Просмотр содержимого документа
«Выступление на ГМО « Исследовательская работа школьников как неотъемлемая часть современного образовательного процесса»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Горностаева Валентина Васильевна,
учитель биологии
Выступление на ГМО « Исследовательская работа школьников как неотъемлемая часть современного образовательного процесса»
В связи с требованиями современных образовательных стандартов изменяются и задачи, стоящие перед школьным образованием. Становится необходимым не только знакомить учащихся с основами различных наук, но и формировать у них первоначальные исследовательские умения и навыки. Этот процесс целесообразно начинать с 5-го класса, когда ребята впервые знакомятся с основами предметов естественно-научного цикла. Первыми объектами изучения становятся пришкольная территория и микрорайон. Ученики собирают гербарии декоративных растений своего микрорайона, обращают внимание на экологическое состояние зелёных насаждений. На уроках ботаники в 6-м классе учащиеся знакомятся с особенностями строения, размножения и многообразием растений. Во время летних каникул ребята изучают различные фитоценозы города Димитровграда и Ульяновской области (по выбору ученика). Они должны не только собрать гербарий данного сообщества, но и указать распределение растений по ярусам, дать ботаническую характеристику каждого растения, оценить экологическое состояние фитоценоза. Объектами изучения являются самые разнообразные сообщества дачных посёлков Ульяновской области, а также ближайшие лесопарки. При выполнении задания учащиеся использовали дополнительную литературу, из которой узнали много нового о знакомых растениях. При изучении курса зоологии в 7-м классе учащиеся выполняют творческие задания, посвящённые особенностям жизнедеятельности животных, их роли в природных биоценозах, проблемам сохранения редких видов. Результаты своей работы ученики представляют в виде компьютерных презентаций.
В течение всего учебного года ребята ведут дневник наблюдений за птицами, записывая в него короткие рассказы о жизни пернатых. Некоторые ребята пишут: «Раньше я никогда не строил кормушки для птиц, а теперь обязательно построю». Выполняя такое задание, дети привыкают более внимательно относиться к окружающей живой природе, учатся видеть красоту окружающего мира в самых обычных вещах.
В качестве летнего задания ребятам предлагается вести наблюдения за домашними животными. Дети с большой любовью пишут о своих питомцах, их привычках и повадках. К исследовательской работе добавляются творчество и эмоциональность, характерные для этого возраста и позволяющие лучше раскрыться внутреннему миру ребёнка.
Занятия в Краеведческом музее и Станции юннатов позволяют детям не только познакомиться с многообразием царства животных, но и научиться делать выводы о связи места обитания и характера питания отдельных особей. Все задания ученики выполняют по группам, что способствует формированию социальной компетентности. Учащиеся старших классов проводят исследования по экологии человека. В процессе работы используются различные источники информации: справочники, СМИ, интернет. Обязательной частью исследования является проведение социологических опросов среди учеников, касающихся употребления газированных напитков, кондитерских изделий, колбасных изделий.
Творческие работы посвящены проблемам пищевых добавок, их влиянию на здоровье современного человека и будущих поколений. Одной из самых серьёзных проблем современного общества являются психические заболевания, вызванные воздействием стрессорных факторов на жителей крупных городов. К таким факторам относятся большая плотность населения, уплотнительная застройка, большие учебные нагрузки на организм школьника, нарушение режима питания, сна и отдыха. В связи с этим ухудшается состояние здоровья детей. Поэтому ряд исследовательских работ посвящён изучению адаптационных возможностей организма, степени воздействия стрессорных факторов на современного школьника, биоритмов человека и их влиянию на способность к восприятию учебного материала во время уроков. Некоторые работы посвящены проблемам загрязнения окружающей среды, например, «Загрязнение атмосферного воздуха автотранспортом в микрорайоне школы № 2», «Проблемы утилизации бытовых отходов», «Опасные химические вещества в быту». В работе по определению загрязнения воздуха автотранспортом использовался расчётный метод: ученики подсчитывали количество проезжающих по улицам машин, затем по формулам определяли объёмы выбросов вредных веществ в атмосферу. Сравнивая полученные данные, учащиеся сделали выводы о том, какой вид транспорта и какое вещество вносят наибольший вклад в загрязнение воздуха, предложили возможные пути решения этой проблемы. Результаты работы были представлены на научно-практических конференциях старшеклассников «Учёные будущего», «Будущее сильной России в высоких технологиях», «Юное поколение XXI века», городской олимпиаде по экологии и районных эколого-краеведческих чтениях. Ученицами 10 класса была проведена работа на тему «Исследование экологического сознания старшеклассников школы № 2».
По итогам анкетирования стало ясно, что у учащихся недостаточно развито чувство ответственности за окружающую среду, осознание необходимости охраны природы. Авторы работы предложили способы воспитания экологического сознания у школьников. Результаты работы были представлены на районных эколого-краеведческих чтениях старшеклассников, городской олимпиаде по экологии и региональной конференции «Юное поколение XXI века». Результаты всех исследовательских работ оформляются в виде таблиц, графиков и диаграмм, что позволяет сформировать навыки систематизации материала, умение наглядно представить результаты своей работы. Кроме того, обязательным завершающим этапом является защита исследовательских работ учениками в форме стендовых докладов или компьютерных презентаций.