Просмотр содержимого документа
«Выстраивание отношений со взрослеющим человеком, страдающим РАС»
Выстраивание отношений со взрослеющим человеком, страдающим РАС
В профессиональной позиции специалистов, осуществляющих коррекционную работу в ОУ с детьми(подростками) с РАС, имеются особенности профессиональной позиции. Взрослый должен уделять особое внимание выстраиванию отношений с такими личностями.
С одной стороны, это должна быть позиция эмоциональной поддержки, уважения, сопереживания и интереса к внутреннему миру собеседника. С другой стороны, в силу типичной для аутичных людей дезориентированности в социальном мире, нередкой склонности к неадаптивным или навязчиво-провокационным реакциям на социальные стимулы, работающий с ними взрослый должен доносить до них принятую в обществе оценку того или иного поведения или события. Сталкиваясь с проявлениями «нежелательного поведения». Специалисту важно не просто «запрещать» или «давать негативную оценку» такому поведению, но и сразу же помочь, подсказать аутичному человеку, как можно более общепринятыми, социально одобряемыми способами добиться того же самого. Специалисту при взаимодействии с аутичным человеком необходимо всё время помнить о том. Что ему самому приходится быть образцом социально приемлемого реагирования на какую-то конфликтную или неожиданную ситуацию. Поэтому уверенное следование самого специалиста канонам общепринятого поведения в самых разных обстоятельствах можно рассматривать как необходимое профессиональное требование.
Другой важный вопрос, касающийся отношений в психокоррекционной работе такого рода – вопрос дистанции и открытости взрослого. Эффективная помощь опирается на очень личные отношения: специалист предоставляет аутичному человеку возможность почувствовать как созвучие, так и уникальность своих и чужих переживаний, а это возможно лишь в том случае, когда он апеллирует к своему собственному эмоциональному и жизненному опыту.
Степень открытости этого опыта, способы выстраивания границ и сохранения собственной приватности должны определяться, в первую очередь, психологической безопасностью и душевным комфортом специалиста. Подростки с РАС очень слабо чувствуют в отношениях психологическую дистанцию и нередко нарушают её, проявляя невольную, неосознанную бестактность (например, настойчиво требуют постоянного внимания или задают слишком личные вопросы). Специалист должен уметь, когда это необходимо, необидным и тактичным образом выстроить личностные границы, которые позволяли бы продолжать взаимодействие с аутичным человеком комфортно для него самого и эффективно с точки зрения поставленных коррекционных задач. Такое умение важно для обеих сторон взаимодействия: если специалисту необходимо сохранять душевное равновесие и комфорт, то человеку, страдающему РАС, полезно всё время сталкиваться с «сопротивлением мира». Ему нужно учиться понимать, что его интересы могут не разделять даже доброжелательно настроенные к нему люди, что любые отношения зависят не только от его желаний, но и от комфорта и интереса другой стороны. Именно во взаимодействии с разными людьми, в совместном проживании и обсуждении различных социальных ситуаций можно достичь большего в формировании адаптивного социального поведения человека с РАС, чем с помощью многократной отработки тех или иных навыков взаимодействия в искусственно созданных условиях.