СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление к семинару: "Возможности проектных методов в организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Выступление к семинару: "Возможности проектных методов в организации физкульурно-оздоовительной работы с детьми"

Просмотр содержимого документа
«Выступление к семинару: "Возможности проектных методов в организации физкультурно- оздоровительной работы с детьми"»

Тема :Возможности проектных методов в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми.



Создание современной системы дошкольного образования, ориентированного на полноценное развитие личности каждого ребёнка, выдвигает постоянно повышающиеся требования к воспитательно-образовательному процессу. Пересматриваются прежние ценности и приоритеты, цели и педагогические средства.

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирования и организации воспитательно-образовательной работы в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной образовательной программе дошкольного образования . Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качество ребенка. Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий обучающихся с обязательной презентацией этих результатов. Использование метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации на следующей ступени образования.

Первый этап разработки проекта ( целеполагание)- мы выносим проблему на обсуждение детям. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую взрослые предлагают детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Второй этап работы представляет собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Решением поставленного вопроса могут выступать различные мероприятия: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов.

Третий этап работы над проектом-его практическая часть. Дети экспериментируют, ищут , творят.

Четвертый этап- презентация проекта. С детьми старшего дошкольного возраста проводятся игровые мероприятия в различной форме. Это игры-викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотогазет, фотовыставок, мини-музеев.

Необходимо сказать о том что проектный метод организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ влечет за собой формирование здорового образа жизни у детей, совместными усилиями родителей, специалистов и педагогов. В помощь педагогам существует модель организации физкультурно-оздоровительной работы, которая имеет 3 составляющие: общеукрепляющая организация двигательной активности детей ( утренняя гигиеническая гимнастика, спортивные праздники и развлечения, физкультурные занятия, подвижные игры, физминутки, разминки); специально коррекционно-профилактическая работа (закаливание, фито-фитаминотерапия, консультация специалистов, взаимодействие с семьей по созданию специальных условий и режима) и научно методическое обеспечение процесса(методическое и материальное оснащение, аттестация педагогических и медицинских кадров итд), которая в полной мере сможет помочь воспитателям в планировании и организации физкультурно-оздоровительной работы.





Основные направления дошкольного образовательного учреждения.



Основные направления дошкольного образовательного учреждения - это физкультурно-оздоровительная работа.
Ведущие цели физкультурно-оздоровительной работы в детском саду - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребёнком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребёнка к жизни в современном обществе.

Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, учебной, двигательной, трудовой, художественной.

Для достижения целей имеет значение: забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии ребёнка.

Создание в саду атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам позволяет растить их общительными, любознательными, добрыми, стремящимся к самостоятельности, творческими и инициативными.
Эффективность физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении во многом зависит от взаимодействия воспитателей с медицинской сестрой, психологом, физкультурным работником, музыкальным руководителем.

Мы в своей работе используем различные виды образовательной деятельности: сюжетно - игровые занятия, состоящие из подвижных игр разной интенсивной степени; занятия соревнования (эстафеты), где выявляют победителей; занятия тренировки основных видов движений.

Большую часть времени ребёнок проводит в группе, поэтому от того насколько грамотно будет построена деятельность по организации режима дня детей, зависит сохранение и укрепление их здоровья.

Ежедневно во всех возрастных группах реализуется несколько форм

физкультурно-оздоровительной деятельности: утренняя гимнастика в зале и на открытом воздухе, разнообразные подвижные игры в течение всего дня, занятия по физической культуре в зале и на воздухе, что позволяет обеспечить двигательную активность детей на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку.

С целью снижения заболеваемости в детском саду успешно применяется система закаливающих мероприятий в повседневной жизни и специально организованная. Используются все природные факторы: вода, солнце, воздух. Закаливающие мероприятия осуществляются круглый год, но их вид и методика меняются.

Профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний в осеннее-зимний период проводит медицинская сестра. Сюда входит поддержание чистоты, кварцевание групп в период вспышки ОРВИ, вакцинация по возрасту, витаминизация. Хорошей профилактикой так же является дыхательная гимнастика, полоскание рта и горла настоем трав, прогулки на свежем воздухе.

Соблюдая все условия можно увидеть снижение заболеваемости, снижение пропусков детодней по болезни.
Ведущая ценность каждого человека это здоровье. Вырастить ребёнка сильным, крепким, здоровым это одна из ведущих задач.



Использование элементов моделирования в ООД по физическому развитию

Эффективность формирования двигательных навыков дошкольников во многом зависит от правильного подбора методов и приемов обучения. Перспективным направлением совершенствования процесса физического воспитания старших дошкольников, на мой взгляд, является внедрение элементов метода моделирования.

Метод моделирования играет важное значение в развитии ребенка. Прежде всего, использование моделей ставит ребенка в активную позицию, стимулирует познавательную и умственную деятельность, вовлекает его в область особых отношений – сопереживания, совместной творческой деятельности. Один из ведущих специалистов умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, справедливо подчеркивал, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, что имело место в традиционной системе воспитания.

С целью развития мышления и обогащение двигательной сферы ребенка нами была осуществлена попытка введения моделей в содержание физкультурных занятий. В этой связи были составлены следующие элементы моделирования: моделирующие карточки, карточки-схемы, карточки-задания и логико-смысловые модели.

     Остановлюсь кратко на каждом виде используемых моделей.

Моделирующие карточки (предметные, сюжетные, карточки-схемы) используются с той или иной целью, в том числе: развития мышления и воображения дошкольников в процессе соотнесения моделей и собственных действий и движений; сбора и организации детей, выполнения различных построений, упражнений, движений и пр. Применение карточек-схем особенно уместно на открытом воздухе, так как использование вербальных средств общения на достаточно большом пространстве и в морозные дни бывает крайне затруднено.

Очевидно, что занятия с использованием моделирующих карточек могут быть организованы, когда у ребенка накоплен уже достаточно большой двигательный опыт. Поэтому их целесообразно планировать в старшей и подготовительной к школе группах.

Моделирующие карточки предназначены для использования во вводной части традиционных и сенсомоторных занятий; при выполнении различных построений и основных видов движений.

Еще один вид наглядности, который мы используем при проведении физкультурных занятий – карточки-задания. Данные карточки предназначены для занятий с использованием тренажеров. Обучение дошкольников упражнениям на тренажерах строится следующим образом: на первом этапе детей знакомят с названием тренажера, его внешним видом, затем показываются собственно сами движения, далее происходит соотнесение названий тренажеров, их внешнего вида с их изображениями на карточках. После того, как дети познакомятся со всеми тренажерами блока (а их в каждом блоке 5), организуются занятия по принципу круговой тренировки с использование карточек-заданий. Каждой паре детей дается карточка-схема с заданиями. Каждый ребенок упражняется последовательно на каждом виде тренажеров, причем сложность движений и степень нагрузки предлагается ребенку в зависимости от его индивидуальных особенностей и физических возможностей.

Особый интерес представляет проектирование дидактических многомерных инструментов – логико-смысловых моделей, которые дополняют, как вы уже поняли, различные методики обучения и выполняют функции моделей. Логико-смысловые модели универсальны по своей природе, так как их можно использовать не только в работе с воспитателями, но и с детьми дошкольного возраста в качестве наглядного материала. От других наглядных средств дидактические многомерные инструменты отличаются «всепредметной» универсальностью, сочетая образную форму представления знаний.

Логико-смысловая модель представляет собой схему, состоящую из нескольких координат. Каждая координата имеет название, на ней располагаются ключевые слова. Одна логико-смысловая модель может содержать информацию по одной определенной теме или нескольким аналогичным направлениям. Опираясь на данную наглядность, воспитанник может в полной форме построить свой ответ. В работе с дошкольниками приемлемы логико-смысловая модель, содержащие 4 координаты с расположенными на них не словами, а иллюстрациями, рисунками. Мы составили несколько Логико-смысловая модель, которые используем мы используем в ходе физкультурных занятий: «Эстафеты», «Общеразвивающие упражнения», «Основные движения».

Использование моделей в работе с дошкольниками позволяет повысить эффективность обучения и скорость запоминания и как следствие качество выполнения движений.



В работе с дошкольниками используем символы исходных
положений при проведении утренней гимнастики, а так же в процессе организации
непосредственно образовательной деятельности. Помимо этого на утренней
гимнастике мы используем символы предметов с которыми выполняем упражнения (флажок,
обруч, ракетка,  мяч, султанчики, скакалка,
лента, степ и др.).  В  непосредственно образовательной деятельности
используются схемы и символы выполнения упражнений, карты- маршруты с
изображением этапов занятия, по которым выполняем   упражнения и играем в подвижные игры.

Нами используются и схемы-путешествия, например по разным островам, на 1-
острове выполняем обще-развивающие упражнения, на 2 — основные движения-прыжки
через кочки, на 3 -бросание мяча вверх. На 4-подвижная игра. Сначала мы
рассматриваем схему, читаем ее, и догадываемся куда же мы сегодня попадем и чем
будем заниматься.

Так же в образовательной деятельности мы используем карточки-схемы для закрепления основных движений (перебрасывание мяча друг другу от груди,  прыжки через скакалку,  прыжки в длину с места, бросание мяча в корзину, отбивание мяча на месте, метание мешочка в горизонтальную цель, подтягивание на скамейке с помощью рук, лазанье по шведской стенке, ползание на четвереньках по скамейке). После вводной части и О.Р.У. выдаются карточки и дети в соответствии с ними выполняют упражнения.

Интересна так же и круговая тренировка, где вводная и заключительная части проводятся по традиционной форме, а основная по схеме по подгруппам по кругу. Такой способ позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу.







«Использование схем-карточек

на занятиях по физической культуре»



Практика показывает, что наиболее уязвимым местом в области физического воспитания дошкольников является развитие самостоятельности. Дети должны освоить и правильно выполнять разучиваемые в каждой возрастной группе движения. Педагогу необходимо формировать у детей способность самостоятельно оценивать качество выполнения движений товарищей и своих собственных. На таких занятиях надо не только проявить интерес и в свободной деятельности использовать полученный двигательный опыт, но и творчески развить его, внести своё. На самостоятельных занятиях дети часто проявляются с совершенно неожиданной стороны.

Так развивающая двигательная среда детского сада даёт возможность детям действовать по своему усмотрению на базе приобретённых знаний и умений в различных ситуациях:

- Спортивный комплекс позволяет детям выполнять основные виды движений (лазанье по канату, шесту и лестнице, раскачивание и висы на кольцах и перекладине), а также проявлять творческую активность, демонстрируя свои умения и достижения.

- Тренажёры в работе с детьми используются для развития физических качеств, совершенствования умений и навыков, повышения двигательной активности, улучшения физической работоспособности. Старшие дошкольники уже способны анализировать свои достижения и действия, контролировать своё самочувствие. Во время занятия на тренажёрах они не только стараются поддерживать высокий уровень двигательной активности, но и проявляют свои физические возможности: силу, ловкость, выносливость, а также самостоятельность, настойчивость и целеустремлённость. В работе со старшими дошкольниками в нашем саду используются велосипедный и беговой тренажёры, тренажёры «Диск здоровье» и эспандеры.

- Наряду с заводскими тренажёрами мы широко используем своё оборудование из бросового и природного материала (разные массажёры, дорожки для ходьбы и бега, устройства для развития ловкости и координации и др.). Это оборудование особенно эффективно для формирования у детей интереса к физической культуре.

- Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Поэтому двигательная среда должна быть насыщена различным оборудованием и спортивным инвентарём, способствующим развитию игры. 

Для повышения эффективности физкультурных занятий используется картотека разнообразных игр, движений, упражнений, состоящая из карточек, на которых схематично изображены общеразвивающие упражнения, основные виды движений, элементы хождения на лыжах, и других подвижных игр

Работа с карточками позволяет детям использовать накопленный двигательный опыт в самостоятельной деятельности, учит организовывать соревнования со сверстниками, подчиняться правилам. Критерием подготовки детей к самостоятельной организации двигательного досуга является их умение выполнять игровые движения, схематично обозначенные на специальных карточках

Учить работать по карточкам можно начинать со второй младшей группы. На карточках для этой возрастной группы изображаются животные или знакомые предметы домашнего обихода. Дети заранее ознакомлены с персонажами-животными, знают какой вид движения надо выполнять. Например, изображены: лягушка - прыжки в приседе; колобок - перекатывание, мышка - ходьба на носках.

Для старших и подготовительных групп при проведении физкультурных занятий также используется карты-схемы. Они раздаются каждому ребёнку или капитану команды. На карте схематично изображены спортивные снаряды, вид упражнения, количество повторений записывается кружками и цифрой.

Например; - работа с мячом; - лазание по гимнастической лестнице; - приседания; - прыжки в длину

Дети изучают карту и по сигналу инструктора идут на первый этап. Выполняют упражнение самостоятельно и по сигналу делают переход к следующему снаряду. Инструктор находится у того снаряда, где дети нуждаются в его страховке. А воспитатель следит за правильностью выполнения задания и при необходимости помогает ребенку действием – направляет, поддерживает.

Карточки-схемы применяются не только на занятиях по принципу круговой тренировки, но и как приём в сюжетных, игровых занятиях, занятиях - соревнованиях.

Карточки очень помогают и при обучении основным видам движений. Если ребёнок плохо овладевает, например, прыжком в высоту способом перешагивания, то ему даётся карточка с изображением подводящего упражнения. Или же наоборот, сильный физически ребёнок получает индивидуальную карточку и работает самостоятельно.

Только здесь надо обязательно помнить правило, что при подборе упражнений для занятий не воздействовать на одну и ту же группу мышц, что вызывает ненужную утомляемость, а распределить нагрузку на разные группы мышц и вариативно менять виды деятельности.

В конце занятия проводятся эстафеты, подвижные игры. Дети, соединяя карточки, составляют вариант игры-эстафеты, самостоятельно готовят эстафету, т.е. расставляют пособия. При проведении подвижных игр используется карточка -схема ,где изображена игра и ее правила.

Рассказывать о карточках и их применении можно очень много. Благодаря умению детей пользоваться карточками, умению «читать» их, ориентироваться по ним, очень легко организовать физкультурные досуги: «Найти клад», «Прогулка по лесу», "Зарница"

Опыт показывает, что самостоятельный вид деятельности является важным источником активности и саморазвития ребёнка. В результате последовательно проводимой работы по обучению умения «считывать» задание-рисунок, схему - развивается инициатива у каждого ребёнка, желание как можно лучше выполнить задание.

Самостоятельная двигательная активность является критерием степени овладения двигательными умениями и навыками. Дети должны самостоятельно и творчески использовать весь арсенал игр и упражнений, разучиваемых во время организованных видов занятий, в своей самостоятельной деятельности.



В заключении стоит сказать что метод проектов в работе с дошкольниками сегодня – это оптимальный, инновационный и перспективный метод , который должен занять свое достойное место в системе дошкольного образования.