Добрый день, уважаемые гости, коллеги!
Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе»
Новые технологии позволяют расти, как ученикам, так и учителю.
Слайд 1
Я рада приветствовать Вас, и хочу, чтобы Вы ответили на вопрос «Какое у Вас настроение» по-немецки! У кого всё отлично поднимает большой палец вверх и произносит «Gut!»
-Итак, давайте попробуем!?
-Wie ist die Laune? Gut!!?? (зал отвечает хором и показывает жест «всё отлично!»)
-Спасибо! На этой позитивной ноте я и начну свой мастер-класс!
Слайд 2
Скажите, пожалуйста, что вы видите на экране?
(работаю с залом – Изюм).
А теперь, проведите пожалуйста ассоциативную связь между изюмом и мастер-классом.
Как вы думаете, почему я выбрала для вас именно это лакомство?
(работаю с залом )
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе.
Щелчёк
Тема моего мастер-класса «Аlle Farben ausser schwarz». Почему кроме чёрного? Потому что каждый ребёнок знает, что в галактике есть чёрные дыры, т. е. пустота, а наша задача заключается в том, чтобы у учащихся не было пустот в знаниях. А ещё яркие цвета способствуют хорошему настроению, уверенности, стремлению достичь цели.
Сегодня я приглашаю Вас на мою «педагогическую кухню», где мы будем готовить «картотеку лексического материала и приёмы тренировочной работы над лексикой».
Прежде, чем приступить к работе я Вас попрошу разделиться на группы. У меня в руках «разноцветные ниточки», я их держу за середину, а вас попрошу, одних с одной стороны, а других с другой стороны, выбрать понравившийся конец нити, потянуть нить на себя и увидеть на другом конце нити свою пару. Теперь у нас есть группы, которые получат задание (кладу на стол участников большую карту цвета соответствующей цвету нити и памятку по оценке каждой компетенции).
Наша миссия, как учителей иностранных языков состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное и межкультурное общение с носителями языка.
Слайд 3
На слайде Вы видите семь предложенных компетенций, каждая из которых имеет свой цвет. На столах у Вас цветные карточки, значит, каждая группа легко может определить теперь те компетенции, над которыми ей придётся поработать.
Уважаемые коллеги! Вы посетили сегодня уроки иностранного языка и имеете собственную оценку деятельности наших учителей по формированию коммуникативной компетенции.
Каждой группе я попрошу оценить сигнальными карточками
(кладу на стол по три сигнальных карточки соответствующие цвету основной, но с оттенками) предложенную компетенцию и выбрать карточку соответствующего оттенка.
Слайд 4
Помните, чем ярче и насыщенней цвет на карточке, тем больше предстоит работы по этому направлению, т. е. мы на начальном этапе его изучения. По мере сформированной компетенции оттенок цвета становится более бледным, что означает приближение знаний детей к программным требованиям. Прошу вас приступить к обсуждению в группе для создания общей оценки предложенной компетенции.
И так, я вижу группы готовы.
Слайд 5, щелчок Сейчас я соберу ваши сигнальные карты и перенесу в ячейки своего ящичка с коммуникативными компетенциями, где наглядно можно будет увидеть общую картину вашей оценки речевой компетенции в четырёх её видах деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме), языковой (владении лексическим и грамматическим материалом) и социокультурной (увеличении объёма знаний о социокультурной специфике страны, стран изучаемого языка), но оценку учебно-воспитательной давайте озвучивать не будем, а заберём её с собой. Итак, общая оценка наглядно показала уровень сформированной компетенции каждого вида деятельности. А каждому из нас обозначила проблемы, над которыми предстоит работать.
Слайд 6 Такой приём, я решила использовать с детьми в 5 классе. Я в начале своего проекта: мы с детьми используем его при изучении лексического материала. Я предложила детям вести дома свою картотеку.
Картотека составляется из карточек. На одной стороне карточки пишется слово по-немецки, (можно выделять артикль по роду существительного определённым цветом, множественное число, можно подчеркнуть или выделить орфографические трудности). На другой стороне карточки перевод или картинка. Опыт показывает, что учащиеся подходят к этой работе творчески, поэтому возможны разные варианты оформления карточек. Сама картотека представляет собой коробку, в которую укладываются карточки по мере наполнения (изучения). Карточки распределяются по блокам:
Lernblock — учебный блок (L);
Wiederholungsblock — повторительный блок (W);
Registerblock — регистрационный (накопительный) блок (R).
Слайд 7, щелчок В учебный блок помещаются карточки с новыми словами, требующие работы по запоминанию.
Учащиеся работают со словами каждый день. Ребёнок читает немецкое слово, называет перевод, переворачивает, проверяет правильность ответа. Или берёт карточку, читает русский вариант, вспоминает и называет немецкий эквивалент, переворачивает, проверяет правильность ответа.
щелчок По мере запоминания карточки перекладываются в следующий — повторительный блок. В этом блоке слова повторяют 3 раза в неделю.
щелчок При успешном процессе хорошо усвоенные слова переносятся в регистрационный блок. В этом блоке слова повторяются 1 раз в неделю.
Если слово повторено с ошибкой, карточка возвращается в повторительный блок, если правильно, остаётся в регистрационном блоке.
Чтобы в регистрационном блоке по мере накопления карточки всегда можно было при необходимости отыскать, советуем располагать их в этом блоке или по алфавиту, или по темам.
В других блоках порядок карточек зависит от степени их усвоения. Так, те карточки, слова на которых хуже запомнились, ставятся вперёд, чтобы при повторении начать работу с этих слов.
Слайд 8 Я дала предварительные рекомендации и составила ученикам (с родителями) памятки по работе с карточками: (памятку кладу каждой группе)
1. Новые карточки с новыми словами помещаем в учебный блок (L).
2. Ежедневно учим эти слова и после запоминания перемещаем их в повторительный блок (W).
3. Слова из повторительного блока (W) надо повторять 3 раза в неделю, каждый раз маркируя карточку одним штрихом /, если слово запомнилось верно.
4. Карточка, набравшая три штриха ///, если все три повторения были верны, перемещается в регистрационный (накопительный) блок (R).
5. Слова из регистрационного блока (R) надо повторять один раз в неделю, и если слово запомнилось верно, то карточка остаётся в регистрационном блоке (R), если же нет, перемещается обратно в повторительный блок (W).
Montag | Dienstag | Mittwoch | Donnerstag | Freitag | Samstag | Sonntag |
L | L | L | L | L | L | |
W | | W | | W | | |
| | | | | R | |
Организовать повторение лексики можно следующим образом:
фронтально с помощью картинок;
парная работа: один учащийся называет слово по-русски, другой даёт название по-немецки;
первый проверяет товарища по карточке и наоборот;
индивидуальная работа: каждый работает со своей заготовленной дома картотекой, используя карточки с теми словами, которые укажет учитель. Учитель может попросить учащегося откладывать в одну сторону карточки со словами, которые он хорошо запомнил, и в другую сторону те, которые вызвали трудности. Затем проверить и дать рекомендации по работе с трудными словами.
Ситуативность тренировочных упражнений наблюдается как в классной, так и в домашней работе. Написать слова к картинке, прослушать текст и выбрать нужные слова к картинкам, обозначениям, дополнить предложения, заменить одно слово другим — все эти задания имеют коммуникативную направленность и речевую ситуативность.
Следующий этап реализации проекта – это формирование навыков говорения, которое разделяется на монологическую и диалогическую речь. Для этого я сама буду изготавливать карточки по изучаемым темам. Карточки так же будут храниться в наших индивидуальных картотеках в обозначенной ячейке: «Говорение» и разделяться по блокам от простого к более сложному.
Слайд 9, щелчок В первом блоке: карточки с опорными словами:
для проверки устной речи в начале темы.
Предполагается, что ребёнок должен по такой карте уметь давать краткие сведения в 5—8 предложениях.
щелчок Во втором блоке: карточки с ключевыми словами для контроля устной речи. Здесь предполагается: умение разыгрывать вопрос-ответный диалог.
щелчок В третьем блоке для проверки устной речи учащимся предлагаются следующие карточки: вопрос и несколько вариантов ответов на него.
В данном задании учащиеся беседуют друг с другом, используя карточки. Приветствуется употребление эмоционально окрашенных лексических единиц и устойчивых выражений. И во 2-й и в 3-й частях объём высказывания не играет главенствующей роли, важнейшая состоявшаяся коммуникация и адекватная реакция собеседника на адресованные ему реплики.
Я с детьми в начале своего проекта: В этом году мы продолжим накапливать карточки нашей картотеки по двум видам компетенции: лексике и говорению. В будущем наши коробочки должны будут представлять собой вот такой ящичек с ячейками уже всех остальных видов компетенции.
Слайд 10. Изменения в современном образовании ставят новые цели и задачи, при решении которых меняются подходы к организации учебной деятельности при обучении иностранным языкам. Акцент переносится с усвоения знаний, навыков и умений на формирование компетенций, в структуре которых важное место занимает мотивационная составляющая.
Одним из средств, обладающих особым потенциалом в развитии мотивации школьников, повышении их интереса к изучению языка и культуры является технология, которая называется «языковой портфель».
Во-первых, повышению мотивации при работе с ЯП способствует тот факт, что «учащийся поставлен в условия постоянной работы над языком, в процессе которого для него важна преемственность различных уровней овладения языковым портфелем»
Во-вторых, развитию мотивации способствует активизация творческого потенциала учащегося.
В-третьих, регулярная работа с ЯП, заполнение его творческими продуктами способствует тому, что учащийся становится «производителем» собственных речевых продуктов.
Слайд 11. Я постаралась Вам презентовать своё блюдо под названием «Языковой портфель».
Буду благодарна Вам, если Вы нашли в нём хотя бы одну изюминку.
4