взрослым, что они знают, понимают и умеют все не хуже любого взрослого. Согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых - 3 (20%) проявляют негативные установки, как в отношении взрослых, так и в отношении своих сверстников.
Также анализ результатов исследования показывает, что 4 (27%) исследуемых подростка испытывают острое чувство обиды, склонны обвинять в своих неудачах других, не готовы признать, что сами ответственны за поступки и их последствия. Так же из таблицы 2 видно, что 5 (33%)испытуемых склонны преувеличивать чужие успехи на фоне своих неудач и испытывать при этом чувство горечи, гнева и зависти. Согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых- 6 (40%) подростков в меньшей степени обвиняют других в своих неудачах.
Согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых - 2 (13%) подростков склонны предполагать обман в любых поступках и словах окружающих. Согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых подростков – 8 (54%) часто испытывают тревогу и недоверие, что естественно не может не сказываться на их манере общения. Ряд исследуемых подростков - 5 (33%) склонны к недоверию и осторожности по отношению к окружающим.
Также анализ результатов исследования показывает, что к проявлению грубости в речи склонны - 7 (47%) обследуемых подростков. При этом ряд умственно отсталых подростков - 4 (27%) имеют высокий показатель по этой шкале, что говорит о постоянной готовности испытуемых применять в речи обидные для других слова, унижать своих одноклассников, манипулировать ими. Согласно, таблицы 3, ряд испытуемых - 4 (27%) подростка склонны сдерживать проявление негативных чувств.
Также анализ результатов показывает, что ряд исследуемых подростков -3 (20%) испытывают сильное чувство вины, считают себя плохими, что негативно сказывается на их эмоциональном состоянии и способности к коммуникации. Ряд испытуемых - 7 (47%) подростков склонны к заниженной самооценке и излишним угрызениям совести. Согласно анализу полученных результатов, ряд испытуемых- 5 (33%) подростков редко испытывают чувство вины.
Таким образом, используя опросник Басса-Дарки, мы выявили, что у испытуемых умственно отсталых подростков доминируют проявления физической агрессии, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины.
Используя, опросник Басса-Дарки мы проанализировали, индекс враждебности испытуемых.
Индекс враждебности включает в себя шкалы «Обида» и «Подозрительность». Коэффициент агрессивности составляет сумма баллов по шкалам «Физическая агрессия», «Раздражительность» и «Вербальная агрессия».
Также в таблице 2 представлены результаты исследования враждебности и агрессивности испытуемых умственно отсталых подростков.
Анализ результатов по шкале враждебность показал, что 6 (40%)подростков испытывают стойкую враждебность к людям, недоверие к взрослым вообще, трудности в общении со сверстниками, с окружающим миром. Ряд испытуемых - 7 (47%) подростков в отдельных случаях испытывают враждебность, однако их среда развития и условия воспитания не всегда дают возможность подросткам справиться с данным состоянием. Как показывает анализ результатов исследования, ряд испытуемых - 2 (13%) подростка настроены на продуктивное общение.
Анализ результатов по шкале агрессивность показывает, что 3 (20%) подростков имеют высокий показатель по этой шкале. Ситуативную агрессивность проявляют - 8(54%) исследуемых подростков. Это подростки, которые могут проявлять различные виды агрессии в особо значимых эмоциональных ситуациях, однако в обычных условиях агрессивность им не свойственна.
Таким образом, в исследуемой группе испытуемых умственно отсталых подростков чувство враждебности по отношению к окружающим испытывают -7 (47%) умственно отсталых подростков, при этом - 6 (40%) из них находятся в состоянии готовности проявлять негативные чувства открыто и активно. Большинство умственно отсталых подростков - 8 (54%) склонны проявлять ситуативную агрессивность, причем - 3 (20%) подростков проявляют агрессивность по отношению к окружающим даже в случае отсутствия провокации.
Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 2.
Рис. 2 – Проявление агрессивности умственно отсталых подростков
Как видно из рисунка 2, ряд умственно отсталых подростков продемонстрировали средней выраженности раздражение - 9 (60%) и подозрительность - 8 (54%). Ряд умственно отсталых подростков - 8 (54%) проявляют агрессивность среднего уровня. Ряд исследуемых умственно отсталых подростков - 6 (40%) проявляют враждебность высокого уровня.
Таким образом, у исследуемых умственно отсталых подростков доминируют проявления физической агрессии, раздражения, негативизма, вербальной агрессии, а также враждебности и агрессивности.
Количественный анализ результатов исследования уровня агрессивности исследовали с помощью методики «Hand-тест». Результаты исследования представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Средние показатели агрессивности умственно отсталых подростков
Реакции
Испыту-емые | Agg | Dir | Aff | Com | Dep | F | Ex | Сrip | |||||||||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | ||||||||
2,1 | 16 | 1,7 | 12 | 1,4 | 10 | 1,1 | 7,9 | 1,4 | 10 | 0,7 | 5,4 | 0,3 | 2 | 0,5 | 3,5 |
Реакции
Испыту-емые | Des | Ten | Act | Pas | Bas | Fail | Сумма ответов | |||||||||||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||||||
1,3 | 9,4 | 0,5 | 3,5 | 1,4 | 10,4 | 1,3 | 9,4 | 0 | 0 | 0,07 | 0,5 | 13,5 | 100 |
Согласно таблице 3, подсчитано общее количество ответов – менее 15, это свидетельствует о низкой психологической активности исследуемых умственно отсталых подростков.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Агрессия» (Agg) – (16 %) исследуемых подростков и ответы по категории «Директивность» (Dir) – 12 % исследуемых подростков, что говорит о большой вероятности проявления агрессии в открытом поведении.
Согласно таблице 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Аффектация» (Aff) – 10% исследуемых подростков, что говорит о способности умственно отсталых подростков к социальной жизни, способности сотрудничать с другими людьми.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Коммуникативность» (Com) –7,9 % исследуемых подростков, что говорит о недостаточно развитой способности к коммуникации исследуемых подростков.
Согласно таблице 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Зависимость» (Dep) – 10 % исследуемых подростков, что говорит о потребности в помощи и поддержке со стороны других людей. Исследуемые умственно отсталые подростки, дающие такие ответы, считают, что другие люди должны тратить на них время.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Страх» (F) –5,4 %исследуемых подростков, что говорит о том, что испытуемые не способны отражать страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Эсгибиционизм» (Ех) – 2 %исследуемых подростка, что говорит о малом желании быть в центре событий.
Как видно из таблицы 3 ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Калечность» (Crip) – 3,5 % исследуемых подростков, что говорит о том, что некоторые испытуемые задумываются о своем физическом состоянии.
Данные категорий «Эсгибиционизм» (Ех) и «Калечность» (Crip) не используются для оценки склонности к открытому агрессивному поведению, поскольку их роль в этом отношении непостоянна.
Согласно таблице 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Описание» (Des) - 9,4 % исследуемых подростков, что свидетельствует об эмоциональной амбивалентности, склонности к раздумыванию, осмысливанию, переживанию вместо делания чего бы то ни было.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Напряжение» (Теn) – 3,5 % исследуемых подростков, что свидетельствует об эмоциональной неустойчивости исследуемых умственно отсталых подростков.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Активные безразличные ответы» (Act) – 10,4 % исследуемых подростков и ответы по категории «Пассивные безразличные ответы» (Pas) – 9,4 % исследуемых подростков, что свидетельствует о повышенной восприимчивости, гиперчувствительности, тревожности человека. Очень немногие стимулы являются для исследуемых умственно отсталых подростков нейтральными, большинство событий и предметов имеют личностный смысл.
Как видно из таблицы 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Галлюцинации» (Bas)– 0 % исследуемых подростков, что говорит об отсутствии галлюцинаторного компонента.
Согласно таблице 3, ряд испытуемых продемонстрировали ответы по категории «Отказ от ответа» (Fail) – 0,5 % исследуемых подростков, что говорит о том, что незначительное количество испытуемых не смогли дать ответ.
Согласно таблице 3, вычислены средние показатели склонности к открытому агрессивному поведению, которая определяется по формуле:
I = (Agg + Dir) - (Aff + Com + Dep) = - 0,07
Таким образом, умственно отсталые подростки склонны к проявлениям агрессивности по отношению к тем, кого больше знают. Чужие люди как бы «нажимают на кнопку» механизма самоконтроля, и подросток успешно справляется с агрессией, контролирует ее. С близкими людьми этот контроль ослабевает, человек испытывает сложности в поддержании контроля над своим поведением.
Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 3 .
Рис. 3 – Проявление агрессивности у детей (в процентах)
Как видно на рисунке 3, наибольшее количество испытуемых умственно отсталых подростков продемонстрировали следующие реакции – агрессию (Agg) – 16 % подростков, директивность (Dir) – 12 % подростков, активные безличные ответы (Act) – 10,4 % подростков, аффектацию (Aff)-10% подростков, зависимость (Dep) – 10 % подростков, описание (Des) – 9,4 % подростков и пассивные безличные ответы (Pas) – 9,4 % подростков.
Таким образом, используя методику «Hand-тест», выявлено, наличие низкой психологической активности исследуемых умственно отсталых подростков. Так как склонность к открытому агрессивному поведению равна - 0,07. Испытуемые умственно отсталые подростки проявляют агрессивность к тем людям, кого больше знают.
Количественный анализ результатов исследования бессознательного выбора подростками своих одноклассников проводилось при помощи Цветового теста отношений. Результаты исследования представлены в таблице 4.
Таблица 4 – Показатели выбора испытуемыми
Статус
Испытуемые | Предпочитаемые | Нейтральные | Отвергаемые | |||||
абс. | % | абс. | % | абс. | % | |||
8 | 52 | 6 | 40% | 1 | 8% |
Согласно анализу полученных результатов, ряд подростков оцениваются как предпочитаемые - 8 (52%), т.е. они обладают качествами, располагающими других к общению. Испытуемые, получившие в выборе больше нейтрального цвета – 6 человек, что составляет - 40% от общего количества. Ряд исследуемых подростков оцениваемых на бессознательном уровне как отвергаемых -1 (8%).
Для большей наглядности полученные результаты представлены на рисунке 4.
ис. 4 – Показатели оценки испытуемыми одноклассников
Как видно из рисунка 4, большинство умственно отсталых подростков эмоционально положительно относятся к своим сверстникам – 8 (52 %).
Нейтральное или равнодушное отношение получили - 6 (40 %) испытуемых подростков. Ряд испытуемых подростков – 1 (8%), оценивают отношение как негативное, конфликтное.
Таким образом, анализ результатов исследования с помощью цветового теста отношений показал, что большинство исследуемых подростков при неосознанном выборе оцениваются, как предпочитаемые в общении - 8 (52%), обладающие качествами, необходимыми для дружеского взаимодействия. Испытуемых, получивших в выборе больше нейтрального цвета – 6 человек, что составляет - 40% от общего количества подростков. Ряд испытуемых подростков оцениваемых на бессознательном уровне, как отвергаемых - 1 (8%).
Таким образом, исследован социальный статус и агрессивность умственно отсталых подростков с помощью социометрической методики, опросника Басса-Дарки, «Hand-теста», цветового теста отношений (ЦТО).
Сопоставительный количественный анализ проявлений уровня агрессивности испытуемых различных статусных групп представлен на рисунке 5.
Рис. 5– Проявления уровня агрессивности испытуемых различных статусных групп
Как видно из диаграммы 5, низкий уровень физической агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «предпочитаемый» и «принятый». Средний уровень физической агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «лидер». Высокий уровень физической агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Как видно из диаграммы 5, низкий уровень раздражения присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «лидер». Средний уровень раздражения присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «предпочитаемый» и «принятый». Высокий уровень раздражения присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Как видно на рисунке 5, низкий уровень негативизма присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «лидер» и «предпочитаемый». Средний уровень негативизма присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «принятый». Высокий уровень негативизма присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Низкий уровень подозрительности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «предпочитаемый». Средний уровень подозрительности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «лидер» и «принятый». Высокий уровень подозрительности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Низкий уровень вербальной агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «предпочитаемый». Средний уровень вербальной агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «лидер» и «принятый». Высокий уровень вербальной агрессии присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Низкий уровень чувства вины присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «лидер». Средний уровень чувства вины присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «предпочитаемый». Высокий уровень чувства вины присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «принятый», «изолированный» и «отвергаемый».
Средний уровень враждебности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «лидер» «предпочитаемый» «принятый». Высокий уровень враждебности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Различные уровни агрессивности продемонстрировали испытуемые различных статусных групп: умственно отсталым подросткам различных статусных групп присущи как высокий и средний уровни агрессивности, так и низкий. При этом низкий уровень агрессивности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам, имеющим статус – «предпочитаемый» и «принятый». Средний уровень агрессивности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «лидер». Высокий уровень агрессивности присущ испытуемым умственно отсталым подросткам со статусом – «изолированный» и «отвергаемый».
Таким образом, для умственно отсталых подростков, имеющих статус лидера характерно наличие среднего уровня проявлений физической агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, враждебности и агрессивности. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус предпочитаемых характерно наличие среднего уровня проявлений раздражения, чувства вины и враждебности. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус принятых характерно наличие высокого уровня проявлений чувства вины, наличие среднего уровня проявлений раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и враждебности. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус изолированных и отвергаемых характерно наличие высокого уровня проявлений физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, враждебности и агрессивности.
Наблюдения педагогов за детьми, имеющими умственную отсталость, подтверждают взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности.
Таким образом, в результате проведенного исследования выявлено наличие взаимосвязи социального статуса и проявлений агрессивности. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус лидера характерно наличие физической агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, враждебности и агрессивности средней степени, наличие раздражения, негативизма, чувства вины меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус предпочитаемых характерно наличие раздражения, чувства вины и враждебность в средней степени, наличие физической агрессии, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и агрессивности меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус принятых характерно чувство вины в большей степени, наличие раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и враждебности средней степени, физической агрессии и агрессивности меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус изолированных и отвергаемых характерно наличие физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, враждебности и агрессивности в большей степени.
2.3 Рекомендации по коррекции агрессивности у умственно отсталых подростков
Важнейшим условием эффективной социализации и предупреждения становления агрессивных форм поведения умственно отсталых подростков является развитие мотивации привязанности, посредством которой ребёнок научается желать интереса, внимания и одобрения окружающих, и в первую очередь - собственных родителей. В качестве вторичного подкрепления привязанность затем может обусловливать приспособление ребенка к социальным требованиям и запретам. В этой связи следует повторить, что важным условием развития агрессии является не только социальное научение как таковое, но и фрустрация, возникающая при отсутствии родительской любви и при постоянном применении наказаний со стороны либо одного, либо обоих родителей.
Игнорирование актов агрессивного поведения, как способ предупреждения и «снятия» агрессии вызывает сомнение и даже настораживает. Обыденный педагогический опыт показывают, что игнорирование актов подростковой агрессии умственно отсталых подростков чревато опасными последствиями и может вести к дальнейшей эскалации агрессивного поведения, превращения его в привычную форму поведения личности. Если родители игнорируют акты агрессии умственно отсталых подростков, то оно не обязательно остается неподкрепленным, так как круг общения подростка не ограничивается семьей - подкрепление может быть найдено на стороне. В том числе, например, и в виде одобрения сверстниками агрессии против "неправильных (не справедливых) действий родителей". А, кроме того, в силу выраженной в подростковом возрасте тенденции, поведенческой особенности - пробовать социальные нормы и правила на прочность и через это определять границы допустимого в своем поведении, - отсутствие реакции взрослых на акты агрессивного поведения уже само по себе может стать позитивным подкреплением агрессии.
Активное наказание также рассматривается в качестве способа торможения и коррекции агрессивного поведения умственно отсталых подростков. Однако заторможенные таким способом агрессивные реакции не обязательно исчезнут вовсе и могут проявиться в ситуациях, где угроза наказания слабее.
Профилактика и предупреждение агрессивного поведения подростков становится не только социально значимым, но и психологически необходимым. Проблема повышения эффективности ранней профилактики должна решаться в следующих основных направлениях:
выявление неблагоприятных факторов и десоциализирующих воздействий со стороны ближайшего окружения, которые обусловливают отклонения в развитии личности подростков и своевременная нейтрализация этих неблагоприятных дезадаптирующих воздействий;
современная диагностика асоциальных отклонений в поведении умственно отсталых подростков и осуществление дифференцированного подхода в выборе профилактических средств психолого-педагогической коррекции отклоняющегося поведения.
Отсюда возникает необходимость в проведении системного анализа индивидных, личностных, социально-психологических и психолого-педагогических факторов, обусловливающих социальные отклонения в поведении несовершеннолетних подростков, с учётом которых должна строиться и осуществляться профилактическая работа по предупреждению этих отклонений. Раннее выявление поведенческих проблем умственно отсталых подростков, системный анализ характера их возникновения и адекватная воспитательно - коррекционная работа дают шанс предотвратить десоциализацию подростков. Несвоевременное обнаружение начальных признаков отклоняющегося поведения и проблем в воспитании, препятствующих развитию ребёнка, приводит к быстрому переходу отклонений в хронические нарушения поведения.
Таким образом, для профилактики агрессивного поведения необходимо научить подростков навыкам позитивного общения, взаимодействия с другими членами социума, умения находить альтернативные мирные пути решения конфликтов.
Большую важность также имеют навыки совместной работы, поэтому следует уделять особое внимание.
Ведущая роль в предупреждении и коррекции агрессивности умственно отсталых подростков принадлежит семье, родителям. Однако велико значение педагогов и психологов.
Большинство педагогов сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии ежедневно. Некоторые педагоги отрицают существование проблемы либо в целом, либо в тех подростковых коллективах, с которыми им приходится работать. Существует несколько типичных заблуждений в отношении подростковой агрессии:
1. Подростковая агрессия неизбежна.
Агрессия присуща человеку как биологическому объекту, однако следует помнить, что в социально неблагополучных условиях она приобретает совершенно иной характер и более сложные формы, поэтому отрекаться от профилактики подростковой агрессии нелепо.
2. Подростковая агрессия - следствие психической патологии.
Это далеко не всегда так, как правило, подростковая агрессия следствием психических расстройств не является. Исследования показали, что наиболее опасные формы (насилие, убийства, терроризм) подростковая агрессия принимает в качестве извращенных реакций адаптации в среде.
3. В нашей школе (нашем классе, отряде) этой проблемы не существует. У нас дети дружные!
Увы, но даже самые благополучные коллективы не могут избежать межличностных конфликтов, в рамках которых формируется иерархия организованной группы. В такой группе всегда появляются лидеры и аутсайдеры, первые стремятся удержать свое положение, вторые — исправить свое. Как правило, большая часть коллектива (что, кстати, и есть показатель дружного класса или отряда) следует за лидерами, в результате чего аутсайдеры оказываются в изоляции. Это является психотравмирующим фактором, провоцирующим их агрессивное поведение. В роли аутсайдеров неизбежно оказываются новички, дети с нарушением развития и дети-инвалиды, дети из неблагополучных семей.
4. Проблема подростковой агрессии - проблема родителей, это недостаток воспитания.
Конечно, есть разные семьи, но, как правило, факторов, провоцирующих агрессивное поведение, в рамках семьи меньше, чем внутри подросткового сообщества. Многие родители удивляются, читая в дневниках записи о поведении своих детей в школе, поскольку в домашних условиях они никогда так себя не ведут.
5. Подростковая агрессия - результат дурного влияния СМИ, следствие подражания агрессивным персонажам фильмов и книг.
Это отчасти верно, но далеко не всегда подтверждается масштабными исследованиями. Опыт показывает, что, например, после просмотра боевика шансы подростка совершить акт агрессии действительно выше, чем у его сверстников, но через 2-3 часа готовность к агрессии сравнивается со средними возрастными показателями.
В работе по профилактике агрессивного поведения умственно отсталых подростков большое внимание уделяется тренингам, как групповым, так и индивидуальным. Среди методик, которые они практикуют, большое место принадлежит тренингам общения. Доказано, что эти тренинги хорошо снижают агрессивность подростков. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод о том, что для снижения уровня агрессивного поведения умственно отсталых подростков необходима совместная работа родителей и педагогов. Работа по профилактике агрессивного поведения подростков должна проводиться как можно чаще, иначе это состояние может вернуться в первоначальную форму и приобрести хронический характер.
Выводы по 2 главе
Личностный тест, в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.
Исследование умственно отсталых подростков с использованием социометрической методики показало принадлежность испытуемых умственно отсталых подростков к следующим статусным группам: лидер, предпочитаемый, принятый, изолированный, отвергаемый. При этом коллектив характеризуется высоким коэффициентом сплоченности, что говорит об удовлетворенности подростков в общении, признании сверстниками.
Анализ результатов диагностики с помощью опросника Басса-Дарки, выявлено, что у испытуемых умственно отсталых подростков доминируют проявления физической агрессии, раздражительность, негативизм, подозрительность, вербальная агрессия и чувство вины.
С целью коррекции агрессивного поведения подростков следует применять различные методы и техники коррекционного воздействия.
Так, Г.Э. Бреслав, Т.П. Смирнова и др. выделяют:
релаксационные техники: глубокое дыхание, визуальные образы, мышечная релаксация, свободное движение под музыку;
работа со страхами;
ролевые игры;
работа с фотографиями, отражающими различные эмоциональные состояния;
рисование, лепка эмоций;
упражнения, направленные на позитивное восприятие образа «Я», активизацию самосознания, актуализацию «Я-состояний»;
разработка системы поощрений и наград за имеющиеся и возможные успехи («альбом успехов», медали, аплодисменты и т.п.);
перевод деструктивных действий в вербальный план («остановись и подумай, что ты хочешь сделать») и др.
Педагог должен ставить перед собой следующие задачи:
Формировать способность самоконтроля и сдерживания негативных импульсов подростков с умственной отсталостью.
Обучать подростков приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности.
Развивать качества личности необходимые для эффективного общения и взаимодействия с окружающими.
Таким образом, работа с агрессивными детьми должна носить комплексный, системный характер; сочетать в себе элементы приемов и упражнений из разных направлений коррекционной работы, а также не должна быть эпизодической. Работу с агрессивными детьми необходимо строить, как в индивидуальном порядке, так и в группе. Также важно проводить и консультационную работу с родителями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования раскрыты определения основных понятий, входящих в проблему, а также рассмотрена взаимосвязь социального статуса и проявлений агрессивности у умственно отсталых подростков.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам сделать ряд обобщенных выводов:
Понятие социометрический статус человека включает в себя положение индивида в социальной системе, имеющее специфические для данной системы признаки. Каждый индивид имеет собственное представление о занимаемом и желаемом месте в обществе, и строит свое поведение в соответствии с этим, что, несомненно, оказывает определенное влияние на формирование его личности.
Агрессивность - это свойство личности, которое отражает склонность к агрессивному реагированию при возникновении фрустрирующей и конфликтной ситуации. Агрессивность является одним из видов проявления деструктивного поведения. На развитие агрессивности оказывают влияние два основных фактора: образец отношений и поведения родителей; характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окружающих. Подростковый возраст является одним из самых противоречивых периодов, который характеризуется глубокими физиологическими и психическими изменениями. Пограничность данного возраста обуславливает уязвимость подростка к воздействиям окружающей среды.
Ведущими личностными особенностями умственно отсталых детей подросткового возраста являются недоразвитие мышления, познавательной деятельности, незрелость эмоционально-волевой сферы и т. п. Эти особенности, в свою очередь, обусловливают известную инертность, вялость, снижение активности, работоспособности. У некоторых умственно отсталых детей обнаруживается замкнутость и неконтактность. Все это накладывает своеобразный отпечаток на структуру их личности и межличностное взаимодействие. При этом необходимо помнить, что основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников. Направленность личности умственно отсталых детей включает систему мотивов, потребностей и интересов. В этой связи следует отметить, что из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Конкретно это выражается в преобладании элементарных органических потребностей (еда, сон и т. д.). Недоразвитие высших культурных потребностей обусловливает своеобразие интересов и мотивационной сферы умственно отсталых детей.
Результаты проведенного исследования позволили сделать следующие выводы:
Исследование социальных статусов умственно отсталых подростков показало, что статус лидера присущ 2 (13%) испытуемым, статус предпочитаемого - 5 (33%) исследуемым умственно отсталым подросткам, статус принятого выявлен нами у 6 (40%) исследуемых подростков, статус изолированного присущ 1 (7%)испытуемому и статус отвергаемого - 1 (7%) исследуемому подростку.
Исследуя проявления агрессивности испытуемых, выявлено, что в данной группе испытуемых умственно отсталых подростков чувство враждебности по отношению к окружающим испытывают 7 (47%) умственно отсталых подростков, при этом 6 (40%) из них находятся в состоянии готовности проявлять негативные чувства открыто и активно. Большинство умственно отсталых подростков 8(54%) склонны проявлять ситуативную агрессивность, причем 3 (20%) подростков проявляют агрессивность по отношению к окружающим даже в случае отсутствия провокации.
Исследуя проявления агрессивности испытуемых, выявлено, наличие низкой психологической активности исследуемых умственно отсталых подростков. Исследование наличия выраженной психопатологии, свидетельствует о том, что испытуемые не могут подавлять поведенческие тенденции или ставить их вне контроля сознания. Но так как склонность к открытому агрессивному поведению равна - 0,07, то испытуемые умственно отсталые подростки проявляют агрессивность к тем людям, кого больше знают.
Наибольшее количество испытуемых умственно отсталых подростков продемонстрировали следующие реакции – агрессию (Agg) – 16 % подростков, директивность (Dir) – 12 % подростков, активные безличные ответы (Act) – 10,4 % подростков, аффектацию (Aff) -10 % подростков, зависимость (Dep) – 10 % подростков, описание (Des) – 9,4 % подростков и пассивные безличные ответы (Pas) – 9,4 % подростков.
Исследование выбора подростками своих одноклассников показало, что большинство исследуемых при неосознанном выборе оцениваются, как предпочитаемые в общении - 8 (52%), обладающие качествами, необходимыми для дружеского взаимодействия. Испытуемых, получивших в выборе больше нейтрального цвета – 6 человек, что составляет 40% от общего количества подростков. Ряд испытуемых умственно отсталых подростков оцениваемых на бессознательном уровне как отвергаемых - 1 (8%).
В результате проведенного исследования выявлено наличие взаимосвязи социального статуса и проявлений агрессивности.
Для умственно отсталых подростков, имеющих статус лидера характерно наличие физической агрессии, подозрительности, вербальной агрессии, враждебности и агрессивности средней степени, наличие раздражения, негативизма, чувства вины меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус предпочитаемых характерно наличие раздражения, чувства вины и враждебность в средней степени, наличие физической агрессии, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и агрессивности меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус принятых характерно чувство вины в большей степени, наличие раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии и враждебности средней степени, физической агрессии и агрессивности меньшей степени. Для умственно отсталых подростков, имеющих статус изолированных и отвергаемых характерно наличие физической агрессии, раздражения, негативизма, подозрительности, вербальной агрессии, чувства вины, враждебности и агрессивности в большей степени.
Таким образом, в ходе исследования выдвинутая гипотеза: для умственно отсталых детей подросткового возраста характерна взаимосвязь проявлений агрессивности с их социальным статусом - подтвердилась, цель исследования достигнута, задачи решены.
Абрамкова В.В. Словарь ред. Петровского, А.В., Ярошевского, М.Г., М: Политиздат, 2006.
Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие. Под ред. Платоновой, Н.М. – СПб: Речь, 2006.
Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. Андреева, Г.М. – М.: Аспект Пресс, 2009.
Андриенко В.К. Система перевоспитания подростков в условиях специальной школы. Андриенко В.К., Гербеев Ю.В., Невский И.А. - М., 1990.
Бандура А. Подростковая агрессия: изучение влияния воспитания и семейных отношений. Бандура А., Уолтерс Р. - М.: Апрель Пресс; М.: Эксмо Пресс, 2008.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника. И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещёние, 2007.
БерковицЛ. Агрессия: причины, последствия и контроль. Берковиц Л. - Нева; М.: Олма-Пресс, 2009.
Битянова М. Школьный класс как малая группа. Битянова М. – Школьный психолог, 2011, № 32.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Божович, Л.И. – СПб.: Питер, 2008.
Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: учебное пособие для специалистов и дилетантов / Г.Э. Бреслав. – СПб: Речь, 2007.
Бэрон Р. Агрессия. / Бэрон Р., Ричардсон Д. - СПб: Питер, 2010.
Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. К. Бютнер. – М.: Педагогика, 1997.
Венгер А.Л. Девиантное поведение школьников // Вопросы психологии. - М.,1995. - №1.
Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. Сост., автор и библиограф Лифанова Т.М. – М.: Просвещёние, 2007.
Еременко И.Г. Олигофренопедагогика. – К: Высшая школа, 1985.
Еремин В.А. Улиица-подросток-воспитатель. - М., 1991
Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Ильин Е. П. – СПб: Питер, 2007.
Казанская В. Подросток. Трудности взросления. Казанская В. –СПб: Питер, 2008.
Коломинский Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция. Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. – СПб: Питер, 2011.
Лурье Н.Е. Воспитание глубоко умственно отсталого ребенка в семье. – М.: Педагогика, 2007.
Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. Под ред. Селиверстова В.И. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос, 2009.
Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников: учебное пособие. Петрова В. Г., Белякова И. В.– М.: Академия, 2006.
Румянцева Т.Р. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии. Румянцева, Т. Р.// Вопросы психологии. – 2010, № 1.
Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника: учебное пособие для студентов педагогическтих институтов. Рубинштейн С.Я. – М.: Просвещёние, 1986.
25. Семенюк Л.М. Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции. Семенюк Л.М.- М.: 2008.
26. Формы и методы профилактики детской и подростковой агрессии. Под ред. Платоновой Н.М. – СПб: Питер, 2007.
27. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция / И.А. Фурманов. – СПб: Речь, 2006.