Фрагмент практической работы на уроке биология « Выращивание растений на растворах минеральных веществ разного состава»
Цель опыта - показать, что для питания растений необходимы азотные, фосфорные и калийные соли.
Необходимые материалы: исходные растворы азотной, калийной, фосфорной солей;
Оборудование: ч етыре банки или четыре группы пробирок (по 2-3 пробирки в группе) с растениями томатов (перца, бальзамина), подготовленные для опыта, воронка; пипетка, банка для полоскания пипетки;
Гипотеза
Мы предположили, что минеральные соли при подкормке растений могут быть внесены в разных количествах, а значит, они могут оказывать разное влияние на рост и развитие растений.
План проведения опыта
- 1.Растения в одной банке или в одной группе пробирок будут выращиваться в воде без солей
- 2. В 3 пробирки с растениями будут добавлять разное количество солей .
- 3. Ежедневное внесение минеральных солей в пробирки и осуществление полива.
- 4. В ходе опыта желательно отмечать дату образования очередного листа у растений всех и производить замеры растений.
Выбор способа фиксации результатов: табличные данные .
Проведение опыта
Эксперимент проводился методом упрощенной песчаной культуры с применением собственных приемов, которые позволили наблюдать за ростом и развитием растений при различных соотношениях элементов в питательных смесях.
Шаг 1. Необходимо взять речной песок, это один из первых субстратов , который использовался впервые в гидропонике. Перед применением его несколько раз промыли (до тех пор, пока стекающая вода не стала прозрачной)
*Гидропо́ника — это способ выращивания растений на искусственных средах без почвы
Шаг 2. Три стакана наполнили хорошо промытым речным песком и в каждый высадили по 4 одинаковых растения томата в фазе первого настоящего листа
Четвертый стакан заполнили почвой – контроль.
Каждому растению присвоили свой индивидуальный номер (флажки на зубочистках).
Через неделю после посадки в каждом стакане оставили по два лучших растения.
Шаг 3 . Питательные смеси необходимо приготовить из солей хлорида калия, нитрата натрия и удобрения суперфосфата по следующей методике.
Вначале приготовьте исходные растворы.
Для получения исходных растворов азотной и калийной солей взяли две небольших колбы с кипяченой водой 40 мл, в одном растворили 2 г нитрата натрия, в другом — 0,5 г хлорида калия.
Для приготовления раствора фосфорной соли взяли 10 г гранулированного суперфосфата, залили 80 мл горячей воды, тщательно перемешали, дали остыть до комнатной температуры. Затем 20 мл этого прозрачного настоя смешали с 180 мл кипяченой воды;
На пузырьки наклеили этикетки: «Азотная соль», «Калийная соль», «Фосфорная соль».
Выращивание растений проводили на обычной питьевой некипяченой воде комнатной температуры.
Шаг 4. В тот же день (в день, когда в стакане оставили по 2 растения), внесли соли: в один стакан 1 мл азотной, 2,5 мл калийной и 5 мл фосфорной.
Во второй стакан внесли 3—4 капли азотной соли, 0,5 мл калийной и 1 мл фосфорной (надпись на этикетке — «меньше солей»);
В третий стакан солей не вносили («нет солей»).
В четвёртый стакан внесли 1мл азотной , 5мл калийной, 2 фосфорной.
Минеральные соли, вносили в таких количествах каждый день. После внесения солей песок поливали водой в количестве 35 мл ежедневно.
Шаг 5. Измерение растений.
Измерения толщины растений проводили на высоте 1 см от основания (от песка) растения каждые 4 дня. Данные заносим в таблицу.
Высоту измерить от основания (от песка) растения до верхушки (точки роста) каждые 2 дня. Данные необходимо занести в таблицу .
Число листьев определять необходимо каждую неделю от начала опыта, в один и тот же день недели. Данные заносить в таблицу.
Размер листовой пластинки определить нужно как произведение длины листа на его ширину. Измерения проводить каждую неделю от начала опыта, в один и тот же день недели. Данные занести в таблицу .
Дата
1 растение
2 растение
3 растение
4 растение
Шаг 6.
- Обработка результатов .
- Необходимо сравнить полученные результаты с ранее выдвинутой гипотезой по определению предполагает ее доказательство или опровержение.
- Формулировка выводов .