Выразительные средства языка в начальной школе
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выдвигает требования, направленные на формирования основ читательской компетентности в начальном звене общеобразовательной школы, что подтверждает актуальность данной темы как важной проблемы обучения, а выразительное чтение предполагает выработку у учащихся определенного минимума навыков, связанных с произносительной культурой речи, развивая коммуникативные качества обучающегося.
Изобразительные средства языка метки, эмоциональны, они оживляют речь, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Нужно использовать все возможности в работе над изобразительными средствами языка художественных произведений: основными видами тропов (сравнением, эпитетом, метафорой, метонимией, перифразом, гиперболой), стилистическими фигурами (градацией синонимов, антитезой и антонимами, риторическими обращениями и вопросами, восклицаниями).
Термины даются только для учителя. Вся работа над изобразительными средствами языка в начальных классах проводится без введения терминов и определений .
Важнейшим компонентом активной речевой деятельности учащихся является свободное и осознанное использование средств и приёмов выразительной речи.
Проведенный мною обзор распространенных в начальной школе учебников и программ по русскому языку показал, что лишь в некоторых из них ведется работа по формированию и развитию умений, связанных с построением и распознаванием образной речи.
В современных программах по русскому языку для начальной школы вопросы развития речи, формирования текстовых умений находятся в центре внимания. Особо следует отметить программу по русскому языку (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) образовательной системы «Школа 2100», которая направлена на пробуждение творческой активности младших школьников. Она предусматривает работу с текстом на протяжении всего начального периода обучения. Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать его. Данный курс русского языка тесно связан с курсом литературного чтения. В учебниках реализован единый подход в работе с текстом - формирование правильного типа читательской деятельности. В учебниках русского языка есть фрагменты текстов из учебников для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка. Кроме того, такое построение учебного материала позволяет знакомить учащихся с выразительными средствами синтаксиса текста как на уроках русского языка, так и на уроках чтения. Выразительные средства синтаксиса индивидуализируют речь, придают ей повышенную эмоциональную окраску. В учебниках по чтению представлены тексты, в которых использованы приемы выразительного построения.
Итак, проведенный нами обзор учебников и программ по русскому языку в начальной школе показал, что работа над выразительными средствами языка,
и в частности синтаксиса, ведется в отношении программы по русскому языку (авторы Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В.) образовательной системы «Школа 2100» . В традиционной программе по русскому языку(автор Т.Г. Рамзаева) «Школа России» подобной работе не уделяется должного внимания. Работа над выразительными средствами синтаксиса, на мой взгляд, необходима, так как это именно тот языковой уровень, на котором объединяются и взаимодействуют все языковые образные средства. Умелое и уместное их использование обогащает нашу речь, придаёт ей силу, образность и экспрессивность.
Начальная школа не ставит перед собой цели дать учащимся теоретические сведения о средствах образной выразительности языка. Вся
работа носит практический характер и подчиняется в системе развития мышления и речи.
Обобщая сказанное, назовем основные приемы работы над изобразительными средствами языка:
а) обнаружение в тексте «образных» слов;
б) объяснение значений слов и оборотов речи, найденных в тексте самими учащимися или указанных учителем;
в) иллюстрирование, словесное рисование, воссоздание образа по вопросу учителя: какую картину ты представляешь себе?
г) использование проанализированных и понятых образов в пересказе, в собственном рассказе, в письменном сочинении или изложении;
д) отработка интонации, подготовка к выразительному чтению художественных текстов;
е) специальные упражнения на подбор выразительных средств синтаксиса и т. п.
Язык художественных произведений служит прекрасным образцом для детей: на основе чтения, анализа, заучивания отрывков формируется речь учащихся, развивается их языковое чутье, вкус.
Нельзя, однако, забывать, что чрезмерное внимание к деталям языка может разрушить общее впечатление от художественного произведения. Поэтому анализ художественных средств языка при всем интересе к нему не должен превращаться в главный вид работы на уроке чтения. Следует стремиться к тому, чтобы работа учащихся над изобразительными средствами языка органически вплеталась в систему идейно-художественного анализа произведений, подчеркивая их идейное содержание.)
Упражнения над выразительными средствами синтаксиса в начальной школе
Язык художественного произведения всегда в поле зрения учителя, но часто работа с ним в начальной школе сводится к выяснению лексического значения непонятных ребенку слов, подбору синонимического ряда. Это полезно, так как расширяется словарный запас ребенка, но такая работа лежит вне эстетической деятельности, поскольку речь идет о слове как лингвистической единице, о «непреломленном» художественном материале. Эстетическое восприятие основано на восприятии слова как художественной речи. Понятия «речь» и «художественная речь» нетождественны: «Все свойства, все элементы речи, становясь материалом формы искусства слова, входят тем самым в и систему, превращаются в свойства и элементы качественно иного явления (искусства, а не речевой деятельности)», - пишет В.В. Кожинов . Полноценное общение с искусством требует восприятия слова как средства создания художественного образа, т.е. в соответствии с той функцией, которую выполняют в данном художественном произведении данные изобразительно-выразительные средства языка .
Для работы над выразительными средствами синтаксиса текста предагаем следующие виды упражнений .
Первая группа - упражнения, основанные на репродуктивной деятельности; они включают наблюдения над языком текста - от простого с целью констатации фактов до объясняющего. Подобные упражнения помогают ученикам освоить само понятие «выразительные средства», научиться определять их.
Вторая группа - упражнения, основанные на продуктивной деятельности; они предполагают обучение школьников применению полученных знаний при выполнении отдельных речевых действий, то есть направлены на формирование конкретных речевых умений. В частности, это упражнения аналитического характера по готовому тексту. Теперь подробно рассмотрим практическую работу по обучению выразительным средствам синтаксиса текста.
Для знакомства с анафорой предлагаем следующий пример. Желтая бабочка Кружит у плетня. Желтая бабочка, Подожди меня! Желтая бабочка, Покружись со мной! Желтая бабочка, Подружись со мной. (П. Урумов)
В данном примере анафора вносит в стихотворение оттенок усиления. Чтобы показать эту функцию, задаем учащимся следующие вопросы для анализа текста:
1. Что интересного вы заметили в стихотворении? (выражение «желтая бабочка» повторяются четыре раза.)
2. Определите тему стихотворения.
3. Как вы думаете, почему автор использовал столько повторов? (Чтобы показать, как сильно ему нравится желтая бабочка.)
На основе ответов учеников делаем вывод: для выразительности текста можно использовать одинаковое начало предложений или частей текста.
Упражнение. Прочитайте текст. Найдите прием выразительного построения текста. Какой умишко может быть у маленького хроменького утенка, но все-таки и он в своей головке величиной с лесной орех сообразил, что единственное спасение его в человеке. И нам по-человечески было жалко его: эти беспощадные птицы всех пород хотят лишить его жизни, а чем он виноват, если крыса вывернула ему лапку? И мы по-человечески полюбили маленького Хромку. (М. Пришвин «Хромка»)
Обрамление чаще всего встречается в четко организованном художественном тексте, в основном - стихотворном. Этот прием показываем учащимся на конкретном примере. Снежинка.
Светло-пушистая, Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая!
Дорогой бурною Легко проносится, Не в высь лазурную - На землю просится.
Под ветром веющим Дрожит, взметается, На нем, лелеющем, Светло качается.
Его качелями Она утешена, С его метелями Кружится бешено.
Но вот кончается Дорога дальняя, Земли касается Звезда кристальная.
Лежит пушистая Снежинка смелая, Какая чистая, Какая белая!
(К. Бальмонт) Вопросы для анализа текста:
1. Прочитайте стихотворение.
2. С каких слов начинается стихотворение, какими - заканчивается?
3. Как вы думаете, почему автор начинает и заканчивает стихотворение почти одинаково? (Чтобы показать, что снежинка осталась такой же, какой была, хоть и проделала длинный путь до земли.)
Основываясь на ответах учеников, делаем вывод: в тексте можно использовать одинаковые или почти одинаковые начало и конец. Это делает текст более завершенным, подчеркивает его основную мысль.
Периодическая конструкция. В ее основе лежит параллельная связь, хотя она может сочетаться и с различными видами цепной связи. Важно показать учащимся, что периодическая конструкция используется для выражения однотипности явлений, действий, предметов, состояний через однотипное построение частей текста. Периодическую конструкцию можно рассмотреть на следующем примере:
Ярко светит зорька В небе голубом. Тихо всходит солнце Над большим селом.
( И. Суриков «Утро» )
Данный отрывок представляет собой пример синтаксического параллелизма. Предлагаем учащимся найти главные члены предложения и обратить внимание на их порядок. На основе синтаксического анализа ученики приходят к выводу, что предложения построены почти одинаково. Далее задаем вопрос: «Какова тема этого отрывка?» Выясняется, что каждое предложение передает определенное состояние природы. Эти состояния похожи, поэтому читать отрывок следует с интонацией перечисления.
Следует показать учащимся, что по принципу периодической конструкции может быть построен и весь текст.
Осень наступила, О высохли цветы,
И глядят уныло Голые кусты. Тянет и желтеет Трава на лугах. Только зеленеет Озимь на полях.
Туча небо кроет, Солнце не блестит. Ветер в поле воет, Дождик моросит. Воды зашумели Быстрого ручья. Тучки улетели В теплые края.
А. Плещеев)
Вопросы для анализа текста:
1. Выделите главные члены предложения в первой части стихотворения.
2. Глаголы какого времени использовал автор в первой части? (Глаголы прошедшего и настоящего времени.)
3. Как вы думаете почему? (Автор хотел показать, что произошло с наступлением осени и что происходит сейчас.)
4. Как построена вторая часть стихотворения?
5. Глаголы какого времени использованы во второй части? (Настоящего и прошедшего. Автор продолжает описывать природу в настоящий момент, а в конце использует глаголы прошедшего времени.)
6. Как вы думаете, почему автор строит все стихотворение почти одинаково? (Для того чтобы перечислить все явления природы, которые происходят осенью.)
7. Красиво ли звучит это стихотворение?
Вывод: чтобы текст был красивым, можно использовать одинаковое или почти одинаковое строение предложений. Периодическая конструкция может образовываться также с помощью дополнительной ритмической организации - повторов (анафористичность). Это можно продемонстрировать учащимся в следующем упражнении.
Упражнение. Прочитайте стихотворения. Какие приемы выразительного построения текста используют их авторы? .
Задание 1.
Осенние листья по ветру кружат.
Осенние листья в тревоге вопят:
«Все гибнет, все гибнет! Ты черени гол
О лес наш родимый,
конец твой пришел!» (А. Майков «Осенние листья» )
Задание 2.
Полдень
Лениво дышит
полдень мглистый, Лениво катится река, И в тверди пламенной и чистой Лениво тают облака.
(Ф. Тютчев)
Как следует из приведенных упражнений, занятий основная цель такого обучения - выработать у младших школьников навык выявления приемов выразительного построения в художественном тексте, определения их функций. Анализ произведений, выявляющий эти приемы, способствует развитию лингвистической зоркости учащихся, пониманию функций языковых единиц; повышает уровень восприятия текста в единстве его содержания и формы; помогает детям сделать собственные связные тексты выразительными.
Средства художественной выразительности оказывают очень большое влияние на выразительность речи. Данные занятия должны способствовать решению задач обеспечения правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций; созданию речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся; формированию речевых интересов и потребностей младших школьников.
Человек существо социальное, а ведущим коммуникативным средством является речь. «Я мыслю, значит я существую» писал Декарт. Но мысль без речевой структуры бесплодна. Главной функцией речи является трансформация внутреннего образа человека, возникшего в результате подсознательной внутренней или духовной работы, в сознании слушающего. Для точного воспроизведения образа необходима выразительная речь, благодаря которой воспроизводимая информация пробивается через призму субъективной оценки человека и становится неотъемлемой частью его внутреннего мира. Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые поддерживают внимание и интерес у слушателя или читателя .
Выразительно может говорить человек соответствующий следующим условиям: самостоятельность мышления; неравнодушие; хорошее знание языка, его выразительных возможностей; хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей; систематическая и осознанная тренировка речевых навыков.
Выразительные средства языка сводят к выразительно-изобразительным, т. е. тропам и фигурам, но выразительность могут усиливать единицы языка всех его уровней - начиная со звуков и кончая синтаксисом и стилями.
Работа над выразительными средствами воспитывает внимание к слову, чуткость, понимание оттенков его значения, его скрытого, иносказательного смысла, его эмоциональных окрасок. Школьник приобщается таким образом к стилистике художественной речи, сам овладевает ее простейшими средствами.
Таким образом, обучение выразительным средствам синтаксиса содействует развитию речи детей, совершенствует у них навыки лингвистического анализа, повышает уровень языкового развития школьников, решает проблемы интеллектуального развития.
В заключение работы хотелось бы привести слова великого педагога и мыслителя К.Д. Ушинского: «Язык народа - лучший, некогда неувядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни, начинающийся далеко за границами истории... Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое, историческое живое целое... Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезает народный язык - народа нет более!»
Список литературы
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичева. – М., 1977. – с.
2. Валгина, Н.С. Синтаксис современного русского языка [ Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. – М., 1978. – 439с.
3. Воюшина, М.П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения // Начальная школа. – 2004. - № 3. – с. 39 - 44.
4. Ногаева, С.Н. Обучение выразительным средствам синтаксиса текста // Начальная школа плюс До и Поле. – 2008. - № 3. - с. 20-23.
5. Прграммы общеобразовательных учреждений начальные классы (1-4) в двух частях / ред. Т.Б. Бука, О.В. Олейник, Н.А. Пудикова, И.В. Федорова. – ч. 1 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2001. – 320 с.
6. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 3 кл. четырехлет. нач. шк. – 5-е изд., дораб. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.
7. Рамзаева, Т.Г. Русский язык: учебник для 4 кл. четырехлет. нач. шк. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 256 с.