СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление Литвин О.Д. на заседания городского методического объединения педагогов дополнительного образования по шахматам

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

На заседании городского методического объединения педагогов дополнительного образования по шахматам Литвин О.Д. рассказала об истории шахмат в столице Самотлора, соревнованиях, проводимых внутри Православной гимназии и за её пределами, успехах её учеников. На многочисленных примерах из собственной практики показала, значение и роль шахмат для активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, раскрыла взаимосвязь развития образного мышления на уроках посредством основных законов шахматной тактики и стратегии.

Просмотр содержимого документа
«Выступление Литвин О.Д. на заседания городского методического объединения педагогов дополнительного образования по шахматам»

Протокол № 1

заседания городского методического объединения

педагогов дополнительного образования по шахматам


от 26.10.2017г.


Председатель: Моисеев В.М.

Секретарь: Терещенко З.С.


Место проведения: МБОУ «СШ №31 с углубленным изучением предметов ХЭП»

Присутствовало: 48 человек


ПОВЕСТКА ДНЯ:

  1. Шахматы как способ активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках истории и обществознания.

  2. Итоги межрегиональной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры» (г. Ханты-Мансийск 12 октября 2017 года).

  3. Организация первенств по шахматам во 2-х классах (из опыта МБОУ «Средняя школа №42»).

  4. Каким должен быть урок шахмат в начальной школе: теория и практика.

  5. Встреча (в режиме SKYPE) с Акишиной Валентиной Васильевной, официальным тьютором по подготовке педагогических работников к реализации программы И. Сухина «Шахматы – школе», педагогом дополнительного образования МБОУ «Гимназия» г. Урай.


СЛУШАЛИ:

  1. Литвин Ольгу Дмитриевну, учителя истории и обществознания ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери».

Ольга Дмитриевна, одна из сильнейших шахматисток Нижневартовска, многократный победитель и призер городских командных соревнований по шахматам, в доступной и увлекательной форме рассказала об истории шахмат в столице Самотлора, соревнованиях, проводимых внутри Православной гимназии и за её пределами, успехах её учеников. На многочисленных примерах из собственной практики показала, значение и роль шахмат для активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках истории и обществознания, раскрыла взаимосвязь развития образного мышления на уроках посредством основных законов шахматной тактики и стратегии.

  1. Азисову Розу Исламовну, заместителя заведующего по ВМР МАДОУ г. Нижневартовска ДС №86 «Былинушка».

Роза Исламовна ознакомила собравшихся педагогов с итогами прошедшей 12 октября 2017 года в городе Ханты-Мансийске межрегиональной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры». Представила вниманию участников проект резолюции конференции. Обозначила проблемное поле, озвученное в ходе конференции и проект Резолюции:

- специфика реализации шахматного образования в условиях дошкольного образования;

- специфика реализации шахматного образования в условиях общего образования в рамках урочной, внеурочной деятельности;

- специфика реализации шахматного образования в системе дополнительного образования детей;

- современные учебно-методические комплексы, дидактические ресурсы, технологии реализации шахматного образования;

- эффективный инновационный опыт реализации шахматного образования в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

- проблемы и перспективы развития непрерывного шахматного образования; выработка стратегий региональной образовательной политики по шахматному образованию.

Р.И. Азисова кратко рассказа о работе тематических секций в рамках конференции.

На секции «Шахматы в детском саду: играем и выигрываем» были актуализированы теоретические, методические и практические аспекты преподавания шахмат детям дошкольного возраста в условиях дошкольных образовательных организаций. Мастер-классы, проведенные на секции, позволили участникам увидеть в действии приемы интеллектуального развития дошкольников при игре в шахматы.

На секции «Реализация шахматного образования на уровне общего образования: актуальные задачи и эффективные решения» были рассмотрены методологические вопросы шахматного всеобуча, интеллектуального развития школьников через шахматную деятельность. В формате мастер-класса участники секции получили первые уроки игры в шахматы.

Участники секции «Реализация шахматного образования в системе дополнительного образования детей» познакомились с опытом реализации шахматного образования в ДЮСШШ им. А. Карпова на территории Нефтеюганского района, с моделями организации шахматного образования в системе общего и дополнительного образования городов Нефтеюганск, Мегион, Югорск, поселка городского типа Приобье Октябрьского района, городского поселения Излучинск Нижневартовского района.

Результатом работы Конференции стало формирование предложений в адрес органов власти Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественности как основы системных управленческих решений в ходе дальнейшей реализации Концепции шахматного образования.

В ходе обсуждения, в адрес выступавшей было задано много вопросов, на которые она дала полные и исчерпывающие ответы.

  1. Николаева Михаила Васильевича, педагога дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №42».

Михаил Васильевич поделился своим уникальным многолетним опытом проведения соревнований по шахматам среди учащихся младших классов, рассказал об особенностях психологии детей этого возраста, способах стимулирования познавательной деятельности, тонкостях при проведении компьютерной жеребьевки. Доклад вызвал неподдельный интерес и не раз сопровождался вопросами из зала.

  1. Селиханову Эльмиру Долибакевну, педагога дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №31 с УИП ХЭП».

В своем выступлении «Каким должен быть урок шахмат в начальной школе: теория и практика» Эльмира Долибакевна рассказала о своем многолетнем опыте проведения уроков шахмат по системе московского профессора, автора федерального курса «Шахматы – школе» Игоря Георгиевича Сухина. Была отмечена необходимость развития у детей уникальной способности действовать в уме посредством игры в шахматы. Высказала свое мнение о «плюсах» и «минусах» введения уроков шахмат в систему школьного образования.

  1. В режиме SKYPE была проведена встреча с Акишиной Валентиной Васильевной, официальным тьютором по подготовке педагогических работников к реализации программы И. Сухина «Шахматы – школе», педагогом дополнительного образования МБОУ «Гимназия» г. Урай.

В ходе беседы Валентина Васильевна рассказала о своих предстоящих курсах для педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов Югры, дальнейших планах АУ ХМАО-Югры «Институт развития образования» по организации курсовой подготовки шахматных учителей в 2018 году, ответила на многочисленные вопросы участников заседания.


Решили:

Рекомендовать педагогам дополнительного образования муниципальных образовательных организаций города Нижневартовска:

1. Применять опыт работы педагогов:

- Литвин Ольги Дмитриевны, учителя истории и обществознания ЧОУ «Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери» («Шахматы как способ активизации мыслительной и познавательной деятельности на уроках истории и обществознания»);

- Николаева Михаила Васильевича, педагога дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №42» («Организация первенств по шахматам во 2-х классах (из опыта МБОУ «Средняя школа №42»);

- Селихановой Эльмиры Долибаевны, педагога дополнительного образования МБОУ «Средняя школа №31 с УИП ХЭП» («Каким должен быть урок шахмат в начальной школе: теория и практика»).

2. Ознакомиться с итогами региональной научно-практической конференции «Шахматы как инновационный учебный предмет в системе образования Югры», прошедшей 12 октября 2017 года в Ханты-Мансийске. Принять участие в обсуждении резолюции. Использовать возможность сотрудничества с издательством «Просвещение». Принять к исполнению пункты Резолюции обозначенные по каждому уровню образования.

3. Педагогов дополнительного образования и воспитателей детских садов города Нижневартовска рассмотреть возможность обучения на курсах повышения квалификации, организуемых Институтом развития образования ХМАО-Югры.



Председатель В.М. Моисеев


Секретарь Терещенко З.С.


Роль шахмат в духовно-нравственном воспитании личности в условиях внедрения ФГОС в ЧОУ « Православная гимназия в честь Казанской иконы Божьей Матери»

Введение

В XXI веке и последующих столетиях человечеству придется решать ряд сложнейших проблем, назревших к концу XX века, вплоть до сохранения жизни на планете. Справиться с этими проблемами смогут только высокообразованные и высоконравственные люди. Чтобы подготовить таких людей, нужна гибкая система образования, в которой люди учились бы думать самостоятельно и принимать ответственность за собственные решения.

Нынешнее поколение должно научиться жить в поле неопределенности, быть готовым к динамичной смене общественно-политической обстановки, к смене работы, места жительства, к постоянной профессиональной учебе, к повышению своего культурного уровня.

Сегодня необходимость формирования творческой личности встала перед школой с особой остротой. Политическое, социальное развитие страны за ряд десятилетий претерпело такие изменения, что они не могли не отразиться на целых поколениях людей.

В современном мире процесс образования должен понимать не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Ценности, которые являются основой духовно-нравственного развития, воспитания и социализации личности в многонациональном Российском государстве и обществе, определены в документах ФГОС как базовые национальные ценности.


Специальные исследования, широкая практика со всей очевидностью показывают, что значительными потенциальными возможностями в этом плане располагает игра в шахматы, которая формирует устойчивые духовно-нравственные свойства личности, уважительное отношение к старшему поколению, развивает интерес к истории Родины, воспитывает чувство гордости за историю и социально-культурные достижения родного края.

В шахматы сегодня играют во многих странах мира , а столица нашего округа г. Ханты-Мансийск во второй раз станет столицей Всемирной шахматной олимпиады в 2020 году. Таким образом, столица Югры станет четвертым городом мира, который дважды удостоен права провести Олимпиаду за всю ее историю. И это не случайно, ведь шахматы в Югре развиваются стремительно, став обязательной школьной дисциплиной.

В Ханты- Мансийске в 2013 году проходила Международная научно- практическая шахматная конференция "Шахматное образование- важный ресурс мировой системы образования". Руководителем данной конференции был И. Г. Сухин - почетный работник общего образования Российской Федерации, старший научный сотрудник Института теории и педагогики РАО, автор учебника «Шахматы – школе». Игорь Георгиевич был в гостях у Православной гимназии, провел мастер- класс по шахматам и дал сеанс одновременной игры. / слайды -. И.Г.Сухин в Православной гимназии/


Шахматное образование в НОУ «Нижневартовская православная гимназия»

Слово "шахматы" происходит от персидского " шах и мат" ... Властитель умер, а шахматы существуют уже тысячелетия...

Шахматы любили арабы и персы. В средневековой Европе тоже играли в шахматы. Но, судя по дошедшем до нас записям играли тогда совсем по другим правилам, и ставки в игре были очень высокие. Шахматная партия могла тогда стоить целого состояния. Но так было не всегда.

Стоглавый собор 1551 года запретил играть в шахматы, так как шахматы приравнивались к азартным играм. Но время справедливо: шахматы — игра уникальная, с большими возможностями.

Целью обучения игре в шахматы является развитие личности, где вырабатывается целеустремленность, выдержка, усидчивость, а также внимательность и собранность. Шахматы способствуют формированию духовно- нравственных качеств личности учащихся, воспитывают умение радоваться своему успеху и успеху других.


31 мая 2014 года в Ханты- Мансийске в Шахматной академии прошел Первый Епархиальный шахматный турнир. Участников приветствовали глава города Ханты-Мансийска, президент Федерации шахмат Югры Василий Александрович Филипенко и председатель отдела социального служения и благотворительности настоятель храма в честь Иконы Божьей Матери «Знамение» города Ханты-Мансийка иерей Леонид Бартков. Отец Леонид зачитал послание участникам турнира от митрополита Ханты-Мансийского и Сургутского Павла, в котором особо отмечалось, что «этот турнир не преследует цели выявить победителя, а помогает каждому участнику ощутить соперничество и дает возможность логически выстраивать шаги дальнейшего поведения».

Кроме стандартных призов за первые места Ханты- Мансийская Епархия учредила специальные призы: «Самому смиренному клирику», «Самому волевому мирянину» . В качестве призов предлагались иконы святых и церковных праздников, а также книги духовного содержания.

Уже стало традицией в Югорской шахматной академии проводить Епархиальные Пасхальный турниры по шахматам. В послании участникам турнира Митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел передал с надеждой, что "время, которое будет потрачено в игре друг с другом не окажется напрасным. И каждый увидит друг в друге не соперника, а личность, в общении с которым можно найти что-то полезное и доброе для себя".

В этой шахматной баталии состязались и  воспитанники Нижневартовской православной гимназии , занявшие два призовых места. Надо отметить, что традиция дополнительного образования наших воспитанников средствами игры в шахматы давняя: 19 лет Нижневартовской православной гимназии — 19 лет мы играем в шахматы. Эта игра предоставляет широкое поле не только для интеллектуального развития детей и подростков, но и воспитывает их, вырабатывая целеустремлённость, выдержку, внимательность. Дети, обучающиеся этой игре учатся самостоятельно мыслить, принимать собственное ответственное решение, преодолевать неудачи и воспринимать их как возможность стать сильнее. Уже стало традицией проводить совместные внеклассные тематические мероприятия с учащимися общеобразовательных школ и гимназий города Нижневартовска.

В средней общеобразовательной школе №21 города Нижневартовска, по инициативе администрации Православной Гимназии в честь Казанской иконы Божьей Матери, прошел шахматный турнир, посвященный Дню Защитника Отечества. В состязании приняли участие учащиеся школ города и воспитанники гимназии. В начале мероприятия директор 21 школы, Афанасьева Елена Владимировна, выразила благодарность организаторам и неравнодушным участникам, пожелав успехов, а директор гимназии, священник Константин Глухарев, пожелал всем помощи Божьей в сохранении дружественной обстановки и призвал на всех Божье благословение, вручив директору школы №21 икону Божьей Матери «Отрада и Утешение». Мероприятие состояло из трех частей: 1.Презентация «Православные полководцы – защитники Руси», во время которой дети рассказывали стихи и пели гимн Российской Федерации. 2.Шахматное состязание между учащимися двух школ. 3.Чаепитие. После всего каждому ученику были вручены подарки и дипломы участников шахматного турнира, а также всеми было выражено пожелание как можно чаще проводить подобные дружественные встречи.

На внеклассных уроках по истории, занятиях шахматного кружка мы убеждаемся: шахматы - эффективный способ активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся, которые формируют устойчивые духовно-нравственные свойства личности. Совсем иначе воспринимают они рассказы об исторических личностях, событиях. В ходе игры возникают проблемные вопросы, которые совместно с педагогом, в процессе противоборства, решаются.





Очень запоминающаяся была встреча для нас с шахматистами Гимназии № 1 города Нижневартовска. Две команды по десять человек вели мирные баталии в тишине учебного класса, а в директорском кабинете за шахматной доской встретились директора двух гимназий – оба давние почитатели шахмат.

— Я благодарен Эдмонду Валерьевичу за эту инициативу и рад, что мы взаимодействуем с гимназией №1, — отметил директор Православной нижневартовской гимназии Константин Глухарев. — В приоритете православной гимназии – духовно-нравственное воспитание, я считаю, что шахматы могут воспитать качества, важные для каждого христианина, например, терпение, целеустремленность.

Константин Глухарев рассказал, что Ханты-Мансийской епархией организовываются шахматные турниры, посвященные православным праздникам, – пасхальные, рождественские. Ученики православной гимназии активно участвуют в них, занимают призовые места. К турнирам ребята готовятся специально, посещая занятия по шахматам, которые предусмотрены во внеурочной деятельности православной гимназии.


Стержневым моментом занятий становится деятельность самих обучающихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д.

Современное шахматное образование для эффективной реализации учебных, развивающих и воспитывающих задач предполагает применение новых педагогических технологий. Наши занятия часто проходят в форме рыцарских турниров, мастер — классов с приглашением известных людей в шахматном мире, дружеских встреч с командами других образовательных учреждений. С большим воодушевлением дети встречают театрализованные уроки, на которых через игру в шахматы происходит погружение в ту или иную историческую эпоху. Такие уроки незабываемы.

Шахматы формируют сильный, волевой и творческий характер, развивают фантазию, изобретательность, развивают воображение и логическое мышление, формируют самостоятельность творчества . Скольким нашим воспитанникам шахматы дали возможность проявить свои способности!

Многие ученики Гимназии становятся победителями в шахматах в личных первенствах на турнирах разного уровня. Среди них Александр Мазяр, Илья Дворецкий, Анастасия Савчук,  София Фролова, Илья Кругликов и другие.

В ходе шахматной борьбы проверяется сила характера, умение оценить ситуацию, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение. В моей педагогической практике нередки случаи, когда у ребёнка, начавшего играть в шахматы, улучшались учебные результаты не только по истории, но и другим дисциплинам.

Шахматы- одно из средств воспитания характера, приобщение человека к большой культуре, педагогические возможности их уникальны.

Югорская шахматная академия и Федерация шахмат Югры провели Конкурс, посвященный Турниру Претендентов 2014 года. В этом конкурсе приняли участие и учащиеся Православной гимназии. Конкурс преследовал цели популяризации шахмат в Югре, определение лучшего муниципального образования Югры по организации шахматной работы, привлечения детей и подростков к занятиям шахматами,  эстетического воспитания и развития творческих способностей. Итоги конкурса: Православная гимназия получила 8 призовых мест.

Рисунок:

1 место – «Шахматы – игра миролюбивая», Белошенко Елизавета, Нижневартовская православная гимназия

3 место – «Шахматный турнир», Сидорова Анастасия, Нижневартовская православная гимназия

3 место –Ролик « Шахматы в Православной гимназии», г.Нижневартовск и другие.

Заключение:

Шахматная доска даёт возможность не только играть в шахматы, но и позволяет наслаждаться игрой, а шахматные фигуры исторических личностей помогают окунуться в эпоху былых сражений и почувствовать себя героями того времени.

Ощущать себя гражданином страны, в которой живешь, - это значит чувствовать свою сопричастность к великим свершениям и героическим подвигам нашего народа, гордиться своей страной и ее историей. У народа, не знающего своей истории и предавшего забвению истоки своей духовной сущности, нет будущего.

Главное в наше время - сохранить наш национальный характер, не забыть свое прошлое, его героические страницы. И в этом большую помощь могут оказать шахматы, которые формируют в каждом молодом человеке целеустремленность, твердость характера, уверенность в себе, терпение, а также приучают к чувству долга и ответственности. Это очень важные черты личности, которые необходимы человеку не только в мирной жизни, но и в самые трудные времена, когда приходится защищать наше Отечество на полях сражений.

Всем хочется пожелать, чтобы наши сражения проходили только на шахматном поле!