СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление ,,Использование подхода Lesson Study как способа улучшения практики преподавания и обучения на уроках русского языка и литературы,,

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одним из наиболее продуктивных педагогических подходов во взаимодействии между учителями  является Lesson Study. Он характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики. Предлагаем вам наше исследование, проведенное на уроках русского языка и литературы.

Просмотр содержимого документа
«Выступление ,,Использование подхода Lesson Study как способа улучшения практики преподавания и обучения на уроках русского языка и литературы,,»

СЛАЙД 1 Приветствие

СЛАЙД 2

Если запастись терпением и проявить старание,

то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы.


Леонардо да Винчи


В современном мире возникает необходимость в творческих личностях, умеющих нестандартно мыслить, принимать креативные решения. Система образования призвана помочь в подготовке таких личностей. Основной фигурой в образовательном процессе является учитель. Во многом от его профессиональной подготовки и внутренней убежденности зависит успех начавшихся реформ в школе. Система образования 21-го века в Казахстане предполагает расширение сотрудничества между учителями, в рамках которого учителя смогут работать совместно, обмениваться инновационными и эффективными идеями, усиливая тем самым влияние используемых в практической деятельности подходов в преподавании и обучении.

СЛАЙД 3

Можно по-разному организовывать профессиональное взаимодействие между учителями, тем самым повышая социальный капитал школы. Но есть некоторые важные моменты, которые должны сохраняться вне зависимости от способа:

-акцент на детей (на то, как они учатся, что меняется в их поведении в зависимости от действий учителя);

-постоянное наблюдение учителей за своей практикой,

-постоянный поиск эффективных педагогических технологий;

-создание в школе атмосферы поддержки изменений.

Одним из наиболее продуктивных педагогических подходов во взаимодействии между учителями, мы думаем, является Lesson Study. Он характеризуется особой формой исследования в действии на уроках, направленной на совершенствование знаний в области учительской практики. Подход основан в Японии в 70-х годах 19-го столетия, опередив, примерно на 70 лет, используемый на Западе подход «Исследование в действии».

В Lesson Study принимают участие группы учителей, совместно осуществляющие планирование, преподавание, наблюдение, анализ обучения и преподавания, документируя свои выводы. Центральное место в Lesson Study имеет процесс «исследование урока» или «изучение урока», в котором сотрудничающие учителя изучают процесс обучения учеников для выяснения, каким образом они могли бы развивать определенный подход для повышения качества обучения. Группы обычно состоят как минимум из трех учителей, работающих в одной школе, но могут быть привлечены коллеги из числа учителей других школ для совместной работы в целях улучшения практики. При проведении цикла Lesson Study учителя могут вводить новшества или совершенствовать педагогические подходы, которые затем передаются коллегам посредством проведения открытых Lesson Study либо публикации документа с описанием их работы.


СЛАЙД 4

Для проведения цикла Lesson Study на уроках русского языка и литературы была создана команда педагогов, в состав которой вошли следующие учителя школы: Морозова М.А. – педагог –эксперт, ЗДУВР , учитель математики, Рязанова Н.В. - педагог – эксперт, методист школы, учитель русского языка и литературы, Сухорукова Г.Г. - педагог-модератор, учитель русского языка и литературы, Касымханова Ж.Б. – педагог-модератор, учитель истории.

Команда педагогов провела первое заседание в конце декабря, где совместно был составлен план работы на начало 3 четверти, выбран 7 класс для исследования.

СЛАЙД 5

План работы команды педагогов по реализации подхода Lesson Study на уроках русского языка и литературы:

Тема

Дата проведения

Задачи

Ожидаемый результат

Сбор доказательной базы

1.

Определение общей цели Lesson Study, выбор класса для исследования.

29.12.2022

- выбрать класс для исследования;

- определить общие цели Lesson Study.

- члены команды обсудят подход «Lesson Study»; - - определят общие цели данного подхода.

1. Lesson Study: руководство, Пит Дадли,2011.

2. Руководство для учителей по реализации подхода Lesson Study(исследование урока), Астана,2013.

3. Исследование урока (Lesson Study):от А до Я, Астана, 2016.

4. Фотографии, видеоматериалы.

2.

Выявление проблемы в обучении учащихся, наблюдение, определение ожидаемых результатов Lesson Study.

9.01. 2023

- проанализировать результаты наблюдения за классом;

- выявить проблему в обучении учащихся;

- определить ожидаемые результаты исследуемых учащихся А,В,С.

- педагоги выявят трудности в обучении с помощью метода наблюдения;

-составят ожидаемые результаты исследуемых учащихся А,В,С.

1. Листы наблюдения.

2. Листы с ожидаемыми результатами исследуемых учащихся А, В, С.

3. Фото- и видео- материалы.



СЛАЙД 6





3.

Совместное планирование урока -исследования №1, определение формы наблюдения и составление анкетирования исследуемых учащихся А,В,С и наблюдателей.

10.01.2023

- обсудить и составить краткосрочный план по теме урока;

- составить форму наблюдения за исследуемыми учащимися, анкету по итогам урока для учащихся и наблюдателей.

- педагоги составят краткосрочный план №1;

- сформулируют анкету для учащихся и наблюдателей;

- создадут форму наблюдения за исследуемыми учащимися.

1. Краткосрочный план урока – исследования №1.

2. Форма наблюдения за исследуемыми учащимися.

3. Анкета по итогам урока для учащихся.

4. Анкета по итогам урока для наблюдателей.

5. Фото- и видео- материалы.

4.

Проведение и наблюдение урока -исследования №1

11.01.2023

- провести урок, спланированный командой;

- осуществить наблюдение за исследуемыми учащимися;

- заполнить форму наблюдения за учащимися.

- проведут урок, спланированный командой;

- заполнять форму наблюдения за учащимися.

1. Работы учащихся на уроке.

2. Заполненные формы наблюдения за учащимися.

3. Фото- и видео- материалы.


СЛАЙД 7






5.

Опрос исследуемых учащихся наблюдателями после урока, обсуждение урока - исследования №1 командой педагогов.

11.01.2023

- провести анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- провести обсуждение урока - исследования №1 командой педагогов.

- проведут анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- члены команды обсудят, проанализируют и сделают выводы по уроку – исследованию №1, акцентируя внимание на наблюдения за учениками А,В,С.

1. Листы анкету учащихся.

2. Листы анкеты наблюдателей.

3. Фото- и видео- материалы.

6.

Совместное планирование урока -исследования №2, определение схемы наблюдения и обсуждения исследуемых учащихся А,В,С.

13.01.2023

- обсудить и составить краткосрочный план по теме урока;

- составить форму наблюдения за исследуемыми учащимися, анкету по итогам урока для учащихся и наблюдателей.

- педагоги составят краткосрочный план №2;

- сформулируют анкету для учащихся и наблюдателей;

- создадут форму наблюдения за исследуемыми учащимися.

1. Краткосрочный план урока – исследования №2.

2. Форма наблюдения за исследуемыми учащимися.

3. Анкета по итогам урока для учащихся.

4. Анкета по итогам урока для наблюдателей.

5. Фото- и видео- материалы.

7.

Проведение и наблюдение урока -исследование №2

16.01.2023

- провести урок, спланированный командой;

- осуществить наблюдение за исследуемыми учащимися;

- заполнить форму наблюдения за учащимися.

- проведут урок, спланированный командой;

- заполнять форму наблюдения за учащимися.

1. Работы учащихся на уроке.

2. Заполненные формы наблюдения за учащимися.

3. Фото- и видео- материалы.


СЛАЙД 8






8.

Опрос исследуемых учащихся наблюдателями после урока, обсуждение урока -исследования №2 командой педагогов.

16.01.2023

- провести анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- провести обсуждение урока - исследования №1 командой педагогов.

- проведут анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- члены команды обсудят, проанализируют и сделают выводы по уроку – исследованию №1, акцентируя внимание на наблюдения за учениками А,В,С.

1. Листы анкету учащихся.

2. Листы анкеты наблюдателей.

3. Фото- и видео- материалы.

9.

Совместное планирование урока -исследования №3, определение схемы наблюдения и обсуждения исследуемых учащихся А,В,С.

17.01.2023

- обсудить и составить краткосрочный план по теме урока;

- составить форму наблюдения за исследуемыми учащимися, анкету по итогам урока для учащихся и наблюдателей.

- педагоги составят краткосрочный план №3;

- сформулируют анкету для учащихся и наблюдателей;

- создадут форму наблюдения за исследуемыми учащимися.

1. Краткосрочный план урока – исследования №3.

2. Форма наблюдения за исследуемыми учащимися.

3. Анкета по итогам урока для учащихся.

4. Анкета по итогам урока для наблюдателей.

5. Фото- и видео- материалы.

10.

Проведение и наблюдение урока -исследование №3

18.01.2023

- провести урок, спланированный командой;

- осуществить наблюдение за исследуемыми учащимися;

- заполнить форму наблюдения за учащимися.

- проведут урок, спланированный командой;

- заполнять форму наблюдения за учащимися.

1. Работы учащихся на уроке.

2. Заполненные формы наблюдения за учащимися.

3. Фото- и видео- материалы.




СЛАЙД 9





11.

Опрос исследуемых учащихся наблюдателями после урока, обсуждение урока- исследования №3 командой педагогов.

18.01.2023

- провести анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- провести обсуждение урока - исследования №1 командой педагогов.

- проведут анкетирование исследуемых учащихся А,В,С;

- члены команды обсудят, проанализируют и сделают выводы по уроку – исследованию №1, акцентируя внимание на наблюдения за учениками А,В,С.

1. Листы анкету учащихся.

2. Листы анкеты наблюдателей.

3. Фото- и видео- материалы.

12.

Рефлексия. Общие выводы.

20.01.2023

- выяснить, смогли ли члены команды решить проблему, сформулированную в начале цикла уроков;

- определить , какие изменения произошли/ не произошли в учебном процессе;

- определить, что следует улучшить в преподавании учителя и в обучении учащихся.

- педагоги дадут конкретную рефлексию на проведенный цикл Lesson Study;

- отметят изменения в учебном процессе( если они будут);

- составят рекомендации по улучшению практики учителя.

1. Письменная рефлексия на цикл Lesson Study.

2. Рекомендации по улучшению практики учителя.

3. Фото- и видео- материалы.


СЛАЙД 10

На втором заседании команда педагогов поделилась своими наблюдениями за учащимися 7 класса. Была выявлена проблема в обучении и сформулирован вопрос исследования: «Как повысить эффективность работы каждого ученика в группе?»

Задачами исследования стали создать условия, способствующие повышению эффективности и результативности работы каждого ученика в группе, дать возможность развитию мыслительной деятельности каждого ученика в процессе обучения через групповую работу.


СЛАЙД 11

Были определены 3 исследуемых ученика: ученик А –учащийся с высокими учебными возможностями, ученик В - учащийся со средними способностями , ученик С- учащийся с низкой мотивацией по всем предметам. Команда педагогов составила ожидаемые результаты для этих учащихся:

Исследуемый ученик А

ИМЯ Милана

Критерии успеха для данного ученика:

По окончании серии Lesson Study ученик А будет владеть знаниями о басне, ее особенностях, научится анализировать басни, находить аллегорию, объяснять мораль басни.

Будет проявлять лидерские качества, научится критически мыслить, выражать собственное мнение, сможет проявить индивидуальные качества, будет взаимодействовать с товарищами по группе, давать оценку себе и другим участникам группы, рефлексировать.

Исследуемый ученик В

ИМЯ Кирилл

Критерии успеха для данного ученика:

По окончании серии Lesson Study ученик В будет владеть знаниями о басне, ее особенностях, будет владеть навыками анализа басни, уметь формулировать мораль басни.

Станет активнее и увереннее в своих действиях в составе группы, сможет высказываться на уровне полных предложений, расширит лексический минимум, будет оценивать себя и других участников группы, будет учиться рефлексировать.

Исследуемый ученик С

ИМЯ Вероника

Критерии успеха для данного ученика:

По окончании серии Lesson Study ученик С будет владеть знаниями о басне, ее особенностях, научится находить аллегорию и мораль в басне.

Будет взаимодействовать с другими участниками группы, сможет проявлять самостоятельность и активность.

СЛАЙД 12

Было составлено расписание цикла уроков по литературе.

11.01.2023 - первый урок «И.А.Крылов. Великий баснописец. Басня, основные жанровые признаки».

16.01.2023 - второй урок «Аллегорический смысл басен».

18.01.2023 - третий урок «Учимся читать и анализировать басню».

СЛАЙД 13

На третьем заседании педагоги совместно разработали КСП по литературе с использованием групповой формы работы. Были определены ожидаемые ответы исследуемых учащихся А,В,С на каждом этапе урока. На заседании утвердили форму наблюдения за учащимися, составили вопросы для анкетирования учащихся и учителей – наблюдателей после проведенного урока.

СЛАЙД 14

На первом уроке присутствовали все педагоги команды. Сухорукова Г.Г. провела урок, спланированный командой; Рязанова Н.В. наблюдала за учеником А, Касымханова Ж.Б. наблюдала за учеником В, Морозова М.А. наблюдала за учеником С. Свои наблюдения они записывали в утвержденную форму, велась фотосъемка.

После урока было проведено письменное анкетирование исследуемых учащихся, а также учителей – наблюдателей.

СЛАЙД 15

Вывод по первому уроку: Групповая работа была построена на изучении биографии Ивана Крылова и жанровых особенностей басни. Материал был подобран в достаточном количестве, соответствовал теме урока и возрастным особенностям семиклассников. На первом уроке группы были созданы хаотично, для создания групп был использован прием «Собери картинку». Данный прием в этом классе был малоэффективен, так как занял достаточно большое количество времени. При планировании работы групп были утверждены следующие роли:

- руководитель (распределяет роли, главный генератор идей);

- секретарь (оформляет решение группы);

- спикер (представляет результаты работы группы);

- помощник учителя (следит за работой группы, оценивает вклад каждого).

Наблюдение за учениками А,В,С позволило отметить некоторые проблемы. Так ученица А выполняла роль секретаря, но работала индивидуально, других не привлекала к созданию постера. Ученица С весь урок сидела, активности не проявила, в роли секретаря была неуспешна.

Проанализировав урок, прочитав «голоса учеников», мнения учителей, изучив пожелания учащимся и учителю, составили план второго урока. Обсудив, решили внести в урок следующие изменения: дать полномочия помощнику учителя выдавать фишки ученикам за каждую правильную идею на уроке, оценивать не только активность работы в группе, но и выступление самих групп.

СЛАЙД 16

На пятой встрече был разработан КСП второго урока из цикла с использованием всех рекомендаций.

На втором уроке также присутствовали все педагоги команды. Они вели наблюдения за учениками и заполняли утвержденную форму.

СЛАЙД 17

СЛАЙД 18

После урока было проведено интервью с исследуемыми учащимися, а также опрос учителей – наблюдателей.

СЛАЙД 19

Вывод по второму уроку:

Групповая работа на втором уроке была построена на изучении басен Крылова, их аллегоричности. Возможность получить дополнительный балл/фишку от помощника учителя сыграла хорошую роль в активности других учеников, каждый голос в группе был услышан, также при оценивании выступления групп помощники комментировали вклад каждого участника. Наблюдение за исследуемыми учениками дало возможность увидеть высокую активность и успешность ученика В. Ученица А работала успешно, но не на всех этапах работы, в группе предпочитала отмалчиваться в роли руководителя. Ученица С продолжает пассивно работать в группе, выполняет только письменные работы.

СЛАЙД 20

Планирование третьего урока было сделано на основе исследования слабых сторон и усиления сильных сторон, учитывая, при этом мнения учителей и «голос учащихся», изучив пожелания учащимся и учителю. Команда педагогов решила внести в урок следующие изменения: распределять роли в группе заранее (ученик А- помощник учителя, ученик В- секретарь, ученик С – один из спикеров), на разных этапах урока обращать внимание на исследуемых учеников (спрашивать на этапе постановки цели, повторении изученного, рефлексии).



СЛАЙД 21

На третьем уроке также присутствовали все педагоги команды. Они вели наблюдения за учениками и заполняли утвержденную форму.

После урока было проведено интервью с исследуемыми учащимися, а также опрос учителей – наблюдателей.

СЛАЙД 22

Вывод по третьему уроку:

На третьем уроке ребята продолжили анализировать басни Крылова. Группы были заранее сформированы учителем, роли и их функции прописаны (ученик А- помощник учителя, ученик В- секретарь, ученик С – один из спикеров). Наблюдение за исследуемыми учениками дало возможность увидеть высокую активность и успешность ученика А, В,С. Все ребята успешно справились со своими ролями в группе, были активны, могли дать оценку своей работе и работе группы.

СЛАЙД 23

Таким образом, команда учителей провела цикл последовательных уроков по литературе с использованием подхода Lesson Study. На заключительном заседании команды педагогов было отмечено изменение в учебном процессе, были созданы рекомендации по улучшению групповой работы в 7 классе.

1. Роли в группе:

- руководитель (распределяет роли, главный генератор идей);

- секретарь (оформляет решение группы);

- спикер (представляет результаты работы группы);

- помощник учителя (следит за работой группы, оценивает вклад каждого).

2. Помощник учителя может выдавать фишки ученикам за каждую правильную идею на уроке, оценивать не только активность работы в группе, но и выступление самих групп.

3. Распределять роли в группе заранее (ученик А- помощник учителя, ученик В- секретарь, ученик С – один из спикеров)

4. На разных этапах урока обращать внимание на исследуемых учеников (спрашивать на этапе постановки цели, повторении изученного, рефлексии).

Данные рекомендации подходят всем предметникам, работающим в 7 классе.

СЛАЙД 24

В процессе исследования урока, учителя работали вместе, чтобы планировать, обучать, наблюдать и совместно анализировать урок.  Совместное планирование и сотрудничество помогли учителям усовершенствовать свои инновационные педагогические подходы для удовлетворения потребностей учащихся. Анализ уроков, показал нам возможные пути их совершенствования; эти уроки –исследования содействовали размышлению учителей о качестве своего преподавания по отношению к отдельным учащимся, учитель становится более заинтересованным в процессе преподавания, мотивированным к новой работе. Таким образом, Lesson Study  - это наиболее эффективный способ профессионального развития; способствует созданию профессионального сообщества учителей; помогает учителям сфокусироваться на том, как думают учащиеся. СЛАЙД 25