СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Выразительные возможности русской лексики»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Выразительные возможности русской лексики»»

Презентация на тему: «Выразительные возможности русской лексики»

Презентация на тему:

«Выразительные возможности русской лексики»

«Терминологический диктант» Лексическое значение – это Фразеологизмы – это Метафора – это Омонимы – это Литота – это

«Терминологический диктант»

  • Лексическое значение – это
  • Фразеологизмы – это
  • Метафора – это
  • Омонимы – это
  • Литота – это
«Понятийный диктант» 1. Соотнесение слова с предметом или явлением действительности 2. Устойчивые словосочетания постоянные по своему составу, строению и значению 3. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д. 4. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению. 5. Художественное преувеличение

«Понятийный диктант»

1. Соотнесение слова с предметом или явлением действительности

2. Устойчивые словосочетания постоянные по своему составу, строению и значению

3. Употребление слов и выражений в переносном смысле на основании сходства, аналогии и т.д.

4. Слова одинаковые по звучанию или написанию, но различные по значению.

5. Художественное преувеличение

Выразительное чтение текста. а) Фрагмент из романа М. Шолохова «Тихий Дон» Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

Выразительное чтение текста.

а) Фрагмент из романа М. Шолохова «Тихий Дон»

Безумно наслаждаясь вернувшейся к ней жизнью, Аксинья испытывала огромное желание ко всему прикоснуться руками, все оглядеть. Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом, хотелось перешагнуть через разрушенное прясло и пойти по грязи, бездорожно, туда, где за широким логом сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле.

 Антонимы Антонимы – это слова, противоположные по значению Хороший – плохой, правда – ложь Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов «Война и мир», «Живые и мертвые» Антитеза – отрицание контрастных признаков Например : Где стол был яств – там гроб стоит Оксюморон – создание нового понятия за счет соединения контрастных по значению слов Например: заклятый друг

Антонимы

Антонимы – это слова, противоположные по значению

Хороший – плохой, правда – ложь

Использование антонимов лежит в основе разнообразных стилистических приемов «Война и мир», «Живые и мертвые»

Антитеза – отрицание контрастных признаков

Например : Где стол был яств – там гроб стоит

Оксюморон – создание нового понятия за счет соединения контрастных по значению слов

Например: заклятый друг

Посмотрите на картинку, переверните ее.  (Жена на работе, жена дома)

Посмотрите на картинку, переверните ее. (Жена на работе, жена дома)

Фрагмент из романа Гончарова. Отметьте 2 - 3 средства выразительности, характерных для этого текста - многосоюзие, бессоюзие, однородные члены, олицетворения. Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели; не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.

Фрагмент из романа Гончарова. Отметьте 2 - 3 средства выразительности, характерных для этого текста - многосоюзие, бессоюзие, однородные члены, олицетворения.

Пришла осень. Желтые листья падали с деревьев и усеяли берега; зелень полиняла; река приняла свинцовый цвет; небо было постоянно серо; дул холодный ветер с мелким дождем. Берега реки опустели; не слышно было ни веселых песен, ни смеху, ни звонких голосов по берегам; лодки и барки перестали сновать взад и вперед. Ни одно насекомое не прожужжит в траве, ни одна птичка не защебечет на дереве; только галки и вороны криком наводили уныние на душу.

Признаки художественного стиля – образность, эмоциональность, широкое использование изобразительно-выразительных средств (это просторечие, диалектизмы, слова высокого поэтического стиля). Среди них - лексические и синтаксические средства выразительности (назвать их); использование средств других стилей (особенно, разговорного). Все средства подчиняются основной функции – эстетической.

Признаки художественного стиля – образность, эмоциональность, широкое использование изобразительно-выразительных средств (это просторечие, диалектизмы, слова высокого поэтического стиля).

Среди них - лексические и синтаксические средства выразительности (назвать их); использование средств других стилей (особенно, разговорного). Все средства подчиняются основной функции – эстетической.

1. Выразительное чтение фрагмента из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя. … Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно об-нажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною. Упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами…

1. Выразительное чтение фрагмента из «Сорочинской ярмарки» Н.В. Гоголя.

… Сквозь темно- и светло-зеленые листья небрежно раскиданных по лугу осокоров, берез и тополей засверкали огненные, одетые холодом искры, и река-красавица блистательно об-нажила серебряную грудь свою, на которую роскошно падали зеленые кудри дерев. Своенравная, как она в те упоительные часы, когда верное зеркало так завидно заключает в себе ее полное гордости и ослепительного блеска чело, лилейные плечи и мраморную шею, осененную темною. Упавшею с русой головы волною, когда с презрением кидает одни украшения, чтобы заменить их другими, и капризам ее конца нет, - она почти каждый год переменяла свои окрестности, выбирая себе новый путь и окружая себя новыми, разнообразными ландшафтами…

Тропы Эпитет – слово, определяющее предмет или действие, и подчеркивающее в них какое-либо характерно свойство, качество Например:  Печальный рев, гордо реет, мороз-воевода Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.  Например: Корабль боролся будто живое существо. Снежная пыль столбом стоит в воздухе Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.  Например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

Тропы

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие, и подчеркивающее в них какое-либо характерно свойство, качество

Например: Печальный рев, гордо реет, мороз-воевода

Сравнение – сопоставление двух явлений с тем, чтобы пояснить одно из них при помощи другого.

Например: Корабль боролся будто живое существо. Снежная пыль столбом стоит в воздухе

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений.

Например: Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким.

Фрагмент из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. (Выразительное чтение). И какой же русский не любит быстрой езды? … Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…

Фрагмент из «Мертвых душ» Н.В. Гоголя. (Выразительное чтение).

И какой же русский не любит быстрой езды?

… Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, - только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны… Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади…

«Лингвистические загадки» - В слове отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке. - В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают. - Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение. - Каким словом называют и птицу, и шест у колодца? - Какой бор не имеет листвы? - Какую строчку нельзя прочесть?

«Лингвистические загадки»

- В слове отыщите два значенья: несется первое к реке, второе щелкнуло в замке.

- В бою и рубят и взрывают, а после боя развлекают.

- Каким словом мы называем и охотника, и лекарственное растение.

- Каким словом называют и птицу, и шест у колодца?

- Какой бор не имеет листвы?

- Какую строчку нельзя прочесть?

Паронимы Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях Например: одеть – надеть, подпись -роспись, командированный - командировочный Характерная лексическая ошибка: смешение слов паронимов Причина: неразличение значений слов Это выдающий политический деятель

Паронимы

Паронимы – однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значениях

Например: одеть – надеть, подпись -роспись, командированный - командировочный

Характерная лексическая ошибка: смешение слов паронимов

Причина: неразличение значений слов

Это выдающий политический деятель

 Игра слов Использование значений слов для создания парадоксальных и неожиданных выражений Каламбур – обыгрывание значения слова Заголовки из газет: «Ветераны тряхнули струной», «Политическая мясокомбинация» Радио будит мысль даже в те часы, когда очень хочется спать Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться. Зато атмосфера невиданной теплоты (было уже под +30°С) царила в рядах официальных делегаций.

Игра слов

Использование значений слов для создания парадоксальных и неожиданных выражений

Каламбур – обыгрывание значения слова

Заголовки из газет: «Ветераны тряхнули струной», «Политическая мясокомбинация»

Радио будит мысль даже в те часы, когда очень хочется спать

Дети – цветы жизни, не давайте им, однако, распускаться.

Зато атмосфера невиданной теплоты (было уже под +30°С) царила в рядах официальных делегаций.

Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся выражения, как вы понимаете трансформированные фразеологизмы? 1. Единожды приписавши, кто тебе поверит. 2. Без отрыва от конспекта. 3. Я же вам черным по белому говорю. 4. Пойман с наличными 5. Брак – понятие расторжимое 6. Пожирать плоды чужих трудов

Напишите, с какими фразеологизмами соотносятся выражения, как вы понимаете трансформированные фразеологизмы?

1. Единожды приписавши, кто тебе поверит.

2. Без отрыва от конспекта.

3. Я же вам черным по белому говорю.

4. Пойман с наличными

5. Брак – понятие расторжимое

6. Пожирать плоды чужих трудов

Викторина «крылатых слов» Составить предложения с выражениями: «Рыльце в пуху» (выражение из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок» (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки «Услужливый дурак опаснее врага» (выражение из басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь» (1808) «А ларчик просто открывался» (Цитата из басни И.А. Крылова «Ларчик» (1808)

Викторина «крылатых слов»

Составить предложения с выражениями:

«Рыльце в пуху» (выражение из басни И.А. Крылова «Лисица и Сурок» (1813). Лисица жалуется Сурку, что она терпит напраслину и, оклеветанная, выслана за взятки

«Услужливый дурак опаснее врага» (выражение из басни И.А. Крылова «Пустынник и Медведь» (1808)

«А ларчик просто открывался» (Цитата из басни И.А. Крылова «Ларчик» (1808)

Игра «Перевертыши». Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения - Улетело счастье – закрывай окна. - Легки вы, кеды Чингисхана! - Кредит дармовщиной бел. - Мойша добрый рожает чужую дочь - Ненависть до последнего вздоха. - Громче, кошки, - пес в подвале! - Искусство проигрывать - С грохочущего мелководья ангелы убегают - Пол рояля перед дверью радостно заткнулись

Игра «Перевертыши».

Задание: при помощи антонимов восстановить известные выражения

- Улетело счастье – закрывай окна.

- Легки вы, кеды Чингисхана!

- Кредит дармовщиной бел.

- Мойша добрый рожает чужую дочь

- Ненависть до последнего вздоха.

- Громче, кошки, - пес в подвале!

- Искусство проигрывать

- С грохочущего мелководья ангелы убегают

- Пол рояля перед дверью радостно заткнулись

Фразеологизмы. Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм. - Единожды приписавши, кто тебе поверит - Без отрыва от конспекта - Я же вам черным по белому говорю. - Пойман с наличными - Брак – понятие расторжимое - Пожирать плоды чужих трудов

Фразеологизмы.

Задание: восстановить фразеологизм, объяснить, как вы понимаете трансформированный фразеологизм.

- Единожды приписавши, кто тебе поверит

- Без отрыва от конспекта

- Я же вам черным по белому говорю.

- Пойман с наличными

- Брак – понятие расторжимое

- Пожирать плоды чужих трудов


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!