СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 11.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление из опыта работы по теме"Формирующие оценивание в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление по теме "Формирующее оценивание  " из опыта работы.В презентации описаны приёмы работы на различных этапах урока.

Просмотр содержимого документа
«Выступление из опыта работы по теме"Формирующие оценивание в начальной школе"»

Система формирующего оценивания в начальной школе. учитель начальных классов высшей категории МБОУ СОШ с.Верхний Ломовец Пенькова Л.И.

Система формирующего оценивания в начальной школе.

учитель начальных классов

высшей категории

МБОУ СОШ с.Верхний Ломовец

Пенькова Л.И.

«Великая цель образования – это не знания, а действия»  Г. Спенсер

«Великая цель образования – это не знания, а действия» Г. Спенсер

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Формирующее оценивание – это целенаправленный непрерывный процесс наблюдения за учением ученика. Оно основывается на оценивании в соответствии с критериями и предполагает обратную связь.

Целью формирующего оценивания является корректировка деятельности учителя и учащихся в процессе обучения на основе промежуточных результатов, полученных в процессе обучения.

Целью формирующего оценивания

является корректировка деятельности

учителя и учащихся в процессе

обучения на основе промежуточных

результатов, полученных в процессе

обучения.

  Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.   1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения;  2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка;  3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания;  4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку;  5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;   6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание;  7) оценивание должно проводиться в системе.

Особенности оценивания учебных достижений детей в начальной школе.

1) оценивание должно начинаться с первого дня обучения; 2) при оценивании необходимо опираться на успех ребенка; 3) оценивание должно осуществляться последовательно от оценки организационной стороны деятельности к оценке ее содержания; 4) оценка обязательно должна вырисовывать перспективы ребенку; 5) оценка должна осуществляться на основе четких, понятных ребенку критериев;  6)оценочная деятельность должна распространяться не только на предметные ЗУН, но и учебную деятельность, общеучебные навыки, познавательную активность ребенка, его прилежание и старание; 7) оценивание должно проводиться в системе.

Приёмы формирующего оценивания

Приёмы формирующего оценивания

Рефлексия - размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Рефлексия -

размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ

(Толковый словарь С.И.Ожегова)

Классификация рефлексии

Классификация рефлексии

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

«Смайлики»

«Смайлики»

Рефлексия деятельности

Рефлексия деятельности

 «Волшебная линеечка» -  на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.  2  3  4 1

«Волшебная линеечка» - на полях тетрадей ученики чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа (внизу – не справился, посередине – выполнил, но допустил ошибку, вверху – справился без ошибок). При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше.

2

3

4

1

 ( К – красота, П – правильность, Б – быстрота) 12

( К – красота, П – правильность, Б – быстрота)

12

Инструменты оценочной деятельности Лестница  160 слов / мин Диана Ж.  140 слов /мин Мирослав Ш.  127 слов /мин Дарья Б.  121 слово /мин Никита Е. 118 слов /мин Софья Г.

Инструменты оценочной деятельности

Лестница

160 слов / мин Диана Ж.

140 слов /мин Мирослав Ш.

127 слов /мин Дарья Б.

121 слово /мин Никита Е.

118 слов /мин Софья Г.

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

ЛЕСЕНКА УСПЕХА

Инструменты оценочной деятельности Инструменты оценочной деятельности «Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:  зеленый – я умею сам,  жёлтый – я умею, но не уверен,  красный - нужна помощь

Инструменты оценочной деятельности

Инструменты оценочной деятельности

«Светофорик» - оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов:

 зеленый – я умею сам,

 жёлтый – я умею, но не уверен,

 красный - нужна помощь

Незаконченное предложение

Незаконченное предложение

  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…"; "Я похвалил бы себя…"; "Особенно мне понравилось…"; "После урока мне захотелось…"; "Я мечтаю о …"; "Сегодня мне удалось…"; "Я сумел…"; "Было интересно…"; "Было трудно…"; "Я понял, что…"; "Теперь я могу…"; "Я почувствовал, что…"; "Я научился…"; "Меня удивило…" и т.п.
  • "На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";
  • "Я похвалил бы себя…";
  • "Особенно мне понравилось…";
  • "После урока мне захотелось…";
  • "Я мечтаю о …";
  • "Сегодня мне удалось…";
  • "Я сумел…";
  • "Было интересно…";
  • "Было трудно…";
  • "Я понял, что…";
  • "Теперь я могу…";
  • "Я почувствовал, что…";
  • "Я научился…";
  • "Меня удивило…" и т.п.

"Синквейн"

  • 1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
  • 2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
  • 3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
  • 4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
  • 5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятерке, на краях мишени оценка ближе к двойке.

Чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятерке, на краях мишени оценка ближе к двойке.

Рефлексия содержания учебного предмета

Рефлексия содержания учебного предмета

Карта понятий  (кластеры)

Карта понятий (кластеры)

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей. В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной . В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю. Плюс Минус Интересно

В графу «П» - «плюс»- записывается все, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызвали положительные эмоции, либо, по мнению ученика, могут быть ему полезны для достижения каких-то целей.

В графу «М» - «минус»- записывается все, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной .

В графу «И» - «интересно»- учащиеся вписывают все любопытные факты, о которых узнали на уроке, что бы еще хотелось узнать по данной проблеме, вопросы к учителю.

Плюс

Минус

Интересно

«Поезд» Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4

«Поезд»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

«Волшебный мешочек» Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

«Волшебный мешочек»

Учитель показывает детям мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке»

«Острова» О-в Грусти Бермудский треугольник О-в Воодушевления О-в Просветления О-в.Удовольствия О-в Радости О-в Тревоги О-в Ожидания О-в Недоумения О-в Неопределенности О-в Наслаждения

«Острова»

О-в Грусти

Бермудский треугольник

О-в Воодушевления

О-в Просветления

О-в.Удовольствия

О-в Радости

О-в Тревоги

О-в Ожидания

О-в Недоумения

О-в Неопределенности

О-в Наслаждения

Почему было трудно? Что открыли, узнали на уроке? Оправдались ли ваши ожидания от урока? Что вы взяли с сегодняшнего урока? Над чем заставил задуматься урок?
  • Почему было трудно?
  • Что открыли, узнали на уроке?
  • Оправдались ли ваши ожидания от урока?
  • Что вы взяли с сегодняшнего урока?
  • Над чем заставил задуматься урок?
Получил удовольствие Узнал что-то новое Научился Ничего не понял Удивился Расстроился

Получил удовольствие

Узнал что-то новое

Научился

Ничего не понял

Удивился

Расстроился

Лист самооценки Моя успешность на уроке Вид работы (этап урока) 1 Знак (+ ? )   2   3   4 5     6   Достигли ли мы цели?____________________________________ Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Лист самооценки

Моя успешность на уроке

Вид работы (этап урока)

1

Знак (+ ? )

 

2

 

3

 

4

5

 

 

6

 

Достигли ли мы цели?____________________________________

Для чего нам нужен материал, изученный сегодня?

Ведется на протяжении всего урока. Фамилия, имя ученика_____________________________ Вид задания Отметка

Ведется на протяжении всего урока.

Фамилия, имя ученика_____________________________

Вид задания

Отметка

Лист самооценки Ф. И. _______________________ Сегодня на уроке  Знаю/умею Хочу знать/научиться   Узнал/научился                                  

Лист самооценки

Ф. И. _______________________

Сегодня на уроке

Знаю/умею

Хочу знать/научиться

 

Узнал/научился

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Солнышко»   В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное. После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. 

«Солнышко»  В тетрадях 3 «лица»: одно улыбается, второе нейтральное, третье грустное.

После выполнения задания и сравнения с образцом ученик закрашивает то лицо, которое соответствует выполненной работе. При проверке учитель «зажигает лучики» и превращает в «солнышко» то «лицо», которому, по его мнению, соответствует работа. 

 «Радуга»   У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:   К – выполнил работу отлично   О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)   Ж – выполнил работу, есть ошибки   З – выполнил половину работы   Г – выполнил меньше половины работы   С – выполнил незначительную часть работы    Ф – не справился с работой 

«Радуга»  У детей полоски или жетоны цвета радуги (маркеры или фломастеры) с соответствующим значением:  К – выполнил работу отлично  О – выполнил работу хорошо (незначительные недочёты)  Ж – выполнил работу, есть ошибки  З – выполнил половину работы  Г – выполнил меньше половины работы  С – выполнил незначительную часть работы   Ф – не справился с работой 

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

  • Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Этап учебной деятельности

Цель

Этап организационного момента и целеполагания

этапе актуализации ЗУН учащихся

Содержание

обеспечивает побуждение учащихся к деятельности

В начале работы по теме урока содержательная рефлексия

Это своего рода диагностический срез, позволяющий ученику увидеть свой уровень подготовленности

выражается в выборе индивидуальной цели учащихся в рамках формирования как общеучебных, так и специфических умении и навыков.

Варианты вопросов

Прочитайте тему урока и попробуйте сформулировать свои задачи на урок.

С чего вы начнёте?

каждый ученик для себя определяет полноту знаний по теме и самостоятельно оценивает правильность выполнения задания

Помочь учащимся осознать интеллектуальный «конфликт», получить знание о границе своего знания и выдвинуть учебную задачу: расширить эти границы.

На завершающем этапе

самостоятельно выбрать форму организации познавательной деятельности

Подвести итоги работы, поставить новые цели, выявить удовлетворенность работой

Как поможет вам работа в парах?

Происходит осознание учащимися уровня освоения, способ действий, их продвижение.

- Что дала вам работа в парах?

- Помогла вам такая форма работы понять и запомнить степени сравнения прилагательных?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

«Что нового я узнал на уроке?», «Каким образом я получил новые знания?», «Каким образом я смогу полученное на уроке использовать в будущей жизни?».

Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

  • Применение рефлексии на различных этапах учебной деятельности

Классификация

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Этап урока

Задачи

в начале урока

в конце деятельности.

Приемы

Рефлексия деятельности

установления эмоционального контакта с группой

Применяются карточки с изображением лиц, цветовое изображение настроения, эмоционально-художественное оформление (картина, музыкальный фрагмент).

Выявление эмоционального состояния, степени удовлетворенности работой группы

Вопросы

на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ

  • Я почувствовал, что…
  • Было интересно…
  • Меня удивило…
  • Своей работой на уроке я…
  • Материал урока мне был…
  • Мне захотелось…
  • Мне больше всего удалось…
  • Моё настроение…
  • Заставил задуматься…
  • Навел на размышления…
  • Могу похвалить своих одноклассников…

осмысления способов и приемов работы с учебным материалом, поиска наиболее рациональных

в конце урока

Рефлексия содержания учебного материала

прием «лестницы успеха». графического организатора «рыбья кость»

оценить активность каждого на разных этапах урока, Эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации)

этап изучения учебного материала

  • У меня получилось…
  • Я научился
  • Сегодня на уроке я смог…
  • Урок дал мне для жизни…
  • За урок я…

выявления уровня осознания содержания пройденного, выяснить отношение к изучаемой проблеме, соединить старое знание и осмысление нового.

прием незаконченного предложения, тезиса, подбора афоризма, рефлексия достижения цели с использованием «дерева целей», оценки «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…); прием синквейна

  • Сегодня я узнал…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задания…
  • Я понял что…
  • Теперь я могу…
  • Я научился…
  • Урок для меня показался…
  • Для меня было открытием то, что…
  • Мне показалось важным…
Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

Все применяемые средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов . Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты.

      СПАСИБО  ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!