Формирование читательской грамотности на уроках английского языка
Подготовила – учитель английского языка Кузнецова Л.Ю.
В настоящее время, в век новых информационных технологий роль книги изменилась, любовь к чтению «стремительно снижается». Дети предпочитают книге телевидение, видеопродукцию, компьютер и, как результат, школьники не любят, не хотят читать.
Что мы можем сказать о значении чтения в жизни человека? Давайте вспомним цитаты великих педагогов и мыслителей о чтении.
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». - Д.Дидро
«Читать и не понимать - то же, что совсем не читать». - Ян А. Коменский
«Гораздо важнее не что мы читаем, а, как и с какой целью» - Эдмунд Бёрк
«Читается трояким образом: первое, читать и не понимать, второе, читать и понимать, третье, читать и понимать даже то, что не написано» - Яков Борисович Княжнин
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами. - В.А.Сухомлинский
«Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».- К.Д.Ушинский
Результаты проведенного международного тестирования для 15-летних школьников PIZA, которая оценивает функциональную грамотность школьников и умения применять знания на практике показали, что у российских учащихся существуют проблемы в формировании грамотности чтения.
В исследовании Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся в 2018 году основным направлением стала читательская грамотность. И, как показало это исследование, около 22%, это примерно 250 тысяч учеников 7-9 классов в России – потенциально не успешные, т.к. плохо понимают прочитанное и не могут объективно себя оценить.
Российские обучающиеся в своем большинстве:
- не умеют работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
- не умеют составлять развёрнутый ответ в виде текста, выделять и анализировать детали;
- не умеют использовать разные типы чтения: просмотровый (ознакомительный), поисковый (с ориентацией на отбор нужной информации), аналитический;
- не могут определить замысел и цели автора текста.
Поэтому обновлённый документ ФГОС говорит о необходимости формирования функциональной грамотности школьников.
Основные понятия
Что такое функциональная грамотность? Функциональная грамотность – это готовность и способность использовать постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого спектра проблем и жизненных задач в различных сферах общения, деятельности и социальных взаимоотношений. Это способность к обобщению, синтезу, интеграции и переносу знаний, умений и навыков. Функциональная грамотность важна для подготовки учеников к жизни.
Выделяются следующие направления формирования функциональной грамотности.
Математическая грамотность
Читательская грамотность
Естественнонаучная грамотность
Финансовая грамотность
Глобальные компетенции
Креативное мышление
Сегодня мы остановимся на читательской грамотности более подробно.
Сначала давайте дадим определения всем необходимым понятиям.
Чем отличается понятие «чтение» от понятия «функциональное чтение»?
Чтение – это технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.
Раньше мы связывали чтение с техникой чтения: правильность, беглость, выразительность, осознанность. Так вот читательская грамотность не связана с техникой чтения.
В процессе обучения иностранным языкам чтение выполняет две функции: чтение является целью обучения, т.е. является видом речевой деятельности (средство извлечения информации) и чтение - это средство обучения другим видам речевой деятельности.
Функциональное чтение – это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания.
Ученик, у которого сформированы компетенции функционального чтения, может «свободно использовать навыки чтения и письма для получения информации из текста - для его понимания, сжатия, преобразования и т.д., а также умеет пользоваться различными видами чтения (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Овладение этими умениями и означает «смысловое чтение», которое является фундаментом всех обозначенных в новом стандарте результатов образования.
«Читательская грамотность − способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» - определение PISA
Читательская грамотность – одно из базовых составляющих (направлений, компонентов) функциональной грамотности. Какое бы задание не получил учащийся, нужно сначала это задание ПРОЧИТАТЬ. В этом направлении работают все школы страны, подготавливая учащихся к ВПР, а выпускников к ГИА.
В
школе мы обучаем не только чтению, мы обучаем пониманию текста. Умения чтения то заключаются не только в освоении учащимися алфавита и техники чтения. Появилось новое понятие — смысловое чтение. Смысловое чтение — вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. Цель смыслового чтения на уроках английского языка - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Иными словами, это внимательное «вчитывание» в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то он сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет навыками смыслового чтения, то у него развивается устная речь, а впоследствии и письменная.
Пирамида Блума- существует 6 уровней понимания смысла текста. Российские школьники обладают лишь двумя уровнями понимания: знание и понимание.
Считается, что формировать читательскую грамотность в школе можно только на уроках русского языка и литературы. Однако, это совершенно не так. Мы развиваем читательскую грамотность на всех предметах, где встречается работа с текстом. На уроках английского языка мы часто работаем с текстами, которых в учебниках много и они разные по жанрам, сферам использования, по уровню сложности.
Важным компонентом урока английского является самостоятельная работа ученика с текстом. Раньше cчиталось, что формировать читательскую грамотность в школе можно только на уроках русского языка и литературы. Однако, это совершенно не так. Мы развиваем читательскую грамотность на всех предметах, где встречается работа с текстом. На уроках английского языка мы часто работаем с текстами разными по содержанию, формату, уровню сложности.
Большое разнообразие текстов в учебниках английского языка дают возможность учителю формировать читательскую грамотность на уроках, используя для этого разные приемы работы с текстовым материалом. И это должно быть не просто чтение и перевод, а выполнение заданий на формирование навыков функционального чтения.
Формирование читательской грамотности на уроках иностранного языка предполагает работу над развитием следующих читательских умений (компетенций, действия) у учащихся:
1. Умение находить и извлекать необходимую информацию из текста т.е. ориентация в содержании текста (поиск информации – это процесс определения места, где эта информация содержится, это также умение определять главную тему, общую цель или назначение текста; выбирать из текста или придумать заголовок; формулировать тезис, выражающий общий смысл текста; объяснять порядок частей, содержащихся в тексте; находить в тексте требуемую информацию и т.п.).
2. Умение интегрировать и интерпретировать информацию, т.е. умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы; сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера; обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов и т.п.
3. Умение, направленное на осмысление и оценку прочитанного в тексте, т.е. откликаться на содержание текста; оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; находить доводы в защиту своей точки зрения и т.п.
4. Умение использовать информацию из текста. Данная группа предполагает умение читателя применять информацию, представленную в тексте для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Для развития этих компетенций мы можем использовать следующие виды текстов:
Все тексты с точки зрения жанровой принадлежности делятся на:
1) СМИ (научно-популярные тексты, тексты с общественно-значимой тематикой, реклама);
2) бытовая, или повседневная сфера (услуги, покупки, передвижение, здоровье);
3) деловая, или официальная;
4) эстетическая, или художественная;
5) учебная.
По формату тексты делятся на: сплошные, несплошные, смешанные, составные.
Сплошные: (линейные)-состоят из предложений, объединенных в абзацы, могут быть объединены в более крупные структурные части (главы, разделы): описание, повествование, расссуждение, рассказ, стихотворение, письмо, статья из газеты, журнала, учебника, содержание фильма, спектакля, книги, отзыв, рецензия, пост блога, материалы сайтов, повествование, описание картины, человека, предмета, места, инструкция – тип текста, в котором даются указания, что, как и в какой последовательности сделать: рецепт, руководство по работе и др. Поиск информации в сплошном тексте нередко облегчен такими деталями, как размер и форма шрифтов (курсив, жирный шрифт и пр.)
К несплошным текстам (нелинейные), которые содержат особые связи информационных единиц текста и особые формальные указатели на эти связи относятся графики, диаграммы, таблицы, схемы (кластеры), географические карты, карты города, местности, план помещения, входные билеты, афиши, рекламные объявления и листовки, буклеты, расписания, в том числе расписание движения транспорта, карты сайтов, списки, объявления, каталоги, индексы, формы и др.
Смешанные (информация располагается как в сплошном, так и не в сплошном формате), т.е. соединяют черты сплошных и несплошных текстов: веб-страницы, журнальные статьи
Составные соединяют несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и является связным и законченным, но предложены в одном задании для сравнения или противопоставления: несколько сайтов разных туристических компаний, несколько обложек журналов разной направленностиа также с использованием разных ситуаций (составляющих заданий): личных (личные письма, биография), учебных (школьный учебник), общественных (официальные документы).
Соответственно мы должны учить детей:
Различать сплошные и несплошные тексты
Извлекать информацию из несплошных текстов
Трансформировать информацию из сплошного текста в несплошной и наоборот
Самостоятельно создавать несплошные тексты
Оценивать полученную информацию
Эти умения согласно PIZA считаются высшим уровнем развития читательской грамотности.
Если вы используете дополнительную литературу при отборе текстов на формирование навыков функционального чтения необходимо руководствоваться следующими критериями (требованиями):
1) Текст должен быть ученику интересен.
2) Текст должен содержать неизвестную ученику информацию. Но, при этом, актуальную для ученика.
3) Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика.
4) Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.
5) Объем текста не должен превышать норму (исходя из уровня и возраста учащихся).
6) Шрифт должен помогать ученику легко читать текст. Цветной шрифт, подчёркивания, разный размер при важности части текста.
7) Текст должен развивать кругозор.
8) Текст может быть взят из "реальной жизни"
9) Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.
10) Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста.
11) Текст должен быть структурирован. Заголовок, абзацы, прямая речь и т.д.
12) При необходимости нужно адаптировать текст.
13) В тексте иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.
14) В тексте не должно быть ошибок.
15) Содержание текста должно опираться на жизненный опыт ребенка.
При выборе или составлении заданий следует учитывать следующие требования:
1) Задания должны быть пронумерованы.
2) К каждому заданию должна быть составлена чёткая инструкция.
3) Должна быть определена четкая форма ответа или рекомендации по возможной форме.
4) Оформление текста должно быть привлекательным, но не отвлекающим внимание от текста.
5) В одном задании не должно быть более одного вопроса (где / как).
6) Шрифт должен быть легко читаемым.
7) Нельзя допускать орфографические, пунктуационные и речевые ошибки.
8) Задания должны быть разнообразны и по виду деятельности.
9) Задания должны соответствовать цели. Не давать заданий ради самих заданий, без четкого понимания, каков должен/может быть результат.
10) Задания должны быть разного уровня сложности.
Материал для составления заданий по развитию читательской грамотности следует выбирать из жизненных ситуации:
выбор товаров в Интернете;
заполнение электронных анкет, опросов, резюме;
поиск билетов на все виды транспорта;
поиск информации о работе.
экскурсия
изучение расписания движения транспорта;
работа с информацией о возможностях отдыха и развлечений;
использование сайтов со сводками погоды;
поиск кулинарных рецептов;
информации о работе
поиск информации о фильмах, книгах, музыке и тд
В примерной программе выделено 3 вида чтения:
Ознакомительное чтение (reading for the main idea) - чтение с пониманием основного содержания текста предполагает умения:
-определять тему/основную мысль, выделять главные факты/события (опуская второстепенные);
-прогнозировать содержание текста по заголовку/началу текста;
- определять логическую последовательность главных фактов, событий;
- разбивать текст на относительно самостоятельные смысловые части;
- озаглавливать текст/его отдельные части;
- игнорировать незнакомые слова, несущественные для понимания основного содержания;
- понимать интернациональные слова
Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты. Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Это вид чтения, при котором предметом внимания читающего становится весь рассказ без установки на получение определенной информации. Это чтение «для себя», без предварительной специальной установки на последующее использование или воспроизведение полученной информации. При ознакомительном чтении основная коммуникативная задача, которая стоит перед читающим, заключается в том, чтобы в результате быстрого прочтения всего текста извлечь содержащуюся в нем основную информацию, то есть выяснить, какие вопросы и каким образом решаются в тексте, что именно говорится в нем по данным вопросам. Оно требует умения различать главную и второстепенную информацию.
Поисковое чтение (reading for specific information) – это чтение с извлечением необходимой и нужной/ интересующей/ запрашиваемой информации предполагает умение
- находить прочитанном тексте и понимать запрашиваемую информацию, представленную в явной и неявной форме; - оценивать найденную информацию с точки зрения её значимости для решения коммуникативной задачи. Чтение несплошных текстов (таблиц, диаграмм, схем) и понимание представленной в них информации. Его цель – быстрое нахождение в тексте вполне определенной информации (дата, время, часы работы, имена и названия, факты, характеристики, цифровые показатели или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения и т.д.) и ее последующее использование. Задание: ответить на вопрос по тексту. В учебных условиях поисковое чтение выступает скорее как упражнение, так как поиск той или иной информации, как правило, осуществляется по указанию преподавателя. Поэтому оно обычно является сопутствующим компонентом при развитии других видов чтения.
Изучающее чтение (detail reading) предусматривает полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации и критическое ее осмысление. Такие тексты могут содержать отдельные неизученные языковые явления. В ходе чтения с полным пониманием учащиеся учатся полно и точно понимать текст на основе его информационной переработки (анализа отдельных частей текста, выборочного перевода); устанавливать причинно-следственную взаимосвязь изложенных в тексте фактов и событий, восстанавливать текст из разрозненных абзацев или путём добавления выпущенных фрагментов. Учащиеся учатся понимать главные и второстепенные факты, устанавливать логические связи в предложении и между частями текста, оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать вывод из прочитанного текста.
Его задачей является также формирование у обучаемого умения самостоятельно преодолевать затруднения в понимании иностранного текста. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту Темп изучающего чтения составляет 50 – 60 слов в минуту. Для этого вида чтения подбираются тексты, имеющие познавательную ценность, информативную значимость и представляющие наибольшую трудность для данного этапа обучения как в содержательном, так и в языковом отношении.
Просмотровое чтение предполагает получение общего представления о читаемом материале. Его целью является получение самого общего представления о теме и круге вопросов, рассматриваемых в тексте и принятие решения, о том понадобится ли эта информация ему в дальнейшем. Такое чтение имеет место при первичном ознакомлении с содержанием текста, чтобы узнать есть ли в ней интересующая читателя информация, и на этой основе принять решение – читать ее или нет. Например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы. Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов, и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста — лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.
На уроках английского языка работа чтение занимает важное место. Текст является основой для развития умений чтения. Понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
Работа с любым текстом на уроках английского языка предполагает три этапа. Основными этапами работы с текстом при формировании читательской компетенции учащихся являются:
- Предтекстовый (Pre-reading).
-Текстовый (While-reading).
- Послетекстовый (Post-reading).
1. Предтекстовый (Pre-reading)
Задачами данного этапа являются
создание мотива чтения;
развитие умения прогнозирования;
активизация фоновых знаний и снятие языковых трудностей
Можно выделить следующие группы упражнений:
Упражнения на соотнесение слова с темой
Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста
Упр в работе с заглавием текста
Упражнение в опознавании интернационализмов
1. Упражнения на соотнесение слова с темой.
- Заполните пропуски в предложении одним из указанных слов.
- Найдите и замените слова в предложении, которые не подходят по смыслу.
- В каждой группе слов найдите одно с наиболее общим значением.
- Каждой группе слов найдите одно, не принадлежащее по значению к этой группе.
- Назовите слово, с которым ассоциируются все слова данного тематического ряда.
2. Упражнения на понимание лексико-тематической основы текста.
- Прочитайте опорные слова и словосочетания текста и назовите его тему.
- Запишите ключевое слово заголовка и составьте схему, заполняя её ассоциациями.
- Взгляните на фотографию и выберите из списка слов те, которые подходят для описания ситуации, изображённой на ней.
- Ознакомьтесь с новыми словами и словосочетаниями (которые даны с переводом) и, не читая текст, скажите, о чём может идти в нём речь.
- Расположите слова и фразы, определяющие содержание текста, в последовательности происходящих событий.
3. Упражнения в работе с заглавием текста.
- Прочитайте заглавие и скажите, о чём (о ком), по-вашему, мнению, будет идти речь в тексте.
- Переведите заглавие и ответьте на вопросы:
- По какому слову заглавия можно определить, что речь идёт...?
- Какое словосочетание наводит на мысль о том, что ...?
4. Упражнение в опознавании интернационализмов.
- Найдите во второй колонке перевод к каждому слову из первой (без словаря), опираясь на графический образ слов.
- Подчеркните в данных утверждениях интернациональные слова, определите их значение в родном языке и иностранном языках.
- Распределите весь список слов на две колонки: интернационализмы и «ложные -друзья переводчика», предварительно прочитав следующие словосочетания.
2. Текстовый (While-reading) этап
Направлены на понимание текста и формирование его интерпретации у читающего, размышление во время чтения о том, что и как читает обучающийся и насколько хорошо понимает прочитанное.
На данном этапе учитель может предложить учащимся:
найти ответы на предложенные вопросы;
подтвердить правильность или ложность утверждений, либо выявить, что в тексте не упомянуто;
составить предложения по порядку;
найти соответствия;
выполнить задание на множественный выбор;
подобрать подходящий заголовок к каждому из абзацев;
догадаться о значении слова или слов по контексту, какой из предложенных переводов слова наиболее точно отражает его значение в данном контексте;
восполнить недостающую информацию
во время чтения текста заполните таблицу
3. Послетекстовый (Post-reading) этап
Необходимы для проверки понимания прочитанного и служат средством контроля формирования умений смыслового чтения и возможным использованием полученной информации в будущем.
На этом этапе учитель может предложить учащимся:
выявить новое из прочитанного текста
высказать свое мнение по поводу прочитанного;
опровергнуть утверждения или согласиться с ними;
доказать или охарактеризовать что-то;
составить план текста, выделив его основные мысли;
пересказать/кратко изложить содержание текста;
рассказать текст от лица главного героя;
вставить в текст пропущенные слова или выражения;
составить синквейн.
Одним из способов овладения читательской грамотностью является использование различных стратегий чтения. Стратегия – одинаковый способ работы с материалом при изменении самого материала. Стратегия чтения – путь и программа действий чтеца. Современный учитель должен обладать набором таких стратегий. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Право выбора остается за учителем.
Что же такое стратегии смыслового чтения? «Стратегия смыслового чтения» - это различные комбинации приемов, которые используются для восприятия графически оформленной текстовой информации и ее переработка в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
Стратегия предтекстовой деятельности предлагает упражнения на устранение смысловых и языковых трудностей, на развитие умения прогнозировать, то есть предполагать содержание текста:
- «Мозговой штурм». Какие ассоциации возникают у вас по поводу заявленной темы? Записываю все называемые ассоциации. Теперь прочитаем текст и посмотрим, адекватна ли информация, данная вами при «Мозговом штурме», тому, что мы узнали из текста.
- Глоссарий (Цель — актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста)
Мы будем читать информационный текст. Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.
-«Ориентиры предвосхищения содержания» (верно-не верно, согласен-не согласен, до-после);
Приём «Верные и неверные утверждения» Универсальный прием, способствующий актуализации знаний учащихся и активизации мыслительной деятельности. Данный прием дает возможность быстро включить детей в мыслительную деятельность и логично перейти к изучению темы урока. Стратегия формирует умение оценивать ситуацию или факты, умение анализировать информацию, умение отражать свое мнение. Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по правилу: верно – «+», не верно – «-».
8 кл модуль 8а Упр. 1 стр 26 True or false?
An “Obento” is one of the oldest food traditions in Japan
An “Obento” is not popular in Japan anymore
Obento food is shaped like flowers, animals or cartoons heroes
An “Obento” consists of fish and chips……
It doesn’t matter how an “obento” looks like
Nursery schools have their own regulations for an “obento”
All children in nursery schools are fussy eaters
It is prohibited to sail obento boxes at theatres
An “Obento” is unhealthy food like junk food…
10 Japanese mothers take great pride in creating “school-bentos” for their kids
- Приём «Верите ли вы…». Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме. Проводится в начале урока, после сообщения темы.
- «Предваряющие вопросы» (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте)
- Ассоциативный ряд
- Семантическая карта (mind-mapping) Составление карты памяти, основанный на представление основных понятий обсуждаемой в тексте темы или проблемы в графически упорядоченном и логически связанном виде.
- Прием постановки вопросов (motivating questions), которые фокусируют внимание учащихся на проблеме, поднятой в тексте, позволяют усилить их мотивацию к работе над текстом.
- Присвоение имени (labeling) анализируемому тексту
- На предтекстовом этапе так же осуществляется введение новой лексики к тексту.
- «Соревнуемся с писателем». Яркие, детальные иллюстрации каждой части сказки, представленной в учебнике, позволяют учителю успешно использовать эту стратегию. Дети предполагают, что дальше произойдет в сказке, опираясь только на иллюстрацию.
- Прогнозирование содержания текста по иллюстрациям. организация текстов и заданий к ним в учебниках Spotlight позволяет учителю использовать разные стратегии предтекстовой деятельности. УМК «Spotlight» предлагает упражнения прогнозирования по портрету, картинке, заголовку текста.
Ключевые слова Так же я часто использую в своей работе прогнозирование по ключевым слова.
Стратегии текстовой деятельности предполагают достижение понимания текста на уровне содержания, включают задания, которые учащиеся выполняют непосредственно во время чтения. Этот этап самый продолжительный по времени, он может включать несколько заданий, позволяющих провести проверку прочитанного. Учащиеся проводят анализ текста, называют основные проблемы, затронутые в тексте, поясняют главную мысль текста своими словами, выделяют ключевые слова, ведут поиск ответов на вопросы, поставленные в первой части, делят текст на смысловые куски, устанавливают связи между частями текста, выполняют упражнения на подбор соответствия, готовят план пересказа текста и т.д.
На данном этапе можно использовать ряд эффективных приемов:
«Чтение про себя с пометками». Приём «Insert» - умение систематизировать и анализировать информацию. Расшифровывается с английского как I –interactive, N –noting, S –system, E – effective, R –reading and, T –thinking- самоактивирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления. Цель: формирование умений читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму. Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки:
v (зелёный) - этим знаком помечается информация, которая уже известна ученикам;
- (синий) – помечается то, что противоречит их представлению;
+ (красный) – помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
? (жёлтый) ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать побольше.
Алгоритм действий учащихся - инструкции с использованием разных знаков и символов.
1.Чтение индивидуальное. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал; + – новое; – – думал иначе; ? – не понял, есть вопросы. | 2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал. V – for information which is not new for you; + – for new information; ? – for information you didn’t understand, you have questions. | 3: Анализируем, используя фразы; While analyzing the information from the text use the following phrases: V – I knew that….. + – it is new for me that…. ? – I don’t understand…; I don’t know why, how…. |
T: What information was not new for you?
T: What new information have you learned?
T: What information you don’t understand?
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
1.I knew that stress is typical of modern life. 2.I knew that there are some changes in people’s body because of stress. 3.I knew that people can have headache because of stress. | 1.It is new for me that many teenagers are under stress nowadays. 2.It is new for me that not all stress is bad. 3.It is new for me that a little stress can keep you on your toes. | 1.I don’t understand how people can cope with stress. 2.I don’t know how people can control their feelings. 3.I don’t quite understand how I can deal with my negative emotions. | |
Делают краткие записи, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос. Этот приём «Инсерт» способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Прием «Инсерт» – это маркировка текста по мере его чтения. Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.
- «Чтение в кружок» (попеременное чтение»). Цель: проверка понимания читаемого вслух текста (текст один на всех). Чтение текста проходит по очереди по абзацам. Задача ученика — читать с пониманием, задача слушающих — задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст. После каждого прочитанного абзаца слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ неверен или неточен, другие ученики его поправляют. У учащихся есть только одна копия текста, которую они передают друг другу и читают текст по абзацам.
-Учитель задаёт вопросы по содержанию первого абзаца, слушающие отвечают, поправляют.
-После чтения второго абзаца - учитель говорит предложения на русском, учащиеся подбирают русские эквиваленты.
-Третий абзац- ученики задают вопросы учителю.
Прием «Узелки на память» составление схем - опор
Название________
Автор_______
Жанр________
Герои произведения_________
Время и место действия________
Сюжет:
Начало событий_________
События в логической последовательности____
Кульминационное событие ________
Проблема и ее решение___________ __________
Концовка________
Эмоции и чувства_____
Рекомендации______
Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы. Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока . А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту и т. д. «Тонкие» вопросы — вопросы, требующие простого, односложного
ответа; «толстые» вопросы — вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните, почему….? Почему вы думаете….? Предположите, что будет если…? В чём различие…? Почему вы считаете….? | Кто…? Что…? Когда…? Может…? Мог ли…? Было ли…? Будет…? Согласны ли вы…? Верно ли…? |
Компрессия текста (Составить план в вопросах и ключевые слова для ответов)
«Преобразование текста в таблицу»
Author | Place and date of birth | Famous book(s) | Character (s) | Plot of the book |
Agatha Christie | | | | |
Sir Arthur Conan Doyle | | | | |
Jules Verne | | | | |
Прием «Чтение с пометками» Прочитай текст и отметь предложения, где идёт об этом речь.
-об имени британской писательницы ;
-где и когда она родилась;
-где и когда она умерла;
-каково ее прозвище;
- в каком жанре писала;
- чем была знаменита;
- каких персонажей она создала
- каковы их характерные особенности
Agatha Christie born: 15.09.1890 Devon, England died: 12.01.1976 name: is called the queen of the crime genre: detective stories famous for 60 crime novels bring sb fame characters: Ms. Marple, Hercule Poirot fictional character, special features: solve crimes, love gossip and knitting, be famous for his neat appearance, obsession with order, extraordinary power of observation | |
Логическая цепочка После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Мозаика. Реконструкция текста: Ученикам предлагается составить из слов предложение, восстановить деформированный текст (расставить предложения в нужной последовательности)
«Подбери заголовок»
Ассоциативные схемы:
Интеллект-карта (диаграмма связей, карта мыслей (англ. Mind map) или ассоциативная карта) — способ изображения процесса системного мышления с помощью схем.
Кластер – это графический прием систематизации материала. В центре рисуется овал, в котором записывается тема урока, вокруг располагаются крупные смысловые единицы, определяющие суть главного слова
Языковеды Варианты заданий:
Выписать слова и выражения, которые отражают основную мысль раздела.
Передать основное содержание одним предложением.
Выписать ключевые слова для перевода.
Выписать из прочитанного раздела, например, глаголы, называющие разные способы передвижения, синонимы к глаголам.
Описать рисунки к тексту и высказать свое мнение о нем.
Оценить поступки героев со своей точки зрения.
Предложить различные варианты развития событий.
Передать содержание текста от имени разных персонажей.
Прослушать отрывок текста и сказать, о чем или о ком идет речь, кто из героев сказал эти слова.
Инсценировать отрывок текста
- «Чтение про себя с вопросами». Цель: формирование умений вдумчивого чтения.
Ученик самостоятельно читает текст, фиксируя по ходу чтения вопросы, которые он задал бы автору, ведет своеобразный «диалог с автором».
- «Распиленное чтение». (обмен информацией)
- Предваряющие вопросы. Предваряющие вопросы должны отвечать ряду требований:
- они строятся на базе активно усвоенной лексики и грамматических структур, не использованных в тексте в таком виде;
- ответ на предваряющий вопрос должен отражать основное содержание соответствующей части текста и не должен сводиться к какому – либо одному предложению из текста;
- вместе взятые вопросы должны представлять собой адаптированную интерпретацию текста.
- Прием денотативного анализа текста – это один из самых эффективных приемов на этапе чтения текста, который позволяет активизировать процессы осмысления, запоминания и усвоения текстовой информации. В первую очередь нужно определить основную мысль всего текста, затем основные мысли каждого абзаца, для этого учащиеся ищут ключевые слова и фразы, подтверждающие мысли абзацев и выписывают их, обсуждают с одноклассниками.
Чтение с остановками (Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения. Учитель предлагает работать с текстом в следующем ключе: "Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка Приведем пример работы с текстом из учебника Starlight 4 с использованием стратегии «Чтение с остановками». Ученик читает текст. Учитель останавливает его после определенных моментов и задает всем ребятам несколько вопросов на понимание прочитанного, и один на прогнозирование событий.
Starlight 4, часть 1, стр. 14. The Stone flower, 1 часть:
This is a village in the Ural Mountains, a long time ago. Prokopych is a famous craftsman. He makes jewellery and he is the best craftsman in the Urals.
Where is the village?
Who is Prokopych?
What does he make?
How do you think, what does he use to make his jewellery?
He uses malachite, a beautiful green stone, to make his jewellery. The people of the village want Prokopych to teach some of the village boys how to make jewellery, but none of them have the talent.
“I’m sorry,” Prokopych says. “I cannot teach these boys. They haven’t got the talent. I need a boy. Who understands what beauty is!”
What can you say about malachite? What colour is it?
What do people of the village want?
How do you think, is there a boy in the village who has a talent?
Целью стратегий послетекстового этапа является применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую деятельность. Выражаясь более понятно скажем, что цель послетекстового этапа – это достижение понимания текста на уровне смысла и контроль понимания того, что ученики прочитали. На послетекстовом этапе происходит информационная переработка текста с целью ее присвоения. На этом этапе происходит соединение чтения с продуктивными коммуникативными умениями, а именно говорением и письмом. Учащиеся применяют полученные в ходе чтения знания в различных речевых ситуациях. Послетекстовые упражнения предназначены для проверки понимания прочитанного. Послетекстовая деятельность в основном реализована в работе с вопросами различных видов. УМК Spotlight предлагает различные творческие задания (письма, сочинения, ролевые игры, дебаты). Для контроля понимания чтения используются такие упражнения, как: составление резюме текста; тестовое задание, перевод текста, упражнения на выбор верного или неверного утверждения, следует ответить на вопросы, опираясь и на личный опыт, и на информацию, полученную из текста, эффективно вернуться к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, большим вкладом в лексический запас является работа по надстраиванию кластеров.
Стратегии послетекстовой деятельности:
Вопросы после текста «Множественный выбор»
Задание на соотнесения (между вопросом и утверждением; словом или части текста с картинкой….)
8 кл модуль 2 Упр. 3b стр. 26 Ways of cooking
Matching “Ways of cooking” 1 Bake 2Boil 3 Roast 4Fry 5 Grill
a)
b)
c)
d)
e)
Маtch the definition to the notion
Boiled Scrambled Pickled Poached Roast Fried Mashed Steamed | cook meat or vegetables in an oven or over a fire cook food with steam preserved in vinegar or salt water cooked in hot oil be cooked in water that is boiling mix together the white and yellow parts of an egg and cook it crush something, especially food cook an egg without its shell in water that is boiling gently |
«Верно, неверно, нет информации»
Соотнесение начала и конца предложения (соедини начало предложения с концом, заполни таблицу)
«Люкентекст» ( текст с пропусками )
Восстановление деформированного текста (перепутаны фрагменты текста, или последовательность предложений)
Прием «Учимся задавать вопросы разных типов» - Ромашка Блума (шесть лепестков-шесть типов вопросов) один из основных приемов осмысления информации через постановку вопросов к тексту и поиска ответов на них. Классификация вопросов Б.Блума для осмысления текста:
- простые (Кто? Когда? Где? Как? Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию. Ответом на них должно быть краткое и точное воспроизведение содержащейся в тексте информации. Например: «Как звали главного героя?»)
- уточняющие (Выводят на уровень понимания текста. Это провокационные вопросы, требующие ответов «да» - «нет» и проверяющие подлинность текстовой информации.Обычно они начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что…?», «Если я правильно понял, то…?», «Правильно ли я понял…»?, «Правда ли, что …?». Представляют собеседнику обратную связь относительно того, что он только что сказал. Такие вопросы вносят ощутимый вклад в формирование навыка ведения дискуссии. Важно научить задавать их без негативной окраски.
- практические (Они направлены на установление взаимосвязи между теорией и практикой: «Как бы вы поступили на месте героя?», «Как можно применить..?», « Что можно сделать из..?»)
- объясняющие (интерпретационные) (Обычно начинаются со слова «почему». Они направлены на установление причинно-следственных связей. Используются для анализа текстовой информации. Важно, чтобы ответа на такой вопрос не содержалось в тексте в готовом виде.)
оценочные (Они направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов: «Как вы относитесь…? «Что лучше…?», «Правильно ли поступил…?» «Почему что-то хорошо, а что-то плохо?», «Чем один герой отличается от другого?);
- творческие В вопросе есть частица «бы» или будущее время, а формулировка содержит элемент прогноза, фантазии или предположения: «Что бы изменилось, если бы…?», «Что бы произошло, если…», «Как вы думаете, как будут развиваться события дальше?».
Синквейн Цель: развитие умений учащихся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. Учитель предлагает написать сенкан по ключевому слову поработанного текста. Сенкан – «белый стих», слоган из пяти строк (от фр. Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура синквейна:
1. Существительное (тема).
2. Два прилагательных (описание).
3. Три глагола (действие).
4. Фраза из четырех слов (описание).
5. Существительное (перефразировка темы)
Сводные таблицы (позволяет обобщить и систематизировать информацию).
Взаимовопросы
Проверочный лист;
Изменение перспективы (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц);
Составление графических опор для пересказа или дальнейшей работы с текстом
Прием «Рыбная кость» (Fishbone Diagram) Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связывающим звеном выступает основная кость. Голова – это проблема, вопрос, тема, которые подлежат анализу, сравнению, обсуждению. На верхних косточках фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме. Нижние косточки – факты, суть понятий. Хвост – ответ на представленный вопрос, выводы, обобщения. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.
Приём «Незаконченное предложение» Это предложения, закончив которые можно составить рассказ. My family. 4 класс
I have …
His (Her) name is …
She (He) is … .-age
She (He) is …. –job
She (He) works … .
She (He) wears… doesn’t wear …
She (He) is … She (He) has got… appearance
… likes ___ ing
I like my… because he (she) is…
Прием «Ментальная карта» (Mind Map) 8 класс модуль 2а Tasty traditions
Дискуссия
Ролевая игра
Творческие задания
- Сделай рисунок к тексту;
- Придумай концовку текста;
- «Преобразование» (сделать из интервью сообщение, из монолога диалог или полилог, из письма телеграмму)
- Разыграть по ролям (исходный текст в виде диалога)
- Что будет, если..?
- Изменение перспективы» (ученик пересказывает текст с позиции действующих лиц )
- Написать отзыв, письмо, эссе,
- Составить развернутый план
На этапе дискуссии используются следующие задания: распределите данные вопросы в последовательности, которая соответствует содержанию текста и ответьте на них; скажите какую цель ставил перед собой автор текста, скажите совпадает ли точка зрения автора по обсуждаемому в тексте вопросу с вашей, что было особенно интересно для вас узнать из текста и почему и т.д. используя материал текста, ответьте на вопросы;
расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;
используя факты из текста, расскажите о …;
перескажите текст, используя план и выписанные словосочетания;
охарактеризуйте персонажей (время действия) своими словами;
выразите свое отношение к прочитанному;
прочтите про себя текст и выделите то новое, что вы узнали из него;
составьте аннотацию к тексту.
Проверочный текст
«Краткий пересказ»
1.Названа основная мысль текста да-нет
2.Названы главные мысли текста и основные детали (ключевые слова) да-нет
3.Присутствует логико- смысловая структура текста (части правильно следуют друг за другом) да- нет
4.Имеются необходимые средства связи, объединяющие главные мысли текста (абзацы связаны между собой) да-нет
5. Содержание изложено своими словами с сохранением лексических единиц автора да-нет
Приём кластер («гроздь») - это выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. «Грозди» — графический прием систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т. е. располагаются в определенном порядке.
Применение данных стратегий и приемов позволяет эффективнее сформировать и развить читательскую грамотность, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках важно не столько техника чтения, сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать, выделять нужную информацию, составлять текст самостоятельно, доказывать свою точку зрения, выдвигать аргументы, оценивать информацию.
Закончить своё выступление я хотела бы словами «Мы учимся не для школы, а для жизни», и обладая умениями читательской грамотности, выпускник сможет извлекать нужную информацию и применять ее для решения практических задач в различных сферах жизни для взаимодействия с обществом. И как итог - выпускник востребован в жизни.