СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на августовской педагогической конференции по теме" Развитие познавательных учебных действий через урочную и внеурочную деятельность"..

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Развитие познавательных универсальных учебных действий - актуальная проблема педагогики.

Просмотр содержимого документа
«Развитие познавательных учебных действий»

Слайд1 Развитие познавательных учебных действий  через урочную и внеурочную деятельность.

Слайд2 Развитие познавательных универсальных учебных действий — актуальная проблема педагогики. Их формирование связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.

Слайд3 . Проблема развития познавательных универсальных учебных действий школьников — одна из важнейших задач современной школы. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению. Под их влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность. Познавательные учебные действия — это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Слайд4.Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества .

Слайд 5.Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя не только начальной школы, но и учителя среднего звена согласно ФГОС насыщают свою урочную деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

Слайд 6. Развитие познавательных УУД проводится через урочную и во внеурочную деятельность.

Слайд 7. В урочной деятельности, мы используем различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. На уроках математики мы на протяжении уже двух лет проводим диагностические работы в 5-7 классах. Задания создаются учителями школы на тему « Наш родной край». Слайд8. ПРИМЕР задач для 5 класса на слайде

Кроме этого учителями школы проводятся различные виды уроков, в том числе нестандартные, уроки -мини проекты, . урок - педагогическая игра . Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. На уроках используем схемы-опоры для решения различных видов задач. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках широко используем различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Слайд9.Участвуем в различных вида мониторингах школы «Знаника». Работы этой школы составлены по принципу ВПР. Участие принимает как весь класс так и отдельные ученики. Учитель же при этом получает внешнюю экспертизу.!!



Слайд10.Внеурочная деятельность учащихся, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д

Внеурочная деятельность позволяет расширить и углубить знания по математике. Она должна быть акцентирована на развития математических способностей, которые формируются в виде познавательных универсальных учебных действиях.

Математический кружок – это одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы.

Распространенной и развлекательной формой внеурочной работы являются математические КВНы. Проявить находчивость и смекалку – вот главная задача математического КВНа.

Требования нового стандарта к педагогу при организации внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД заключаются не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог при формировании познавательных УУД должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Таким образом, требования к организации внеурочной деятельности по математике, направленные на формирование познавательных УУД учащихся 5-7 классов определяются ФГОС , в рамках которого необходимо использовать системно-деятельностный подход .


Слай11.Внеурочная деятельность в нашей школе направлена на развитие учащегося его социализацию в обществе. Поэтому мы обращаем на нее особое внимание и ежегодно стараемся эту работу разнообразить. В прошлом учебном году в школе работало научное общество «Мудрая сова» для учащихся 5-7 классов. Куда были вовлечены все МО. Был проведен конкурс «Юный изобретатель» где все желающие показали свои таланты . Кто изобретал «автополив», кто с помощью шуруповера смастерил электромясорубку, другие шагающий экскаватор и многое другое. Ежегодно проводится метапредметная олимпиада по двум ступеням .

Слайд12.Растет количество олимпиад различного уровня и количество учащихся в них.

Слайд13.Каждый год мы меняем тактику проведения предметной недели. В этом году неделя МИФ была проведена в форме игры «ФОРТ БОЯРД». Каждый день недели был посвящен определенному предмету Каждый класс ежедневно во внеурочное время выполняли определенные задания по предметам. За правильно выполненное задание, класс получал часть ключа. Каждому классу нужно было собрать весь ключ, для того чтобы пройти в финал.


Слайд14.Каждый учитель старается учебный процесс сделать увлекательным, что заставляет детей активно мыслить. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал. На каждом уроке и внеклассном занятии учитель дает возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Не навязывая ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.


Просмотр содержимого презентации
«Презентация1»

Развитие познавательных учебных действий  через урочную и внеурочную деятельность.

Развитие познавательных учебных действий  через урочную и внеурочную деятельность.

Развитие познавательных универсальных учебных действий — актуальная проблема педагогики. Их формирование связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.

Развитие познавательных универсальных учебных действий — актуальная проблема педагогики. Их формирование связывают с учением школьника, когда главное содержание его жизни состоит в постепенном обязательном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому. Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться. Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний.

Проблема развития познавательных универсальных учебных действий школьников — одна из важнейших задач современной школы. Педагогическая наука в настоящее время располагает большими резервами, использование которых в практической деятельности помогает успешному решению целей обучения и воспитания школьников. Систематически укрепляясь и развиваясь познавательные универсальные учебные действия становятся основой положительного отношения к учению. Под их влиянием у школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи. Познавательные учебные действия положительно влияют не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов — мышления, воображения, памяти, внимания, которые под влиянием познавательных универсальных учебных действий приобретают особую активность и направленность. Познавательные учебные действия — это один из важнейших мотивов учения школьников. Под их влиянием учебная работа даже у слабых учеников протекает более продуктивно. Классическая педагогика прошлого утверждала — ” Смертельный грех учителя — быть скучным”. Когда ребенок занимается из-под палки, он доставляет учителю массу хлопот и огорчений, когда же дети занимаются с охотой, то дело идет совсем по-другому.

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества

Активизация познавательной деятельности ученика без развития его познавательного интереса не только трудна, но практически и невозможна. Вот почему в процессе обучения необходимо систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес учащихся и как важный мотив учения, и как стойкую черту личности, и как мощное средство воспитывающего обучения, повышения его качества

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя не только начальной школы, но и учителя среднего звена согласно ФГОС насыщают свою урочную деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. С этой целью учителя не только начальной школы, но и учителя среднего звена согласно ФГОС насыщают свою урочную деятельность приемами пробуждающими непосредственный интерес учащегося.

Развитие познавательных УУД проводится через урочную и во внеурочную деятельность.

Развитие познавательных УУД проводится через урочную и во внеурочную деятельность.

Урочная деятельность

5-6 классы

Методом обучения, предполагающим развитие творческой самостоятельности учащихся, является игра : игры – викторины, игра по станциям, дискуссии, конференции. Развивают интеллектуальную и эмоциональную сферу ребёнка, социальные навыки поведения, творческие способности, а самое главное, познавательный интерес к предмету.

В 7-8 классах широко используются дифференцированные и разноуровневые задания: рассматриваем различные способы решения задач, уравнений, неравенств. На семинарах, уроках обобщения предлагаю одним учащимся наборы упражнений и заданий разбить на группы по способу их решения, другим выполнять базовый комплект. Происходит обучение всех и каждого на своем уровне развития.

С учащимися 9-11 классов отрабатываю теоретические навыки работы с учебным материалом, функционально-графический метод решения.

В урочной деятельности, мы используем различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации. На уроках математики мы на протяжении уже двух лет проводим диагностические работы в 5-7 классах. Задания создаются учителями школы на тему « Наш родной край».

Задачи диагностической работы

Задание № 2.Сделай чертеж к задаче.

Два поезда вышли одновременно из Янчукана и Северобайкальска навстречу друг другу.

Скорость первого 62,3 км/ч, а второго - 61,7км/ч.

Они встретились через 1,8 часа. Чему равно расстояние между этими населенными пунктами?

Задание № 3.

Площадь поселка Нижнеангарск на 10,05 км 2 больше, чем площадь поселка Кичера, которая равна 3,46 км 2 . Во сколько раз больше площадь Нижнеангарска по сравнению с площадью п. Кичера? Ответ округлите до десятых.

Задание № 4.

Почтовый голубь должен доставить донесение из Н.Уояна до Нижнеангарска, расстояние между которыми 160 км. Скорость голубя 50 км/ч. Успеет ли голубь доставить это донесение за 2,5 часа?

ПРИМЕР задач для 5 класса на слайде

Кроме этого учителями школы проводятся различные виды уроков, в том числе нестандартные, уроки -мини проекты, . урок - педагогическая игра . Значение игры на уроках трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. На уроках используем схемы-опоры для решения различных видов задач. В зависимости от условия задачи она видоизменяется самим учеником. Использование данных схем приносит результаты. На уроках широко используем различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Участвуем в различных вида мониторингах школы «Знаника». Работы этой школы составлены по принципу ВПР. Участие принимает как весь класс так и отдельные ученики. Учитель же при этом получает внешнюю экспертизу.!!

Участвуем в различных вида мониторингах школы «Знаника». Работы этой школы составлены по принципу ВПР. Участие принимает как весь класс так и отдельные ученики. Учитель же при этом получает внешнюю экспертизу.!!

Внеурочная деятельность учащихся, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д

Внеурочная деятельность позволяет расширить и углубить знания по математике. Она должна быть акцентирована на развития математических способностей, которые формируются в виде познавательных универсальных учебных действиях.

Математический кружок – это одна из самых емких постоянных форм организации внеурочной работы.

Распространенной и развлекательной формой внеурочной работы являются математические КВНы. Проявить находчивость и смекалку – вот главная задача математического КВНа.

Требования нового стандарта к педагогу при организации внеурочной деятельности для формирования познавательных УУД заключаются не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Педагог при формировании познавательных УУД должен организовать деятельность детей так, чтобы они сами пришли к решению проблемы и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Таким образом, требования к организации внеурочной деятельности по математике, направленные на формирование познавательных УУД учащихся 5-7 классов определяются ФГОС , в рамках которого необходимо использовать системно-деятельностный подход .

 

Внеурочная деятельность в нашей школе направлена на развитие учащегося его социализацию в обществе. Поэтому мы обращаем на нее особое внимание и ежегодно стараемся эту работу разнообразить. В прошлом учебном году в школе работало научное общество «Мудрая сова» для учащихся 5-7 классов. Куда были вовлечены все МО. Был проведен конкурс «Юный изобретатель» где все желающие показали свои таланты . Кто изобретал «автополив», кто с помощью шуруповера смастерил электромясорубку, другие шагающий экскаватор и многое другое. Ежегодно проводится метапредметная олимпиада по двум ступеням .

Внеурочная деятельность в нашей школе направлена на развитие учащегося его социализацию в обществе. Поэтому мы обращаем на нее особое внимание и ежегодно стараемся эту работу разнообразить. В прошлом учебном году в школе работало научное общество «Мудрая сова» для учащихся 5-7 классов. Куда были вовлечены все МО. Был проведен конкурс «Юный изобретатель» где все желающие показали свои таланты . Кто изобретал «автополив», кто с помощью шуруповера смастерил электромясорубку, другие шагающий экскаватор и многое другое. Ежегодно проводится метапредметная олимпиада по двум ступеням .

Участие учащихся в олимпиадах 2017-2018 Перекрест Т.Г .. Кол-во 1-20 20 21-41 Олимпиада 42-62 Инфоурок «Зима- 2018»  21 Уровень Международный 21 63-68 Место Конкурс – игра «Кенгуру» 6 Школьная Класс I, II, III 69 Международный Школьный 7-8(16.2.2018 Пляскина П. I ,II, III 71 Байкальский Эрудит Пляскина П. XIV международная олимпиада УРФОДУ I,II III 72  Республиканский 23.3.18  I тур Международный 7,8,10 Пляскина П. Сертификат УРФОДУ II тур 73 Коциенко А УРФОДУУ III тур 7,8 Международный Сертификат (61 бал из100) Международный 7 Диплом Iстепени СФУ 7 Диплом Российский 7 Прошел во 2 тур 10 Растет количество олимпиад различного уровня и количество учащихся в них.

Участие учащихся в олимпиадах 2017-2018 Перекрест Т.Г ..

Кол-во

1-20

20

21-41

Олимпиада

42-62

Инфоурок «Зима- 2018»

21

Уровень

Международный

21

63-68

Место

Конкурс – игра «Кенгуру»

6

Школьная

Класс

I, II, III

69

Международный

Школьный

7-8(16.2.2018

Пляскина П.

I ,II, III

71

Байкальский Эрудит

Пляскина П.

XIV международная олимпиада УРФОДУ

I,II III

72

Республиканский

23.3.18

I тур

Международный

7,8,10

Пляскина П.

Сертификат

УРФОДУ II тур

73

Коциенко А

УРФОДУУ III тур

7,8

Международный

Сертификат (61 бал из100)

Международный

7

Диплом Iстепени

СФУ

7

Диплом

Российский

7

Прошел во 2 тур

10

Растет количество олимпиад различного уровня и количество учащихся в них.

Предметная неделя   Цель: Повышение уровня мотивации при изучении математики, физики, информатики; формирование интереса учащихся к профессиональным областям деятельности человека; педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов. Каждый год мы меняем тактику проведения предметной недели. В этом году неделя МИФ была проведена в форме игры «ФОРТ БОЯРД». Каждый день недели был посвящен определенному предмету Каждый класс ежедневно во внеурочное время выполняли определенные задания по предметам. За правильно выполненное задание, класс получал часть ключа. Каждому классу нужно было собрать весь ключ, для того чтобы пройти в финал.

Предметная неделя Цель: Повышение уровня мотивации при изучении математики, физики, информатики; формирование интереса учащихся к профессиональным областям деятельности человека; педагогическая поддержка любознательности и избирательности интересов.

Каждый год мы меняем тактику проведения предметной недели. В этом году неделя МИФ была проведена в форме игры «ФОРТ БОЯРД». Каждый день недели был посвящен определенному предмету Каждый класс ежедневно во внеурочное время выполняли определенные задания по предметам. За правильно выполненное задание, класс получал часть ключа. Каждому классу нужно было собрать весь ключ, для того чтобы пройти в финал.

Каждый учитель старается учебный процесс сделать увлекательным, что заставляет детей активно мыслить. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал. На каждом уроке и внеклассном занятии учитель дает возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Не навязывая ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.

Каждый учитель старается учебный процесс сделать увлекательным, что заставляет детей активно мыслить. Здесь ученик чувствует себя личностью, творцом. Каждый работает на пределе своих возможностей, реализует и развивает свой творческий потенциал. На каждом уроке и внеклассном занятии учитель дает возможность каждому ребенку сделать свое маленькое открытие. Не навязывая ребенку своих форм работы, он должен выбрать их сам. Чем выше уровень эмоционального комфорта, тем больше шансов на успех в учебе.