Исина Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СШ №18» Формирование целостного мировоззрения у учащихся младших классов на духовно-нравственной основе в урочной деятельности.
Слайд 2 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Важнейшая задача образования — передача грядущим поколениям ориентиров и идеалов, основанных на духовных традициях русского народа». Эти слова подтверждаются задачами, поставленными в федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения по духовно-нравственному воспитанию школьников.
Слайд 3 В настоящее время в обществе растет понимание актуальности проблемы целостности в образовании. Мы видим, что наши дети все глубже уходят в мир виртуальной реальности и потребительства, теряют способность оценивать свое положение в окружающем мире, активно действовать в нем, утрачивают национальное самосознание.
Опора на национальную культуру, традиционное мировоззрение, основой которого является православная вера, может способствовать осознанию у наших учеников своего места в окружающем мире, поможет решить многие духовно-нравственные проблемы.
Слайд 4 Православное воспитание не противоречит задачам светского воспитания, установленным государственным стандартом, а обогащает и дополняет педагогический процесс уникальными традициями российской педагогики и вносит в жизнь школы особую одухотворенность.
Слайд 5 Работа по духовно-нравственному воспитанию на уроках способствует:
приобщению детей к нравственным устоям православной культуры;
помогает детям раскрыть для себя смысл высших нравственных ценностей;
способствует их укоренению в детском уме и сердце;
вырабатывает позицию непринятия цинизма, жестокости, пошлости;
даёт детям твердые ориентиры добра в образцах православной жизни на основе веры, надежды, любви;
способствует восприятию интереса к отечественной истории;
воспитывает любовь и уважение к Родине, ее народу, культуре, языку, святыням;
вводит детей в круг основных православных традиций, показывает их тесную связь с народной жизнью, искусством, творчеством;
способствует изменению сферы интересов ребенка – от пустого времяпровождения у экранов телевизора и компьютера к чтению полезному, душеспасительному.
Слайд 6 Я, как учитель начальных классов, имею очень хорошую возможность проводить в своей деятельности, как систему уроков общей тематики, так и интегрированные уроки. Они способствуют формированию целостной картины мира у детей, пониманию связей между явлениями в природе, обществе и мире в целом.
Слайд 7Например: Основы православной культуры, литературное чтение, русский язык, ИЗО, музыка, окружающий мир, технология.
Слайд 8 Уроки православной культуры, которые я веду с 1 класса, закладывают фундамент нравственности и духовности. Сообщая детям самые первые элементарные сведения о Боге, о сотворении мира, о Сыне Божием, святых подвижниках православной Церкви, мы вводим их в мир православия. На таких уроках у учащихся складывается понимание, что такое Церковь Христова, икона, молитва, храм. Расширяются эти знания на других уроках в начальной школе.
Так, предмет «Окружающий мир» даёт большую возможность проводить интеграцию уроков основ православной культуры, чтения, изобразительного искусства, технологии.
Слайд 9 Так, во 2 классе на открытом уроке окружающего мира для родителей «Хлеб – главное богатство России. Хлеб – дар Божий» мы выяснили, что хлеб это не только главный продукт питания на столе русского человека, но и Божий дар. Из уроков православия мы уже узнали, что само слово хлеб есть и в молитве «Отче наш». Эта молитва и предельно проста, доступна даже ребенку, и одновременно непостижима для ума человеческого. Она, как могучий ствол дерева, из которого прорастают веточки – производные молитвы: прошения, благодарения, молитвы за людей.
"Хлеб наш насущный даждь нам днесь". Хлеб насущный – это все необходимое для нашего существования: пища, одежда, дом, тепло, работа, образование и т.д. Также это нужды души и духа в правильном питании Словом Божьим.
Также мы вспомнили, как Иисус Христос накормил пятью хлебами пять тысяч человек, как было установлено самим Иисусом Таинство Евхаристии - одно из главных таинств в христианстве.
Слайд 10 При подготовке к этому уроку дети совместно с родителями разучивали частушки о хлебе, стихи, делали мини-проекты о Бородинском хлебе, тульских пряниках, пекли блины, пироги. А главным украшением стола был каравай, который по русским традициям родители внесли на расшитом рушнике.
Слайд 11 На другом уроке окружающего мира в 4 классе «Человек-защитник своего Отечества. Отношение православной церкви к войне» формировались понятия «жертвенность во имя защиты Отечества», «жертвенность во имя любви к Богу» на основе традиционных для России православных культурных ценностей.
Слайд 12 При создании проблемной ситуации я предложила послушать письмо солдата Великой Отечественной войны.
Послушай, Бог… Еще ни разу в жизни с Тобой не говорил я,
Но сегодня мне хочется приветствовать Тебя.
Ты знаешь, с детских лет мне говорили, что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений. И вот сегодня ночью я смотрел....
-Что мог увидеть этот солдат?
-Как вы думаете, верил ли этот человек в Бога?
Эти вопросы помогли нам начать разговор-дискуссию по теме нашего урока.
К уроку было дано задание - приготовить мини-проекты о христианских воинах: Святом Георгии Победоносце, Святом благоверном князе Дмитрии Донском, Святом Александре Невском. В течение всего урока учащиеся работали над проблемными ситуациями в парах, группах. Вели разговор, как о простых защитниках, так и о великих полководцах российских, выясняли отношение церкви к войне. В конце урока я дочитала письмо солдата к Богу:
Слайд 13 «..И вот сегодня ночью я смотрел из кратера, что выбила граната, на небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем, каким жестоким может быть обман.
Не знаю, Боже, дашь ли Ты мне руку, но я Тебе скажу, и Ты меня поймешь:
Не странно ль, что средь ужасающего ада мне вдруг открылся свет и я узнал Тебя?
А кроме этого мне нечего сказать, вот только, что я рад, что я Тебя узнал. На полночь мы назначены в атаку, но мне не страшно:
Ты на нас глядишь… Сигнал. Ну что ж? Я должен отправляться.
Мне было хорошо с Тобой. Еще хочу сказать, что, как Ты знаешь,
Битва будет злая, и, может ночью же к Тебе я постучусь.
И вот хоть до сих пор Тебе я не был другом,
Позволишь ли Ты мне войти, когда приду?
Но, кажется, я плачу. Боже мой. Ты видишь, со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог, иду. И вряд ли уж вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь…»
Вопросы, заданные после письма:
-Что случилось с солдатом в том бою?
-Совершит ли он геройский поступок?
-Почему солдат теперь не боится смерти?
-Как православная церковь относится к воинам? Почему?
В конце урока дети сделали вывод, что человек, попав в такой кромешный ад, должен сохранить силу духа. Для этого необходимо иметь веру. Вера в Бога дает не только силу, но и помогает человеку проявить такие черты характера как смелость, мужество, героизм.
На уроках изобразительного искусства работали по группам и выполнили работы на темы:
“ Пусть всегда будет солнце”
“Нам не нужна война”
“Мир нужен всем”
Участвуя в проекте “Хотят ли русские войны?”, группа ребят провели среди учащихся начальной школы исследование-интервью.
Итогом этого урока можно считать понимание детьми мотивов, желаний защитника земли русской, его самоотверженности и безграничной любви к Родине.
Слайд 14 Курс ОРКСЭ в 4 классе – составная часть единого образовательного пространства духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся и является продолжением изучения основ православной культуры с 1 по 3 класс. Очень важно, что на изучение этого предмета в моих классах дают согласие 100 % родителей.
Слайд 15 Мы, педагоги, понимаем, что образовательное пространство выходит далеко за рамки урока. В процессе духовно-нравственного воспитания важно поставить ребенка перед необходимостью творить добро, помочь ребенку приобрести личный опыт, приложив к этому собственные усилия. Главное в такой деятельности – принести радость, душевное тепло людям.
Слайд 16 Преподобный Серафим Саровский сказал: «Матушка, матушка! Не торопись научить детей-то по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее приложится потом».
Слайд 17 Было очень приятно видеть, что на одном из уроков в 4 классе, при определении своего места на ступеньках духовного возрастания, все мои ученики поставили себя на ступеньку «Добрые дела».
Я думаю, что нам учителям, очень важно в самом раннем возрасте посеять семена доброты, любви, милосердия и сострадания в душах наших детей, а хорошие плоды обязательно вырастут.
Слайд 18 Спасибо за внимание!
Использованные источники:
Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
Фролова Г.Д. Воспитание духовности
в полипредметном образовательном пространстве http://www.myshared.ru/slide/258560 http://www.svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/opk_12_miloserdie/85
1-0-826http://azbyka.ru/dictionary/12/milostynya-all.shtml
http://uchkopilka.ru/orkse/tekhnologii-metodiki-formy-raboty/142-uchebnye-predmety/orkse/kontrolno-izmeritelnye-materialy-orksa
http://festival.1september.ru/articles/624414/
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/konspekt-uroka-po-teme-miloserdie-i-sostradanie
http://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Byandsearch
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2013/07/02/multimedia-urok-po-osnovam-pravoslavnoy-kultury-chudo-v-zhizni
http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/02/23/chudesa-iisusa-khrista
http://viki.rdf.ru/item/3873/download/
http://www.myshared.ru/slide/563455/
http://wiki.iteach.ru/index.php/
6