Выступление логопеда на МО воспитателей ДОУ по теме:
«Развитие грамматически правильной речи в процессе сюжетно-ролевой игры»
В дошкольный период жизни ребенка очень важно обратить внимание на правильность формирования грамматического строя речи, так как его нарушение в дальнейшем, в условиях уже школьного обучения, может привести к трудностям в виде нарушений письменной речи. Давайте определим, что же включает в себя понятие «грамматический строй речи». Первое - это навык словоизменения, то есть способность детей менять слова в роде, в числе и в падеже. Второе - навык словообразования, который включает способность детей образовывать уменьшительно-ласкательные формы слов, образовывать одни части речи от других, образовывать сложные слова и т.д. Третья составляющая - согласование - подразумевает умение ребенка согласовывать слова разных частей речи между собой. И последнее - формирование фразы, а точнее составление разного рода грамматически правильных предложений. Однако у многих детей существуют те или иные трудности в становлении грамматической стороны речи, либо ее единичных компонентов. Поэтому встает вопрос - как воспитателю в условиях группы можно повлиять на развитие вышеперечисленных навыков? Ответ - через ведущую деятельность дошкольников - игру. А именно сюжетно-ролевую игру, как наиболее сильный мотиватор к говорению и к построению развернутого высказывания. В процессе сюжетно-ролевых игр ребенок накапливает необходимый запас слов, постепенно овладевает способами выражения в слове определённого содержания, приобретая в конечном итоге умение выражать свои мысли более точно и полно, простыми и распространёнными предложениями, правильно использовать грамматические формы рода, числа, падежа.
Содержание сюжетно-ролевой игры, как средства развития грамматического строя речи детей направлено на активную работу по следующим двум направлениям:
- уточнение значений имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса путём накопления новых слов, относящихся к различным частям речи, а также посредством развития навыка словообразования;
- развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения детьми разными типами связи слов в предложении.
С учетом вышесказанного основными задачами, которые стоят перед воспитателем при проведении сюжетно-ролевых игр, являются:
1. Развитие игры как деятельности;
2. Целенаправленное использование игры для развития речи воспитанников.
Решение первой задачи заключается в расширении тематики детских игр, углублении их содержания. Реализация второй задачи, а именно развитие грамматического строя речи у детей посредством игровой деятельности включает в себя четыре основных этапа: ориентацию, подготовку к проведению сюжетно-ролевой игры, проведение игры и ее последующее обсуждение. И для получения результата, воспитателю стоит включать сквозную работу над грамматикой во все эти этапы. Так, например, при проведении сюжетно-ролевой игры «Почта», педагог на разных этапах может развивать у детей следующие грамматические навыки:
совершенствование навыка образования формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (много писем, газет, журналов, телеграмм, открыток)
совершенствование умения образовывать существительные, обозначающие названия специальностей работников почтового отделения (почта-почтальон)
совершенствование навыка образования и употребления существительных в косвенных падежах с предлогом (на почте, в почтовый ящик, в письме)
совершенствование умения образовывать форму творительного падежа имени существительного (почтальоном, почтой, работой, обслуживанием)
совершенствование навыка согласования и использования в речи прилагательных и числительных с существительными в роде, числе и падеже (ответственный почтальон, почтовое отделение, срочная телеграмма, две газеты, пять журналов)
упражнение в употреблении предлогов пространственного значения (в, над, под, между, около)
совершенствование навыков образования глаголов с различными приставками (поехал, приехал, пошел, зашел, принес, положил, открыл, закрыл)
развитие навыков образования глаголов повелительного наклонения (стой, принеси, разложи, положи, найди)
упражнять в речи использование притяжательных местоимений (мое, твое, наше письмо)
совершенствование навыка образования форм сослагательного наклонения (я хотел бы отправить письмо, получить бы посылку)
развитие навыка составления простых предложений
Таким образом, сюжетно-ролевая игра - тот вид деятельности дошкольников, в котором максимально раскрываются их способности. Игра выступает в качестве средства развития речи детей дошкольного возраста, поэтому особое внимание следует обратить на планирование руководства игрой, анализ возможностей сюжета для полноценного речевого развития.