СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление "Формирование математической и финансовой грамотности на уроках английского языка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление предлагает приёмы и методы для формирования математической и финансовой грамотности на уроках английского языка в 5-9 классах.

Просмотр содержимого документа
«Выступление "Формирование математической и финансовой грамотности на уроках английского языка"»

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции учащихся

в области математической и финансовой грамотности.

Кузнецова Л.Ю.

Мой мастер класс включает:

  1. теоретический материал

  2. анализ метод и учебной литературы по данной проблеме;

  3. формы, методы и приемы обучения

  4. Рефлексия

Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования выделяет задачу «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования «достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе по разным направлениям», т. е. требования стандарта таковы, что наряду с традиционным понятием «грамотность», появилось понятие «функциональная грамотность».

Как определяют термин «функциональная грамотность»?

Функциональная грамотность рассматривается, как способность использовать все постоянно приобретаемые в жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Также есть другая трактовка этого понятия. Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.)

Функционально грамотная личность – это человек, ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами.

Цель обучения функциональной грамотности на уроках иностранного языка – это формирование , развитие и совершенствование иноязычной компетенции, т.е. способности и готовности школьников использовать язык для решения коммуникативных задач. Основная задача обучения иностранным языкам - развитие у учащихся речевых навыков: чтения, письма, монологической и диалогической речи и языковых: лексика, грамматика, пунктуация и орфография.

Longman Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics дает следующее объяснение понятия «грамотность»: literacy — 1) the ability to read and write in a language. The inability to read or write is known as illiteracy. 2) Functional literacy refers to the ability to use reading and writing skills sufficiently well for the purposes and activities which normally require literacy in adult life.

Современное понятие «функциональная грамотность» связано с проведением Международного тестирования PISA, включает в себя ряд «грамотностей», овладеть которыми должны наши школьники по достижении 15-ти летнего возраста. (PISA - Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся - Programme for International Student Assessment). Национальным центром проведения исследования PISA в Российской Федерации является ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования».

Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
математическая грамотность;

читательская грамотность;

естественнонаучная грамотность;

финансовая грамотность;

глобальные компетенции;

креативное мышление.

Математическая и финансовая грамотность являются основными направлениями в исследовании PISA. О них мы и будем говорить сегодня. Исследование PISA показывают, что российские учащиеся имеют невысокие результаты по математической грамотности. Результаты данного исследования для России выглядят печально: 2018 год — из 78 стран Россия заняла 27 место. Это говорит о том, что наша система обучения не формирует у учащихся умения выходить за пределы учебных ситуаций, она лишь дает определенную базу знаний. Президент поставил задачу, чтобы наша страна вошла в 10 лучших стран мира по всем направлениям функциональной грамотности.

Математическая грамотность – это способность человека проводить математические рассуждения, мыслить математически и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира.

Математическая грамотность включает в себя понятия, процедуры и факты, а также инструменты для описания, объяснения и предсказания явлений. Она помогает людям понять роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения, которые должны принимать конструктивные, активные и размышляющие граждане в XXI веке.

Формирование математической грамотности - сложный, многосторонний, длительный процесс Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая различные современные образовательные технологии. Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека. К ним отнесены: знания чисел, счета, решение простых задач, знание геометрических фигур, умение читать и интерпретировать количественную информацию, представленную в различной форме (в форме таблиц, диаграмм, графиков реальных зависимостей), использование масштаба, использование статистических показателей для характеристики реальных явлений и процессов, действия с процентами, умение выполнять действия с различными единицами измерения (длины, массы, времени, скорости). Эти математические умения должны используются для решения практических задач в различных контекстах.

Проанализировав задания из учебников УМК “ Английский в фокусе” 2 – 11 классы, можно найти много примеров, как можно сформировать математическую (особенно в начальной школе) и финансовую грамотность на уроках английского языка.

Планируемые результаты 2-4 классы Учащиеся:

- будут иметь представление о системе чисел английского языка, будет знать сферу применения числительных, научатся употреблять в речи количественные и порядковые числительные,

- научатся считать, решать примеры;

- будут уметь составлять список покупок в соответствии с имеющейся суммой;

- будут иметь представление о ценах, расходах и доходах;

- научится составлять меню, с учетом стоимости продуктов,

- научатся покупать подарки и вести диалог «В магазине»

- научатся указывать время

- научатся называть форму предмета

Содержание учебного материала:

числительный (numerals),

слова «плюс», «минус», «равно». (“plus”, “minus”, “is/equal”),

продукты питания (shopping list),

название продуктов питания (food, fruit, drinks),

валюта страны изучаемого языка (pounds, pence),

подарки с ценой (presents, toys),

открытки, приглашения (cards, invitations).

время

геометрические фигуры

Практические работы:

ответы на вопросы

составление микродиалогов и монологических высказываний

ролевая игра с применением новой лексики

написание пригласительной/поздравительной открытки с указанием даты, времени, номера дома.

планирование и обсуждение бюджета и меню.

выполнение мини-проектов


Формирование математической грамотности на уроках английского языка проходит на разных этапах обучения и начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12 и могут посчитать предметы.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся типа: «Послушай и укажи на нужную цифру» 

Также можно попросить обучающихся рассказать о своих родственниках, питомцах, о том, сколько предметов находится на столах в классе и т.д.

Name the numbers (Point to the number)

Name the numbers in the logical order (match):

(на отработку правописания) Write the numbers:

После ознакомления с математическими знаками “plus”, “minus”, “is”, “equal” обучающиеся могут выполнять примеры на сложение и вычитание. Знание числительных помогает им назвать возраст героев учебника, своих родственников и друзей, а также, рассказывая о себе, они могут назвать свой возраст и класс обучения, назвать цену одного товара и покупки в целом, составлять диалоги о посещении магазина и покупке продуктов, т.е. знают и применяют.

Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.

Count and say.

1+8 = ….. (one plus eight is nine)

9+11 = …. (nine plus eleven is twenty)

В 4 классе ученики получают навыки сравнения разных вещей, понимают и называют время. Они решают вопросы о том, во сколько нужно выходить из дома, чтобы не опоздать в школу или во сколько необходимо садиться за уроки, чтобы успеть выполнить все задания, и в какое время необходимо ложиться спать. Помогают фразы at 7 o’clock? at half past 7, at quarter past (to) 7.

Порядковые числительные помогают назвать порядок дней недели, месяцев года, букв алфавита, класс обучения, этаж проживания, день рождения, сегодняшнюю дату, дату праздника, спортивные результаты участников и распределении мест между ними. При постановке такой типовой задачи как: произвести простые вычисления на иностранном языке, составить сообщение или диалог о посещении каких-либо событий (покупка товаров в магазине, описать спортивное соревнование, концерт, составить рассказ о посещении кафе, стоимости и оплате блюд, билетов и др.) необходимы простые математические навыки.

При этом необходимо, чтобы задания были связаны с ситуациями реальной жизни, т.к. конечной целью формирования навыков является их применение ребенком в ежедневных ситуациях.

Пример из учебников 2 - 4 классов.

Подсчет предметов: «Ты гостишь у своей бабушки в деревни. Скажи своему английскому другу Тому, сколько домашних животных есть у твоей бабушки.» (школьных принадлежностей)

- Look at the pictures and count the birds. Ex: Two ducks and two cocks are four birds.

- Count pupils in the classroom (girls, boys, books, desks, windows, flowers)

Listen, read, count, do sums

Формирование математической грамотности Данное упражнение предлагается в учебнике «Spotlight» за 6 класс. Здесь необходимо нарисовать карту в масштабе, изучив упражнения 1 и 2.

Порядковые числительные: изучить правило, отработка в разных структурах:

Отработка вопроса Как часто ты…? в виде игры с кубиком: Throw the dice two times. How often do you play football?

Dates In British English days come first; in American English months come first.

British English

American English

20/05/1981- the twentieth of May, 1981

22-05-1986- the twenty-second of May, 1986

05/20/1981- May the twentieth, 1981

05-22-1986 - May the twenty-second, 1986

Для того чтобы ученики начальной школы могли как можно лучше и быстрее усвоить полученные знания, применяются различные игры, например, «Бинго», лото, договорки, песни, стихи, короткие рассказы с пропущенными числами и т.д.

Примеры существующих приемов. Как включить элементы математики в урок английского языка? Можно взять на вооружение несколько приемов:

Сравнение чисел: Before and after. Write the numbers that come before and after.

И гра «I spy with my little eye» - Зоркий глаз Count , say and write. (вместо фруктов можно взять картинки с любой лексикой, будь то школьные принадлежности, предметы одежды и т.д. )








Речевая зарядка.

Договорки. Заверши фразу:

Посчитать хочу я вам:
Вот одна овечка, one.

К ней шагают по мосту
Сразу две овечки, two.

Сколько стало? Посмотри.
Три теперь овечки, three.

Вон еще недалеко.
Их уже — четыреfour.

К ним спешит овечка вплавь —
Стало пять овечек, five.

Вдруг, откуда не возьмись
Еще овечка — шесть их, six.

Это кто за стогом сена?
Семь уже овечек, seven.

Стал считать я их скорей —
Получилось восемьeight.

Но на двор явились к нам
Почему-то девятьnine.

Я считал их целый день,
Оказалось десять, ten.

Ну а ты, хочу я знать,
Сможешь всех пересчитать

Рифмование HOW OLD ARE THEY?

This is Lew. He is … two

This is Joe. He os … four.

This is Guy. He is …  five.

This is Kevin. He is …. seven.

This is Kate. She is … eight.

This is Caroline. She is … nine.

This is Pen. She is …. ten.

This is Evan. He is… eleven

Стишки: How many days are there in different months:

Thirty days has September,

April, June and November.

February has twenty-eight alone.

All the rest have thirty-one,

But leap year coming once in four,

Gives February one day more.


Песенки: Hot cross buns,

  Hot cross buns.

  One a penny

  Two a penny.

  Hot cross buns.

  If you have no daughters

  Give them to your sons.

  One a penny

  Two a penny

  Hot cross buns.


Пословицы о числительных

”One man – no man”
”To kill two birds with one stone”
”Two heads are better than one”
”Two is company, three is none”
”Custom is a second nature”


Игра «Бинго». Раздать карточки 9на 9, разделенные на 9 квадратов. Уч-ся по собственному желанию заполняют пустые квадратики числами от 1-10 (следующий раз от 10-20). Написать на доске 1-10. Хором их повторить. Потом учитель медленно называет эти числа в разброд, а они вычеркивают число, когда его слышат. Кто первый зачеркнет все числа, тот кричит «Bingo». Он победитель, их может быть два. Cross out the number, when you hear it. When you cross out all numbers on your card, you are the winner.

3

8

2

7

5

4

9

1

6

Письмо с пропущенными числами Fill in the missing numbers: 7, 33, 34, 14, 2, 68

Dear Ann,

My name is Tom. I’m __. I have got a small family. My mother is__. My father is__. I have got a big sister. She is__. My pet is__. We have got a small house. Its number __.

What about you.

Bye,

Tom

Потом проверить и показать слайд с числительными.


Fill in the missing numbers: 8, 32, 35, 2, 12, 14, 57, 1, 49

Dear Tom,

My name is Ann. I’m_. I have got a big family. My mother is__. My father is__. I have got _big brothers. They are _ and _. I have got a grandmother. She is _. My pet is__. We have got a big house. Its number __.

What about you.

Bye,

Tom

Т екст для аудирования с числительными

https://www.liveworksheets.com/worksheets/en/English_as_a_Second_Language_(ESL)/Numbers_1-20/Numbers_poem_cq1789083gb
















Геометрические фигуры

1) Если вы на уроке любите заниматься творчеством и созданием различных аппликаций, открыток и поделок, то вам представляется отличная возможность изучать геометрические фигуры:

一 введите названия геометрических фигур, чтобы дети достаточно хорошо знали названия;
一 покажите, как будет выглядеть готовая поделка и попросите выбрать, какие фигуры и какого цвета нужно будет вырезать, чтобы изготовить такую поделку;
一 когда поделка будет полностью готова, попросите детей посчитать, сколько треугольников, прямоугольников и кругов они использовали.

Shape Hunt. What objects in the classroom look like a circle, square, rectangle, triangle, oval, pentagon (группируют)

Тема «My house» дает возможность изучать различные геометрические фигуры и учиться их чертить. Ученикам можно предложить следующие задания:

一 Look at the furniture. Match the furniture and the geometric figure;
一 Draw a rectangle for the plan of your room. Draw the plan of your room using a triangle, a circle, a rectangle.


WALL UNIT


TV

window


door



table


arm

chair



arm

chair



mmmmmmp


sofa




Нарисовать стрелки часов:

Время

Работу над закреплением времени можно провести в следующей последовательности: (циферблат)

а) позволить двигать стрелками на каждые 5 минут, чтобы прочувствовать, как двигается время;

б) предложить детям в качестве подготовительной работы решать примеры такого типа:

1 min + 4 min = ____ min
25 min — 5 min = _____ min


в) далее идут такие задачи:
15 min + 15 min = _____ min = _______ an hour
60 min = ______ hour
60 min + 30 min = ______ min = ___ hour _____ min

Для изучения времени можно использовать интерактивные часы -  https://www.roomrecess.com/Tools/InteractiveClock/play.html , на которых дети могут самостоятельно двигать стрелки.

Игра «Крестики-нолики» На доске прикреплены флэш карты с числительными от 10 до 50. Класс делится на 2 команды. Одна команда «Крестики», а другая «Нолики». По очереди из каждой команды учащиеся выходят к доске, переворачивают флэш-карту и называют числительное. Если числительное названо правильно, то учащийся снимает флэш-карту, и рисует крестик или нолик. Если числительное названо неверно, то флэш-карта остаётся на месте. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество крестиков или ноликов.

Игра в мяч (повтор счёта от 11 до 20) Учитель бросает мяч и называет числительное на русском языке, учащийся возвращает мяч называя числительное на английском языке.

Таким образом, изучив содержащиеся задания в учебниках и рабочих тетрадях, мы приходим к выводу, что они содержат множество заданий, позволяющих развить математическую грамотность на уроках английского языка, формируют навыки их практического применения, если заданий будет недостаточно, то учитель всегда может добавить свои находки.

Вывод: Английский и математика могут дружить. Главное — учащиеся будут развивать математическую грамотность посредством иностранного языка.


Worksheets
































На уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности, но сейчас подробнее о формировании финансовой грамотности.

Финансовая грамотность - способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам), грамотно их приумножать; знание ключевых финансовых понятий, умения использовать их на практике, умения, позволяющее достичь финансового благополучия.

Кто же тогда такой «функционально-грамотный человек»?

А. А. Леонтьев определяет это понятие следующим образом: «Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Финансово-грамотный человек обладает определенными характеристиками:

-У него всё под контролем — ведёт учёт собственных доходов и расходов, строит краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование.

-Этот человек тратит меньше, чем зарабатывает, не берет кредиты, формирует сбережения. Оставляет с каждой зарплаты как минимум 10% .

-Он ориентируется в мире финансов: следит за ситуацией на финансовых рынках, разбирается в особенностях различных финансовых продуктов и услуг; проверяет надёжность финансовых организаций, чтобы не потерять деньги; знает и использует свои права и способы их защиты в сфере финансов.

-У него есть собственный резервный фонд.

-Этот человек грамотно делает пенсионные накопления.

Недостаток финансовых знаний у населения приводит к неэффективному распределению личных сбережений, увеличению финансовых злоупотреблений, к накоплению избыточных кредитов, которые впоследствии очень сложно погасить, и многим другим серьезным проблемам. Соответственно, полученные на занятиях знания в сфере финансов, научат школьников уважать деньги и правильно ими пользоваться, понимать свои реальные потребности и отличать их от сиюминутных желаний, возникающих под влиянием рекламы, задумываться об инвестициях, помогут свести к минимуму количество ошибок, связанных, в частности, с распределением денежных средств по мере взросления и приобретения самостоятельности и составят основу финансовой безопасности и благополучия в будущем.

В 21 веке без этих навыков не прожить. Как же формировать финансовую грамотность на уроках английского языка в школе? Потенциал такого учебного предмета, как «иностранный язык», в решении данной задачи огромен, ведь он, как говорила И.А. Зимняя, “беспредметен” — он изучается как средство общения, а тематика и ситуации для речи привносятся извне.

Таким образом, английский язык как школьный предмет вносит свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся. С элементами финансовой грамотности мы сталкиваемся буквально с первых шагов обучения иностранному языку. Для достижения этой цели на уроках английского языка, следует использовать весь спектр методов обучения: деятельностные, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, творческие ( создание постеров и презентаций), рефлексивные, устный опрос и др.

Данные методы подразумевают индивидуальную, парную, групповую, коллективную форму работы с учащимися с учетом их возрастных особенностей и включают разные приемы: cчет 1-1000, решение примеров, вопросы, тесты, практические задания, игры, эссе, проблемные ситуации, несложные кейсы, мини-исследования, проекты,   викторины, решение практических задач, решение кроссвордов и анаграмм, графическая работа: построение схем и диаграмм связей, постеры, презентации. В ходе обучения у учащихся формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, диаграммами, а также навыки поиска, анализа и представления важной/необходимой информации, критического мышления, умения вести дискуссию и публичные выступления.

Основы преподавания финансовой грамотности в рамках предмета «Английский язык» такие же, как и для преподавания других школьных предметов. Элементы финансовой грамотности входят в программу начальной, основной и старшей школы. В ходе чтения текстов, прослушивания аудиоматериалов, обсуждения, ролевых игр учащиеся могут осваивать базовую финансовую терминологию и расширять свои представления о финансовой стороне жизни по разным темам: деньги и валюта разных стран, история возникновения денег, функции денег, планирование личного бюджета и бюджета семьи, необходимые траты, доходы и расходы, соотношение цены и качества, накопление денег для определенных целей, сбережения, стоимость покупок, способы оплаты, способы заработать деньги и экономить, экономические проблемы семьи, финансовые институты. Темы могут быть одинаковыми в каждом классе, а материал и образовательные технологии должны варьироваться с учетом возрастных, психологических, социальных и индивидуальных особенностей школьников, но познакомить учащихся с такими понятиями, как, «деньги» и «семейный бюджет», осветить такие темы, как личные финансы, сбережения, механизмы взаимодействия семьи и государства и др. вполне реальная задача, которая может быть успешно решена учителем английского языка в классе.

В рамках предмета «Английский язык» учащиеся могут выявить и проанализировать информацию в финансовой контексте, оценить финансовые проблемы, понять их и применить финансовые знания. На уроках мы изучаем финансы и операции с ними в различных контекстах «Образование и работа», «Дом и семья», «Карманные деньги. Личные траты, досуг, отдых, путешествия», «Общество и гражданин», «Игрушки», «День рождения», «Продукты». Учащиеся составляют список покупок, меняют его, анализируют покупки, На уроках мы знакомим учащихся с валютой разных стран (мини-проекты), а позднее учащиеся знакомятся с историей валюты, играем в ролевые игры на темы «Магазин», «Ресторан», «Путешествия», «Номер в отеле», «Карманные деньги.» Разыгрывая поход в кафе или ресторан, мы изучаем разные способы оплаты (карта, наличные), цены на блюда в меню, разные виды кафе и ресторанов, способы заработать карманные деньги (доставка газет, выполнение домашних обязанностей). ». В устной форме учащиеся рассуждают о финансах, основываясь на личном опыте.

Работая с картинками монет и банкнот, учатся легко определять их ценность. 

Образец : This a coin in 50 kopecks. This is a banknote in 50 rubles.

Now we can use banknotes worth 50, 100, 500, 1000, 2 000, 5000 rubles. You can see them. We don’t use banknotes in 10 rubles? they are mostly used in coins now.

Еще одно задание, нацеленное на творческий поиск – это выполнение проектной работы связанной с российскими банкнотами – предлагается узнать (в Сети интернет) о городах, изображенных на купюрах различного номинала. Также можно поговорить в рамках данного задания и о монетах. Дети погружаются в изучение вопроса, узнают о географии собственной страны, ее достопримечательностях, исторических личностях и событиях.Do you know what cities are on Russian banknotes.

На уроках в 4, 5, 6. 8 классе учащиеся знакомятся с денежными единицами Соединенного Королевства: в 5 классе Extensive reading «Британские монеты», в 8 классе Across the curriculum Maths «Британские банкноты» Учащиеся знают денежные единицы страны изучаемого языка: банкноты - 5 фунтов, 10, 20, 50, монеты - 1 фунт, 2 фунта. В обращении имеются монеты 1, 2, 5, 10, 20 и 50 пенсов.

И зучив английские и американские деньги, уч-ся сравнивают их с российскими, полученные знания применяются в диалогах по теме «Покупки», таким образом происходит знакомство не только с денежными знаками, но и c ценой товаров. Учащиеся учатся пользоваться карманными деньгами: оплачивать продукты, рассчитывать сдачу. Затем учащиеся знакомятся с разными типами магазинов и товаров, могут назвать размер одежды.







3класс: In my lunch box: запоминают продукты, учатся говорить, что у них есть на ланч (have got … for lunch, знакомятся с местоимениями , обозначающими количество (some, any)









По теме «Make a meal of it!»:знакомятся с британскими деньгами, упаковками, учатся задавать вопрос о цене и давать ответ





В данном упражнении предлагается на основе готового диалога составить собственный диалог между продавцом и посетителем о покупке сувениров, используя картинки. Цена указана на товаре.




В данном упражнении предлагается составить диалог на выбор: 1) между посетителем и администратором в ресторане доставки еды, используя меню 2) между двумя посетителями и официантом, используя меню. В диалоге необходимо использовать слова из упражнения 1.










В данном упражнении предлагается расположить монеты по возрастанию стоимости, а также рассказать о российских монетах, после этого составить диалог о покупке товаров и решить какими монетами за них заплатить. Цена указана на товаре.

Dialogue At the food shop

Dialogue At the clothes shop. Put the sentences in the right pder.

_I want to buy a shirt.

_What colour do you like?

_What size do you wear?

_Blue is my favourite colour.

1Can I help you?

_Look at this shirt/

_ I wear 44 size

_Can I try it on?

_Where is the fitting room?

_ Certainly.

_Where is the fitting room?

_Do you have a bigger size?

_Just opposite you.

_ Take this one.

_You look very nice.

_How do I look in this ?

_It is 2000 rubles.

_Here you are.

_How much is it?

_Here you are.

_You are welcome.

Типовое задание на формирование финансовой грамотности - учебник 4 кл. тема “Shopping for everything”. Учащимся необходимо составить диалог. Алгоритм: повторение предметов одежды, изучение речевых клише, группировка фраз покупателя и продавца, чтение диалога-образца, изучение таблицы размеров (Look at the UK clothing sizes. Are sizes the same in your country?), составление своего диалога и разыгрывание его. (You want to buy some clothes. Use the pictures to act out the dialogue between you and the shop assistant. Use the sentences from Ex. 1

В 6 классе есть раздел “Who are you”, посвященный формам идентификации личности (паспорт, водительские права, членский билет, банковская карта) Учащиеся, заполняют анкету для получения банковской карты (такая анкета включает вопросы о личной информации, затем погружаются в сюжетно-ролевую игру «В банке» и могут разыграть диалог соответствующий диалог:

Сlerk: What can I do for you?

Mr. Smith: I would like to get a credit card.

Сlerk: Your ID card, please.

Mr. Smith: Here you are.

Сlerk: All right. But you have to pay for it. Could you do it now.

Mr. Smith: Certainly. How much?

Сlerk: 200 rubles

Mr. Smith: Here you are.

Сlerk: Thank you.

Mr. Smith: How can I use it?

Сlerk: You will get an instruction how to use it.

Mr. Smith: Thank you. Good bye.

Сlerk: You are welcome


Dialogue. Buying tickets to the cinema. 7 класс

Read the dialogue and answer the questions.

1.How much are Mr. Fisher’s tickets?

2.How does he pay?

3.What is PIN?

4.Why do we need to use PINS when we pay by card?


Cashier: Good morning, how can I help you?

Fisher: Hello, I’d like to buy two tickets for this comedy, please.

Cashier: Certainly. There are available seats in the fourth row near the aisle which cost 150 ruples each, and some seats near the centre… 250 rubles each. Which would you like?

Fisher: Mmmm… The ones near the centre, I think.

Cashier: So, two seats near the centre. That comes to a total of___rubles. How would you like to pay?

Fisher: Can I pay by bank card?

Cashier: Certainly. Just put it into the machine and enter your PIN.

Fisher: Sure.

Cashier: Thank you. You can take your card. And here are your tickets. We start at 8 pm. Enjoy the movie.

Fisher: Thank you very much.


В 9 классе есть задания, предлагающие обсудить карманные деньги. Давайте еще раз вспомним одну из характеристик финансово-грамотного человека: «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». Именно поэтому так важны вопросы, поднимаемые в модуле: «Откуда подростки берут карманные деньги? Куда тратятся подростки карманные деньги? Как ты экономишь карманные деньги?».

УМК также знакомит с историей такого понятия как «детский труд», он поможет вызвать обсуждение с целью сравнения реалий жизни детей в разные эпохи в разных странах. (about lobs, working hours, working conditions) Сompare the situation in Britain with the situation in Russia. Is it the same or different?

banknotes. Check online if you are not sure. Продолжая эту тему мы можем предложить учащимся спросить членов семьи об их детстве, были ли у них карманные деньги, могли ли они работать, чтобы заработать карманные деньги, что делали. Эта беседа несет в себе глубокий воспитательный потенциал и сближают семью. Ask your family members if they had pocket money when they were children? How much did they get from their parents? Did they get money for doing household chores? How much did they get on their birthday? Можно постaвить проблемные вопросы о том, как экономить деньги. Writing What do you buy with your money? What do you spend your pocket money on? Do you save money? Can you save much? How can you save money? Write at least 5 sentences.

Школьники также сталкиваются с проблемными задачами – как экономить деньги, как делить бюджет с другом, как выбрать действительно важные, нужные покупки, избежав лишних трат.

Актуальной задачей, которую в настоящее время ставит перед нами государство, является ранняя профессиональная ориентация подростков. Полагаю, вы согласитесь, что тема финансов и выбора профессии очень тесно связаны. В рамках изучения этой темы школьники говорят о высоко-оплачиваемых (низко), об опасных профессиях, о проблеме поиска работы, написания резюме и прохождения собеседования



Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств. Прошу обратить внимание на задания из учебника Spotlight для 6 класса. Через выполнение упр. № 4, где учащимся необходимо составить диалог о покупку подарка, реализовывается задача на формирование финансовой грамотности.

Необходимо отметить, что в УМК «English in Spotlight» уровень сложности повышается постепенно – дети познакомились с лексикой по теме, решили примеры на сложение, рассказали (одним предложением) о возрасте и стоимости вещей, а затем дается задание, обеспечивающее выход изученных лексических единиц в коммуникацию – составление диалога с опорой на текст для чтения или аудирования.




Приемы формирования финансовой грамотности

Lets revise commonly used idioms. Match idioms with their translation.

A penny saved is a penny earned.- Копейка рубль бережет.

Go Dutch.- Платить вскладчину.

Flat broke/ Break the bank. - На мели. Без гроша в кармане.

Bring home the bacon. – Зарабатывать на жизнь.

Live from hand to mouth. – Жить впроголодь. Еле сводить концы с концами.

Time is money. - Время деньги.

Money likes to counted.- Деньги любят счет.

A man’s word is worth more than money.- Уговор дороже денег.

His money makes a hole in his pocket. - У него в кармане дыра.

Take care of the penny, the pounds will take care of themselves –Копейка рубль бережет.

In for a penny, in for a pound.- сделано на пенни, а нужно сделать на фунт. (Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

Money doesn’t grow on trees. – Деньги не растут на деревьях.

Money has no smell. – Деньги не пахнут.

Money is root of all evil. – Деньги — корень всего зла.

Money makes the world go round. – Деньги правят миром.

Poverty is no sin. - Бедность – не порок.


Mind maps and clusters Прием «Кластер/ Ментальная карта» по теме «Деньги». Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем  то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера. Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Можно разделиться на группы, пары и составить кластер «Деньги»

- Verbs with money: (spend, earn, raise, steal, make, borrow some money from, lend some money to, pay, pay back, give back, buy, withdraw, donate, deposit, win a lottery, lose, save, be worth of money, be careful with money, need money, arrange a loan, splash out, cost.

- Different kinds of shops: car boot sale, supermarket, supermarket chains, corner shop, village shop, charity shop,

- Find synonyms:

save-

earn-

borrow-

buy-

deposit-

give back-


Вставьте пропущенные буквы в словах:

M__ ney,  c_ _ nt,  s_ op_ ing l_st,  f_ od,  pou _ d,  co_n,  pri_ _.

Правильные ответы: money, count, shopping list, food, pound, coin, price.

Match:

1.salary a. opposite of save

2.interest b. what you have to pay for sth

3.expensive c. a price of a trip by bus, train

4.spend d. opposite of lend

5.spend e. payment for a job

6. price f. cash mashine

8. rich g. opposite of cheap

9. ATM h.money paid for the use of money

10. borrow i. money box

11. borrow j. opposite of poor

Answer the questions:

-How much money do you get a week?
-How do you get it?
-Do your parents give you money as a present?
-Do you save any money?
-How much money do you save?

- What role does money play in your life?

- Do your parents give your pocket money?

- What do you usually spend it on?

-What would you like to spend your money on? Do you want to have a job?

Would you like to have a part or a ful time job?

Do your parents make a lot of money?

Do you spend much money?

Are you good at saving money?

How do you save it?

How do you usually pay when you go shopping?

Do you have a bank account?

Do you have an ATM card?

How often do you use it?

W hat was the last thing you bought?

Where did you buy it?

How do you usually spend you money?

How much does it cost to have a haircut/

How much money do your parent give you?

Do you give any money to the beggers in the street?

You can’t buy happiness or love for money . Do you agree or disagree?

What is the most expensive gift you have ever bought?

What would you do, if you won a lottery?

Whould you prefer to be rich, famous or rich and famous? Explain whу



«Pocketmoney» («Карманные деньги»). После изучение текста, учащийся будет иметь представление о том, что такое карманные деньги и как их можно эффективно использовать; научится рационально относиться к денежным средствам и грамотно распределять карманные деньги.

Word Search Monthly budget percentage for $2500


Задание: Imagine you are at the restaurant and have $20 in the pocket. Make and order? please.




кеу:1 wallet, 2 mortgage, 3 loan, 4a cash, 5 expenses, 6 till, 7 purse, 8 bill, 9 creditor, 4b cheque



Приведем образец задания направленный на формирование финансовая компетентности.

  1. Look at the price list of the clothes shop. Help children with their problems in the shop.

1.Lucy is going to the party. She went to the shop to buy some new clothes. She has got $ 50. She liked a girls’ fashion shirt and a skirt. Do you think she can buy it?

2.Jane is going for a holiday. She wants to buy some new clothes. She wants to buy shorts, a top and a hat. How much money does she need?

3.Sam is training in the gym. He wants to buy shoes and shorts. How much does he need?

4.Nick has got $50. Can he buy a hoody, a jacket and pants? What can he buy?

5.What would you buy , if you had $ 100?

«У тебя на следующей неделе день рождения. К тебе придут гости. Мама дает тебе 2000 рублей. Что ты купишь?». Ребятам надо узнать примерные цены и купить все необходимое.

Discussion. Look at the official statistics and compare the spending of British and Russian teenagers. You need to describe the pie charts using the words you see on the slide

-The pie chart shows …

-At first glance it is clear that the biggest amount of money is spent on …

-As we can see from the chart, … while…

Another interesting feature of the poll …

-  I would like to conclude by saying that, ….














   Особенности заданий для оценки функциональной грамотности:

- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;

- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;

- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;

- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

- вопросы изложены простым и ясным языком;

- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.

   

Рефлексия: Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить. На данном мастер-классе , я надеюсь, вы тоде приобрели некоторые методические сбережения, где вы их предпочтете хранить?

У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты. Кому  мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать, кому мастер класс не был вообще полезен – то закопать в огороде, пусть ждет своего часа

ибудь достать. А если время было проведено зря – закопайте в огороде,.

Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.


Money Money Money

I work all night, I work all day,

to pay the bills I have to pay –

ain’t it sad?

And still, there never seems to be

a single penny left for me –

that’s too bad!

In my dreams, I have a plan:

if I got me a wealthy man,

I wouldn’t have to work at all,

I’d fool around and have a ball.

 

Money, money, money –

must be funny

in the rich man’s world.

Money, money, money –

always sunny

in the rich man’s world.

Ahaa-aahaa.

All the things I could do

if I had a little money…

It’s a rich man’s world.

It’s a rich man’s world.

 

A man like that is hard to find,

but I can’t get him off my mind –

ain’t it sad?

And if he happens to be free,

I bet he wouldn’t fancy me –

That’s too bad!

So I must leave, I’ll have to go

to Las Vegas or Monaco,

and win a fortune in a game,

my life would never be the same.

 

Money, money, money –

must be funny

in the rich man’s world.

Money, money, money –

always sunny

in the rich man’s world.

Ahaa-aahaa.

All the things I could do

if I had a little money…

It’s a rich man’s world.

 

Money, money, money –

must be funny

in the rich man’s world.

Money, money, money –

always sunny

in the rich man’s world.

Ahaa-aahaa.

All the things I could do

if I had a little money…

It’s a rich man’s world.

It’s a rich man’s world

.






















Worksheets:


ююю






matinee ticket – билет на утренний сеанс

https://www.liveworksheets.com/worksheets/en/English_as_a_Second_Language_(ESL)/Shops_and_shopping/Shopping_listening_nm25519ix

ж










Планируемые результаты:

5 класс:
• освоить базовые финансовые понятия и термины на английском языке;
• понимать функции денег, знать название валют различных стран на английском языке;
• знать основные источники доходов в семье и обязательные семейные расходы;
• принимать участие в составлении семейного бюджета;
• понимать, что такое карманные деньги и как их можно эффективно использовать;

Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 5, 6 классах
5 класс:
• уметь считать деньги;
• рационально относиться к денежным средствам;
• развивать качества, необходимые для принятия самостоятельных решений по денежным вопросам;
• понимать сущность денег как нравственной категории, правильно соотносить духовные и материальные ценности;
• знать основные элементы культуры обращения с деньгами.

  • 6 класс:
    • оперировать базовыми финансовыми понятиями и терминами на английском языке;
    • развивать экономическое мышление и осознавать многогранность понятия «финансы»;
    • понимать, что стоимость товара и услуг зависит от материала, сложности его производства, качества и нужности;
    • знать природу денег и культуру обращения с деньгами;
    • осознавать принцип «сначала зарабатываем – потом тратим»;


  • Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 5, 6 классах

6 класс:
• понимать, зачем нужно накопление;
• нести ответственность за принятое финансовое решение;
• критически относиться к «нетрудовому» доходу и богатству и положительно как результату труда человека;
• понимать, что деньги бывают объектом чужого интереса;
• понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь.

7 класс:
• расширить финансовый терминологический словарь на английском языке;
• осознавать себя как члена семьи, общества и государства;
• понимать основные экономические проблемы семьи и участвовать в их обсуждении;
• понимать связь семьи и государства в финансовой области;
• уметь планировать собственный бюджет;
• рассматривать варианты собственного заработка;

Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 7 - 9 классах

7 класс:
• владеть начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставлять доходы и расходы;
• понимать личную ответственность за свое финансовое поведение;
• развивать навыки сотрудничества со взрослыми (учителем) и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях на английском языке.

8 класс:
• увеличить и использовать свой финансовый терминологический словарь
на английском языке;
• понимать принципы финансового планирования и разумных покупок,
определять приоритеты и т. д.;
• уметь пополнять свои финансовые знания;

Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 7 - 9 классах
8 класс:
• понимать разницу между понятиями «хочу» и «могу»;
• понимать, что планирование позволяет сберечь деньги;
• уметь принимать правильные финансовые решения, составлять личный финансовый план;
•понимать, что сбережения, инвестиции, банки, кредиты, депозиты и др. являются источником ф9 класс:
• усвоить и эффективно оперировать базовыми понятиями и терминами, используемыми в финансовой сфере на английском языке;
• развить навыки принятия самостоятельных финансово обоснованных решений;

Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 7 - 9 классах
9 класс:
• вырабатывать аргументированные суждения для оценки возможных последствий принимаемых решений по финансовым вопросам;
• уметь отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимать роль информации в деятельности человека на финансовом рынке.
Ожидаемые результаты освоения элементов финансовой грамотности в курсе английского языка в 7 - 9 классах
Финансовая грамотность
Наше финансовое состояние не зависит от наших доходов- оно зависит от того , насколько грамотно мы расходуем наши деньги! Осталось применить полученные знания в своей финансовой практике.




Accounts
'I'm Fred Morton, I am a sales manager. I am with ABCD Bank. I have my cheque account
in the bank and my salary is paid directly into my account. I also have a savings
account where I save money and earn interest (= money the bank pays you).
I can transfer money between these two accounts - I can move money from one account
into the other. I can go to the bank to do this, but it's easier to use ABCD's internet
banking service or even my mobile phone with a special bank-online app.
The bank send me a statement (= an online list of payments from and to the account)
every month, showing me the balance (= how much money I have in the account).'
Cards
Cash machines are also called ATMs (automatic teller machines), especially in the US.
Lisa: Do you have a cash card?
Fred: Yes, I use it to take out or withdraw money from cash machines. I can use the
money to pay cash for things in shops.
Lisa: And do you have a credit card like Visa or American Express?
Fred: Yes, I do. It has a limit of £5,000 - that's the maximum amount I can spend - but I try
to repay what I owe (= need to pay back) every month. I don't want to get into debt
and owe a lot of money without being able to repay it
Lisa: I know the problem!


  • Варианты заданий и самостоятельных уроков для учащихся 7 – 8 классов.
    Topic: Banks, Money and Loans

Варианты заданий и самостоятельных уроков для учащихся 7 – 8 классов.
Topic: Banks, Money and Loans

Exercise 1 Fill in the gaps guessing what is missed. The texts above may help you.
1. If you have a job, you ............... money for the work that you do.
2. When you can look at your account on computer, you use internet ................
3. You can make payments from your cheque ................
4. You can get cash from ................ machine.
5. If you don't spend money, you............... it.
6. Another expression for 'withdraw' is ................
7. If you spend more money than you have, you ..........................
8. Salaries are ..................... into ...................
9. You use to get money ................ ................
10. Extra money that you get when you save is ....................
11. MasterCard is a type of ...................... ................
12. You can get money from ................ ................ ................ when the bank is closed.
13. To move money from one account to another is to .................. it.




иттт


В ходе обучения финансовой грамотности учащимся могут быть предложены следующие упражнения:

2-4 классы

Count from 1-10, 11-20, 20-100

Do sums

Count objects

Сompare numbers, objects, coins, banknotes

5-6 классы

What is Money? Identifying Coins: It a Russian coin (banknote) in 50 kopecks (rubles )

Can I afford it?

7-9 классы

Pay and Benefits

Saving Money

Money Responsibility

Business plan

10-11 классы

Personal Finance

Monthly Budget

Saving and Investing

Borrowing Money

1.Read the text below and do the exercise.

Money Facts

• Cattle, grain, fur, different metals and other things were a kind of money (barter)

many, many years ago.

• We use money (cash) to pay for goods and services in the modern world.

• Money usually takes the form of coins, banknotes (or bills in the US), debit and

credit cards and bank balances. We also use the Internet to pay for goods on-line.

• The Russian ruble (or rouble) is the currency of the Russian Federation, 100

kopecks make ONE ruble.

• The Russian ruble uses the ruble sign ₽as a symbol.

• Coins and banknotes are popular items for collectors, especially rare, old and

misprinted ones.

2. Say if the sentences below TRUE or FALSE. Use the information from

the section Money Facts to explain why you think so.

Statements

TRUE

FALSE

1. People paid by different things for goods and services a long time ago.



2. We use only cash to buy something at present.



3. We can buy a lot of toys at 100 roubles.



4. We never use the Internet to pay for products.



5. People pay by roubles in the RF.



6. 200 kopecks equal 200 roubles.



7. Collectors want to get special coins and banknotes.



Choose the Russian banknote or coin you like best of all and be ready to describe it for your classmates in class drawing their attention to its specific features. Ask them to guess what money you describe.



Read the text and the dialogue and do the exercises below.

I t's so expensive

Lesley works as a teacher in London. She says: “Living in the city is very expensive! Transport and clothes cost a lot of money and food prices are high too. I can't afford to go out very often: I don't have enough money. I spend all my money. I don't have any money left at the end of the month - it's difficult to save (= keep and not spend).”

Careful with money

Lesley is talking with her friend Camilla.


Camilla Are you careful with money?

Lesley Yes, I am. I try not to spend too much.

Camilla How do you try to save money?

Lesley I try not to spend too much. I go to shops when there is a sale - with lower prices than usual.

Camilla Yes, when I'm at the supermarket, I look for special offers - for example when you get two products for the

price of one.

Lesley And I try not to waste money by buying things I don't need.

Camilla Are you renting (= paying money to live in a building that someone else owns) or buying your house?

Lesley I'm buying it. I borrowed £200,000 from the bank but it's difficult to repay the loan. What about you?

Camilla The bank lent me £185,000 and I have to pay back £700 per month.


Use the correct word to complete each sentence. The text “Can I afford it?” can help you.


1. If you want to buy things at lower prices, you goto a shop where there's a ...............(sale)

2. If you want to buy things more cheaply at supermarkets, you look for ...................................(special offers)

3. If you don't have enough money to buy something, you ................................................................. it. (careful with)

4. If you spend more money than necessary, you .........................................................................money(save).

5. If something costs a lot of money, it is ...........................................................................................(expensive)

6. If you pay money to live in a house or flat owned by someone else, you .......................................... it.(arerenting)


В ходе обучения финансовой грамотности учащимся могут быть предложены такие актуальные и интересные темы проектов как:
- 5-6 классы: «Зачем нужны деньги?», «Национальные валюты», «Мои карманные деньги».
- 7-9 классы: «Распределение семейного бюджета», «Мои сбережения», «Хочу и могу», «Как заработать деньги», «Заработать и преумножить» и др.
Выполнение проектов способствует как более качественному усвоению теоретического материала по рассматриваемому вопросу, так и формированию конкретных практических навыков в вопросах финансовой грамотности.












2- 4 класс:

- обучение счету в пределах 1000

- решение примеров на сложение и вычитание

- количественные местоимения

- фразы – клише для покупок

- составление списка покупок

- запись рецептов с мерами объемов различных продуктов.

- покупка билетов

Еда. Деньги. Покупки

- глаголы, употребляемые с деньгами





Этот прием может быть использован на всех этапах урока

Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.





На протяжении всей темы модуля продолжается работа по формированию финансовой грамотности второклассников, завершаясь работой в парах и ролевой игрой — № 7 стр 74

«Представьте, что вы пришли в магазин за школьными принадлежностями. Купите по 2 предмета». Задание не только позволяет учителю увидеть результат работы по модулю, но, что самое главное, делает выполнение задания личностно-значимым для каждого ребенка – покупать одежду они вряд ли будут в 7-8 лет без родителей, а вот купить ластик, ручку или карандаш – им вполне по силам. Можно ограничить детей суммой, которую они могут потратить, предложить им купить как можно больше предметов на указанную сумму, и т.д.

Одним из приоритетных моментов является работа над рубрикой «Теперь я могу», которая помогает подвести итог всего модуля. Детям, особенно малышам, крайне важно осознавать, чему они научились на каждом конкретном уроке, по итогам темы, четверти и года. Именно грамотно организованный этап рефлексии помогает формировать адекватную самооценку ребенка, развивать регулятивные УУД, выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого обучающегося.

На этом работа в начальной школе по развитию финансовой грамотности не заканчивается. В 3 классе малыши знакомятся с мировыми валютами. Ситуация уже иная – поход в кафе / ресторан, которую также можно обыграть путем драматизации, установив лимит финансовых средств, которые «гости кафе» могут потратить.

Необходимо отметить, что, работая над темой финансов, обучающиеся развивают все виды речевой деятельности – и аудирование, и чтение, и говорение, и письмо, которое находит отражение в проектной деятельности.

Обратим внимание на текст из Lesson 5, представленный на фото. Задач у обучающихся при работе с ним несколько: прочитать, выбрать some / any, посчитать итоговую стоимость покупок и выполнить задания по тексту. Такая «многозадачность», являющаяся отличительной особенностью рассматриваемого УМК, успешно интегрирует обучение языку и работу над формированием функциональной грамотности школьников. Более того, благоприятно влияет на развитие внимания ребят – им нельзя концентрироваться только на одной задаче, необходимо задумываться о решении нескольких проблем одновременно.

Рассматриваемый учебник часто предлагает выполнить проекты, ставя целью развитие навыка поиска информации, ее анализа и синтеза, с выходом на публичное представление результатов работы.

 

Проектное задание, которое Вы видите на фото, позволяет учащимся познакомиться не только с мировыми валютами, но и с курсом каждой из них относительно рубля. В «Поурочных методических рекомендациях» написано следующее – «Не забудьте дать учащимся план-схему проекта: In Australia people use … . One … is … Russian roubles». Соответственно, после защиты проектов, можно предложить школьникам поиграть в очередную игру – «Представьте, что вы путешествуете по миру. Вам необходимо купить (футболку, ручку, пиццу). Но сначала надо понять, сколько это стоит, если перевести местные цены в рубли». Это поможет не только с развитием межпредметных связей, но и финансовой грамотности – дети начнут понимать, что покупка вещей за границей связана с определенными нюансами, решать которые им в будущем будет необходимо. Как мы помним из определения, финансово-грамотный человек «ведёт учёт собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, формирует сбережения». В поездках за границу это крайне актуальный навык!

Говоря о финансовой грамотности нельзя не сказать об интеграции с математикой. Задания, в которых дети и учат язык, и развивают финансовую грамотность, и устанавливают прочные межпредметные связи, так же наполняют УМК «Сферы».

В среднем звене ребята продолжают работу по развитию своей финансовой грамотности, выполняя следующие задания: «Look at the shopping bags. Say how much money the children spend». Здесь им вновь придется произвести математические расчёты, то есть связь с математикой снова очевидна. Усложнить задачу мы можем, попросив конвертировать стоимостьв национальную валюту, либо ограничив сумму, которую можно потратить.

Очень важно, что в следующем задании мы выходим на продуктивные диалогические высказывания – строим диалоги по образцу. Напомним, что работа в парах крайне важна для развития коммуникативной компетенции школьников, а также для максимальной ликвидации языкового барьера.

В 5 классе обучающиеся знакомятся с понятием «Jumble sales», обсуждают наличие таких распродаж в России и вновь строят диалогические высказывания в парах. Разнообразить процесс можно, если провести ролевую игру и организовать блошиную ярмарку в рамках урока и/или недели английского языка.

В завершение хотелось бы сказать о таком явлении, как «эффект типичной ошибки». Решая типичную текстовую задачу, ученик зачастую подменяет этап понимания и составления модели категоризацией и поиском в памяти готового алгоритма для данной категории задач, моделирование, иными словами, подменяется поиском готовой модели.

При решении же нетипичной задачи этапы понимания развернуты, самостоятельны, этап интерпретации логичен и осмыслен.

Наша с вами задача, как педагогов, состоит в том, чтобы максимально погружать ребят в решение нетипичных, жизненных ситуаций, чтобы развивались креативное и критической мышление школьников. Они должны понимать, что жизнь – не шаблон с готовым решением, жизнь – это череда непредсказуемых, интересных, подчас трудных и требующих сиюминутного решения задач, решая которые ты испытываешь настоящую радость!

Важно соблюдать некоторые правила отбора сплошных текстов к заданиям на функциональное чтение:

1.Текст должен быть ученику интересен.

2.Текст должен содержать неизвестную ученику информацию.

3.Текст должен развивать кругозор.

4.Текст не должен быть перегружен цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании текста. Иллюстрации должны способствовать развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности текста должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать текст.

7. Незнакомые слова должны «вычитываться» из текста или быть представлены в сносках.

8. Объем текста не должен превышать норму.

9. Шрифт должен помогать ученику легко читать текст.

GETINTENT

10.Текст должен быть структурирован.

11.В тексте не должно быть ошибок.

Разновидностью данного типа заданий являются задания на поиск информации мелким шрифтом (встречаются даже в некоторых тестах PISA: школьникам предлагается проанализировать содержимое обложки журнала или книги или, например, CD-диска с фильмом, а также сделать выводы о характере произведения, его названии, авторах и т.д.) Однако, оказывается, что наши ученики иногда затрудняются с правильной интерпретацией иллюстраций, ярких заголовков и рекламных вставок.


Все перечисленное тоже относится к тексту, который в терминологии PISA, называется несплошным текстом. Это могут быть театральные билеты, программки, постеры, небольшие афиши, входные билеты на культурные мероприятия, проездные билеты, схемы проезда, планы выставок и музеев, скриншоты сайтов и т.д.

Таким образом, мы видим, что основными упражнениями для развития функциональной грамотности являются различные виды работы с текстом. Этой цели служат различные задания, создаваемые на базе изучаемых текстов. Как известно, в учебной литературе кроме заданий на собственно чтение и перевод текста, существуют также предтекстовые, текстовые и послетекстовые задания. Подобные задания направлены на лучшее понимание содержания текста, на отработку и усвоение лексико-грамматического материала, на развитие навыков письма и устной речи, а также на развитие различных мыслительных навыков, навыков применения информации, ее анализа, оценивания. Рассмотрим некоторые виды заданий при работе с текстом.

Примеры предтекстовых заданиий:

— прочитай заглавие и скажи, о чем (о ком) будет идти речь в данном тексте;

— посмотри на фото; скажи, какую жизнь могут вести люди, изображенные на фото;

— опиши картинку (соответствующую тематике текста); затем прочти текст и найди ошибки в картинке;

— дай определение следующим словам;

соедини слова с их определениями;

определи различные значения одного итого же слова;

найди в тексте предложения с определенной грамматической формой;

-прочти первые предложения абзацев и назови вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

GETINTENT

В текстовых заданиях учащимся предлагаются коммуникативные установки, в которых содержатся указания на вид чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое, поисковое), скорость и необходимость решения определенных познавательно-коммуникативных задач в процессе чтения. Кроме этого, учащиеся выполняют ряд упражнений с текстом, обеспечивающих формирование соответствующих конкретному виду чтения навыков и умений. Например:

-прочти текст; раздели его на смысловые части, подбери названия к каждой из них;

выдели в тексте элементы, которые несут ключевую информацию;

составь план текста;

заполни пропуски в тексте словами в определенной грамматической форме;

передай основную идею текста несколькими предложениями.

Послетекстовые задания предназначены для проверки понимания прочитанного, для контроля над степенью сформированности умений чтения и использования полученной информации:

— ответь на вопросы по содержанию текста;

— выбери правильный ответ (тест по содержанию текста);

— заполни таблицу по содержанию текста;

SAPE

— пронумеруй события в порядке их очередности;

— заполни предложения словами из текста;

— вырази свое отношение к прочитанному;

— составь вопросы к тексту;

— подготовь пересказ (аннотацию, рецензию) текста.

Проблемные задания могут входить в систему всех текстовых заданий в качестве завершающего этапа работы над текстом, так как они являются наиболее трудным, творческим видом работы. В системе проблемных заданий можно выделить однотекстовые и многотекстовые проблемные задачи. Примеры однотекстовых проблемных заданий:

— к тексту, в котором пропущена какая-либо композиционная часть, дать как можно больше вариантов этой части;

GETINTENT

— скажите, о чем может быть текст, в котором пропущены все тематические слова; дайте как можно больше вариантов, каждый раз вставляя пропущенные слова;

— составьте несколько текстов из перемешанных частей текста, каждый раз располагая эти части по-новому;

— найдите выход из ситуации (на базе рассказов-головоломок).

Примеры многотекстовых проблемных заданий:

— прочтите тексты, выражающие разные точки зрения по одному вопросу; какую еще точку зрения можно высказать?

— соедините два текста, выражающих разные точки зрения, в один, как будто его писал один автор.

Таким образом, использование на уроках английского языка различного вида текстовых заданий способствует развитию функциональной грамотности учащихся, грамотности чтения и комплексному освоению учащимися основных видов речевой деятельности, а также развивает творческое мышление, приучает учащихся к внимательному и вдумчивому отношению к тексту

GETINTENT

Научить читать–главная задача в обучении ИЯ в школе, это и есть функциональная грамотность.