Автор: Анисимова Наталья Петровна,
учитель географии МОУ «Керебелякская
ООШ им.И.Осмина» Звениговского
района Республики Марий Эл
Тема: «Игровые приёмы как средство активации учебной
деятельности на уроках географии».
Игра – игрушка – одно из интереснейших явлений культуры. Она очень стара, ей столько же лет, сколько и всему роду человеческому. Игра заслуживает большого человеческого уважения, гораздо большего, чем воздают ей люди сегодня за те колоссальные, скрытые порою от глаз воспитательные резервы, за огромные педагогические возможности, в ней заложенные. Игра готовит ребенка к учению и труду.
«Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной». Януш Корчак, польский педагог, общественный деятель.
«Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Василий Александрович Сухомлинский, советский педагог-новатор, детский писатель.
В играх познаются разнообразные свойства предметов, разнообразные стороны жизни. В играх и игрушках заложена огромная информация о различных занятиях и сведениях. Ребенок получает их свободно, без нажима и насилия.
Цель моего выступления:
Показать роль и возможности игровой деятельности и их актуальность в процессе обучения на уроках географии
Любой учитель, независимо от стажа работы задаётся вопросом : «Какими способами вызвать интерес к предмету, как повысить эффективность урока?» И думаю многие со мной согласятся, что в большинстве случаев на помощь приходит универсальное средство-игра. Игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, так как есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
В своей работе при обучении географии я делаю акцент на творческие задания, которые стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
На сегодняшний день наиболее востребованы такие качества личности как социальная мобильность, инициативность, умение легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самоопределения, самореализации.Поэтому игровые формы обучения получили в последнее время широкое применение на уроках географии. Использование игр в обучении географии решает множество задач. Они развивают познавательный интерес к предмету, активизируют учебную деятельность учащихся на уроках, способствуют становлению творческой личности ученика, так как многие из игр часто предполагают проблемный характер обучения, ибо есть исходный вопрос, на который надо дать ответ, а пути решения не ясны.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать.
Игры можно проводить как на разных этап урока, так и как отдельный урок, на занятиях кружка, можно проводить на привалах во время походов, на экскурсиях, школьных переменах. Нельзя забывать, что игра всегда «свободна». Следовательно, от учителя требуется такт , терпение, умение и знание в организации и руководстве игрой. Очень важно ввести детей в игру , а не навязывать её.
Педагогическая игра выполняет следующие целевые функции:
Дидактическую. Расширяет кругозор, активирует познавательную деятельность, формирует необходимые умения и навыки, способствует усвоению необходимого учебного материала, позволяет быстро проверить результативность.
Развивающую. Способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умения сопоставлять, находить аналогии, принимать оптимальные решения, творческих способностей, фантазии, воображения.
Воспитательную. Формируются определенные позиции, подходы, нравственные, этические, мировоззренческие установки. Воспитывается чувство коллективизма, и в то же время ярче выражаются личностные качества.
Существующие педагогические игры можно классифицировать:
-По области деятельности: интеллектуальные, трудовые, психологические.
-По характеру педагогического процесса: обучающие, контролирующие, обобщающие, познавательные, творческие, диагностические, релаксационные игры-паузы.
-По игровой методике: предметные, ролевые, сюжетные.
-По предметной области: математические, исторические, экологические, физические и т.д.
Многие из игр дают возможность для взаимообучения, так как предполагают групповые формы работы и совещательный процесс. Игры дают возможность учащимся, с одной стороны, проверить и закрепить свои знания, а с другой – приобрести новые. А также игры позволяют более слабым учащимся активно принимать участие в учебном процессе . Материал для некоторых географических игр (ребусы, шарады, кроссворды, ) поручаю приготовить самим ребятам. Игровые моменты стараюсь использовать на разных этапах урока.
В последнее время большое внимание уделяется здоровьесберегающим технологиям. Использую на уроках несколько подвижных игр.
Как вы заметили, эти игры требует двигательной активности. Поэтому их можно использовать в качестве физминутки.
-Если моё выступление для вас было полезным и интересным: поднимите большой палец
-Я получил конкретную рекомендацию: поднимите указательный
- Мне было не интересно: поднимите мизинец
В заключении своего выступления хотелось бы сказать , что не нужно давать детям знания, которые душат их разум, задача педагога – совершенствовать методы и способы работы так, что детям было интересно , и чтобы им запоминался каждый урок, как яркий момент. Спасибо за внимание!
Литература:
Жебровская О.О. Игровой комплекс. География в школе 1996. № 6, с 12, с.88.
Зотова А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося.// География в школе № 3,2004 с.46-49
Кулинич В.В. Николина С.Г. Географические игры. География в шк. 1991. №1, с.22.
Мартемьянов В.В. Игросистема в преподавании географии. География в школе. 2001. № 1, с.67.
Мартемьянов В. В. «Игры и игровые моменты на уроках географии» Пермь 2002
Новенко Д. В. «О новых технологиях в преподавании географии». //География в школе. – 1999. - №7. - С. 53-55.
Спичак С.П., Тесленко С.В. Игры на уроках географии. География в школе. 1996. № 2, с.53.
Кулинич С.Г.,Николина В.В.Географические игры.География в школе1991 №1, с.98.
Электронные ресурсы:
1. Использованы материалы сайта: http://lyceum37.seun.ru