СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Высшая нервная деятельность. Брейн - ринг:" Психология:человек".

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Контрольно - обобщающий урок по теме :" Высшая нервная деятельность". Урок проводится в форме игры.Цель урока:закрепить все термины и понятия по теме.

Просмотр содержимого документа
«Высшая нервная деятельность. Брейн - ринг:" Психология:человек".»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Березовская средняя общеобразовательная школа»
Раздольненского района Республики Крым













Высшая нервная деятельность. Брейн-ринг «Человек: психология»










Разработал
учитель биологии и географии
МБОУ «Березовская средняя
общеобразовательная школа»
Ситакаева Гульшен Абкадыровна









Тема: Высшая нервная деятельность. Брейн-ринг «Человек: психология».

Цель:
закрепить и обобщить знания учащихся о высшей нервной деятельности человека; закрепить понятия: темперамент, эмоции, мышление ,память, характер и т.д.

Оборудование: таблицы и схемы по теме «Высшая нервная деятельность», интерактивная доска, презентация по теме.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: урок-игра.

Девиз игры: « Для человека нет ничего более интересного, чем люди». (В. Гумбольд)


Ход урока

I. Организационный этап.

Вступительное слово учителя.
Не изучая еще «Высшую нервную деятельность человека» ,мы с детства говорили :«я хочу», «я не хочу», «я думаю», «я чувствую», «я представляю». Мы рассуждаем о достоинствах и недостатках своей памяти и воли, способностей и характера, темперамента и ума.
В каком-то смысле можно сказать, что каждый человек-психолог. Ведь без определенного запаса психологического опыта и знаний невозможно жить среди людей. Каждый из нас уже с детства умеет «читать» по мимике, жестам, голосу, особенностям поведения. Каждый из вас умеет различать настроение других людей ,особенности их характера.
И сегодня на уроке, мы обобщим и закрепим все полученные знания по теме «Высшая нервная деятельность человека». Урок проведем в форме игры брейн-ринг под девизом: «Для человека нет ничего более интересного, чем люди».


II.Конкурс представления команд .

Защита названия первой команды «Память».


Как много памятных минут,
Запомнить нужно…
Но тут, как тут
Всплывают в памяти моей
Параграфы, контрольные, темы…
О, амнезия и склероз!
Ну, порази хоть раз ты мозг!


Задание. Что такое память?

Память-это психофизиологический процесс, при котором человек способен фиксировать в мозгу, запоминать, сохранять и воспроизводить в нужный момент ранее заложенную информацию, прошлый опыт.

Зашита названия второй команды «Рефлекс».

Сказал Декарт, что организм твой
ответит на воздействие.
И стал рефлекс руководить
всей нашей жизнедеятельностью.

Задание. Что такое рефлекс?

Рефлекс-это ответная реакция организма на воздействие окружающей среды.

Кто это? Рене Декарт?
Рене Декарт французский философ, который ввел в науку понятие «рефлекс» в 17 столетие.

III. Обобщение и систематизация знаний. Брейн-ринг.

Задания I тура.

Во время этого тура командам предлагаются вопросы, и дается время для обсуждения (1 минута). Отвечает команда, участники которой первыми подняли руки.
1. Вода, которая поначалу казалась слишком горячей, уже через несколько минут вообще почти перестает ощущаться. О каком явлении идет речь? (Адаптация)
2. Создание новых образов на основе ранее воспринятых. (Воображение)
3. Как вы думаете, о чем сказал П.Жане «Это преодоление отсутствия»? (Память)
4. Что имел в виду К.Д. Ушинский: «Это есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира»? (Внимание)
5. Еще древние греки считали Мнемозину матерью девяти муз, которые покровительствовали всем известным в то время наукам и искусствам. Какому процессу, способности или свойству личности дано имя этой богини? (Память)
6. Существует полифазный сон. Это сон отрывками. Например, яхтсмены-одиночки во время регаты спят по 10-30 минут и по два часа с промежутками бодрствования. Зачем они это делают? (Восстанавливают работоспособность организма)
7. У каждого из нас своя Татьяна Ларина, Андрей Жданов, Роман Малиновский, Степан Перепечко, Максим Макаров, Илья Синицын, Андрей Леваков .
Недаром после очередной экранизации мы нередко заявляем : «Не похоже ! » На что? (На тот образ, который мы создали вместе с автором-первооткрывателем)
8. Всякую ли умственную деятельность можно назвать творческой? Приведите примеры творческой деятельности. (Творческой считается такая деятельность, которая дает новые общественно-ученные результаты: конструктор создал новую машину, ученый сделал новое открытие, композитор написал новую песню. Но человек может сделать то, что было сделано до него, но он об этом не знал. Для него это тоже творческий процесс. Учеба - тоже является творческим процессом.)


Задания II тура.

От каждой команды после предварительного обсуждения выступает по одному человеку. Первой отвечает команда, участники которой раньше подняли руки.

1. Процесс запоминания, сохранения и воспроизведения информации. (Память)
2. Кто впервые описал 4 вида темперамента? (Гиппократ)
3. Они определяют поведение человека. (Эмоции)
4. Состояние, отличающееся большой силой эмоций. (Аффект)
5. Особенность психического склада человека. (Темперамент)
6. Человек, обладающий физическими и психологическими особенностями. (Индивид)
7. Создание новых образов на основе ранее воспринятых. (Воображение)
8. Еженощная потеря сознания. (Сон)
9. Что такое любовь? (Чувство)
10. Направленный процесс психической деятельности человека, связанный сосредоточением на объектах, их свойствах, имеющих для человека определенное значение. (Внимание)

Задания III тура.

От каждой команды приглашаются по одному человеку для «инсценирования» слова на тему «Высшая нервная деятельность». Он должен жестами и мимикой изобразить значение заданного учителем слова, а команда за 1 минуту должна его отгадать. Если команда не может отгадать слово, то ответ дает команда соперника.

1. Внимание 6. Высшая нервная деятельность
2. Характер 7. Память
3. Темперамент 8. Речь
4. Внушение 9. Эмоции
5. Мышление 10. Стресс


Задания IV тура.

1. Рассказать как можно больше пословиц и поговорок на психологические темы, например из области обучения.

«Повторение- мать учения» ;
«Кто плохо понимает, тот плохо отвечает»;
«Где есть желание, найдется путь»;
«Усердие- мать удачи»;
«Перепробуй все ключи в связке»;
«Чтение- лучшее учение».

Из обложки характерологии:

«В тихом омуте черти водятся»;
«Каменное сердце»;
«Сделал от всего сердца»;
«Сердце ушло в пятки»;
«Сердце кровью обливается».

2. Объяснить выражения с психологической точки зрения:

-«Слушает, открыв рот от удивления».
-«Хорошо поставленный вопрос- половина ответа».
-«Воображать- это преображать».
-«Если возможна гигиена тела, то возможна также гигиена ума и характера»


Задания V тура.

1. Приглашаются капитаны команд. В течение одной минуты они должны дать ответ на вопрос «Кто я?» На этот вопрос желательно ответить не более чем 20 словами. Это могут быть существительные и прилагательные, которые, как капитанам кажется их характеризует.

Кто первый?
2. а) Что такое гипноз? (Гипноз- это частичный сон)
б) Что такое внушение? (Это влияние, осуществляемое людьми друг на друга разнообразными средствами)
в) Сколько дверей в этом кабинете? (2)
г) Сколько лестничных ступенек ведут на 2 этаж школы? (11 ступенек в первом пролете, 11 ступенек во втором пролете. Всего 22 ступенек.)



Задания VI тура.


Команды по очереди отвечают на вопросы по карточкам.



VII Подведение итогов.

а) Определяют команду победителя.

б) Выставление оценок.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!