СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный открытый урок посвящен раскрытию выразительных свойств тональности Ре-бемоль мажор.

Просмотр содержимого документа
«Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КУРЧАТОВСКАЯ РАЙОННАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»

КУРЧАТОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ











Открытый урок

по сольфеджио



5 класс (восьмилетний срок обучения)



Тема: «Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности»









Преподавателя

теоретических дисциплин

Капуста Ульяны Сергеевны









2018 год



Тема урока: Выразительные свойства тональности Des dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

Цель урока: Закреплять в практических упражнениях теоретические знания и слуховые навыки; повысить у учащихся интерес к предмету сольфеджио путем применения различных форм музыкальной деятельности.

Задачи:

  1. Образовательная: умение владеть навыками 2 и 3-голосного пения, добиваться осознанного и точного интонирования, использовать разные приемы над развитием гармонического слуха.

  2. Развивающая: развивать и совершенствовать вокально-интонационные навыки, слуховые представления об интервалах и аккордах, умение их анализировать, использовать элементы музыкальной литературы на уроках сольфеджио в виде музыкальных примеров, аккордовой последовательности, музыкального диктанта

  3. Воспитательная: воспитывать интерес и эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, развивать музыкальный вкус на основе традиций лучших образцов русской и западноевропейской музыки, показать выразительные свойства тональности  Des dur на музыкальных примерах

Форма урока: мелкогрупповая

Методы обучения:

- Проблемный

- Словесный (беседа, рассказ, объяснение),

- Дифференцированный

- Наглядный

- Практический (пение упражнений, игра на инструменте).

- личностно-ориентированного обучения.

Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений. Продолжительность урока: 60 минут

Дидактическое и материально-техническое обеспечение урока:

- Ритмические карточки

- Клавиатура

- Шумовые инструменты

- Фортепиано

Применение педагогических технологий:  

  1. Технология проблемного обучения

  1. Технология личностно-ориентированного обучения

  1. Технология индивидуализации и дифференциации

  1. Технология формирования мотивации или игровая технология

  2. Здоровьесберегающая технология.



План урока:



  1. Организационный момент.

  2. Выразительный свойства тональности Des-dur. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.



  1. Практическая часть урока. Двухголосное пение Des-dur, ступеневой цепочки.

  2. Интонирование двухголосной секвенции.

  3. Интонирование цепочки интервалов двухголосно.

  4. Слуховой гармонический анализ последовательности аккордов.



  1. Двухголосный устный диктант.



  1. П. И. Чайковский. Первый концерт для фортепиано с оркестром.



  1. Обобщение.



  1. Домашнее задание.



























Ход урока:

1. Педагог: «Здравствуйте, ребята. Тема сегодняшнего урока: тональность Des dur. Ее выразительные свойства. Мелодические и гармонические упражнения на освоение тональности.

Каждая тональность имеет свои характерные свойства, присущие только ей. Тональность Des dur многие композиторы рассматривали как одно из самых лирических, светлых, возвышенных; тональность, в которой написаны многие темы о любви. Свойства этой тональности: особый, мягкий, как бы приглушенный, матовый бархатистый тембр. Я предлагаю послушать 2 фрагмента из произведений, написанных в тональности Des dur.»

Звучат фрагменты: 1. Ф. Лист «Утешение №3» в исполнении педагога.

2. П.И. Чайковский. Увертюра «Ромео и Джульетта» Побочная тема. Аудиозапись.

Педагог: «А теперь, ребята, перейдем к практической части нашего урока. Определим по квинтовому кругу сколько знаков в тональности Des dur.» Дети по квинтовому кругу называют тональности, знаки: С dur, F dur, B dur, Es dur, As dur, Des dur. Знаки: си, ми, ля, ре, соль. Пять знаков.

Педагог: «Настроимся, споем Т5/3, гамму Des dur натурального вида, теперь гамму от III ступени, теперь - гамму двухголосно от I и III ступеней. Тоже самое споем в гармоническом виде мажора.» Дети поют двухголосно гамму натурального и гармонического вида.

Педагог: «А сейчас, ребята, обратите внимание – на доске ступеневая цепочка, она записана в ритме. Спойте ее с начала без ритма, а потом в ритме». Дети поют. Слайд №1.

Педагог: «Хорошо. А сейчас скажите, что написано на доске?»

Дети: «Секвенция двухголосная». Слайд № 2.

Педагог: «Какая она? Восходящая или нисходящая?»

Дети: «Восходящая».

Педагог: «Сколько тактов занимает одно звено?»

Дети: «1 такт».

Педагог: «Поем верхний голос». Дети поют.

Педагог: «Поем нижний голос». Дети поют.

Педагог: «А теперь поем двухголосно». Дети поют секвенцию двухголосно.

Педагог: «Хорошо, ребята. Споем интервалы по цепочке. Я не буду называть качественную сторону. Вы строите интервал, поете, определяете и называете качественную сторону». Дети поют интервалы по цепочке: от ре  ↑Ч5,↓м3,↑м2,↓Ч4,↑б6,↓Ч5,↑м7.

Педагог: « А сейчас построим интервалы в последовательности:

I      III   II   IV   IV     III    II    II     I

ч5   м3   ч5  б3  ув4   м6   м7  б6   ч8 Слайд №3

Дети строят интервалы письменно, поют оба голоса поочередно в мелодическом виде, потом поют верхний голос, педагог одновременно играет нижний, затем поют нижний голос, педагог играет верхний. Затем делятся на 2 группы, поют интервалы в гармоническом виде 2 голосно.

После этого дети поют главные трезвучия с обращениями по столбице по выбору педагога Слайд №4

Далее – слуховой гармонический анализ. Последовательность:

Т6 – S3/5 – D6/4 – T6 – S6/4 – S6/4г – T3/5 – S6 –T6/4

 После 2-х проигрываний ребята называют аккорды, потом все звуки аккордов, затем поют последовательность мелодически.

Педагог: «А сейчас, ребята, приготовьте тетради с домашним заданием. Вам нужно было построить аккордовую последовательность в тональности  Des dur. Давайте мы ее проверим» Слайд №5

Далее дети поют гармоническую последовательность:

1 раз поют все аккорды в мелодическом виде

2 раз – 3 голосно в гармоническом виде, разделившись на 3 голоса

3 раз – 3 голосно в ритме

4 раз – 3 голосно в ритме, при этом педагог играет мелодию к ней из оперы Ж. Бизе «Кармен» Слайд №6

Педагог: «Хорошо, ребята, а сейчас  приготовьтесь к диктанту. Это будет 2 голосный, устный  диктант». Дается настройка. Звучит диктант (Учебник Ж. Металлиди, А. Перцовской «2 голосные диктанты для III – VIII классов ДМШ» №54, транспонированный в тональность Des dur.

Педагог: «Какой размер в диктанте?»

Дети: «4/4, начинается с затакта, в затакте ♫

Педагог: «Период повторного или неповторного строения?»

Дети: «Повторного»

Прослушивают 2 раз.

Педагог: «Какое движение голосов?»

Дети: «Параллельными терциями. Начинается с терции фа - ля .  Есть паузы.»

Дети прослушивают 3 раз. Поют верхний голос. Прослушивают 4 раз, поют нижний голос. Затем делятся на 2 группы. Поют 2 голосно.

Педагог: «Хорошо, ребята, молодцы. На этом закончилась основная часть нашего урока. А закончить сегодняшний урок мне хочется еще одним замечательным произведением П. И. Чайковского – I концертом для фортепиано с оркестром. В ту пору Чайковский жил в Москве. Он недавно блестяще закончил Петербургскую консерваторию, по приглашению Н. Рубинштейна переехал в Москву. После холодного, неприветливого Петербурга Москва показалась ему более радушной, гостеприимной, как он говорил: «более русской». Он полюбил этот город. В его жизни это был самый счастливый период. Так вот, это произведение – одно из самых светлых, радостных, ликующих в его творчестве. Здесь столько радости, счастья, ликования, любви к жизни. Итак, слушаем» Звучит музыка.

Педагог: «На этом, ребята, наш урок закончен. Сегодня вы осваивали тональность  Des dur, прорабатывали различные упражнения в ней, а также узнали о характерных выразительных свойствах тональности. Вы хорошо сегодня поработали, молодцы.»

Дается домашнее задание, выставляются оценки.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!