СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы на зональном семинаре по здоровьесбережению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представленные технологические приёмы позволят  обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы на зональном семинаре по здоровьесбережению»

Образовательные технологии как основа

здоровьесбережения в начальной школе


Слайд 1 титульный.


Слайд 2

Уважаемые коллеги! Восточная мудрость гласит:

«Когда у человека есть здоровье, у человека есть надежда.

Когда у человека есть надежда, у человека есть всё»

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Согласно данному Всемирной организацией здравоохранения определению, здоровье представляет собой «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков».


И цель современных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни


Слайд 5

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы стремительно набирает темпы. Наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию этих заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения, трудностями организации здоровьесберегающего обучения школьников, особенно младших классов. На современном этапе актуальной становится задача обеспечения школьного образования без потерь здоровья учащихся.

Ведь по данным медиков ухудшение состояния здоровья происходит:

  • в 7 лет

  • в 10 лет

  • в период с 12 до 17 лет

Каждый пятый школьник покидает школу с хроническим заболеванием .

Слайд 6

Задача учителя сегодня: сохранение и укрепление здоровья детей через приобщение к здоровому образу жизни; проведение уроков с учётом здоровьесберегающих технологий.

Термин «здоровьесберегающие образовательные технологии» можно рассматривать и как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья», и как совокупность тех принципов, приёмов, методов педагогической работы, которые дополняя традиционные технологии обучения, наделяют их признаком здоровьесбережения.

В своей работе стараюсь искать педагогические технологии, позволяющие решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья детей.

Слайд 7

Критериями здоровьесохраняющего урока на мой взгляд являются:

  • эмоциональный фон урока

  • развитие познавательных процессов обучающихся

  • работоспособность детей на уроке

  • дифференциация обучения

  • развитие мелкой моторики руки

  • сенсорно-разнообразная среда

  • двигательная активность

Слайд 8

От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомлени.

Некоторые гигиенические критерии рациональной организации урока приведены на слайде.

Слайд 9

Психолог = медработник школы дают мне данные о возрастных и психологических особенностях моих учеников

Основой здоровьесбережения в начальной школе является соблюдение следующих принципов:

  • учет возрастных особенностей;

  • учет состояния здоровья ученика и его индивидуальных психофизических особенностей при выборе форм, методов и средств обучения;

  • структурирование урока на три части в зависимости от уровня умственной работоспособности учащихся;

  • использование здоровьесберегающих действий.

Слайд 10

Распределяю учебный материал на уроке в соответствии с динамикой текущей работоспособности учащихся:


Первые 3-5 минут – это фаза вхождения в урок. Поэтому нагрузку даю небольшую. Период устойчивой оптимальной работоспособности 15-20 минут, и нагрузка должна быть максимальной.

Затем идет снижение нагрузки, так как развивается утомление.

В последние минуты урока, когда наблюдается небольшое повышение работоспособности, провожу закрепление нового материала, обращаю внимание на главные моменты пройденной темы.

Считаю, что перегрузка учащихся на уроке, которая вызывает повышение уровня утомляемости, зависит не столько от количества, сколько от качества работы. Если процесс получения знаний интересен и мотивирован, то усвоение материала не создаст эффекта перегрузки. И наоборот, то, что вызывает у учащихся отторжение или кажется бесперспективным, бессмысленным и бесцельным, приводит к перегрузке.


Слайд 12

Уважаемые коллеги, позвольте мне поделиться своими наработками по внедрению оздоровительных технологий, которые я применяю на своих уроках:

  • технология личностно-ориентированного обучения

  • технология разноуровневой дифференциации

  • технология управленческой деятельности

  • технология игровых методов

  • использование ИКТ

Слайд 11


Личностно-ориентированные технологии в центр образовательной системы ставят личность ребенка, обеспечение безопасных и комфортных условий её развития предполагает демократический стиль общения учителя с детьми.

Стараюсь, чтобы на каждом уроке была доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор.

Дети входят в класс не со страхом получить замечание или плохую оценку, а с желанием общаться, демонстрировать свои знания, открывать новое.

В обстановке психологического комфорта работоспособность класса заметно повышается.

Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами, локтями , руками
1.Упражнение «Игра, скажем, здравствуйте » - Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

Ещё один способ- покажите друг другу ладони .Касаясь пальчиками начиная с мизинца произносите -Желаю, тебе ,большого, успеха, во всём – Хлопок Здравствуй!!Желаю здоровья!


2. Организационный момент

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты,

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем!

3. Организационный момент

-Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение друг другу. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак за работу.

4.Организационный момент

Ребята, вы хотели бы найти клад? А что это такое?

 Клад - это богатство, деньги, золото.

 Правильно. Но есть на земле вещи гораздо ценнее золота и денег. Их нельзя потратить, с годами их становится все больше. Это знания. Именно за таким кладом мы сегодня отправимся. Нас ждут трудности и опасности, но мы с ними обязательно справимся. Итак, в путь!

Всем педагогам известно, как трудно порой привести класс в рабочее состояние после перемены или урока физкультуры. Перевозбуждённые ребята не в состоянии сразу сосредоточиться на учебных заданиях. Для того, чтобы вызвать у детей состояние так называемого предвнимания и немного успокоить их, можно использовать такие приёмы:

Приём 1.

а) Знак «Внимание!» - учитель поднимает круг с красным восклицательным знаком в центре

По ходу урока также использую знаки, привлекающие внимание ребят.(СЛАЙД)

Знаки «Работаем в паре» , «Разноуровневое задание» появляются на доске по мере необходимости.

Приём 2.

Б) « Соберем тепло в ладошку»

Приём 3.

«Кто меня слышит…»  Если в классе возник шум и дети никак не угомонятся, учитель может тихо произнести следующую фразу: «Кто меня слышит, поднимите правую руку». Некоторые ученики наверняка услышат и поднимут правую руку. Далее учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, поднимите обе руки». Некоторые дети поднимут обе руки. Учитель тихо произносит фразу, растягивая слова : «Кто меня слышит, хлопните в ладоши 2 раза». Тут раздадутся хлопки, которые  настораживают даже тех, кто до сих пор никак не реагировал на слова учителя. Учитель тихо произносит : «Кто меня слышит, встаньте». После этого обычно встают все ученики, и в классе наступает тишина. Педагог достигает своей цели- внимание детей обращено на него. Этот приём, к сожалению, нельзя часто применять в одном и том же классе : здесь многое построено на эффекте неожиданности.

Эти приемы здоровьесохранного настроя на работу.

Среди предметов в начальной школе информационно здоровьесберегающим считается окружающий мир. Экскурсии и прогулки позволяют ребятам получать знания на свежем воздухе, в активном двигательном режиме.

Мною была разработана серия уроков по теме «Человек.Уроки здоровья» Мы с ребятами отправляемся в Институт Здоровья, где узнаём о строении, значении органов и систем, выполняем практические работы: определяем пульс, измеряем величину мышц, знакомимся с правилами здорового питания, но главное – мы открываем для себя правила Здоровья и Секреты Долголетия.(Слайды)

Перед учителем стоит задача: как же поговорить о здоровье на других предметах?

Есть такой методический приём «Вставки о здоровье» Это находки учителя.

Например, урок русского языка. «Обобщение знаний по теме «Имя существительное» Ребята исследуют слово «Богатство» со разных сторон науки о языке . Ребята выясняют лексическое значение слова и рассуждают на тему: « Что же можно в жизни считать богатством?» Богатство – это клад, богатство – это деньги, золото. Богатство –это семья, любовь, дружба. Богатство – это здоровье. И это богатство получает каждый из нас при рождении.Можно ли сохранить его на долгие годы?



Слайд 13


«Есть успех -есть и желание учиться» В.А.Сухомлинский

Технология разноуровневого обучения

Часто задавалась вопросом «Можно ли добиться цели развития всех учащихся при их столь разных возможностях? Да, если организовать процесс обучения как дифференцированный.

Технология уровневой дифференциации обучения даёт мне возможность оказать помочь слабому ученику и уделить внимание сильному. Каждый ребенок имеет свою траекторию развития и соответственно находится в зоне психологического комфорта .Каждый успешен.

Реализуемый мною на практике УМК «ПЗ» уже создан с вариативной и инвариантной частями ,это помогает в организации дифференцированного обучения.

Дифференцированные задания даю по уровню творчества, по уровню сложности, реже- по объёму.

На своих уроках использую разноуровневые задания разной сложности, памятки – опоры.

Домашние задания даю разноуровневые: обязательное + творческого характера. Например, Д/З по чтению: для всех- пересказ текста, на выбор- пересказ от лица главного героя, Д/З по окружающему миру дают простор для творчества ребенка. Тема «Явления природы».Для всех - ответить на вопросы параграфа, по желанию создать сообщение об одном конкретно взятом явлении «Смерчь», «Радуга» и т.д.. Дети с удовольствием выполняют домашние работы в форме презентации и представляют их одноклассникам. При этом повышается уровень внимания детей на уроке, ребенок получает опыт публичного выступления, возможность проявить свои творческие способности.(СЛАЙД)

Любимая игра моих ребят «Математическая рыбалка». Задания оценены весом рыб. Каждый рыбак выбирает карточку по силам,(чем крупнее рыба,тем труднее задача) выполняют задание, после проверки суммируют заработанное. Игра проходит в активном двигательном режиме, дети нацелены на успех. Активное включение в любой процесс снижает риск переутомления.(СЛАЙД)

Памятки-опоры по различным темам программы- изобретение автора метода опережающего обучения С.Н.Лысенковой и сегодня актуальны. Школьник строит свой ответ, пользуясь опорой. Ни один не чувствует себя беспомощным, исчезли скованность, страх перед ответом, нагрузка на память. Сильный ребенок к памятке обратится пару раз и запомнит, а для слабого это палочка –выручалочка. Успех порождает успех. Стараюсь делать акцент только на хорошее. (СЛАЙД)

Слайд 14


Применение игровых технологий на уроках помогает снять эмоциональное напряжение детей, вызвать положительные эмоции, увидеть их индивидуальность.

ФОТО с урока с кладом, Уроки-игры, соревнования, конкурсы

Например, часто на уроке к ребятам приходит волшебный мяч. Он собирает различные части речи, синонимы антонимы . Эту игру можно использовать на уроке математики при закреплении состава чисел или таблицы умножения. Дети очень любят интерактивные игры «Дарц» «Гонка» «Барби за покупками» на вычислительные навыки «Приключения Буратино» «Охота за орфограммами» по русскому языку и другие. В нашей школе комьютер, интерактивная доска, мобильный компьютерный класс являются привычными инструментами обучении. Ребята в классе с удовольствием работают на ноутбуках и интерактивном планшете: на нём дети строят схемы, рисуют, пишут, защищают презентации, смотрят учебные видеофильмы на различные темы в том числе по экологии , и здоровьесбережению .

Наглядность, возможность увеличивать плотность урока и количество видов деятельности изучения материала,– все это делает компьютер  незаменимым помощником учителя  в деле снижения утомляемости учащихся. Использование интерактивных средств обучения и программ вызывают неизменный интерес у ребят, одновременно снимая у них стресс и напряжение.


Слайд 15


Технология рефлексивного обучения позволяет мне использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Ученики выступают в роли исследователя или учителя, интересна им самооценка и взаимооценка с помощью сигнальных карточек разного цвета, хлопанья в ладоши.


Слайд 16


Часто на уроках русского языка, математики, окружающего мира организую групповую работу и работу в парах, в ходе которой уровень осмысления и усвоения материала заметно возрастает, детям значительно легче учиться вместе. Организуется такая работа по-разному: места размещаются так, чтобы ученики могли видеть лица друг друга, или работать стоя. Дети учатся работать вместе и эффективно взаимодействовать. В форме групповой работы можно организовать урок- путешествие за сокровищами, урок- соревнование «Крестики-нолики», провести обобщающие уроки по предметам.


Слайд 17


Проектная деятельность

Ярким примером здоровьесберегающего урока является урок в технологии проектного обучения

Для ребят создается атмосфера заинтересованности каждого в работе класса, коммуникативной раскрепощенности, ситуаций делового инициативного общения и оптимального двигательного режима.

На экране фото с урока окружающего мира на тему «Природные зоны России», где дети разделились по считалке на четыре группы. Каждой группе по жребию досталась 1 природная зона и рабочие материалы. Цель проекта при смене рабочих площадок выполнить и защитить продукт в виде опорного плаката «Природная зона». Урок был завершающим по разделу. К проекту ребята готовились, собирали предметные картинки, искали дополнительный тематический материал, разбирали правила синквейна для защиты плаката. После 20 минут активной работы ребята выступали с защитой своего продукта. В это время оппоненты готовили им тонкие и толстые вопросы ,используем приём «Дерево предсказаний» Например, задаём вопрос: «Что будет с лесом и его обитателями, если человек не будет защитником природы?» После предположений правомерен вопрос: «А как это отразится на здоровье человека?»

Можно построить синквейн «Здоровье»

Здоровье

Доброе крепкое

Гулять двигаться закаляться

Здоровье дороже богатства

Счастье

( приёмы технологии критического мышления).

Плюсы технологии для здоровья учеников: объединены общим делом, каждый работает на общий успех, чувствует локоть и поддержку товарища по команде, испытывает эмоциональный подъём замотивирован на успех, находится в свободном двигательном режиме.

Слайд

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является динамическая пауза

Физкультминутки – естественный элемент урока в начальных классах, который обусловлен физиологическими потребностями в двигательной активности детей. Они помогают снять статическое утомление различных мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление. Это могут быть элементарные движения, физические упражнения, физкультминутки и минутки покоя и различные виды гимнастики- (артикуляционная, пальчиковая).

С первого класса знакомлю детей с приёмами самомассажа и точечного массажа идыхательной гимнастикой по Стрельниковой, которые улучшают кровообращение и способствуют профилактике простудных заболеваний.

Физминутки сопровождаются стихотворными текстами и музыкой.

Их дети любят называть «оживлялками», т.к. они снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.

На уроках русского языка, где идет нагрузка на зрение, обязательно провожу гимнастику для глаз, использую офтальмотренажеры по методике Владимира Филлиповича Базарного. Тренажер может быть как бумажным из пирамидок и различных траекторий, как и интерактивным. При подготовке тренажера учитываю воздействие цвета на ребенка.

Жёлтый – стимулирует зрение

Синий – успокаивает, активизирует умственную деятельность

Зелёный – снимает переутомление

Применение на уроке физкультминуток позволяет использовать оставшееся время гораздо интенсивнее и с большей результативностью учебной отдачи учащихся.

Существует несколько видов физминуток:

  • гимнастика для глаз

  • упражнения для кистей рук

  • дыхательные упражнения

  • упражнения для профилактики нарушения осанки

  • упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

Игровые перемены. Замечено, что если после урока ученики младшего звена гурьбой выбегают из класса, то это значит, что они сильно утомлены. Переутомление у школьников младших классов проявляется в двигательной активности. Снять утомление за несколько минут межу уроками помогают динамические перемены. Такие перемены с малой и средней подвижностью проводим прямо в коридоре перед кабинетами начальных классов. Дети отдыхают не только физически, а получают ещё и заряд положительных эмоций. (Видео)

Представленные технологические приёмы позволят обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания , умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Спасибо за внимание!