композиция
формулировка
тезис
Тематические направления
ЕГЭ
вывод
ВУЗ
1-я среда
аргументы
вступление
привлечение литературного материала
Декабрь,1-я среда
зачет
художественные произведения
баллы
ответ на вопрос
250 слов
допуск
абзацы
доказать
1.К какой тематической группе можно отнести все эти слова и словосочетания?
2. Составьте с этими словами текст, озаглавьте его.
Итоговое сочинение
Тематические направления
2017-2018 учебный год
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Цели и средства»
- «Смелость и трусость»
- «Человек и общество»
Примеры произведений по данному направлению
1. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
2. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
3. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
4. И. Бунин «Темные аллеи»
5. Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»
Расшифровка понятия
1. Верность/ измена в широком смысле.
2. Верность/ измена в любовной сфере.
3. Верность/ измена Родине, государственному долгу
4. Верность /измена по отношении к другу, товарищу, человеку, который доверился.
5. Верность/измена по отношению к самому себе, своим моральным принципам, своему призванию, целям, слову, религиозным убеждениям.
6. Верность животных своим хозяевам.
- Дайте определения понятий данного направления.
- Подберите к понятиям слова-синонимы.
- Закончите предложения(выбрать можно одно или несколько предложений).
- Направление предполагает раздумье о…
Какие художественные произведения могут соответствовать этому направлению?(2 как минимум).
- В основе направления лежат понятия, связанные с…
- Направление позволяет размышлять о…
Какие эпизоды из этих произведений могут иллюстрировать данные в направлении понятия?
Аргументируйте свою точку зрения.
Тезис
1.Выделите в понравившемся высказывании ключевые слова, обведите их, сравните свой ответ с участниками группы.
2.Сформулируйте высказывании таким образом, чтобы у Вас получилось от одного до нескольких вопросов.
3. Дайте прямой и четкий ответ на эти вопросы.
- это ваш тезис, который Вы должны будете доказать
С
Одного сочувствия недостаточно. Поступки говорят громче слов.
О
(Н. Вуйчич)
Ч
И
Н
Е
Н
И
Е
количество
композиционных частей? Имейте в виду объем этих частей.
2.Что должна содержать каждая из них? Напишите.
Аргумент, в котором приводится пример сочувствия, которое может оказаться лжесочувствием или пустыми словами: автор, произведение, герой, эпизод
Аргумент, в котором поступки говорят об истинном сочувствии, об истинном отношении: автор, произведение, герои
Вывод
Список литературы к новым направлениям
«Верность и измена»
2. Л.Н. Толстой. Война и мир.
3. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание. Униженные и оскорбленные.
4. А.И. Куприн. Гранатовый браслет.
5. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита.
6. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.
7. А.С. Пушкин. Евгений Онегин. Капитанская дочка.
8. И.А. Бунин. Тёмные аллеи.
9. И.А. Гончаров. Обломов.
10. В.Г. Распутин «Уроки французского.
Тематические направления
2017-2018 учебный год
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Цели и средства»
- «Смелость и трусость»
- «Человек и общество»
Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический, тип личности.
Ф
И
П
И
Отзывчивость — положительное духовно нравственное качество личности, проявляющееся как склонность помогать нуждающимся, видеть нужду, бескорыстие, щедрость, великодушие, умение прощать, терпимость
Равнодушие - состояние человека, безучастное, лишенное интереса, пассивное
Примеры произведений
по данному направлению
1. Б. Екимов «Ночь исцеления»
2. Ю. Яковлев «Мальчик с коньками»
3. В. Короленко «Дети подземелья»
4. А. П. Чехов «Вишневый сад»
5. Н.В Гоголь «Мертвые души»
ТЕМЫ к направлению
«Равнодушие и отзывчивость»
1. Согласны ли Вы с утверждением Б.Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности»?
2. Как вы понимаете слова А.В. Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе!»?
3. Может ли равнодушие ранить человека?
4. Нужно ли учиться сочувствию?
5. Согласны ли вы с тем, что «здоровый эгоизм» полезен?
6. К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
7. Как привить чувство сострадания детям?
Цитаты к направлению
«Равнодушие и отзывчивость»
1. Сочувствие — это равнодушие в превосходной степени. (Дон-Аминадо)
2. Равнодушие к живописи — явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
3. Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
4. Подростки, конечно, существа эмоционально нежные и в высшей степени ранимые, однако с сочувствием у них не очень. Это приходит позже, если вообще приходит. (С. Кинг)
5. Спокойствие — сильней эмоций. Молчание — громче крика. Равнодушие — страшней войны. (М. Лютер)
6. Настоящая помощь всегда приходит от того, кто сильнее тебя и кого ты уважаешь. И сочувствие таких людей особенно действенно... (Ф. С. Фицджеральд)
Список литературы к новым направлениям
«Равнодушие и отзывчивость»
- Л.Н. Толстой. Война и мир.
2. Ф.И. Достоевский. Преступление и наказание. Идиот.
3. И.А. Бунин. Господин из Сан-Франциско.
4. М.А. Булгаков. Записки юного врача .
5. В.П. Астафьев. Людочка.
6. А.И. Солженицын. Матрёнин двор.
7. А.П. Чехов. Крыжовник.
8. В.М. Шукшин. Чудик.
9. К.Г. Паустовский. Телеграмма.
10. Т.М. Кенэлли. Список Шиндлера.
«Добро не наука, оно действие» (Р. Роллан). Согласны ли вы с этим утверждением?
Вступление
Собственное рассуждение + цитата Р.Роллана
Основная часть
Аргумент 1
иллюстрация = доказательство
Рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор»
Ромен Роллан
французский писатель
Аргумент 2
иллюстрация = доказательство
Рассказ В. Г. Распутина «Уроки французск ого»
Заключение
Возврат к мыслям из вступления на новом уровне: отзывчивость «работает», когда она действенна
Тематические направления
2017-2018 учебный год
- «Верность и измена»
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Смелость и трусость»
- «Человек и общество»
Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали
Ф
И
П
И
Примеры произведений по данному направлению
1. Ф. Достоевский «Преступление и наказание»
2. Л. Толстой «Война и мир»
3. М. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»
4. В. Каверин «Два капитана»
5. Ю. Герман «Дело, которому ты служишь»
А. Чехов « Ионыч»
любой ценой
личные
эффективные
малоэффективные
вслепую
общественные
Цель оправдывает средства
Благородную цель нельзя воплощать антигуманными средствами
Важно помнить:
Ценности цели и ценности средства должны согласовываться друг с другом!!!
Возможные темы направления
1. Можно ли утверждать, что на войне все средства хороши?
2. Оправдывает ли цель средства?
3. Почему важно иметь цель в жизни?
4. Согласны ли Вы с утверждением: «Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться»?
5. Как Вы понимаете высказывание: «Когда цель достигнута о пути забывают»?
6. Подтвердите или опровергните высказывание А. Энштейна: «Если вы хотите вести счастливую жизнь, вы должны быть привязаны к цели, а не к людям или к вещам»?
7. Какими качествами должен обладать человек, чтобы достигать великие цели?
8. Справедливо ли высказывания Конфуция: «Когда вам покажется, что цель недостижима, не изменяйте цель — изменяйте свой план действий»?
9. Что значит «великая цель»?
10. Как Вы понимаете высказывание О.де Бальзака: «Чтобы дойти до цели, надо прежде всего идти»?
11. Как Вы понимаете высказывание Э.А. По «Никакой транспорт не будет попутным, если не знаешь, куда идти»?
Цитаты к темам данного направления
1. Человек, который непременно хочет чего-нибудь, принуждает судьбу сдаться. (М.Ю. Лермонтов)
2. Ты не можешь менять направление ветра, но всегда можешь поднять паруса, чтобы достичь своей цели. (О. Уайльд)
3. Если ты направляешься к цели и станешь дорогою останавливаться, чтобы швырять камнями во всякую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдёшь до цели. (Ф.М. Достоевский)
4. О более слабых и простых людях лучше всего судят по их характерам, о более же умных и скрытных — по их целям. (Ф. Бэкон)
5. Никогда не поздно уйти из толпы. Следуй за своей мечтой, двигайся к своей цели. (Б. Шоу)
6. Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи. (Б. Л. Пастернак)
Тезисы и цитаты
Говорят, человек останавливается в развитии, когда ему не к чему стремиться.
Чтобы добиться успеха в жизни,
нужно выиграть лишь одну битву –
битву с самим собой
Вступление
Рассуждение (вопросы и ответы)
Основная часть
Аргумент 1.
Иллюстрация=доказательство
Аргумент 2.
Иллюстрация=доказательство
Б. Полевой «Повесть
о настоящем человеке»
И.А. Гончаров «Обломов»
Заключение
Возврат к мыслям из вступления
на новом уровне: если цель важна,
её стоит добиваться. Ещё важнее:
КЕМ мы становимся в процессе достижения своей цели
Список литературы к новым направлениям
«Цели и средства»
- Л. Н. Толстой. Война и мир.
- А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ. В круге первом.
3. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.
4. М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени.
5. А.С. Грибоедов. Горе от ума.
6. А.С. Пушкин. Капитанская дочка.
7. В.М. Шукшин. Сапожки.
8. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
9. В.А. Каверин. Два капитана.
10. Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
Тематические направления
2017-2018 учебный год
- «Верность и измена»
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Цели и средства»
В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
Ф
И
П
И
Смелость – положительная нравственно волевая черта личности, проявляющаяся как решительность, бесстрашие, храбрость при выполнении действий, связанных с риском и опасностью.
Синонимы:
отвага, решимость, мужество, героизм, храбрость, желание (сказать истину), дерзость, дерзновение, бесстрашие, решительность, отчаянность, доблесть
Трусость – одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризующее поведение человека, который оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами.
Трусость может быть проявлением расчётливого себялюбия, когда в её основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не только индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление.
Трусость может быть проявлением расчётливого себялюбия, когда в её основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях трусость не только индивидуальное свойство психики того или иного человека, но и социальное явление.
Синонимы:
боязливость, робость, малодушие, мнительность, нерешительность, колебание, боязнь; опасливость, испуг, застенчивость, трусливость, несмелость, пугливость, капитулянтство, трусость.
Актуальность этих тем связана с тем, что данные качества присущи каждому человеку, и в ситуации выбора он проявляет себя либо как смелый и волевой, либо как трус, который не хочет ничего решать, взваливая все на чужие плечи .
Актуальность этих понятий для каждого человека подтверждается обилием пословиц и поговорок, посвященных трусости и смелости, афоризмов и крылатых фраз.
Возможные темы направления
Что значит быть храбрым?
Для чего человеку нужна смелость?
К чему приводит трусость?
На какие поступки толкает человека трусость?
Согласны ли Вы с утверждением О. Де Бальзака: «Смельчака страх может сделать робким, но нерешительным он придает отвагу»?
Как вы понимаете устойчивое выражение «у страха глаза велики»?
Справедливо ли высказывание «смелость – это половина победы»?
Может ли человек с высокими моральными принципами быть трусом?
Согласны ли Вы с утверждением Б. Рассела: «Бояться любви — значит, бояться жизни, а бояться жизни, значит быть на две трети мёртвым»?
Можно ли любить того, кого боишься?
Герой умирает раз, трус — тысячу раз
Один трус — всему войску гибель. (Азерб.)
Цитаты к темам данного направления
1. «Смелость не зря считается высшей добродетелью — ведь в смелости залог остальных положительных качеств». (У. Черчилль)
2. «Легче находятся такие люди, которые добровольно идут на смерть, чем такие, которые терпеливо переносят боль». (Г.Ю. Цезарь)
3. «Смелость — начало победы». (Плутарх)
4. «Смелость — это сопротивление страху, а не его отсутствие». (М. Твен)
5. «Испуган — наполовину побежден». (А.В. Суворов)
Примеры произведений по данному направлению
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
В качестве примера можно взять сопоставление Гринёва и Швабрина: первый готов умереть в битве за крепость, прямо высказывает свою позицию Пугачёву, рискуя жизнью, под страхом смерти остался верен присяге, второй испугался за свою жизнь и перешёл на сторону врага.
По-настоящему мужественной оказывается дочь капитана Миронова. «Трусиха» Маша, которая вздрагивала от выстрелов на учении в крепости, проявляет недюжинную смелость и твердость, противостоит притязаниям Швабрина, находясь в полной его власти в крепости, занятой пугачёвцами.
Яркий пример истиной смелости – главный герой романа М.А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов. Первая мировая война подхватила Григория и закрутила в вихре бурных исторических событий. Григорий, как истинный казак, весь отдается бою. Он решителен и смел. Легко берёт в плен трёх немцев, ловко отбивает у врага батарею, спасает офицера. Свидетельство его мужества — Георгиевские кресты и медали, офицерское звание.
Смелость Григорий проявляет не только в бою. Он не боится кардинально изменить свою жизнь, пойти против воли отца ради любимой женщины. Не терпит Григорий и несправедливости и всегда открыто говорит об этом. Он готов круто изменить свою судьбу, но не изменить себе. Григорий Мелехов проявил незаурядное мужество в поисках правды. Но для него она – не просто идея, некий идеализированный символ лучшего человеческого бытия. Он ищет её воплощение в жизни.
Список литературы к направлению
«Смелость и трусость»
- В.В. Быков. Сотников. Журавлиный крик.
2. Л.Н. Толстой. Война и мир.
3. А.С. Пушкин. Капитанская дочка. Евгений Онегин.
4. Б.Л. Васильев. А зори здесь тихие...
5. В.П. Аксёнов. Московская сага.
6. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.
7. М.А. Шолохов. Судьба человека. Тихий Дон.
8. В.М. Гаршин. Трус.
9. А.Т. Твардовский. Василий Тёркин.
10. Дж. Роулинг. Гарри Поттер.
11. А.П. Чехова: "Страхи", "Казак", "Шампанское", "Красавицы", "Огни", "Степь", «Человек в футляре», «Смерть чиновника», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Хамелеон», "Палата № 6", "Страх", "Черный монах" и др.
13. М.Ю. Лермонтов. Мцыри. Герой нашего времени.
Согласны ли вы, что одним из главных человеческих пороков является трусость?
Вступление
Ответ на вопрос + рассуждения (иллюстрации=цитаты)
Основная часть
Аргумент 1.
Иллюстрация=доказательство
Словами героя романа Га-Ноцри утверждается мысль о том, что одним из главных человеческих пороков является трусость. Эта мысль прослеживается на протяжении всего романа. Всевидящий Воланд, приоткрывая нам «занавес» времени, показывает, что ход истории не меняет человеческую природу: иуды, алоизии (предатели, доносчики) существуют во все времена. А ведь в основе предательства тоже, скорее всего, лежит трусость — порок, который существовал всегда, порок, который лежит в основе многих тяжких грехов. Разве предатели не трусы? Разве льстецы не трусы? А если человек врет, он ведь тоже чего-то боится.
Аргумент 2.
Иллюстрация=доказательство
В. Железников. «Чучело»
У Лены добрая душа, и она всячески пытается наладить контакт с одноклассниками, пытаясь не реагировать на оскорбительное прозвище – «Чучело». Однако жестокость детей, ведомых лидерами класса, не имеет границ. Только один человек испытывает чувство жалости к девочке и начинает с ней дружить – Дима Сомов, который занимает особое место в системе образов рассказа. На первый взгляд, это человек, который не боится ничего, не зависит от других и этим отличается от своих сверстников. Это проявляется в его поступках: в его попытках защитить Лену, в том, как он освободил собаку от Вальки, в желании быть независимым от родителей и заработать денег самому. Но потом оказывается, что, как и Рыжий, он зависел от класса и боялся существовать от него отдельно.
Явным лидером в классе является Железная Кнопка. Ее поведение определяется желанием быть особенной: волевой, принципиальной. Однако эти качества присущи ей лишь внешне, они нужны ей, чтобы сохранять лидерство. При этом она одна из немногих, кто отчасти симпатизирует Лене и выделяет ее среди остальных.
В отличие от всех персонажей Лена оказывается сильной личностью: ничто не способно толкнуть ее на предательство. Несколько раз она прощает Сомова – это свидетельствует о ее доброте. Она находит в себе силы пережить все обиды и измены, не озлобиться. Не случайно действие разворачивается на фоне портретов предков Лены, особенно смелого генерала Раевского. По всей видимости, они призваны подчеркнуть мужество, характерное для её рода.
Заключение
Возврат к мыслям из вступления
на новом уровне: человек может преодолеть трусость, если действительно этого хочет.
Тематические направления
2017-2018 учебный год
- «Верность и измена»
- «Равнодушие и отзывчивость»
- «Цели и средства»
- «Смелость и трусость»
Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Ф
И
П
И
гармония
противостояние
1. Личность и общество (в согласии или в противостоянии). В рамках данного подраздела можно поговорить о следующих темах: Человек как часть общества. Невозможность существования человека вне социума. Независимость суждения отдельно взятого индивидума. Влияние социума на решения человека, влияние общественного мнения на вкусы человека, его жизненную позицию. Противостояние или конфликт общества и отдельно взятой личности. Желание человека стать особенным, оригинальным. Противопоставление интересов человека и интересов общества. Способность посвятить свою жизнь интересам общества, человеколюбие и мизантропия. Влияние личности на общество. Место человека в обществе. Отношение человека к обществу, себе подобным.
Темы сочинений в разных аспектах направления
1. Конфликт человека и общества.
А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Передовые взгляды Чацкого не согласуются с устаревшим укладом жизни и взглядами фамусовского общества, которое его осуждает и объявляет сумасшедшим.
М. Горький, «На дне». Люди, оказавшиеся на последней ступени социальной лестницы, отвергнуты обществом.
М.Ю. Лермонтов, «Герой нашего времени». Печорин оказывается «лишним человеком» в обществе, потому что в нём он не находит себе ни места, ни дела.
2. Тема «маленького человека».
Н.В. Гоголь, «Шинель». Акакий Акакиевич Башмачкин любит свою работу переписчика и не ставит перед собой значительных целей. Его мечта о покупке новой шинели - предел желаний. Ничтожно мелкая цель делает его незначительным человеком, который не стремится что-то изменить в жизни.
А.С Пушкин, «Станционный смотритель». Трагедия Самсона Вырина, состарившегося раньше времени и ушедшего из жизни преждевременно - это результат несправедливости общественных отношений.
3. Роль личности в истории.
А.Н. Толстой, «Пётр Первый». Личность Петра Первого и его роль в преобразовании России и общества.
Л. Н Толстой. «Война и мир». Оценка автором исторических личностей Александра I, Наполеона, Кутузова.
4.Судьба человека в тоталитарном обществе.
А.И. Солженицын, «Один день Ивана Денисовича». Иван Денисович Шухов отбывает срок за то, что во время войны побывал в плену, откуда бежал. Но сослан в лагеря «за измену Родине».
Е.И.Замятин, «Мы». В тоталитарном обществе всё направлено на подавление личности, человек - всего лишь винтик в государственной машине.
Возможные темы направления
1. В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
2. Согласны ли вы с утверждением Плавта: «человек человеку — волк»?
3. Что, по вашем мнению, значит мысль А. Де Сент-Экзюпери: «Все дороги ведут к людям»?
4. Может ли человек существовать вне общества?
5. Почему важно сохранять индивидуальность?
6. Подтвердите или опровергните высказывание А. де Сталь: «Нельзя быть уверенным ни в своем поведении, ни в своем благополучии, когда мы ставим это в зависимость от людского мнения»
7. Согласны ли Вы с утверждением: «Неравенство унижает людей и поселяет между ними несогласие и ненависть»?
8. Кажется ли Вам справедливым мнение о том, что сильные люди часто бывают одинокими?
Цитаты к темам данного направления
По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества. (М. Арнольд)
Каким бы эгоистичным ни казался человек, в его природе явно заложены определённые законы, заставляющие его интересоваться судьбой других и считать их счастье необходимым для себя, хотя он сам от этого ничего не получает, за исключением удовольствия видеть это счастье. (А. Смит)
Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н.А. Бердяев)
Нет ничего опаснее в обществе, чем человек без характера. (Ж. Д'Аламбер)
Человек любит общество, будь это даже общество одиноко горящей свечки. (Г. Лихтенберг)
Список литературы к направлению
1. Е. Замятин. «Мы»
2. И. А. Гончаров. «Обломов»
3. Н.В. Гоголь. «Шинель»
4. В. Шаламов. «Колымские рассказы»
5. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
6. А.С. Грибоедов. «Горе от ума»
7. М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
8. Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание», «Белые ночи»
9. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин»
10. Л.Н Толстой. «Война и мир», «Анна Каренина»
11. М.А. Шолохов. «Судьба человека», «Тихий Дон»
12. Д.С. Лихачёв. «Письма о добром и прекрасном»
13. М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
14. А.Н. Островский. «Гроза»
Согласны ли вы, что «нет ничего опаснее в обществе,
чем человек без характера»?
Вступление
Ответ на вопрос + рассуждения (иллюстрации=цитаты)
Основная часть
Аргумент 1.
Иллюстрация=доказательство
В произведении Тургенева «Муму» мы видим то, насколько сильно идеи общества могут влиять на сознание человека, на какую жертву он способен пойти ради того, чтобы не выбиться из привычной колеи. Крепостничество лишило человека права на любовь, свободу выбора: так, Герасим отказывается от любимой женщины, топит несчастную собаку, которая стала ему другом, только лишь потому, что так велит его хозяйка-барыня.
Аргумент 2.
Иллюстрация=доказательство
Нездоровое общество мы наблюдаем также в произведении «Горе от ума», но там находится человек (Чацкий), который бросает вызов обществу, он заражён свежими, передовыми идеями, он не согласен с тем, что творится в обществе.
Заключение
Возврат к мыслям из вступления
на новом уровне
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!