СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление МО Специфика урока адаптивной физической культуры в коррекционной школе

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Выступление МО Специфика урока адаптивной физической культуры в коррекционной школе»

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение,

реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

«Школа-интернат № 20»

(КГКОУ ШИ 20)












Выступление МО

Специфика урока адаптивной физической культуры в коррекционной школе



Шакурова Н.И.













26.03.2022

Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе

Адаптивная физическая культура (АФК)  является физкультурой для обучающихся с ограниченными физическими возможностями, а в нашей школе и для детей с нарушенным интеллектом, имеющих различные проблемы со здоровьем, и нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Задачами которые выполняли бы данную цель могут быть:

коррекция осанки путем выполнения упражнений с удержанием предмета на голове, стойка у стены, ходьба с различным положением рук;

- укрепление мышечного корсета через выполнение ОРУ и корригирующих упражнений;

-воспитывать любознательность, чувство товарищества, взаимопомощи;

-развитие интереса к играм разных народов;

-пропаганда здорового образа жизни.

Специфика урока физической и адаптивной культуры в коррекционной школе заключается в проведении коррекционных, развивающих занятии с детьми, имеющими интеллектуальные, физические, эмоционально-волевые, и другие отклонения в психофизическом развитии. Задачи обучения по физической и адаптивной культуре в коррекционной школе предусматривают максимальное преодоление недостатков физического развития, познавательной деятельности и эмоционально-волевой сферы у детей с ограниченными возможностями здоровья, сознательное выполнение элементарных правил, здоровьесбережения, формирование навыков здорового образа жизни, расширение круга занятий по физическому воспитанию, совершенствование основных видов движения: ходьба, бег, прыжки, метание.

Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Физкультурные занятия, проводимые с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, имеют ряд существенных особенностей. Проблема заключается в том, что низкий интеллект и их моторная недостаточность значительно затрудняют процесс обучения. Уровень развития качеств у детей недостаточен.

Достижение названных целей и задач, решение проблем во время занятий происходит за счет правильного выбора структуры лечебно-оздоровительной работы с применением здоровьесберегающих технологий, как совокупности приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, учитывая заинтересованность детей в целенаправленной двигательной деятельности. Структура занятий строится с учетом методических положений, с использованием современных методов обучения: словесного инструктирования, совместного действия ребенка и педагога, движения в игровой форме под музыкальное сопровождение с осуществлением индивидуального подхода.

Если ученик не может выполнить задание сам, значит ему надо помочь.

Формы помощи:

— фронтальная — обращённая сразу ко всему классу или группе (в этом случае используют наглядные пособия, плакаты и т. д.)

— индивидуальная — предназначенная именно данному конкретному ученику.

В системе работы коррекционной особое место занимает оказание индивидуальной помощи (стимулирующей, направляющей, обучающей). Виды помощи отличаются степенью и качеством выполнения педагога в зависимости от степени выполнения задания.

Стимулирующая помощь нужна, когда учащийся а) не может включиться в работу (не решает сам как начать действовать после полученного задания); б) работа завершена, но допущена ошибка.

Учитель ободряет ученика, успокаивает, помогает мобилизовать внимание, вселяя надежду и уверенность в том, что он справится с заданием. Понятно ли было задание? В случае отрицательного ответа, повторно разъясняет задание. Указывает на наличие ошибки в работе и предлагает проверку предложенного решения. Такая помощь способствует организации ученика, обостряет внимание, включает учащегося в работу. Реализация стимулирующей помощи оказывает корректирующие воздействия на информационно-ориентировочную часть учебной деятельности.

Направляющая помощь необходима, когда учащийся не может определить способ выполнения задания или выбрать средства деятельности. Учитель непосредственно привлекает внимание учащегося к началу выполнения задания. Направляющая помощь распространяет свое корректирующее воздействие на недостатки в информационно-ориентировочной и операционно-исполнительской частях учебной деятельности.

Обучающая помощь требуется в тех случаях, когда другие виды помощи оказываются недостаточными и надо непосредственно показать, как решить учебную задачу или исправить допущенную ошибку. Обучающая помощь при совместном (учителя с учеником) выполнении задания способствует преодолению затруднений, активному включению учащихся в работу. Как только учащийся делает попытку выполнять самостоятельно задание, оказание любой помощи прекращается. Индивидуальная помощь является необходимым условием успешного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках физической и адаптивной культуры.

Коррекционно-развивающие задачи направлены на обеспечение полноценного физического развития, повышение двигательной активности, восстановление и совершенствование психофизических способностей, профилактику и предупреждение вторичных отклонений. Коррекционно-развивающие и образовательные задачи решаются на одном и том же учебном материале, но имеют отличия. Для образовательных задач характерна высокая степень динамичности, так как они должны соответствовать программному содержанию обучения. Коррекционно-развивающим задачам свойственно постоянство, так как они решаются на каждом занятии. Физическая и адаптивная культура для детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из эффективных форм их социализации, представляющей широкие возможности для развития способностей и интересов таких детей, коррекции нарушений их развития.

На уроке применяются специальные педагогические приёмы и методы, направленные на развитие интеллектуальной деятельности детей: обучить названию движений и исходных положений, предлагать запоминать комбинации упражнений, различение движений по темпу, объёму, плавности. Широко применяются упражнения, которые требуют чёткой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов движений: метание в цель, подбрасывание мяча, бросание мяча об пол, о стену так, чтобы он отлетел на заданное расстояние, перебрасывание мяча в шеренгах, прыжки на точность приземления, упражнения в равновесии; игры, требующие точности движений.

Активность, собранность, дисциплинированность, посещаемость уроков физической и адаптивной культуры, продолжительность занятий, результативность работы обучающихся определяется мотивацией занятий. Мотивация базируется на потребностях обучающихся и строится по принципу: хочу, могу, должен. Отсутствует строгая регламентация в характере действий и нагрузки. Ребята могут использовать те действия, которые, по их мнению, наиболее эффективны, но в пределах официальных или условных правил.

Возможность сочетания различных методов, способов, приёмов и форм при проведении уроков способствует повышению эффективности обучения и воспитания, коррекции недочётов двигательной сферы и интеллектуальной деятельности.

Технологии коррекционно-развивающего образования, здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные, индивидуальный и дифференцированный подход, системно-деятельностный подход широко применяются при организации образовательного процесса на уроках физической и адаптивной культуры, внеурочной деятельности. При системно-деятельностном подходе учитель должен владеть технологией диалога. У учащихся формируется контрольно-оценочная деятельность (они сами оценивают свою деятельность на уроке, умение находить причины затруднений, определять, что ещё не усвоено на уроке, задачи и тему урока определяют сами учащиеся при помощи учителя, задающего при этом наводящие вопросы и задания.

Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся.

Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтвержденная результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также положительные результаты при участии обучающихся в спортивных мероприятиях, соревнованиях, олимпиадах различного уровня.