СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительное чтение как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выразительное чтение как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников.

Просмотр содержимого документа
«Выразительное чтение как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 36

города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края


















Выразительное чтение

как средство формирования коммуникативных умений

у младших школьников



























учитель начальных классов

И. А. Катаева



1) Перед современной школой остро стоит вопрос о развитии личности учащихся. В этой связи большую актуальность приобретает вопрос о повышении учебно-воспитательной значимости уроков чтения в начальной школе, так как чтение обязательно предполагает общение с книгой, ее героями, и, наконец, общение самим с собой.

Но для того, чтобы учащиеся эмоционально воспринимали и воспроизводили письменную речь других людей, необходимо, прежде всего, чтобы их речь, а также и чтение было выразительным. Продуктивное чтение-общение детей с книгой невозможно без обучения их выразительному чтению, т.к. выразительное чтение помогает лучше понять и осознать опыт, заключенный в каждом произведении.

Обучение выразительному чтению является школой воспитания у учащихся эстетического восприятия произведений художественной литературы, средством формирования и развития художественного вкуса.

Выразительность речи является, одним из критериев оценки произнесенного текста с точки зрения культуры речи. Если речь построена таким образом, что самим подбором и размещением средств языка воздействует не только на ум, но и на эмоциональную область сознания, поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя, такую речь называют выразительной.

Чем богаче система языка, тем больше возможностей варьировать речевые структуры, обеспечивая наилучшие условия коммуникативного речевого воздействия. Чем обширнее речевые навыки человека, тем лучше речевые коммуникативные качества – точность, правильность, выразительность. Культура речи – это, прежде всего, владение языковыми нормами в области произношения, ударения, словоупотребления.


2) Речь учащихся должна характеризоваться:

  • содержательностью– говорить или писать можно только о том, что сам хорошо знаешь;

  • логичностью- последовательность, четкость построения речи;

  • точностью – умение говорящего и пишущего не просто передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства.

  • выразительностью – умение ярко, убедительно, сжато передать мысль, способность воздействовать на людей интонацией, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, настроением рассказа;

  • ясностью – доступностью для людей, к которым она обращена.

Все эти термины можно напечатать на карточках и показывать детям по мере необходимости и важности при построении речевого высказывания

Очень важна произносительная сторона речи: хорошая дикция, отчетливое произнесение звуков родного языка, соблюдение правил орфоэпии.

Важной задачей в работе над техникой речи является:

а) формирование правильного речевого дыхания;

б) совершенствование артикуляции и дикции.

В связи с этим в структуру урока литературного чтения, я включаю речевую разминку как обязательный этапа урока. На каждом уроке литературного чтения я предлагаю детям чистоговорки, которые они с удовольствием читают и даже обмениваются друг с другом, если успевают прочитать в отведённое для этого время на уроке. Главное условие при этом, чтобы ребёнок держал её перед глазами и видел, что читает.

Дыхание для устной речи имеет огромное значение. Мы должны учить детей этому искусству, хотя бы на элементарной основе и на личном примере. Правильное дыхание — это здоровье. Выразительное чтение зависит от умения читающего владеть своим голосом, его свойствами. Голос должен быть хорошо развит, гибок, послушен, звонок и достаточно громок. Голос, как и дыхание, следует развивать. Лучший голос — естественный, средней силы и высоты, которым хорошо руководит читающий.

В работе над выразительностью речи уделяю внимание средствам речевой выразительности (интонации, логическим ударениям, различным паузам, темпу, силе и высоте голоса). Все средства речевой выразительности находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга. Интонация – это звуковое средство языка. Оно состоит из следующих компонентов: мелодика (повышение и понижение тона); сила голоса; темп, пауза, тембр как средство выражения эмоций.

Для формирования такого коммуникативного качества как выразительность, использую специальные упражнения и способы действий, активно влияющие на основные параметры чтения.

К ним относятся:

1.Упражнения, направленные на развитие четкости произношения;

2. Упражнения, вырабатывающие внимание к слову и его частям и являющиеся предпосылкой правильного чтения;

3.Упражнения, развивающие гибкость и скорость чтения вслух и про себя, умение угадывать последующий текст.

При чтении художественного произведения интонация возникает после осмысления текста, понимания замысла и намерения автора, осознанного отношения к героям, их поступкам и событиям. Интонация не выражает сути фразы, она является результатом глубокого проникновения читающего в текст. Эти задания всем известны. Приведу фрагменты заданий, используемые для разминки:

1) Прочитай текст, передавая радость (возмущение, гордость, печаль) в зависимости от текста художественного произведения.

2) Прочитай отрывок, передавая вопросительную интонацию (интонацию радости, страха, гордости, огорчения).

3) Прочитай и дай оценку читающему (повествовательная, вопросительная, восклицательная интонации).

Отрывки из текста использую из произведений, заданных на дом. Предоставляю право ученику самому выбрать отрывок. Обязательно у каждого ученика на разминке есть памятка (выбери отрывок по своему желанию):

1) Правильно ставь ударение.

2) Соблюдай паузу.

3) Выбери силу голоса (громко, тихо).

4) Определи темп (быстро, медленно).

5) Читай эмоционально.

6) Покажи интонацией свое отношение к произведению.

Работу эту провожу в паре. Ученики читают друг другу отрывки. Оценивают её по критериям: четкость произношения; правильное прочтение слова; эмоциональность.

Для формирования культуры речи, обогащения словаря я использую такие приёмы как:

- использование библиотеки, с целью направить читательские интересы детей в нужное русло, учить любить книгу и сам процесс чтения, знакомство со словарями;

- ввела в структуру каждого урока пятиминутку грамотности и культуры речи, которая представляет собой карточку размера А5, в которой содержится материал: чистоговорка, слова с правильным ударением, слова с правильным произношением.

Итак, формирование коммуникативных качеств - это обучение на основе общения. Жизнь – это общение. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. По речи можно сразу определить уровень мышления говорящего, а также его уровень развития. Развивая речь ребёнка, мы развиваем и его интеллект. Речь помогает ребёнку не только общаться, но и познавать мир. Для ребёнка грамотная речь – залог успешного обучения и развития.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!