СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы:Организация опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы:Организация опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Выступление из опыта работы:  Организация опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Подготовил: Зозина Е.А., воспитатель.

Выступление из опыта работы: Организация опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовил: Зозина Е.А., воспитатель.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.  В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытническая деятельность.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытническая деятельность.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а опыты, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

Практика работы с детьми показывает, что они очень любят исследовать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно–действенное и наглядно – образное мышление, а опыты, как никакой метод, соответствует этим возрастным особенностям.

На 6-м, 7-м году жизни инициатива по проведению опытов чаще принадлежит детям. Я стараюсь стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

На 6-м, 7-м году жизни инициатива по проведению опытов чаще принадлежит детям. Я стараюсь стимулировать детей к самостоятельному анализу результатов опытов, стремлению делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном.

В уголке экспериментальной деятельности выделены: Место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, и тд. )  Место для приборов Место для хранения материалов (природного,

В уголке экспериментальной деятельности выделены:

  • Место, где размещают различные коллекции, экспонаты, редкие предметы (раковины, камни, и тд. )
  • Место для приборов
  • Место для хранения материалов (природного, "бросового")
  • Место для проведения опытов
  • Место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, пенопласт и др.)
При организации экспериментальной деятельности с детьми я стараюсь учитывать следующее: 1. Принципы образования при организации экспериментирования: — связь теории с практикой; — развивающий характер воспитания и обучения; — индивидуализация и гуманизация образования; — природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников; — целостность и системность обучающего процесса; — взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

При организации экспериментальной деятельности с детьми я стараюсь учитывать следующее:

1. Принципы образования при организации экспериментирования:

— связь теории с практикой;

— развивающий характер воспитания и обучения;

— индивидуализация и гуманизация образования;

— природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

— целостность и системность обучающего процесса;

— взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

2. Алгоритм подготовки к опытам с детьми: — предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов; —— постановка, формулирование познавательной задачи; — продумывание методики экспериментирования; — выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми; — прогнозирование результатов будущего эксперимента; — соблюдение правил безопасности;

2. Алгоритм подготовки к опытам с детьми:

— предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;

—— постановка, формулирование познавательной задачи;

— продумывание методики экспериментирования;

— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

— прогнозирование результатов будущего эксперимента;

— соблюдение правил безопасности;

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности: Живая природа. «Куда тянутся корни?», «Опыт Мариотта», «Осязательный центр человека», «Обоняние человека», «Много — мало», «Влажное дыхание», «Могут ли жить растения без корней?», «Присоски», «Как появились острова, материки?» Неживая природа «Замерзание жидкостей», «Мир ткани», «Мир металлов», «Изменение объема жидкости», «Фильтрование воды», «Вода двигает камни», « Удивительный песок», «Круговорот воды», «,Соломенный буравчик», «Передача солнечного «зайчика»», «Разноцветные огоньки», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Цветы лотоса», «Чудесные спички», «Подводная лодка из винограда», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Воздух в стакане»

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности:

Живая природа.

«Куда тянутся корни?», «Опыт Мариотта», «Осязательный центр человека», «Обоняние человека», «Много — мало», «Влажное дыхание», «Могут ли жить растения без корней?», «Присоски», «Как появились острова, материки?»

Неживая природа

«Замерзание жидкостей», «Мир ткани», «Мир металлов», «Изменение объема жидкости», «Фильтрование воды», «Вода двигает камни», « Удивительный песок», «Круговорот воды», «,Соломенный буравчик», «Передача солнечного «зайчика»», «Разноцветные огоньки», «Звуки в воде», «Почему комар пищит, а шмель жужжит», «Цветы лотоса», «Чудесные спички», «Подводная лодка из винограда», «Можно ли склеить бумагу водой?», «Воздух в стакане»

4. Разные формы работы: — непосредственно образовательную деятельность; — самостоятельную деятельность детей; — наблюдения в природе; — рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий, презентаций; — познавательные беседы по теме эксперимента; — целевые экскурсии, прогулки;

4. Разные формы работы:

— непосредственно образовательную деятельность;

— самостоятельную деятельность детей;

— наблюдения в природе;

— рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий, презентаций;

— познавательные беседы по теме эксперимента;

— целевые экскурсии, прогулки;

5. Классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:

1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте:

— опыты с растениями;

— длительные (свыше 15 мин.).

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2). По месту проведения опытов:

7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— в групповой комнате;

— на участке.

— многократные или циклические.

8). По месту в цикле:

3). По количеству детей:

— первичные;

— индивидуальные (1-4 ребенка);

— повторные;

— групповые (5-10 детей);

— заключительные и итоговые.

— коллективные (вся группа).

4). По причине их проведения:

9). По характеру мыслительных операций:

— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).

— случайные;

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

— запланированные;

10). По характеру познавательной деятельности детей:

— проведённые в ответ на вопрос ребенка.

— иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

5). По характеру включения в педагогический процесс:

— поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат);

— эпизодические ;

— решение экспериментальных задач.

— систематические.

11). По способу применения в аудитории:

6). По продолжительности:

— кратковременные (от 5-15 мин.);

— демонстрационные;

— фронтальные.

6. Исполнение правил техники безопасности. В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению: — «бери только нужный материал для работы»; — «опытно-экспериментальная работа – это не игра»; — «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»; — «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»; — «все материалы после работы убери на место». и др.

6. Исполнение правил техники безопасности.

В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:

— «бери только нужный материал для работы»;

— «опытно-экспериментальная работа – это не игра»;

— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;

— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;

— «все материалы после работы убери на место». и др.

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность. Поэтому привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Также постоянно обновляется наглядная информация по проведению опытной деятельности.

Для того чтобы процесс познавательного развития дошкольника протекал более эффективно, недостаточно ограничиться только образовательной деятельностью с детьми, необходимо мотивировать родителей на включение в совместную деятельность.

Поэтому привлекаю родителей к оформлению уголка экспериментирования в группе. Также постоянно обновляется наглядная информация по проведению опытной деятельности.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!