СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выращивание кристаллов соли в домашних условиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работу по теме ": Выращивание кристаллов соли в домашних условиях" выполнила Ученица 4"Б" класса Лукина Юлия.Цель данного проекта: провести исследование по выращиваниюкристалов из морской и поваренной солей в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42»  г.Тюмень    ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА   Тема: «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях»         Выполнила  ученица 4 «Б» класса  Лукина Юля  Тюмень 2016

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 42» г.Тюмень ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Тема: «Выращивание кристаллов соли в домашних условиях» Выполнила ученица 4 «Б» класса Лукина Юля Тюмень 2016

Тема: Выращивание кристаллов соли в домашних условиях Гипотеза : в домашних условиях действительно можно вырастить кристаллы соли. Цель данного проекта : провести исследование по выращиванию поваренной соли в домашних условиях.  Задачи исследования: 1. изучить исторические сведения о соли;  2. узнать о значении соли в жизни человека; 3. подобрать дома доступное оборудование и сырье для производства кристаллов; 4. познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента; 5. вырастить кристаллы соли; 6. проанализировать полученные результаты.

Тема: Выращивание кристаллов соли в домашних условиях

Гипотеза : в домашних условиях действительно можно вырастить кристаллы соли.

Цель данного проекта : провести исследование по выращиванию поваренной соли в домашних условиях.

Задачи исследования:

1. изучить исторические сведения о соли;

2. узнать о значении соли в жизни человека;

3. подобрать дома доступное оборудование и сырье для производства кристаллов; 4. познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;

5. вырастить кристаллы соли;

6. проанализировать полученные результаты.

Задачи исследования: изучить исторические сведения о соли; узнать о значении соли в жизни человека; подобрать дома доступное оборудование и сырье для производства кристаллов; познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента; вырастить кристаллы соли; проанализировать полученные результаты.

Задачи исследования:

  • изучить исторические сведения о соли;
  • узнать о значении соли в жизни человека;
  • подобрать дома доступное оборудование и сырье для производства кристаллов;
  • познакомиться и использовать необходимые меры безопасности и защиты при проведении эксперимента;
  • вырастить кристаллы соли;
  • проанализировать полученные результаты.
   Методы исследования   анализ литературы;  наблюдение;  практический;  исследовательский;  .  Объект исследования : кристаллы.   Предмет исследования : процесс кристаллизации.    Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть  использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях .

Методы исследования анализ литературы; наблюдение; практический; исследовательский; . Объект исследования : кристаллы. Предмет исследования : процесс кристаллизации. Практическое значение исследования состоит в том, что оно может быть использовано на уроках окружающего мира, во внеклассных мероприятиях .

Актуальность Выращивание кристаллов по истине увлекательное занятие и, пожалуй, самое простое, доступное и недорогое для большинства начинающих химиков, максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно для тех, кто проводит эксперименты дома. Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы. А также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека

Актуальность

  • Выращивание кристаллов по истине увлекательное занятие и, пожалуй, самое

простое, доступное и недорогое для большинства начинающих химиков,

максимально безопасное с точки зрения техники безопасности, что немаловажно

для тех, кто проводит эксперименты дома.

  • Тщательная подготовка и выполнение оттачивают навыки в умении аккуратно

обращаться с веществами и правильно организовывать план своей работы. А

также неотъемлемой частью нашей жизни стали приборы на основе жидких

кристаллов, поэтому эта тема актуальна для современного человека

Содержание    Введение………………………………………..7 Глава I. Cоль: история происхождение………8 Глава II. Виды солей………………………….. 9 Глава III. Выращивание кристаллов соли   (Практическаячасть)……… ………..13 Заключение……………………………………..1 9

Содержание

  • Введение………………………………………..7
  • Глава I. Cоль: история происхождение………8
  • Глава II. Виды солей………………………….. 9
  • Глава III. Выращивание кристаллов соли
  • (Практическаячасть)……… ………..13 Заключение……………………………………..1 9
Введение     Предположений происхождения соли на планете Земля много. В научной теории говориться о том, что вначале вся наша планета была одним большим океаном. Вода в океанах солёная. По своему происхождению соль является морским осадком. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды под действием солнца. Доказано, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно тёплым. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась ещё 3 – 4 тысячи лет до нашей эры. Соль выпаривали из морской воды, добывали из недр земли .

Введение

  • Предположений происхождения соли на планете Земля много. В научной теории говориться о том, что вначале вся наша планета была одним большим океаном. Вода в океанах солёная. По своему происхождению соль является морским осадком. Залежи каменной соли в различных частях земли образовались многие миллионы лет назад в результате испарения морской воды под действием солнца. Доказано, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно тёплым. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась ещё 3 – 4 тысячи лет до нашей эры. Соль выпаривали из морской воды, добывали из недр земли .
  • Глава I. Соль: история и происхождение
  • В древние времена соль была дорогим товаром. Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Солью расплачивались вместо денег. Историки писали, что в те времена за четыре небольших куска соли можно было купить раба.
  • В России в ХVI веке известные русские предприниматели Строгоновы самые большие доходы получали от добычи Калугу и даже за границу.
  • История добычи соли прослеживается в названиях старинных русских городов: Соликамск, Соль-Илецк, Солигорск, Сольветка и многих других.
  • До настоящего времени в Соликамске сохранился солеваренный завод XIX века, который является музеем истории соли России.
  • соли. С предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Многие озёра носят название Солёное.
  • В древности люди добывали соль так: сушили растения, которые имели солёный вкус, а затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу.
  • Сейчас соль добывают со дна высохших озёр и даже тех, что ещё не высохли. Машины отсасывают из озера воду, потом её выпаривают и остаётся белый порошок, который является солью. А там где озёра высохли, а море отступило, соль засыпана песком или землёй. Образовалась суша, а иногда и горы. Под тяжестью верхних пластов земли соль стала твёрдой, как камень – это каменная соль. Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты. В выработках соляных шахт создают лечебницы и санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
  • В нашей стране добывают 6 миллионов тонн соли в год, 5 миллионов из которых поступает из Астраханской области, с озера Баскунчак. Баскунчак представляет собой своеобразное углубление на вершине солёной горы, уходящей основанием на тысячи метров в глубь земли. Питание озера происходит за счёт источников (ключей), которые впадают в озеро и приносят в течении суток в озеро более 2,5 тысяч тонн солей. Поверхность озера совершенно белая, поскольку вода в нём представляет настоящий солевой раствор: в каждом литре воды содержится 300 г соли (для сравнения: в Чёрном море – до 60 г). Соль на озере Баскунчак добывают при помощи соледобывающего комбайна.
  • Добыча соли на Урале производится в городе Соль-Илецк Оренбургской области и в городе Соликамск Пермского края. На уникальном, созданном природой, Илецком месторождении ведётся добыча каменной пищевой поваренной соли. Добыча поваренной соли ведётся подземным способом на глубине 300 м. В целях профилактики йодо-дефицитных заболеваний, часть соли обогащается йодом и готовая, отсортированная соль поставляется потребителям. ОАО «Илецксоль» - один из крупнейших поставщиков высококачественной каменной пищевой поваренной соли высшего сорта в России, годовая мощность добычи которого составляет миллион тонн в год.

Глава II. Виды солей

Соль – это вещество, которое имеет весьма противоречивые свойства: с одной стороны соль приносит пользу, а с другой стороны – вред.

В мире существует два основных вида соли, которые разделяются по способу добычи и качества – это поваренная соль и морская соль.

1. Поваренная соль (хлорид натрия) – это пищевой продукт. В молотом виде представляет собой мелкие кристаллы белого цвета. Суточная потребность соли составляет 10-15 г – у взрослого человека, и 6 – 7 г – у ребёнка, а в условиях жаркого климата – до 30 г у взрослого. Недостаток соли организм восполняет разрушением костной и мышечной тканей. Нехватка соли в организме может привести к депрессиям, нервным и психическим заболеваниям, нарушением пищеварения. При хронической нехватке соли в организме возможен летальный исход. Доказано, что человек может выдержать полное отсутствие соли в диете не более 10-11 суток.

Однако многие специалисты в области здорового питания полагают, что человеку достаточно соли, получаемой с продуктами питания, и искусственно добавляемая в пищу соль становится одной из причин различных заболеваний.

Соль - самая древняя приправа к еде, известная человеку. Без неё не обходится приготовление практически ни одного блюда. Соль имеет хорошо знакомый каждому человеку характерный вкус, без которого пища кажется пресной. Но соль не только улучшает вкусовые качества еды, она просто жизненно необходима нам. Она регулирует работу сердца и мышц, содержится в желудочном соке, желчи. Все знают, что слёзы, пот, кровь человека на вкус солёные – значит, там тоже содержится соль. Всего в нашем организме находится около 200 г соли.

Поваренная соль обладает слабыми антисептическими свойствами – 10-15% содержание соли предотвращает развитие гнилостных бактерий, что обуславливает её широкое применение в качестве консерванта. Кроме того, поваренная соль является важным сырьём для химической промышленности, используется для получения соды, хлора, соляной кислоты и других соединений.

  • Среди областей применения соли можно назвать фармацевтику, производство удобрений, а также изготовления мыла и средств для смягчения воды и крашения тканей.
  • Интересное применение соли нашлось в жилищно – коммунальном хозяйстве. Соль, смешанная со снегом, вызывает его таяние. Это явление используется для очистки дорог от льда и снега.

2.Морская соль - это хлорид натрия, но в ней содержится огромное количество микроэлементов и минеральный веществ. В составе морской соли содержится около 100 минералов: калий, бром, цинк, йод, селен, кальций, железо и другие. Самой ценной солью считается серая морская соль, хотя она на вид и невзрачная, но очень полезная. Серый цвет она имеет потому, что в её состав включены частички водорослей и океанической глины. Все элементы, которые входят в состав морской соли, положительно влияют на наш организм в целом: - успокаивают нервную систему - улучшают питание клеток - снимают стресс - способствуют заживлению ран - укрепляют иммунитет - снимают аллергические реакции - улучшают свёртываемость крови - препятствуют образованию анемии - придают эластичность сосудам - способствуют работе щитовидной железы - улучшают состояние волос и кожи Натуральная морская соль добывается из моря. Она и пахнет морем. Морскую соль выпаривают из морской воды на солнце, не подвергая никаким химическим обработкам, поэтому всё полезное в ней сохраняется на долгие годы. Морская соль, растворённая в воде, является настоящим эликсиром бодрости и здоровья. Широко распространено применение морской соли как лечебно-профилактического средства, улучшающего состояние кожи. Морская соль является уникальным оздоровительным средством.

Соль или хлористый натрий представляет собой белое кристаллическое минеральное вещество. При рассмотрении соли крупного помола можно увидеть маленькие кристаллики. Кристалл – по данным энциклопедии – твёрдое тело. Кристаллизация – это процесс перехода вещества из жидкого состояние в твёрдое кристаллическое с образованием кристаллов. Мир кристаллов – это сказочно красивый мир. Кристаллы завораживают своим блеском, многообразием форм и цвета. Самым простым примером кристалла являются капельки замёрзшей воды – снежинки. Кристаллы льда могут образовываться за несколько часов, а кристаллы горного хрусталя образуются за много лет. Кристаллы бывают различными по форме и размерам. Многие из них можно увидеть только в микроскоп, но встречаются и гигантские кристаллы массой в несколько тонн. Разнообразие кристаллов по форме очень велико. Кристаллы могут иметь от четырёх до нескольких сотен граней. Люди научились выращивать искусственные кристаллы – рубины. Они, в основном, применяются в ювелирной промышленности. Выращивают и самые твёрдые на свете кристаллы – алмазы.

Глава III. Выращивание кристаллов соли   (Практическая часть) В домашних условиях можно вырастить кристаллы из соли, сахара, медного купороса и буры. Я провожу эксперимент по выращиванию кристаллов поваренной соли  и морской соли. Эксперимент начала 4 февраля 2016 года. Наливаю чистую, нагретую до 40 градусов воду в стеклянную банку. Добавляю 3 ч. ложки поваренной соли, размешиваю соль в банке в течении 5 минут. Соль добавляю несколько раз по мере её растворения до тех пор, пока соль больше не растворяется и остаётся на дне банки. Значит, раствор насыщен.

Глава III. Выращивание кристаллов соли

  • (Практическая часть)
  • В домашних условиях можно вырастить кристаллы из соли, сахара,

медного купороса и буры.

  • Я провожу эксперимент по выращиванию кристаллов поваренной соли

и морской соли. Эксперимент начала 4 февраля 2016 года.

  • Наливаю чистую, нагретую до 40 градусов воду в стеклянную банку.
  • Добавляю 3 ч. ложки поваренной соли, размешиваю соль в банке в

течении 5 минут. Соль добавляю несколько раз по мере её

растворения до тех пор, пока соль больше не растворяется и остаётся

на дне банки. Значит, раствор насыщен.

1  Насыщенный раствор процеживаю через фильтр (процедить нужно обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов). Выбрала из остатков нерастворенной соли самый большой кристаллик. Привязала на нитку, закрепила на карандаш затравку (кристаллик соли) и опустила в насыщенный соляной раствор, так, чтобы он не касался стенок и дна банки.

1 Насыщенный раствор процеживаю через фильтр (процедить нужно обязательно, потому что соринки могут помешать росту красивых кристаллов). Выбрала из остатков нерастворенной соли самый большой кристаллик.

Привязала на нитку, закрепила на карандаш затравку (кристаллик соли) и опустила в насыщенный соляной раствор, так, чтобы он не касался стенок и дна банки.

 Сверху закрыла салфеткой, чтобы не попадала пыль и оставила банку при комнатной температуре.

Сверху закрыла салфеткой, чтобы не попадала пыль и оставила банку при комнатной температуре.

 И жду результата. 4 марта кристаллы выросли до определённого размера. А 17 марта кристаллы достали из солевого раствора и размеры их составили:  поваренная соль – 2 см, морская соль – 2 см.

И жду результата. 4 марта кристаллы выросли до определённого размера.

А 17 марта кристаллы достали из солевого раствора и размеры их составили:

поваренная соль – 2 см, морская соль – 2 см.

Заключение    Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она широко используется при приготовлении пищи, в медицине, в косметологии. Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней ещё очень мало. Я узнала, что самые и простые вещи могут быть необычными. По итогам исследовательской работы, я сделала следующие  выводы :  - кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода  - кристаллы различных веществ имеют разную форму  - на форму кристаллов соли оказывает влияние температура (изменяется форма  кристаллов и число граней)  - кристаллы различных веществ имеют различные свойства ( одни кристаллы  окрашиваются, другие – бесцветны, одни кристаллы растут хорошо, другие плохо).

Заключение

Всем известно, что соль хорошо растворяется в воде, что она широко

используется при приготовлении пищи, в медицине, в косметологии.

Но, при более внимательном изучении соли, я поняла, что знаю о ней ещё очень

мало. Я узнала, что самые и простые вещи могут быть необычными.

По итогам исследовательской работы, я сделала следующие

выводы :

- кристаллы растут из растворов, когда испаряется вода

- кристаллы различных веществ имеют разную форму

- на форму кристаллов соли оказывает влияние температура (изменяется форма

кристаллов и число граней)

- кристаллы различных веществ имеют различные свойства ( одни кристаллы

окрашиваются, другие – бесцветны, одни кристаллы растут хорошо, другие

плохо).

Список литературы :  1.Петров К.Н. « Кристаллизация» -Москва, Просвещение ,2010.  2. Шалаева Г.П. «Справочник школьника»  3. «Большая энциклопедия школьника» Москва 2001.  4. Интернет ресурсы.

Список литературы :

1.Петров К.Н. « Кристаллизация» -Москва, Просвещение ,2010.

2. Шалаева Г.П. «Справочник школьника»

3. «Большая энциклопедия школьника» Москва 2001.

4. Интернет ресурсы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!