СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выстлать коврами дорогу в будущее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научное исследование на английском языке ученика 10 класса на научно-практическую конференцию "Юность Дагестана" на тему "Выстлать коврами дорогу в будущее"

Просмотр содержимого документа
«Выстлать коврами дорогу в будущее»

Тема: “Выстлать коврами дорогу в будущее”

Магомедов Асхаб Мусаевич

Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №18, 10”б” класс


Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………..

1. Декоративно – прикладное искусство Дагестана…………………………………………………………1

Основная часть

1. Возрастание потребности народа в декоративно - прикладном искусстве как показателя роста национального самопознания…………………………………………………………….5

2. Развитие сырьевой базы и материальнотехническое обеспечение ковропроизводства …………………………………………………………………………………………………………..6

3. История ковроделия Дагестана…………………………………………………………………………………..8

4. Шедевры дагестанских ковродельщиц ………………………………………………………………………..9

Заключение………………………………………………………………………………………………………………..……10

Список литературы……………………………………………………………………………………………………………..



























Тема: “Выстлать коврами дорогу в будущее

Магомедов Асхаб Мусаевич

Россия, Республика Дагестан, г. Махачкала

Средняя общеобразовательная школа №18, 10”б” класс


Декоративно - прикладное исскуство Дагестана


“… Декоративно – прикладное

искусство Дагестана представляет

собой как бы большой разноцветный

букет, красота которого сразу исчезнет,

если из него убрать хоть один цветок” ¹


Целью данного исследования является познакомить аудиторию с богатой культурой многонационального Дагестана, с одним из самых древних видов декоративно - прикладного искусства, ковроделия. Изучая историю ковроделия, можно узнать много интересной и полезной информации , проникнуться чувством гордости за свой край и желанием привнести свой вклад в развитие этой отрасли хозяйства и сделать свою жизнь полноценной и полезной для общества.

Поставленные передо мной, как соискателем, задачи актуальны и интересны. Народные ремёсла играли и играют важную роль в экономике. Гармоничная социально – культурная среда требует понимания национальных традиций, а человек - это продукт национальной культуры и одновременно носитель.

Осознание человеком своей значимости вызваны глубоким изучением некоторых видов прикладного искусства.

В исследовательский материал вошли интервью с представителями ковродельческой профессии Сулейманстальского района, в частности, с мастерицей, проживающей ныне в г. Махачкала Гасретовой Саймат Аслановной, которая участвовала в создании ковра с портретом Владимира Ильича Ленина в60х годах прошлого века. Ковёр в течении долгого времени украшал экспозицию Музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой. В данное время он находится в музейном хранилище. Ковер прекрасно сохранился.

Материал исследования, представленный в работе, исчерпывающим образом раскрывает интересные страницы истории ковроделия. Здесь в полном объеме были использованы приёмы, которые помогли бы убедить слушателей в актуальности исследования. Это посещение музея г. Дербент, Крепости Нарын – Кала, экспозиции истории ковроделия в Армяно-Католической церкви, этнического культурного центра с участием в матер – классе по ручному ковроткачеству на кустарном станке, а также посещение музея изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой.

1. Г.И. Магомедов. Предисловие. “Дагестанский народный орнамент”


1

В музее крепости Нарын – Кала представлены ковры ручной работы XIX в., зафиксирована историческая хронология фактов, начиная с XIV в, связанная именно с ковроделием и тем фактом, как “Шелковый путь” повлиял на развитие ковродельческой отрасли. Ковры ручной работы, как ворсовые так и безворсовые вызывают интерес у многих исследователей. Ученый – исследователь из королевской академии художеств Великобритании, к сожалению не удалось узнать его имя и фамилию, посетил в конце 90х годов прошлого века сел. Гоцатль. Он интересовался аварскими безворсовыми коврами. У него вызвал удивление тот факт, что прекрасные произведения искусства употребляли в быту как обычные вещи. Дагестанские ковры - это стандарт изящества и качества.

Красоту дагестанских ковров просто невозможно описать, они чудесны и притягательны. Миллионы тугих узелков, сплетенных волшебными руками мастериц можно сравнить с золотыми песчинками Каспия Это не просто произведение искусства, это настоящая песня гор, чья нежная и волнующая мелодия трогает и волнует души тех, кто созерцает это чудо.

Дагестанский поэт Расул Гамзатов сравнивая ковры с цветущими альпийскими лугами и снежными вершинами гор родного края.

Разнообразие культур многонационального Дагестана ценно не только для нашей маленькой горной страны, оно также обогащает и культуру России. Многие специалисты утверждают, что персидские ковры менее красивы и менее прочны, чем дагестанские. Ковры ручной работы носят национальный характер и ценятся как семейные реликвии очень высоко. Великие путешественники Афанасий Никитин, Марко Поло, поэты и писатели Бестужев – Марлинский и Александр Дюма были восхищены красотой ковров, которые они увидели, побывав в Дербенте. Дагестанские ковры известны далеко за пределами Дагестана и России. Ковры наших мастеров выставлялись на выставках Брюсселя, Токио, Парижа.

В Дагестане с древних времен и до наших дней продолжают действовать уникальные центры народных промыслов.

Известный ученый – исследователь в области культуры М.А. Некрасова справедливо отмечает, “… возрастает потребность народа в народном искусстве, в его подлинности. И это чрезвычайно показательно поскольку это сопутствует росту национального самосознания народов”. Побывав в музеях, слушая рассказы экскурсоводов об искусстве Дагестана, встречаясь с теми, кто создавал шедевры ковроделия, я понял, что роль искусства велика в духовном становлении личности, осмыслении явлений, происходящих в художественной культуре. Вглядываясь в рисунки ковров, можно прочитать целые истории из жизни Дагестана, на них представлены общечеловеческие ценности добра, отношения к природе, труду и быту.

Изучая ковроделие ,а именно создание ковров ручной работы мне было очень трудно поверить, как наши мастерицы, не имея соответствующего образования, 6 или 7 классов сельской школы, сами создавали рисунки к коврам , а затем воплощали их в великолепных шедеврах.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1 (из интервью со сторожилами села Гоцатль)

Баллада о коврах

Много есть чудес на свете

Но ковры чудеснее, волшебнее всего.

Дагестанские ковры ручной работы,

Красивей и изящней нету ничего

На карте мира не найдете сразу

Дагестан. Он где – то на Кавказе.

Да, он мал, но славен красотой души

Каспием лазурным и необъятностью любви.

И это все в орнаментах изделий,

В кувшинах, кубках, блюдах и коврах.

В них обычный быт, свадьбы и рожденье,

Утраты, радости и звонкий детский смех.

В них щебетанье райских птиц,

В них мужество отцов, сынов,

В них словно бабочек порханье пальцев мастериц,

А песни их как трели соловья весной.

Изящны и чудесны дагестанские ковры,

Как девичий стан прекрасны и нежны.

В них ширь души, высоких гор вершины,

В них зажигательные танцы и легенды

Ковры, роскошные ковры, не только украшенье

Это – дивный сон, это – вдохновенье.

Часами можно сказкой любоваться,

Воздухом родным невозможно надышаться

Ковры, они безмолвны, но достойны.

На них портреты выдающихся людей,

Писателей, политиков, поэтов, и героев,

Колхозников с богатым урожаем, вернувшихся с полей.

Красотой такой нельзя не восхищаться

Затаив дыханье, смотрю я на узор,

Рожденье сказки! Навсегда здесь хочется остаться

И почувствовать тепло, укутавшись в ковер.

Ковры от холода и пыльных бурь спасали.

На коврах послов заморских принимали.

Тканны златом, серебром и драгоценными камнями

Так были тяжелы, что врагу не доставались

Строго прочность ковров проверяли.

Знойным летом на полях расстилали,

По ним прогоняли резвых коней.

Опускали в пену морскую на несколько дней



3

Но все ярче и ярче сияли ковры

Украшеньем жилищ служили веками,

Делились теплом и были прочны.

Свято семейный очаг охраняли

Наши ковры всемирную славу познали,

Любуются ими Лондон, Брюссель и Париж.

По именам дагестанских горянок назвали,

Самых лучших в мире мастериц.


(автор Хаятова Тамара Фуатовна, учитель английского языка МБОУ СОШ №18)

Автором стиха наилучшим образом переданы ощущения людей, знакомящихся с шедеврами мастеров – ковроделов. В стихах можно проследить исторические моменты, связанные с ковроделием, а также понять смысл символов и орнаментов, отображающих быт горцев, их труд на благо своего родного края.

В Этническом центре культуры можно воочию убедиться, как многогранен талант дагестанского народа. Обычные вещи, одежда, обувь, кухонная утварь, кувшины для воды представляют собой настоящие произведения искусства. Сколько терпения и труда потрачено на создание этих предметов, изготовляемых вручную при свете керосиновых ламп вдали от благ цивилизации.
























4

Возрастание потребности народа в декоративно – прикладном искусстве как показателе роста национального самосознания.


Как справедливо отметил наш Дагестанский поэт Расул Гамзатов, что в Дагестане веками трудились непревзойденные умельцы, дербентские и табасаранские женщины – ковровщицы, которые переносили на ковры все сто красок родной земли.

Народы Дагестана веками создавали свою самобытную культуру.

Благодаря искусству народ узнает славные страницы прошлого своего родного края. Настоящие искусство заставляет каждого помнить о своих веками складывающихся традициях, гордиться теми, кто создает настоящие шедевры, особенно ковры ручной работы. Труд мастериц – ковровщиц Дагестана неимоверно тяжел. Об этом писали в письмах своим родным те, кто посещал Дагестан еще в середине XIX (19) в. Один русский офицер очень подробно описывал, “ как у въезда в селение они увидели яму, в которой копошились женщины и одна маленькая девочка. Женщины сидели согнувшись в яме словно изваяния. С необычной быстротой они перебирали шерсть.

Ковер, который они ткали, был величиной с дом. Женщины работали в полутьме. ”

В искусстве мастериц – ковровщиц выражались их думы и мечты, на языке своего искусства они рассказывали будущему поколению о жизни и окружающей их природе. Наше поколение должно высоко ценить их труд. Посетив музей с шедеврами коврового искусства, поражаешься еще и тому каких трудов стоит музейным работникам сохранять эти ковры, которые не трогает моль и не портит сырость, цвета остаются яркими и сверкающими. В настоящее время используются вискоза, получаемая из целлюлозы, а также хлопок и ацетат, однако по плотности, количеству узелков на квадратный метр эти ковры не уступают коврам, сотканным из чистой шерсти, отличающейся высокой упругостью и шелковистостью.

За примитивными деревянными станками голодные и усталые после трудоёмких сельскохозяйственных работ сидели мастерицы часто не в человеческих условиях, выполняя заказы богачей, скупавшие изделия за бесценок.

За этим станками они пели, а иногда и плакали от безысходности, что ими двигало?

Вряд ли только экономическая выгода на фоне небольших заработков семьи. Хотя и тяжел был их труд и часто неблагодарен, однако усилия настоящих мастериц без преувеличения можно охарактеризовать как стремление к высокому искусству. О необыкновенном мастерстве народов Кавказа писали древнегреческие историки еще в 480 – 426 гг до н.э.

У многих народов Дагестана ковры заменяли столы, кровати и стулья. Они также украшали стены жилищ, которые защищали от холода и ветров. Постепенно с появлением мебели ковры превратились в семейные реликвии и предметы роскоши. Ковры как показатель художественной культуры очень близки другим видам орнаментального искусства. Настоящий художник не думает о рисунке вообще, он старается воплотить в рисунке или орнаменте какую – то определенную тему, взятую из жизни, охоту, свадьбу, или сбор урожая винограда.


5

Развитие сырьевой базы и материально - техническое обеспеченье ковропроизводства


Основная задача мастеров ковроделия Республики и специалистов овцеводства это – вернуть дагестанским коврам былую славу с тем, чтобы они заняли подобающее место не только в Дагестане и России, но и далеко за пределами нашей страны

Работникам ковроткацской промышленности и в дальнейшем следует развивать и обогащать народные традиции оригинальные национальные узоры, необходимо сочетать национальные мотивы с достижениями российского и зарубежного декоративного искусства. Мастера ковроделия должны всемерно обогащать национальный колорит рисунков ковров и идти на поиски новых форм. Необходимо реконструкция существующих ковроткацских фабрик и мастерских. На всех существующих и вновь строящихся предприятиях должна быть проведена большая работа по механизации автоматизации подготовительных операций,, согласно требованиям современной науки и техники, необходимо также реконструировать ковровые фабрики, цехи по изготовлению шерстяных дорожек.

Основная задача ковроткатской промышленности республики – улучшить качество ковровых изделий удешевить их себестоимость путем максимального использования местных сырьевых и трудовых ресурсов, развиваемых товаров. Специалистам - животноводам и научным работникам необходимо в плотную заняться вопросами не только восстановления но и улучшения и совершенствования овец, дающих шерсть для ковроткатской промышленности.

Овцеводство в Дагестана это не только источник производства продуктов питания, но и источник получения шерсти. Овцеводство занимает первое место в агро -промышленном комплексе Дагестана. Рост племенного овцепоголовья вызывает увеличение тонкой и полутонкой шерсти. Археологические раскопки, произведенные в Дагестане, свидетельствуют о том, что история происхождения местных овец уходит в глубину веков. В окрестностях селений Чох, Ругуджа и в других н.п. обнаружены стоянки первобытных людей, относящихся к средней поре древнекаменного века. Здесь найдено большое количество костей мелкого рогатого скота (муфлонообразных баранов, благородных оленей, восточно - кавказких туров).

Местные овцы Дагестана и в частности лезгинская и андийская породы, являются источником для получения качественной шерсти, которая отличается от шерсти других овец своей прочностью, шелковистостью, упругостью и длиной.

Шерсть лезгинских овец используется в основном в ковровом производстве. Во многих районах южной зоны организованны многочисленные мастерские, пункты окраски пряжи, которые оборудованы современной техникой. В ковроткачестве, особенно в ворсовом, применятся шерсть весенней стрижки овец. Она имеет длинное волокно и содержит хорошо развитый пух. После стрижки шерсть подвергается сортировке. Перед промывкой шерсть отмачивается несколько дней. Но шерсть при этом не должна терять жировой слой и эластичность. Ковровщицы говорят, что качественная промывка имеет первостепенное значение при ее окрашивании. Окраска пряжи производилась естественными красителями, которые имели животное и растительное происхождение. К ним относится дорогостоящая и редко

применяемая кошениль, которая добывалась из червей красного цвета. Особой популярностью в Дагестане в XIX в. пользовалось растение – марена для окрашивания шерстяных нитей. Дербентский район был одним из самых крупнейших центров мареноводства на Кавказе. Наружный покрой корней морены дает цвет коричневатого оттенка, а из сердцевины получается ярко красный цвет. Для закрепления красящего вещества применялась моча буйвола. Темно - синий цвет получали из растения под названием “вайда”. Распространенное красящее вещество индиго становится известным в Дагестане в XIX в. Сырьевой материал для окрашивания очень обширен, желтый цвет добывается из коры яблони. В свою очередь, опуская окрашенную в жёлтый цвет пряжу в раствор индиго получали насыщенную краску зеленого цвета.

Дагестанский тип коврового станка до сих пор сохранил простую древнюю форму. Процесс тканья ковра состоит из трех основных действий: вязка узлов, образующих орнамент, проброска и укрепление утка (поперечные нити тканей), стрижка ворса.

В 1998 г. была основана фирма “Кавказские горы” с целью возрождения старинных способов изготовления старинных во всем мире кавказках ковров. На фирме “Кавказские горы” используют натуральные красители, которые содержат фосфоресцирующие вещества, придающие краскам особый блеск и красоту. По богатству оттенков у природных красителей соперников не существует.

























7

История ковроткачества Дагестана


Искусство ковроделия уходит корнями глубоко в века. Начало идет с бронзовой эпохи, позже во времена ранней железной эпохи наши предки уже пользовались каменными и глиняными примитивными ткацкими устройствами.

В середине X в Дербент являлся крупным портом на Каспии, и через него осуществлялась связь с Востоком, откуда везли шелк и ковры. Исторически так сложилось, что ручное ковроткачество стало самым распространенным и одним из древнейших видов декоративно - прикладного искусства. На территории Дагестана не было такого уголка, где бы не ткали ковры. Но особенно прославились мастерством исполнения высокохудожествественые ворсовые и безворсовые ковры табасаранских мастериц. В XII в. Дагестан превращается в важнейший центр торговли и художественной культуры.

Ковроткачество начало развиваться в Дербенте в раннем средневековье VIII в н.э. Некоторые виды ковров дошли до наших времён и датируются XV и XVI вв. это главным образом ворсовые ковры, которые отличались изящным мелким рисунком и ярким орнаментом. Качество проверялось несколько варварским способом: по ковру прогоняли табун лошадей, затем его расстилали под палящим солнцем на несколько дней, после этого погружали в воду, если ковер не терял цвет, то он считался изделием самого высокого качества.

Благодаря коврам ручного производства, Дагестан стал известен Европе в конце XIX в. Близкое соседство с Азербайджаном сильно повлияло на развитие ковроткачества Дагестана. Богато украшенные Ширванийские ковры стали известными, благодаря путешественником средневековья. Один из них Энтони Дженкинсон описывал, как Абдула Хан принимал его в своём шатре и при этом восседал на ковре, сотканном из золотых и серебряных нитей. Путешественник был восхищен красотой ковра.

Три шивранийских ковра хранятся в музеи Королевы Виктории и Принца Альберта в Лондоне.

Технические характеристики азербайджанских и дагестанских ковров схожи. Общая религия, обычаи и традиции взаимоповлияли на многие отрасли экономики и культуры. Известно, что Дагестанские ковры считаются более качетсвенными из – за большей плотности узелков на 1кв. дм. И как следствие более долговечными. Долговечность Персидских ковров составляет 70 – 150 л., а Дагестанский 300 – 400.

Очень интересная история ковра “Пазырик”, который был обнаружен под слоем вечной мерзлоты во время археологических раскопок на Алтае в 1949 г., в захоронении, относящемуся к Скифскому периоду V – VI в. до н.э. Ковер прекрасно сохранился и находится сейчас в Эрмитаже.

Дагестанское ковроделия тесно связано с орнаментальным искусством, композиции основаны на мотивах, связанных с фольклором Дагестана: легендами, сказками, баснями, песнями и тд. На коврах мы можем увидеть элементы флоры и фауны. Узоры формировались целыми поколениями народных художников. Когда мы исследуем связь ковроделия с декоративно прикладным искусством, мы находим общность древних мотивов орнаментов в других художественных ремеслах: в гончарном деле, в резьбе по камню и дереву, в производстве изделий из бронзы.

Шедевры дагестанских ковродельщиц


В Дагестане ковроткачеством в основном занимаются женщины. Первый ковровый цех начал функционировать в Табасаранском районе и позже в Хучни. Ковер, изготовленный Райганат Сулеймановой из Хучни, демонстрировался на всемирной выставке в Нью Йорке. Инновационный процесс ковроделия начался с творений мастеров старшего поколения. В 1930 году были созданы композиции с изображениями советских эмблем и символов. Ковры с портретами политиков и героев гражданской войны были очень популярны. Парисат Муслимова из Табасаранского района соткала ковер с изображением советского герба. Ковровщица из Сулейман – Стальского района выткала ковер с портретом С. Стальского. Для большинства женщин из горных селений ковроделие не только бизнес, но и тяжкий труд. Мастерство передавалось из поколений в поколение. Матери учили дочерей творить чудеса, дочери ткали ковры для своих избранников перед свадьбой.

Исстари жилища украшали коврами. Особенно стремились украсить самыми красивыми коврами комнату для гостей, кунацкую.

До революции ковроделием в Дагестане занимались на дому. Первая ковровая артель стала функционировать в 1927 году в селе Арки табасаранского района, а затем в Хучни. В годы Великой Отечественной войны ковровщицы вязали джурабы и варежки для красноармейцев.

В начале 1987 года на базе Дербентской ковровой фабрики было создано крупное коврово-производственное объединение “Дербент”.

За год в 80 –х годах ткалось более 50 тысяч квадратных метров ворсовых ковров, из которых 20 тысяч уходило на экспорт.

Табасаранские ковры вошли в золотой фонд декоративно – прикладного искусства и в мировой каталог лучших ковров. Табасаранские ковровщицы всю свою фантазию вкладывали в любимое дело. Хочется по именам назвать наших прекрасных мастериц: Гашимова Идаят “Ляхлинская ковровая фабрика”, Магомедова Гюльбика “Огнинская ковровая фабрика”, Пачаева Гюльпери, ковровщица из селения Халаг Табасаранского района. Заслуженный деятель прикладного искусства, кавалер Ордена Ленина, Шангереева Кызбика “Огнинская ковровая фабрика” и многие другие.

Будущее ковроделия предсказать трудно. Это зависит от многих факторов. Экологическая ситуация - одна из проблем, из – за которой не удаётся всерьёз заниматься разведением растительного и животного сырья для получения красителей. Необходимо наладить производство шерстяной пряжи для ковров на промышленном уровне, разработать компьютерные программы, создать дизайнерские бюро, открыть специальные технологические факультеты при вузах, где бы обучали современной технике ковроделия.




9



Заключение


Я думаю, что данная работа поможет ответить на один из главных вопросов который определяет весь жизненный путь человека - как найти любимое занятие что придаёт уверенности в себе и как найти себя в этом сложном мире. Искусство как зеркало отражает все человеческие помыслы и чаяния, и в тоже время совершенным образом может улучшить жизнь в процессе приобщения к культуре, я бы хотел что бы мои сверстники знали больше об истории искусства своего родного края. Искусство – это настоящий кладезь знаний. Вы смотрите со стороны на то, как часами наши прекрасные труженницы сидят у станка, щебечут как птицы, смеются, выполняют работу по дому, поют детям колыбельные песни. Они очень давно выбрали себе занятие на всю жизнь. Прекрасные ковры ручной работы, которыми они в итоге любуются – яркое тому доказательство. Есть очень интересная история о ковре царя Хосрова I, который был соткан в честь победы персов над римлянами. Этот гигантский ковёр был соткан из золотых и серебряных нитей, украшен по краям драгоценными камнями. Длина его составляла 122м., а ширина 30 метров. И весил он несколько тонн и назывался он “ Весенний сад “. Хосров I очень любил гулять по дорожкам “Сада”. Но арабы захватили Персию. Грубые арабские войны буквально остолбенели, увидев такую красоту. Предварительно разрезав ковер на куски, они как трофеи увезли их с собой. Люди говорят, “ красота – страшная сила”, а еще говорят, что красота спасет мир. Искусство не молчит, оно учит людей мудрости и терпимости. Впитывая это с красотой народных шедевров, сам становишься мудрее и целеустремленнее .






















10

Список литературы:

1. М.М Байрамбеков Дагестанский народный орнамент. Издание НИИ педагогики, 2001

2. М. Зубиров. Шерсть и ковры. Дагестанское книжное издательство. Г. Махачкала 1967г.

3. Э. Ташлицкая. Безворсовые ковры Диагестана . Дагестанское книжное издательство. Г. Махачкала 1975г.

4. П.М. Дебиров. Ковры Дагестана. Традиционное и современное искусство ковроткачества Институт языка, литературы и искусства. Г. Махачкала. 2006г.

5. Художественные промыслы Республики Дагестан. Альбомное издательство “Лотос”, г. Махачкала, 2009

6. Народные художественные промыслы Дагестана . Каталог. Издательство “Лотос”. Г. Махачкала. 2012 г.

7. Сайт www.dagart.ru

8. Г.Н. Казилов. Ворсовые ковры Дагестана. Махачкала, 1989 г.

9. Д.А. Чирков. Декорат искусство Дагестана. Москва, 1971 г.

10. А. Магомедов. Традиции народного искусства Дагестана. Махачкала, 1998

11. Л. Керимов Азербайджанский ковер Баку, 1938 г.

12. Сайт http://tanci – kavkaza.ru/dagestanskie-kovry

13. История ковроткачества. Сайт http://newchronologia

14. С.И. Руденко. По следам древних культур. Г. Москва. 1951 г.