СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Выскочка" урок литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«"Выскочка" урок литературы»



Предмет: Литературное чтение 4 класс

Тема урока:  М.М. Пришвин «Выскочка»

Тип урока: Освоение нового материала.

Цель: Продолжать учиться пользоваться приемами анализа текста, составлять сравнительную характеристику героям, находить ответы на вопросы в тексте.

УУД:

Личностные:

воспитывать интерес к изучению литературного чтения, любознательность, доброжелательное отношение друг к другу. Формулировать свои вопросы и задания для одноклассников.

Метапредметные

Регулятивные:   формулировать учебную задачу урока, принимать ее, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи; осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; вносить необходимые коррективы в свои действия.

Познавательные:

находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос; предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя из своих нравственных установок и ценностей.

Коммуникативные:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию; формулировать собственное мнение и позицию; договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя); строить понятные для партнера высказывания; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.

Задачи урока:

Образовательные

  • Создавать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и  работу в парах; эмоционально благоприятные условия на уроке; способствовать развитию и обогащению речи учащихся; содействовать воспитанию активной жизненной позиции

Развивающие

  • Развивать познавательный интерес, позитивное отношение к героям произведения

  • Развивать речь учащихся.

  • Развивать умение  формулировать  свое мнение мысль, приводя примеры из текста

Воспитательные

  • Прививать любовь к чтению, развивать любознательность.

  • Воспитывать навыки уважения культуры общения

Прогнозируемый результат:

  • Продолжать учиться пользоваться приемами анализа текста,  находить ответы на вопросы в тексте. составлять сравнительную характеристику героям

Технологии:

  • Здоровьесберегающие

  • ИКТ

Формы обучения:

  • фронтальная,  групповая, в парах.

Методы обучения:

  • Словесные, практические, наглядные.

Межпредметные связи: Окружающий мир

Техническое оснащение урока:

  • Компьютер, проекционный экран.

  •  Карточки с заданием.

  • Шапочки с изображением собаки и сороки, массажные мячи, бусы

  • Игрушка  Капитошка- антистресс,  разноцветные шляпки


ХОД УРОКА:


Этап урока:

Деятельность учителя:

Деятельность учащихся:

I.  Мотивационный  этап.  Эмоциональный настрой  с помощью звуков окружающего мира и    пальчиковой гимнастики


-Угадайте где мы можем услышать эти звуки и какие эмоции они у вас вызывают.

На море-

Шум города

Звуки леса

Звуки деревни



II. Актуализация знаний..






















III.  Самоопределение к деятельности

РОЛЕВАЯ ИГРА  с учетом  личностных характеристик обучающихся.


Проверка домашнего задания(тест), выразит.чт. текста «Барбос и Жулька».

Сообщение о М.М. Пришвине.

Михаила Михайловича Пришвина называют «певцом русской природы». Его рассказы увлекают занимательной историей,  помогают познавать мир.

Наблюдать, понимать, любить природу  он учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди.

   Михаил Михайлович  любил лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал  М. Пришвин.  

Автор любил животных, много наблюдал за ними.




РОЛЕВАЯ ИГРА  с учетом  личностных характеристик обучающихся.

С помощью игры «Вежливый покупатель» мы попробуем угадать наших героев   нового произведения.

Для этого мне понадобится три человека.

1 - ПОКУПАТЕЛЬ

2 -  ПРОДАВЕЦ

3 -  ГЛАВНЫЙ  ГЕРОЙ

1. На протяжении многих столетий  живет рядом с человеком.

2.  Способна  к обучению, дрессировке

 -Вы догадались о каком животном идет речь?

Угадайте породу?

3. Она неприхотлива – может долго обходиться без пищи и воды.

4. Благодаря уникальному обонянию, слуху и зрению, считаются профессиональными охотниками. 

5. Внешне и по темпераменту она похож на волка.

- Вы угадали кто это?

Можно такого животного завести в доме?

Высказывают свое мнение

Второй герой   довольно крупная птица

1. Длина взрослой особи может достигать сорока сантиметров, размах крыльев 70 сантиметров

2. Они могут поселиться в лесу, а могут и присмотреть себе удобное местечко в городе.  

3. Характер у этих птиц довольно скандальный и ведут они себя очень шумно. Их особенность, подмеченная людьми – тяга к ярким предметам.

- Вы угадали кто это?

Можно такого животного завести в доме?

Высказывают свое мнение

 -Имена героев вы узнаете, прочитав произведение.

-Наши герои присаживаются в группы.

-Прочитайте учебные задачи для нашего урока в соответствии с поставленной целью.

  • Анализировать литературное произведение

  • Рассуждать, думать и высказывать своё мнение

  • Выделять главную мысль произведения

  • Давать сравнительную характеристику героям рассказа



IV. Подготовка к восприятию произведения.  Формирование культуры речи


-Мы будем читать  произведение Михаила  Пришвина, которое называется «Выскочка».

- Кого называют в народе выскочкой?

В Толковом словаре Ожегова этому слову дается следующее объяснение:   

Выскочка– это человек, который выдвинулся (отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам.  

Нам встретятся новые слова, прочитайте их значение.

Лексическая работа

Бдительность – постоянное настороженное внимание.

Улучила – нашла подходящее время.

Поскакала дуром– не по порядку, как попало, не думая.

С заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.

    Сородичи – родственники.

Выводок – птенцы живущие с матерью.

Срам –  стыд, позор.

В семье не без урода — человек, имеющий недостатки в из какой либо группы.



V. Первичное усвоение новых знаний.  Работа над содержанием текста.

Эмоциональное прочтение текста  с  целью пробудить  чувства

сопереживать герою.










VI. Физкультминутка (Двигательная активность, положительные эмоции)


Работа с текстом.

Чтение цепочкой.

Третью часть  рассказа читает  учитель.

- Почему М. Пришвин назвал свое произведение «Выскочка»?

          -Какое чувство вызывает бесхвостая сорока? (сострадания)

-Какое чувство испытывала Выскочка в конце рассказа:  гордости или стыда?

               Вывод  -Сорока  поплатилась хвостом за свою глупость.

- Сейчас немного отдохнем, и продолжим работать с текстом.


Проводит ученик по желанию


VII.  Первичное закрепление.  Использование приема   «Вторая пара глаз»


 Сейчас наша задача состоит в том, чтобы найти и выбрать из текста отрицательные и положительные черты характера героев.

Сравнительная характеристика героев рассказа. (Находят в тексте подходяще выражения. )

Вьюшка

Положительные черты

ушки как рожки,

бдительная

хвостик колечком,

зубки беленькие  как чеснок,  

служила сторожем,

не пропускала чужих,  бдительная

 Отрицательные:

тревожность,  злость,

Выскочка

Положительные черты

 Не совсем  глупенькая,

 живет с семьей

 Отрицательные черты характера

не обучена тайнам воровства,

с заскоком и с пыльцой в голове.

скачет дуром

непослушная:  Скачите как надо, а я- как мне самой хочется.

Находят в тексте, записывают.

Зачитывают1 группа_ характеристики  Вьюшки

                        2 группа _характеристики Выскочки.



VIII.  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.





IX. Итог урока. «Рефлексия пять шляп мышления»


Вывод: У каждого животного, да  и человека есть положительные и

отрицательные черты характера.

       Автор сообщает нам о том,  что если вести себя как выскочка, то можно пострадать.

     

- Наденьте  шапочки  разных цветов и постарайтесь выразить  свое мнение.

Красная шляпка  – Что вы чувствуете по отношению к героям?

Желтая шляпка -  Что хорошего можно взять для себя?

Синяя шляпка  – Что плохого в поступках героев?

Зеленая шляпка  – Дайте совет читателю или герою.

Белая шляпка  – Чему следует поучиться у героев?

 Подберите себе  на картинке то  животное,  которое вы считаете  соответствует вашему характеру.

 



 

X. Домашнее задание.


1. Прочитать рассказ с. 74-76

2. Написать отзыв на рассказ  (по желанию)





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!