Аттестация
педагогических работников
подготовила: старший воспитатель МКДОУ Октябрьский детский сад «Колокольчик» Хвостенко Светлана Николаевна
« Педагоги не могут успешно кого-то учить, если в это же время усердно не учатся сами » .
Али Апшерони,
ученый, гуманист и
мыслитель из Средней Азии .
Цель аттестации
- подтверждение соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности
- установление квалификационной категории (по желанию)
Задачи аттестации педагогических работников
- стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их профессионального и личностного роста;
- повышение эффективности и качества
педагогической деятельности;
- выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;
- обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории.
Основные принципы аттестации педагогических работников
- коллегиальность,
- гласность,
- открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам,
- недопустимость дискриминации при проведении аттестации.
Новый порядок предусматривает два вида аттестации
- обязательную
- добровольную
- Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности.
- Добровольная аттестация осуществляется по желанию воспитателя для установления соответствия уровня его квалификации требованиям первой или высшей квалификационной категории. Срок действия квалификационной категории составляет 5 лет.
Основания для установления квалификационной категории
Первая квалификационная категория устанавливается на основе
- стабильных положительных результатов освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией и системой образования;
- выявления развития у обучающихся способностей к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности;
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активного участия в работе методических объединений педагогических работников организации.
Высшая квалификационная категория устанавливается на основе
- достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией;
- достижения обучающимися положительных результатов освоения образовательных программ по итогам мониторинга системы образования, проводимого в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662 (5);
- выявления и развития способностей обучающихся к научной (интеллектуальной), творческой, физкультурно-спортивной деятельности, а также их участия в олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
Высшая квалификационная категория устанавливается на основе
- личного вклада в повышение качества образования, совершенствования методов обучения и воспитания, и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирования в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, в том числе экспериментальной и инновационной;
- активного участия в работе методических объединений педагогических работников организаций, в разработке программно-методического сопровож-дения образовательного процесса, профессиональ-
ных конкурсах.
Педагогическая
диагностика
Правила педагогической диагностики
- Педагогическая диагностика проводится во всех возрастных группах 2 раза в год: в начале года и в конце.
- На основании полученных результатов в начале учебного года педагоги проектируют образовательную деятельность с детьми каждой возрастной группы, а также планируют индивидуальную работу по образовательным областям с теми детьми, которые требуют особой педагогической поддержки.
Педагогическая диагностика не должна предполагать специально созданных для ее проведения мероприятий , которые могут привести к нарушению режима и переутомлению детей .
Также педагогическая диагностика не предполагает жестких временных рамок , так как это противоречит сути мониторинга, возрастным особенностям воспитанников, а также содержанию ФГОС ДО.
ФГОС ДО
Фиксацию показателей в диагностических таблицах рекомендуется выражать в словесной (опосредованной) форме: сформирован, не сформирован, находится в стадии формирования.
Мы констатируем факт, не придавая данному факту субъективную интерпретацию в плане достаточности или недостаточности.
Таким образом, абсолютно меняются способы фиксации показателей, а также подход к трактовке и анализу полученных результатов.
При проведении педагогической диагностики необходимо соблюдать два основополагающих принципа:
• не присваивать критериям развития ребенка числовую характеристику;
• не сравнивать индивидуальные достижения воспитанников между собой.
КОМПЛЕКСНАЯ ДИАГНОСТИКА УРОВНЕЙ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПОД РЕДАКЦИЕЙ
М. А. ВАСИЛЬЕВОЙ, В. В. ГЕРБОВОЙ, Т. С. КОМАРОВОЙ
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Инструментарий педагогической диагностики
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание тех проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые используются для определения уровня сформированности у ребёнка того или иного параметра оценки. В период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Это возможно, когда ребёнок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определённого параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем, чтобы достичь определённой точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Вторая младшая группа.
Что изучается?
Дидактические игры, упражнения, вопросы
Уровень усвоения количественных понятий: много, мало, один, ни одного
Содержание диагностического задания
Задание: определить количество предметов на картинке. Материал: 2 набора карточек: 1) на I наклеен 1 шарик, на II - 3 шарика, на III - 6 шариков, на IV ничего не наклеено; 2) на I наклеена 1 елочка, на II - 3 елочки, на III - 6 елочек, на IV ничего не наклеено
Критерии оценки
Воспитатель кладет перед ребенком на стол первый набор карточек. Покажи карточку, на которой один шарик (много шариков, ни одного шарика, мало шариков). Аналогичные задания проводятся со вторым набором карточек
Сформирован - ребенок самостоятельно справляется с заданием. Частично сформирован - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки. Не сформирован - ребенок не справляется с заданием
ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА
ДОУ ____________________________________________
Воспитатели:_____________________________________
Дата проведения диагностики: начало года____________
конец года ____________
п/п
Ф. И. ребенка
Уровень освоения количественных понятий: много, мало, один, ни одного
н.г.
1
Уровень освоения количественных понятий: столько-сколько, поровну, используя метод наложения и приложения
…
А. Катя
к.г.
20
н.г.
н
ч
Понимание терминов, характеризующих разные оценки параметров величины (длинный - короткий и т. п.)
к.г.
итого
ч
н.г.
к.г.
Умение устанавливать отношение по величине, выстраивать упорядоченный ряд предметов
% отношении
с
ч
н.г.
ч
Знание о названиях геометрических фигур и признаках отличия одной фигуры от другой
к.г.
н
н.г.
ч
к.г.
Умение находить геометрические фигуры среди окружающих предметов похожей формы
н.г.
ч
ч
к.г.
Пространственный представления и уровень практических ориентировок в пространстве
ч
н.г.
Временные представления (части суток)
к.г.
с
н.г.
ч
к.г.
Итог
ч
н.г.
ч
с
н
ч
2
6
с
к.г.
н
0
66
ч
0
87
с
41
5
7
54
3
5
51
92
32
17
58
10