СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выпускник детского дома: проблемы и возможные пути решения

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выпускник детского дома: что его ждет за стенами?

Просмотр содержимого документа
«Выпускник детского дома: проблемы и возможные пути решения»

Бушкова Ася Анатольевна, педагог-психолог

(ГОСУДАРСТВЕННОЕ КОЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ «КРАСНОДАРСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»)


ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО И ЛИЧНОСТНОГО САООПРЕДЕЛЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ГОСУДРАСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ


«Ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством». (из Конвенции ООН о правах ребенка)


Подростковый возраст – нелегкий период в жизни каждого ребенка. Это время определения своего места в жизни, обществе, становления личности. У ребенка, воспитывающегося в семье, как правило, есть поддержка, опора в виде родных и друзей семьи, а для воспитанника детского дома подростковый возраст – время потрясений, приспособления к новым обстоятельствам. Будем честны, - эта категория детей плохо представляет жизнь вне детского дома и оказывается не готовой к самостоятельной жизни.

Рано или поздно перед каждым подростком-выпускником встает необходимость выбора: кем быть, каким быть. При этом в современных условиях выпускникам детских домов трудно проявить себя как личность. Это обусловлено экономическими факторами, сложившимися в социуме, общественными установками/ догмами, психологическим состоянием/ настроем самого подростка и т.д. Поэтому в наше время все большее значение приобретает работа специалистов в комплексной подготовке воспитанников государственных учреждений к самостоятельной жизни.

Не секрет, что выпускники детского дома испытывают большие трудности, оказавшись один на один со своей «самостоятельностью и независимостью»: это вопрос свободы, желаний, целей, возможностей, резистентности самого ребенка.

Не секрет, что зачастую выпускники вступают в самостоятельную жизнь без четких жизненных, личностных и профессиональных ориентиров, планов, значимых людей (тьютеров), которые могут поддержать и помочь, - и это приводит к печальным последствиям.

В связи с этим перед педагогами и сотрудниками детских домов возникает необходимость воспитывать в выпускниках готовность к обоснованному выбору профессии, жизненного пути с учетом их склонностей, интересов, способностей, состояния здоровья, потребностей рынка труда и т.д.

Важно, чтобы выпускник не настроился на единственно выигрышную роль сироты-иждивенца, к которой склонны выпускники детских домов.

Подготовка к самостоятельной жизни подростков в условиях детского дома имеет свои особенности и сложности, вытекающие из специфики развития воспитанников детских домов: травмированность (психологическая, нравственная, эмоциональная), задержка психического развития, негативные сценарии кровных семей, избегающие или демонстративные стратегии поведения и т.д.

Планируя работу с будущим выпускником, важно учитывать ряд факторов, негативно влияющих на формирование способности к личностному и профессиональному самоопределению. Рассмотрим подробнее:

1. Ограниченность общения с детьми-сверстниками (имеющими различный социальный, семейный опыт) приводит к недостаточной осведомленности в вопросах детской игровой/ коммуникативной культуры, которые во многом и задают основы самоопределения ребенка. Именно поэтому специалистам государственного учреждения важно создавать ситуации и пространство для игровых, коммуникативных, ролевых опытов детей. В моей работе данное пространство я создаю в ходе реализации комплексной программы психологического сопровождения воспитанников и несовершеннолетних, попавших в сложную жизненную ситуацию «Школа социального успеха», а так же организации различных акций добрых дел и участия воспитанников в конкурсах, фестивалях и иных мероприятиях, проводимых на площадках школы, города.

2. Проживание в государственном учреждении обуславливают ограниченность и замкнутость пространства жизни, отсюда – ограниченность, однообразность, клиповость социального контакта несовершеннолетнего. Для нивелирования этой особенности важно расширять сеть социальных контактов наших детей: приглашать для общения интересных людей с необычной историей жизни, бывших выпускников, волонтеров, активно участвовать с детьми в конкурсах, олимпиадах, челенджах, акциях и т.п. вне стен учреждения.

3. Ограничение/обеднение/ обрыв контактов с родственниками также снижает способность к самоопределению, так как у ребенка не оказывается перед глазами примера эффективной самореализации его близких. Подросток не видит прошлого семьи или видит его приспособленческим/ иждевенческим, хаосным, а значит, ему сложно представить собственное будущее иным. Потеря личностной и семейное/ родовой истории сильно сказывается на развитии ребенка в целом. Следовательно, важно восполнить эту историю, а при необходимости написать заново с помощью различных метафорических и проективных методов работы («Моя семья», «»Я/ моя семья через 5 (затем 10, 15, 20) лет», «Семейная история», «Метафорическая история» и т.д.).

4. Преобладание сиюминутных мотивов у подростка-воспитанника государственного учреждения. Например, на вопрос о мечте многие ребята отвечают примерно так: «Закончить 9 класс, поступить в колледж, а дальше будет видно».

Несформированность/ диффузность «Я» подростка не позволяет ему увидеть себя в отдаленной временной перспективе. Основные их желания, стремления, намерения связаны с сегодняшним днем или самым ближайшим будущим. Их временная перспектива значительно сужена по сравнению с перспективой будущего у обычных («домашних») подростков.

Именно поэтому я в своей работе часто использую акции и практикумы, подготовка к которым и их проведение проходит в несколько этапов. Шаг за шагом мы учимся планировать свои результаты, разбивать предстоящую детальность на этапы, добиваться формирования привычки завершать начатое, понимать отложенность во времени результатов, гордится достигнутым их и т.д.

Для формирования временной перспективы, понимания ленты времени обязательно используем проективные методики «Я/ моя семья через 5 (10/ 15 и т.д. лет), «Чемодан лидера», «Четыре круга внимания», «Лента моей жизни» и т.д.

5. Суженнность веера выбираемых профессий у детей-сирот на фоне ограниченной мотивации выбора («я так хочу», «говорят это круто», «я за компанию», «не знаю вообще», «мне все равно»). Факторы, формирующие такую ситуацию достаточно объективны: отсутствие своей личной истории и истории значимых людей, ограниченный выбор специальностей в училищах, техникумах, колледжах, которые принимают статусных детей и при этом имеют общежитие.

При этом воспитанники детских домов часто не указывают конкретную желаемую профессию, а говорят, например, так: «Я бы хотел получить хорошую специальность», «хорошую работу», «устроиться на ту работу, которую хочу», не указывая конкретных намерений. А если нет намерений, то и планировать свой успех достаточно трудно.

6. Особенности организации жизнедеятельности воспитанников государственных учреждений: в связи с преобладанием коллективного воспитания доминируют отношения, при которых роль индивидуальных качеств личности принижаются. Именно поэтому возрастает роль дополнительного образования в учреждении, а так же привлечение подростков к работе детского самоуправления для формирования эффективных социальных, коммуникативных, лидерских стратегий и компетенций.

7. Преобладание директивно-опекающего стиля в системе общения ребенка и взрослого на фоне утраты базового доверия к миру вследствие материнской депривации. Как правило, у ребенка-сироты отсутствует важный пункт в отношениях к себе со стороны взрослых. Существует два уровня отношений между взрослыми и детьми: безусловная любовь со стороны родителей, родственников на первом уровне и объективная оценка со стороны остальных взрослых на втором. У ребят из детского дома нет первого уровня, из-за чего они склонны видеть себя только с критической стороны, чего недостаточно для формирования адекватной самооценки и навыка достижения.

Данный стиль общения может обострять склонность воспитанника избегать ответственности за любой выбор в своей жизни и передавать ее любому взрослому рядом. Так же важно помнить о наличии потребности в психологическом слиянии с кем-либо, и чаще это проявляется в подверженности постороннему влиянию.

Из вышесказанного следует, что главным направлением профориентационной и личностной работы с выпускниками из детских домов в современных условиях должна быть помощь ребенку в самоопределении и в адаптации к реальным условиям жизни. Необходимо целенаправленно формировать способности самостоятельно ориентироваться в постоянно меняющихся ситуациях и готовность к внутренним компромиссам. Эти проблемы мы так же решаем в процессе реализации программы психологического сопровождения «Школа социального успеха», разбитую на 5 блоков: тинейджер-клуб, мастерская дипломата, мастерская оптимиста, мастерская творца, умницы и умники.

Таким образом, работа с выпускниками предполагает поэтапное формирование профессионального и личностного (психофизиологического, нравственного, эмоционального, практического) самоопределения:

I ЭТАП: Личностное самоопределение в рамках реализации программ психологического сопровождения воспитанников и несовершеннолетних учреждения.

II ЭТАП: Профессиональное просвещение – ознакомление воспитанников с различными видами труда в обществе, разнообразие профессий, тенденциями их развития, а также потребностями страны в целом и конкретного региона в кадрах, путями получения профессии, особенностями трудоустройства и т.д. с привлечением специалистов регионального центра занятости населения, встреч с интересными людьми (в том числе с успешными выпускниками), посещений различных мастер-классов, экскурсий и т.п.

Ш ЭТАП: Профессиональная диагностика - выявление профессионально значимых свойств (способностей, склонностей, интересов, ценностных ориентаций, индивидуальных типологических особенностей, профессиональных намерений).

IV ЭТАП: заключительный, выпускник получает помощь в выборе профессии, которая будет соответствовать индивидуальным психологическим и личностным особенностям. Совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом проводится анализ востребованности профессий, соответствующих интересам и возможностям ребенка, противопоказаний по здоровью или личным особенностям к тому или иному выбору. Так же анализируется перечень учебных заведений, подходящих для конкретного выпускника и абитуриентская ситуация прошлого года (количество бюджетных мест, проходной бал, наличие общежития).

Опыт показывает, что в случае правильного выбора молодым
человеком профессии, специальности, учебного заведения, в выигрыше не только общество, получившее активного целеустремлённого молодого специалиста, но и сам выпускник.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!