СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к проектной работе "Выразительные средства языка в произведении «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа по русскому языку по теме "Выразительные средства языка"

Просмотр содержимого документа
«Презентация к проектной работе "Выразительные средства языка в произведении «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова"»

Выразительные средства языка в произведении «Приключения капитана Врунгеля» А. Некрасова

Выразительные средства языка в произведении

«Приключения капитана Врунгеля»

А. Некрасова

Андрей  Сергеевич  Некрасов  (1907-1987)  «Приключения капитана Врунгеля»  ( 1937г.)

Андрей Сергеевич Некрасов (1907-1987) «Приключения капитана Врунгеля» ( 1937г.)

Что такое выразительность?  Выразительность – это то, что воздействует на человека и производит на него сильное впечатление.

Что такое выразительность? Выразительность – это то, что воздействует на человека и производит на него сильное впечатление.

Цель  проекта : изучить язык произведения Задачи : определить , какие средства  выразительности встречаются  на страницах книги; какие из них преобладают; привести примеры;

Цель проекта :

изучить язык произведения

Задачи :

  • определить , какие средства

выразительности встречаются

на страницах книги;

  • какие из них преобладают;
  • привести примеры;

Выразительные средства существуют на всех уровнях языка. Все они позволяют передать самые разные оттенки чувств и мыслей, вызвать определенные эмоции.  Вот основные группы выразительных средств, которые мы нашли.  1.Тропы.  2.Фразеологизмы.  3 Пословицы.  4.Окказионализмы.  5. Фигуры речи.

Выразительные средства существуют на всех уровнях языка. Все они позволяют передать самые разные оттенки чувств и мыслей, вызвать определенные эмоции. Вот основные группы выразительных средств, которые мы нашли. 1.Тропы. 2.Фразеологизмы. 3 Пословицы. 4.Окказионализмы. 5. Фигуры речи.

Тропы:  1. эпитеты  2. метафора  3. сравнение  4. олицетворение

Тропы: 1. эпитеты 2. метафора 3. сравнение 4. олицетворение

Эпитеты : ( 38 )  разъяренный океан  силушка богатырская  железная воля  убийственная жара  неважный городишко  таинственная тень  орлиное зрение

Эпитеты : ( 38 ) разъяренный океан силушка богатырская железная воля убийственная жара неважный городишко таинственная тень орлиное зрение

Метафоры : ( 15 )  море закипело  глаза горят  я выбрал посудину  преподавать с огоньком

Метафоры : ( 15 ) море закипело глаза горят я выбрал посудину преподавать с огоньком

Сравнение : ( 25)  Лом и Фукс ,как маленькие дети  Фукс меня бьёт пятками по бокам, как осла  Надулся, как жаба  Хвост, как у лисы  Лежим, барахтаемся, как котята

Сравнение : ( 25) Лом и Фукс ,как маленькие дети Фукс меня бьёт пятками по бокам, как осла Надулся, как жаба Хвост, как у лисы Лежим, барахтаемся, как котята

Олицетворение : (7)  «Беда» на 5+ сдает экзамен;  снасти стонут;

Олицетворение : (7) «Беда» на 5+ сдает экзамен; снасти стонут;

Фразеологические обороты ( 61)

Фразеологические обороты ( 61)

«Дело – дрянь».  (Совсем плохо, ничего  не выходит)

«Дело – дрянь». (Совсем плохо, ничего не выходит)

«Написано черным по белому».  (Совершенно ясно)

«Написано черным по белому». (Совершенно ясно)

«Заглядывать в рот».  (Заискивать перед кем-то,  показывать свою преданность,  внимание .)

«Заглядывать в рот». (Заискивать перед кем-то, показывать свою преданность, внимание .)

«Голод – не тетка».  (То есть голод побуждает человека не ждать, а действовать)

«Голод – не тетка». (То есть голод побуждает человека не ждать, а действовать)

«Минус на минус дает плюс».  (Недостатки взаимно перекрываются)

«Минус на минус дает плюс». (Недостатки взаимно перекрываются)

«Как ножом отрезало».  (О внезапном прекращении чего-либо)

«Как ножом отрезало». (О внезапном прекращении чего-либо)

«Сорвали бурные аплодисменты».  (Вызвать восхищение)

«Сорвали бурные аплодисменты». (Вызвать восхищение)

«Не падать духом!»  (Не унывать)

«Не падать духом!» (Не унывать)

«Морской волк».  ( Бывалый, опытный моряк )

«Морской волк». ( Бывалый, опытный моряк )

«Дело – табак».  (Безвыходное или затруднительное положение)

«Дело – табак». (Безвыходное или затруднительное положение)

«Откуда ни возьмись».  (Внезапно)

«Откуда ни возьмись». (Внезапно)

«Класть зубы на полку».  (Испытывая острую нужду,   недоедать, голодать).

«Класть зубы на полку». (Испытывая острую нужду,  недоедать, голодать).

«Уши развесил».  (Доверчиво слушать)

«Уши развесил». (Доверчиво слушать)

«Пан или пропал».  (Или добиться всего желаемого, или все потерять)

«Пан или пропал». (Или добиться всего желаемого, или все потерять)

«Поработать кулаками».  (Подраться)

«Поработать кулаками». (Подраться)

«Ушами хлопать».  (Просмотреть что-либо)

«Ушами хлопать». (Просмотреть что-либо)

«Поставлено на широкую ногу».  (широко, с размахом)

«Поставлено на широкую ногу». (широко, с размахом)

 «Разводить руками.»  ( Удивляться, недоумевать,  не знать как поступить  в затруднительном  положении )

«Разводить руками.» ( Удивляться, недоумевать, не знать как поступить в затруднительном положении )

«Чуть свет».  (Очень рано)

«Чуть свет». (Очень рано)

«Полетели стрелой».  (Двигаться очень быстро)

«Полетели стрелой». (Двигаться очень быстро)

Пословицы : (7)  Нет плохих судов , нет плохих ветров , есть плохие капитаны.  Не выспаться всегда успеешь .(морские пословицы).  Море все невзгоды смывает с души человека . (греческая пословица).

Пословицы : (7) Нет плохих судов , нет плохих ветров , есть плохие капитаны. Не выспаться всегда успеешь .(морские пословицы). Море все невзгоды смывает с души человека . (греческая пословица).

«Ломать - не делать, душа не болит».  (Чтобы сломать не нужно умения и знаний, а вот построить гораздо труднее)

«Ломать - не делать, душа не болит». (Чтобы сломать не нужно умения и знаний, а вот построить гораздо труднее)

«Аппетит приходит во время еды».  (О стремлении к чему-либо бо́льшему после небольшого первоначального успеха)

«Аппетит приходит во время еды». (О стремлении к чему-либо бо́льшему после небольшого первоначального успеха)

«Правду не утаишь».  (Тайное всегда становится явным)

«Правду не утаишь». (Тайное всегда становится явным)

«Ум хорошо, а два лучше».  (Чем больше людей занимаются над решением проблемы тем лучше)

«Ум хорошо, а два лучше». (Чем больше людей занимаются над решением проблемы тем лучше)

Окказионализмы - это   индивидуально-авторские слова.

Окказионализмы - это индивидуально-авторские слова.

Окказионализмы .(2)  А тут задул в нос ветер «вмордувинд», как говорится.  ( Вмордувинд – ветер , который дует прямо в лицо.)  Решил сделать пингвиноподъемник.  ( Пингиноподъемник - хитрое сооружение, при помощи которого Врунгель поднимал пингвинов)

Окказионализмы .(2) А тут задул в нос ветер «вмордувинд», как говорится. ( Вмордувинд – ветер , который дует прямо в лицо.) Решил сделать пингвиноподъемник. ( Пингиноподъемник - хитрое сооружение, при помощи которого Врунгель поднимал пингвинов)

Фигуры речи  1 .предложения с однородными членами предложения. (преобладают однородные сказуемые.) (более 200)  2. парцелляция (более 70)

Фигуры речи 1 .предложения с однородными членами предложения. (преобладают однородные сказуемые.) (более 200) 2. парцелляция (более 70)

 Предложения с однородными членами предложения (более 200)  Кашалот вздохнул, замер на секунду, зажмурил глаза – и вдруг опять как чихнет , да прямо на нас.  Олень мой встряхнулся , полизал в ноздрях , да как замычит жалобно , как корова.  Ну , и , знаете, взгромоздился на меня , напялил это пальтишко , застегнул на все пуговицы , одернул.

Предложения с однородными членами предложения (более 200) Кашалот вздохнул, замер на секунду, зажмурил глаза – и вдруг опять как чихнет , да прямо на нас. Олень мой встряхнулся , полизал в ноздрях , да как замычит жалобно , как корова. Ну , и , знаете, взгромоздился на меня , напялил это пальтишко , застегнул на все пуговицы , одернул.

Парцелляция (более 70)  Обстановка волнующая . Я уж на что спокойный человек , а тоже немножко нервничаю.  Вышли на старт . Ждём сигнала . Пошли!  Познакомились . Пожали друг другу руки , разговорились , подружились даже .

Парцелляция (более 70) Обстановка волнующая . Я уж на что спокойный человек , а тоже немножко нервничаю. Вышли на старт . Ждём сигнала . Пошли! Познакомились . Пожали друг другу руки , разговорились , подружились даже .

Вывод: перечисленные выразительные средства не могут не взволновать чуткого к слову читателя. Именно поэтому книга А. Некрасова пользуется успехом и поныне.

Вывод: перечисленные выразительные средства не могут не взволновать чуткого к слову читателя. Именно поэтому книга А. Некрасова пользуется успехом и поныне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!