Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»
Горностаева Валентина Васильевна,
учитель биологии
выступление на ГМО по теме
«Повышение мотивации учащихся к предмету через использование
информационно - коммуникативных технологий»
2014 год
Человек образованный – тот, кто знает
где найти то, чего он не знает.
Георг Зиммель
Меняются цели и задачи, стоящие перед образованием, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности». Происходит переориентация его на личностно – ориентированный (гуманистический) подход, противоположный знаниево – ориентированной, безличностной педагогике, поэтому основная задача учителя в современной школе – не столько вооружить учащихся суммой знаний, умений и навыков, сколько научить их добывать эти знания, развивать устойчивую мотивацию к учению.
Учебный интерес наиболее ярко проявляется у учащихся начальной школы, но постепенно угасает в среднем и старшем звеньях. Эта проблема заинтересовала меня, поэтому я занялась изучением новых технологий обучения, которые повышают эффективность обучения, мотивацию учащихся к моему предмету. Изучив методические исследования Мамонтовой Е.А., Пугал Н.А., Стародубцевой В.Н., в которых доказано повышение эффективности обучения биологии при использовании современных технических средств, я решила использовать их в своей работе, так как уроки с использованием современных информационных технологий позволяют активизировать процесс обучения и учебный материал усваивается на достаточно высоком уровне, приобретенные знания остаются в памяти дольше. Постепенно у меня сложилась собственная система использования информационно- коммуникативных технологий на уроках.
Поставив перед собой цель - повысить мотивацию учащихся к биологии через использование информационно-коммуникативных технологий, я определила следующие задачи:
Способствовать повышению мотивации учащихся к урокам биологии через использование информационно-коммуникативных технологий.
Применять методы, средства и приемы обучения с учетом индивидуальных потребностей и способностей учащихся.
Развивать компетентности учащихся, творческие способности, навыки биологических исследований, самостоятельного поиска, отбора и анализа необходимой информации через проектную и исследовательскую деятельность.
Необходимым условием обеспечения качества образования является информационное и материально – техническое обеспечение учебного процесса. В своей работе использую учебно-методический комплект, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, стандарта среднего (полного) общего образования по биологии (профильный уровень) 2004 года.
Рабочие учебные программы, разработанные мною на основе примерной программы с учетом федерального государственного образовательного стандарта и авторских программ, соответствуют положению о рабочих программах. Содержат методологическое и психологическое обоснование выбора данной программы, цели, сроки освоения, формы, методы обучения, технологию реализации программы, обоснование отбора содержания курса.
Освоение учащимися программ базового и профильного уровней обеспечивается в хорошо оборудованном кабинете биологии, оснащенном техническими средствами обучения: компьютером (с выходом в Интернет), мультимедийным проектор, графопроектором, диапроектором. Для выполнения практической части программ имеется необходимое оборудование: световые микроскопы, наборы микропрепаратов по всем разделам биологии, муляжи, модели, таблицы, слайды, кодопленки, видеокассеты, компакт диски и др. За время работы накоплен обширный дидактический материал к урокам по всем темам курса биологии, во всех классах, контрольно- измерительные материалы, презентации к урокам на базовом и профильном уровнях. Создана картотека.
Все эти средства позволяют мне использовать при обучении учащихся разнообразные методы и приемы, способствующие повышению мотивации.
В основе моей деятельности лежат три основных типа уроков по способу использования информационных технологий: уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме через мультимедиа; в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет; уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Эффективность работы по данной технологии подтверждается позитивной динамикой успешности по биологии с 64% до 68% (при 100% успеваемости).
При проведении уроков применяю и нестандартные формы: уроки – соревнования, КВН, деловая и ролевая игры, кроссворд, викторина (урок в 8 классе по теме « Семейства класса Двудольные растения»), уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике - исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарии, мозговая атака, интервью, рецензия (лабораторная работа в 8 классе по теме «Анализ и оценка факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье»); уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала - урок – откровение (урок в 8 классе по теме «Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ инфекция и ее профилактика»); уроки, напоминающие публичные формы общения - пресс-конференция, регламентированная дискуссия, телепередача, «живая газета», устный журнал (урок в 8 классе «Вредные и полезные привычки»); уроки, опирающиеся на фантазию - урок-сказка, урок-сюрприз (урок в 6 классе по теме «Мир растений вокруг нас»); интегрированные уроки (урок биологии и химии в 9 классе «Элементы жизни»).
На своих уроках я стараюсь как можно больше формировать самостоятельность ученика, умения добывать знания. Организую учебную деятельность так, чтобы ученик стремился сам получить знания, осмыслить их и применить в нужной ситуации. Ученики не просто слушают меня или друг друга, а постоянно сотрудничают в режиме диалога, дискуссии или дебатов, высказывают свои мысли, обсуждают то, что предлагают одноклассники, отбирают с моей помощью то содержание, которое закреплено научным знанием.
При этом развиваются очень важные умения и навыки:
- коммуникационные умения: внимательно выслушай, сначала задай вопросы на понимание, только затем – на критику (урок в 9 классе по теме «Взаимодействие генотипа и среды»);
- способности к мыслекоммуникации в любых предметных и межпредметных областях (урок в 10 классе по теме «Связь биологии с другими дисциплинами»);
– умение обращаться к своему опыту (а не только внешнему источнику знания) и поиск в нем материала для конструирования ответа на поставленный вопрос, а также конструирование из этого материала некоторой гипотезы, позволяющей заполнить «брешь» в знаниях (практическая работа в 10 классе по теме «Выявление источников мутагенов в окружающей среды»);
– умение занимать различные рефлексивные позиции, видеть и понимать взгляды и мнения другого (школьник преодолевает эгоцентрическую установку видения мира) и соорганизовывать индивидуальные подходы в общее действие (кооперация) (практическая работа в 10 классе «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека»);
– умение осуществлять понимание явлений и событий, а не действовать по некоторой раз и навсегда установленной норме (практическая работа в 10 классе по теме «Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле»);
– деятельностный подход в ситуациях учения–обучения: самостоятельная постановка учебной задачи и самоорганизация в учебной ситуации, организация своего понимания с помощью вопросов на уточнение и работа со своим недопониманием (ученик рассматривает нечто непознанное при помощи имеющихся в его арсенале категорий, языковых средств и речевого аппарата, осуществляя тем самым понимание непознанного, т.е. включение его в систему своего субъектного опыта) (лабораторные работы в 10 классе по теме «Выявление ароморфозов у растений. Выявление идиоадаптаций у растений», в 11 классе по теме «Сравнение процессов симпатрического и аллопатрического видообразования»).
Творческие способности, компетентности учащихся развиваю в ходе организации исследовательской деятельности учащихся. В рамках исследования по теме «Добрая зима» ребята научились делать кормушки из подручного материала, которые ученики развесили возле школы и подкармливали птиц в зимнее время.
Мои ученики активные участники школьной и районной научно-практических конференций «Эверест».
Исследовательская деятельность учащихся на научном уровне продолжается в профильных классах.
Многие учащиеся выбирают биологию в качестве итоговой аттестации для поступления в медицинские и аграрные учреждения.
Подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ и ГИА по биологии провожу, используя online тестирование (testirovanie.org, alleng.ru, www1.ege.ru, educent.ru, podgotovka k ege po biologii, http://bio-faq.ru/map3.html#ege , http://mirege.ru, http://ege.yandex.ru/biology-gia/, ege.yandex.ru и др.). Учащимся, после прохождения online теста, сразу выдается результат – это активизирует процесс тестирования, повышает мотивацию на успех.
Труд учителя только тогда будет приносить результаты, когда учитель не будет останавливаться на достигнутом, а постоянно идти вперед, искать новые технологии в обучении, чтобы сделать образовательный процесс эффективным, интересным.
Получить удовлетворение от своей работы можно только при сотрудничестве с учениками, развивая их самостоятельность в обучении, повышая интерес к своему предмету. Если учитель сам будет увлеченно работать, используя при этом все возможные методы и средства, то и мотивация учащихся будет постепенно повышаться.
Используемая литература:
Ходанович А.И. Инновационные аспекты современных образовательных технологий // Инновации. 2003. № 2-3.
Хуторской, А.В. Типологии педагогических нововведений [Текст] / А.В. Хуторской // Школьные технологии. - 2005. - № 5.
Косторных Ю. А. Внедрение инновационных технологий и применение ИКТ на уроках биологии [Текст] / Ю. А. Косторных // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С. 169-171.
Журнал “Биология в школе” , № 2, 2002 г.
Педагогические технологии / Под общей редакцией В.С.Кукушкина – М.: ИКЦ «МарТ», 2006 г.
Селевко Г.К. Информационные технологии в школе. - Ярославль ИРО, 2003 г.
www.1september.ru/ru/bio.htm
Борис С.И., Хаппаков Н.К. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии // Первое сентября. Биология, 2005, № 6 –2. Гилева Г.Г. Медиаобразование и биология: первые шаги //Биология в школе, 1998, № 2. – С.36
Пасечник В.В. Компьютерная поддержка урока биологии // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30
Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 272 с.
Тирас Х.П. Компьютерная биология в школе - вполне возможная реальность // Компьютерные учебные программы, 1999, № 3.
Тушина И.А. Использование компьютерных технологий в обучении биологии // Первое сентября. Биология, 2003, № 27-28.
. http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/21fb3c2c-d6ee-49c1-9799-3fdbdb95a0e8/lekciya.htm/lekciya.htm
http://bio-faq.ru/map3.html#ege