Выступление из опыта работы: Организация опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Подготовил: Зозина Е.А., воспитатель.
Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытническая деятельность.
Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а опыты, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.
На 6-м, 7-м году жизни инициатива по проведению опытов чаще принадлежит детям. Я стараюсь стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.
В уголке экспериментальной деятельности выделены:
- Место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, и тд. )
- Место для приборов
- Место для хранения материалов (природного, "бросового")
- Место для проведения опытов
- Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
При организации экспериментальной деятельности с детьми я стараюсь учитывать следующее:
1. Принципы образования при организации экспериментирования:
— связь теории с практикой;
— развивающий характер воспитания и обучения;
— индивидуализация и гуманизация образования;
— природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
— целостность и системность обучающего процесса;
— взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.
2. Алгоритм подготовки к опытам с детьми:
— предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;
—— постановка, формулирование познавательной задачи;
— продумывание методики экспериментирования;
— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
— прогнозирование результатов будущего эксперимента;
— соблюдение правил безопасности;
3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:
Живая природа.
«Куда тянутся корни?», «Опыт Мариотта», «Осязательный центр человека», «Обоняние человека», «Много — мало», «Влажное дыхание», «Могут ли жить растения без корней?», «Присоски», «Как появились острова, материки?»
Неживая природа
«Замерзание жидкостей», «Мир ткани», «Мир металлов», «Изменение объема жидкости», «Фильтрование воды», «Вода двигает камни», « Удивительный песок», «Круговорот воды», «,Соломенный буравчик», «Передача солнечного «зайчика»», «Разноцветные огоньки», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Цветы лотоса», «Чудесные спички», «Подводная лодка из винограда», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Воздух в стакане»
4. Разные формы работы:
— непосредственно образовательную деятельность;
— самостоятельную деятельность детей;
— наблюдения в природе;
— рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий, презентаций;
— познавательные беседы по теме эксперимента;
— целевые экскурсии, прогулки;
5. Классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:
1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте:
— опыты с растениями;
— длительные (свыше 15 мин.).
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2). По месту проведения опытов:
7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— в групповой комнате;
— на участке.
— многократные или циклические.
8). По месту в цикле:
3). По количеству детей:
— первичные;
— индивидуальные (1-4 ребенка);
— повторные;
— групповые (5-10 детей);
— заключительные и итоговые.
— коллективные (вся группа).
4). По причине их проведения:
9). По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
— случайные;
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
— запланированные;
10). По характеру познавательной деятельности детей:
— проведённые в ответ на вопрос ребенка.
— иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
5). По характеру включения в педагогический процесс:
— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);
— эпизодические ;
— решение экспериментальных задач.
— систематические.
11). По способу применения в аудитории:
6). По продолжительности:
— кратковременные (от 5-15 мин.);
— демонстрационные;
— фронтальные.
6. Исполнение правил техники безопасности.
В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:
— «бери только нужный материал для работы»;
— «опытно-экспериментальная работа – это не игра»;
— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;
— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;
— «все материалы после работы убери на место». и др.
Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность.
Поэтому привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Также постоянно обновляется наглядная информация по проведению опытной деятельности.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»
Спасибо за внимание!