Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Семицветик»
Выступление на Августовской конференции по теме:
«Использование компьютерных технологий в работе с детьми дошкольного возраста»
Подготовила ст. воспитатель
МКДОУ «Семицветик»
Новикова О.А
г. Семилуки 2020 г.
Введение
Применение компьютера в обучении детей дошкольного возраста – одна из сравнительно новых и наиболее активно обсуждаемых тем в педагогическом сообществе. В современных условиях развития общества в системе дошкольного образования происходят изменения, ориентированные на опережающее развитие образовательной системы. Появляются качественно новые подходы, программы, методики. Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.).
Цель моей работы: внедрение информационно-коммуникационных технологий для создания единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательных отношений для повышения качества воспитательно - образовательного процесса
В настоящее время в нашей стране реализуется Стратегия развития информационного общества, которая связана с доступностью информации для всех категорий граждан и организацией доступа к этой информации. Поэтому использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в дошкольных учреждениях является одним из приоритетов образования. А средства информационно-коммуникативных технологий помогают педагогу разнообразить формы поддержки образовательного процесса, повысить качество работы с родителями воспитанников, а также популяризировать деятельность воспитателя группы и детского сада в целом. Введение компьютера в педагогический процесс детского сада позволяет переложить на него часть дидактической нагрузки, делая при этом процесс обучения более интересным, разнообразным и интенсивным.. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.
Специфика информационно - коммуникационных технологий в образовании
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.
Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его. Вне сомнений, дошкольный возраст – это уникальный период для развития личности. Именно в этот период формируются представления ребёнка об окружающем мире, происходит его интеллектуальное и психическое развитие, а функциональные возможности мозга ребёнка наиболее интенсивно развиваются до 6–7 лет. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога (воспитателя), ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. 80% информации человеческий мозг усваивает через органы зрения. По мнению большинства психологов, мозг ребёнка наиболее активно развивается в первые 7-7,5 лет. Если упустить возможности этого периода, то в дальнейшем для развития интеллекта или физических качеств ребёнка надо будет потратить гораздо больше усилий, и они будут менее эффективны.
Современные исследования в области дошкольной педагогики К.Н. Моторина, С.П. Первина, М.А. Холодной, С.А. Шапкина, Ю.М. Горвиц и др. свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Все исследователи данного вопроса говорят о том, что в современном мире с каждым годом возрастает значимость использования новейших информационных технологий в решении образовательных задач, они становятся мощнейшим средством в процессе развития психических познавательных процессов, и в решении воспитательных задач.
Дошкольный возраст – возраст быстрых изменений в развитии. От того, что и как закладывается в данный период, зависит дальнейшее обучение и развитие личности в целом. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра. Однако в последнее время все чаще ребенок предпочитает компьютерные игры. В связи с тем, что персональный компьютер прочно вошел в жизнь общества, возникла необходимость обучения детей компьютерной грамотности. Речь идет не о профессиональных умениях, а об элементарных навыках, позволяющих корректно использовать электронные устройства.
В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что содержание Программы дошкольного образования и развития должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей. Одним, из которых является социально-коммуникативное развитие. Самый застенчивый ребенок в процессе игры за компьютером легко находит общение со сказочным персонажем, помогает ему в решении проблем, становится самостоятельным в принятии какого-либо решения. Девочки с увлечением «одевают» виртуальных кукол, обустраивают их быт. Они справляются с этой задачей легко, ведь программа помогает совершать действия. Компьютерные игры знакомят ребенка с правилами дорожного движения, поведению в общественных местах, правилах личной гигиены и др. В процессе компьютерной игры ребенок не испытывает трудности в раскрашивании картинок, составлении фигур из более мелких и таких неудобных для манипуляций. В дальнейшем необходимо виртуальные действия совершать в повседневной жизни, чтобы закрепить полученные навыки. И в этом с целью позитивного настроя в выполнении совершаемых действий на первых этапах необходимо соучастие взрослого.
Компьютерные игры позволяют ребенку знакомиться с решением бытовых проблем. Среди которых уборка комнаты, приготовление еды, полив цветов и т.п. такого рода игры привлекают дошкольника, прежде всего, яркостью красок и необычностью исполнения. Но еще раз нужно подчеркнуть необходимость закрепления виртуальных навыков в повседневной жизни. Важно также отметить эмоциональный настрой ребенка. То, чем он занимался виртуально, приносило только положительные эмоции. Необходимо, чтобы повседневная деятельность также несла только положительные эмоции.
Возможность поделиться радостью успеха в компьютерной игре со взрослыми или сверстниками укрепляет его самооценку и формирует установку на успех.
Таким образом, грамотное использование компьютерных игр способствуют социально-коммуникативному развитию дошкольника.
Трудно переоценить возможности информационных технологий в качестве средств художественного выражения и обучения, эстетического развития и художественного образования детей. Новые информационные технологии, являющиеся важным фактором обогащения интеллектуального и эмоционального развития ребенка, катализатором развития его творческих способностей, могут входить в дошкольное образование наравне с традиционными средствами развития и воспитания детей через игру, конструирование, художественную и другие виды деятельности, но ни в коем случае не могут их заменять.
Возможности ИКТ
Использование компьютерных технологий помогает педагогу в работе:
привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;
делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;
формировать информационную культуру у детей;
активизировать познавательный интерес;
реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;
дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;
ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.
значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;
меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.
Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ - еще одна реальность.
ИКТ - это прежде всего:
преобразование развивающей предметно-пространственной среды,
создание новых средств для развития детей,
использование новой наглядности,
разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы),
в информационном обществе сетевые электронные ресурсы - это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,
поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.
Подбор дополнительного познавательного материала.
Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
Оформление групповой документации, отчётов.
использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
оформление буклетов, визитных карточек учреждений, материалов по различным направлениям деятельности.
создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей, создание электронной почты, ведение сайта
использование компьютера в создании различных баз данных.
Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.
При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени. Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке, что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.
Способы использования ИКТ
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — сказал мудрец. Важнейшим средством приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям является русская культура, аккумулирующая духовно-эстетические идеалы, воплощенные в великих произведениях литературы и живописи, музыке. Занятия по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства, декоративно-прикладного искусства строятся на зрительном, музыкальном, литературном материале. С помощью ИКТ можно знакомить воспитанников с творчеством художников, скульпторов, архитекторов. Совмещение слайдов с видеорядом наглядного материала и музыкальных фрагментов способствуют развитию эстетического вкуса у детей, создают творческую атмосферу на мероприятии.
В настоящее время использование ИКТ в практику ДОУ по развитию художественно-эстетического вкуса детей в основном заключается в следующем:
интерактивные (виртуальные экскурсии).
видео - игровые и интерактивные презентации, видеопрезентации, слайд-шоу
рисование с помощью графических редакторов.
электронные энциклопедии и др.
Наиболее эффективные формы организации работы с компьютером в детском саду – это подбор иллюстративного материала к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов. Компьютер используют при разработке дидактических игр, сценариев к праздникам и другим мероприятиям, для обмена опытом, при знакомстве с периодикой и наработками других педагогов, проведении ООД, совместных родительских – детских праздников с применением мультимедийных презентаций. Использование современного оборудования позволяет педагогу сэкономить массу времени и заменить основную часть наглядных пособий и моделей.
Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.
Практическое использование ИКТ на занятиях
Использование ИКТ для реализации интеграции образовательных областей обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов.
Использую информационные технологии на всех этапах занятия: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.
Я часто применяю видеоролики, фотографии (репродукции) электронной энциклопедии, различные тесты, задания, развивающего характера.
При разработке образовательной деятельности с использованием ИКТ уделяю особое внимание здоровью детей. Обязательно включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз, смену поз.
Занятия с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал воспитанников.
Таким образом, труд, затраченный на управление познавательной деятельностью с помощью средств ИКТ, оправдывает себя во всех отношениях:
повышает качество знаний
продвигает ребенка в общем развитии
помогает преодолеть трудности
вносит радость в жизнь ребенка
позволяет вести обучение в зоне ближайшего развития
создает благоприятные условия для лучшего взаимопонимания учителя и обучающихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного занятия – принцип привлекательности. Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличаются высокой активностью на занятиях, начинают активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Мною накоплен опыт использования ИКТ в различных видах деткой деятельности. ИКТ включаю в организацию НОД по формированию математических представлений детей дошкольного возраста. Использую для организации непосредственной образовательной деятельности детей, совместной развивающей деятельности педагога и детей, создания развивающей среды (игр, пособий, дидактических материалов). При использовании ИКТ опираюсь на то, что у детей дошкольного возраста преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они активно используют в работе принцип наглядности. Для реализации этого принципа использую разнообразный статичный и динамичный иллюстративный материал. Также использую ресурсы Интернета, что позволяет сделать им процесс формирования математических представлений детей дошкольного возраста наглядным, информационно насыщенным и комфортным. В практике работы ДОУ используется компьютерная игровая программа «Уроки мудрой Совы» , «Учимся с Логошей», развивающие компьютерные игры, представленные на сайте «Мерсибо», а также интерактивные развивающие пособия из серии «Дошколка», которые в веселой и доступной детям форме помогают работать над формированием у детей математических преставлений, развитию речи, обогащать знания по окружающему миру, а также рассказать им много интересной и полезной информации. Особенностью этих программ являются яркость и доступность, простота управления, а веселые игры и интересные задания ожидают детей на каждом из этапов работы.
Отдаю предпочтение использованию программы PowerPoint для создания иллюстративного материала для показа с экрана.
Использую презентацию как часть занятия, например, для проведения дидактической игры, ознакомление с новым материалом, и т.п. Но основное назначение ИКТ вижу в выполнении отдельных заданий, а также в демонстрация иллюстративного материала. Кроме того, НОД с применением программы PowerPoint позволяют интегрировать аудиовизуальную информацию в различной форме (видеофильм, анимация, слайды, музыка), стимулировать внимание детей благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике.
ИКТ могут быть органично вписаны в любой этап образовательной деятельности. Все зависит от темы занятия, поставленных целей и задач, а также от общего уровня группы обучаемых детей. Так, детей можно подвести к компьютеру в начале занятия. Это вызовет интерес к теме. Элементы ИКТ могут использоваться в середине занятия, что позволит сменить виды деятельности. Применение ИКТ возможно и уместно в заключительной части занятий на этапе оценки работы детей, тогда использование ИКТ выступает наградой за хорошую работу на занятии.
Для развития интереса к занятиям по развитию речи воспитанникам предлагаю творческие задания, которые могут выражаться: в разгадывании кроссворда, ребуса по теме. Использование презентаций позволяет разнообразить виды словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы слов по различным признакам. При ознакомлении дошкольников с художественной литературой, фольклором в содержание занятий включаю аудио средства, предлагая записи образцового чтения небольших по объёму литературных произведений. Это обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить характер героев. Чтение стихов под удачно подобранную фонограмму вызывает в душах маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же чувства и у других.
Презентация помогает избавиться от рутинной работы по изготовлению карточек.
У дошкольников небогатая жизненная практика и поэтому для них многие образы окружающего мира незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать богатый иллюстративный материал. Ознакомление детей с окружающим миром является именно той областью, где использование визуальных и аудио эффектов создает наиболее полную картину для восприятия и использования в жизни преподносимого материала. Даже большое количество наглядных пособий и демонстрационных плакатов не смогут в аналогичной степени охватить весь объем информации доступный для мультимедиа технологий, объединяющих текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении, позволяя создать наиболее точное представление у детей об окружающем мире.
В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.
Но! Компьютерные технологии - это только средство для реализации целей и задач, поставленных перед педагогом. Они стали уже не новинкой, а необходимостью для проведения, подготовки занятий, для организации работы с родителями, самообразования.
Если педагог грамотно организует образовательную деятельность, дети не зациклятся на примитивных компьютерных играх. Правильный режим работы за компьютером позволит избежать негативного влияния на психическое и физическое здоровье ребенка, предотвратит раннюю зависимость и искусственную аутизацию!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовательном учреждении будет способствовать повышению профессионального уровня педагогов, побуждать их искать новые нетрадиционные формы и методы обучения, проявлять творческие способности. Также помогает понять, что нельзя исключить ИКТ из процесса обучения дошкольников, а наоборот, доказывает необходимость активного включения этих технологий в образовательный процесс.
Признавая, что компьютер новое мощное средство для интеллектуального и творческого развития детей, необходимо помнить, что его использование в образовательно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом.
Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным.
Таким образом, использование ИКТ в работе с дошкольниками позволяет расширить кругозор ребенка, обогатить педагогический процесс, стимулировать индивидуальную деятельность и развитие познавательных процессов детей, воспитать творческую личность, адаптированную к жизни в современном обществе.
Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для развития методов и организационных форм воспитания и обучения детей. В сегодняшних условиях родители и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники. Поэтому заранее необходимо готовить ребенка к предстоящему взаимодействию с информационными технологиями.
Для успешного обучения в детском саду важен не столько набор знаний, сколько развитое мышление, умение получать знания, использовать имеющиеся навыки для решения различных учебных задач. Большие возможности при этом раскрываются при работе с компьютером.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует расширения возможностей использования ИКТ в образовательном процессе. Информационные технологии становятся инструментом формирования универсальных логических действий дошкольников. Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения детей стало неотъемлемой частью образовательного процесса.
Литература
1.Габдуллина З.М. Развитие навыков работы у детей 4-7 лет : планирование занятий, рекомендации для родителей /З.М.Габдуллина. – Волгоград: Учитель,2009.
2. Горвиц Ю.М. Компьютер и дети / Горвиц Ю.М.// Помоги себе сам. - 1996. - №9.
3. Горвиц Ю.М. Компьютер … это очень просто/ Горвиц Ю.М.//Очаг. - 2004. - №3. -
4. Горвиц Ю.М. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. /Ю. М. Горвиц, А. А. Чайнова, Н. Н. Поддъяков. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.
5.Дошкольник и компьютер : медико-гигиенические рекомендации /од ред. Л.А. Леоновой. – М.: МОДЭК, 2004.
6. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
7.Кривич Е.Я. Компьютер для дошколят / Е.Я. Кривич. – М.: Эксмо,2006.
8.Кудакова Н.С. Формирование ИКТ – компетентности в условиях реализации ФГОС. //В сборнике: Государственные образовательные стандарты: проблемы преемственности и внедрения сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. 2015. С. 443-447.
9.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования” [Электронный ресурс] URL: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения 13.01.2020).
10. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2014.- 204 с.
11. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПин 2.4.2. 178-020, зарегистрированные в Минюсте России 05.12.02., рег. №3997)
Интернет ресурсы:
Гурьев С.В. Информационные компьютерные технологии как эффективное средство образовательном процессе детей старшего дошкольного возраста / С.В. Гурьев. – Режим доступа: http://www.256.ru.
https://www.единыйурок.рф/ , https://nsportal.ru, http://poznaiko.ru/
https://teatr-teatr.com/teatr/bigstage/
https://infourok.ru
http://doshkolnik.ru