СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на ГМО учителей географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст выступления на ГМО учителей географии о пользе геологических экскурсий.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на ГМО учителей географии»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №30 им. Героя Советского Союза Б.В. Бирюкова













Выступление на городском методическом объединении учителей географии

«Геологическая экскурсия - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию и краеведению».

(ноябрь 2022 года)



Автор – Е.О. Аралушкина, учитель географии,

высшаа квалификационная категория









Г.о.Коломна









Геологическая экскурсия - один из видов занятий и основная форма организации работы по экологическому воспитанию и краеведению.

Преимущество экскурсий в том, что они позволяют в естественной обстановке познакомить детей с объектами и явлениями природы, с хозяйственными объектами.

Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе, объектам промышленности и формированию экологических знаний.

Отличной формой реализации краеведческого принципа в изучении географии являются геологические экскурсии.

Геологические экскурсии предназначены для организации как учебной, так и внеклассной деятельности обучающихся при изучении природы окрестностей города.

Геологические экскурсии посвящены строению земной коры. Их маршруты пролегают по равнинам и горам, по старым руслам рек и по дну древних морей. Объектом посещения может быть геологический разрез, обнажения Земли, на которых показываются состав и строение пород, их возраст, границы древнейших гор, морей и рек. При этом происходит знакомство с «геологическим календарем» и «палеонтологическими часами», показывающими, что каждый слой Земли содержит свои неповторимые остатки живых существ, свойственные конкретному периоду времени, по ним видно, как менялась жизнь на Земле.

На геологических экскурсиях необходимо знакомить с геологической картой России и картой полезных ископаемых своей области. Это поможет наглядно убедиться, насколько богаты природные кладовые недр полезными ископаемыми и как важно по-хозяйски, бережливо использовать их.

В основу геологической экскурсии положен краеведческий принцип, что значительно расширяет представление о геологии родного края, его ресурсах, охране и преобразовании природы.

Обязательная часть каждой геологической экскурсии – подтема «Охрана недр». Богатства земных недр отличаются от других природных ресурсов тем, что они в большинстве своем не возобновляются; на их поиски, разведку и освоение месторождений затрачивается огромный человеческий труд. Все это требует бережного отношения к недрам Земли.

Большой интерес обычно представляют минералогические экскурсии. Они знакомят их участников с закономерностями образования различных минералов, в том числе драгоценных и полудрагоценных камней.

Геологическая экскурсия предполагает наличие теоретической подготовки у детей, как на уроках географии, так и во внеурочных кружковых занятиях. Вполне естественно сочетать на экскурсии учебную познавательную деятельность с приобретением и туристских навыков. Особенно это касается проведения обзорных и обзорно-тематических экскурсий, предполагающих преодоления маршрута до 10 км протяженностью. В то же время и тематические экскурсии в зависимости от положения исследуемого явления или объекта также может предполагать маршрут протяженностью в несколько километров.

Организация экскурсии должна включать в себя три основных этапа: подготовительный, заключающийся в подготовке, как учителя, так и учащихся; полевой, составляющий проведение экскурсии и камеральный, который включает обработку и обобщение экскурсионного материала.

Подготовительный этап – предварительное ознакомление с геологическим и геоморфологическим строением района проведения экскурсии, а также характером проявления современных геологических процессов – определяется тематикой экскурсии и в соответствии с этим ставятся цели и задачи. Последние зависят также от возрастного состава участников. На подготовительном этапе определяется оснащенность необходимым снаряжением и оборудованием. Важной составляющей подготовительного периода является обстоятельный инструктаж по технике безопасности и правилам поведения при движении по маршруту экскурсии и работе на геологических обнажениях.



Наиболее сложный этап – полевой, т.е. проведение экскурсии. Экскурсию следует начинать с вступительной беседы, в ходе которой учащиеся вводятся в круг основных вопросов, ориентировать их на целенаправленные наблюдения и выполнение заданий. Выполнение заданий осуществляется с разной степенью самостоятельности, что зависит от возраста и подготовки учащихся. С учащимися 6–7 классов целесообразнее организовать фронтальную работу, в процессе которой наблюдения проводятся под руководством учителя, поскольку учащиеся этого возраста еще не владеют в достаточной степени навыками самостоятельной работы.

Более старший возраст участников экскурсии позволяет использовать исследовательский принцип. В этом случае перед индивидуальными учащимися или их небольшими группами ставятся вполне конкретные самостоятельные задачи. В целом надо стремиться к тому, чтобы экскурсия не была простым наблюдением, а превращалась бы в активное изучение явлений.

Правильно организованная экскурсия не должна переутомлять её участников и не должна превышать несколько часов, опять же в зависимости от возраста, продолжительность экскурсии может варьировать от 2 до 5 часов. При этом имеется в виду активная часть экскурсии, остальное время – движение по маршруту, привалы на кратковременный отдых, обеденный привал.

Важное значение имеют погодные условия и время проведения экскурсий. Наиболее подходящее время – конец весны – начало лета (но с учетом клещевой опасности) или в сентябре. Ни жара, ни дождь, естественно, не благоприятствуют проведению экскурсии.

Детальность полевых работ зависит от типа экскурсии. Естественно, что наименее детальны они при проведении обзорных экскурсий. Если иметь в виду не единичные экскурсии, а их систему, то именно с обзорной экскурсии и следует начинать изучение района, с тем, чтобы обозначить весь комплекс геологических объектов, процессов и явлений, и определить общее направление тематического изучения.

Обзорно-тематические экскурсии – это, так сказать, экскурсии «штучные», не ставящие своей целью подробного геологического изучения территории. Именно такого типа экскурсии наиболее подходящие для закрепления школьного программного материала по геологии в курсе физической географии.

Туристский компонент в геологической экскурсии может включать в себя приобретение и совершенствование навыков укладки рюкзака, организации обеденного бивака, определение азимутов и движение по заданным азимутам, технику преодоления различных природных препятствий. Такой же важнейший элемент экскурсии как работа с топографической картой тесно увязывают между собой туристские и геологические цели. На топографическую карту участники экскурсии учатся наносить изучаемые геологические объекты.

Завершающий этап геологической экскурсии – обработка её результатов. В геологической практике он называется камеральным. Главный итогом этого этапа является отчёт об экскурсии. Отчёт должен стать главным плодом коллективного творчества, при этом разумно распределить главы отчёта между группами учащихся. Объем отчёта зависит и от возраста участников и от содержания экскурсии. Итогом экскурсии может быть и организация выставки собранного материала. Это вполне реально, учитывая, что в районе проведения экскурсии возможны находки коллекционных образцов минералов и ископаемой флоры и фауны.



Геологические экскурсии в МБОУ СОШ №30.

1.Объектом и предметом исследования данной работы являются горные породы нашей местности и Щуровского карьера.

Щуровский (Голутвинский, Приокский) карьер расположен у южной окраины Коломны, на правом берегу Оки.
Для начала чуть-чуть истории, тоже ведь интересно. Карьер связан с Щуровским цементным заводом. Есть сведения, что это первый цементный завод в России. Он начал работать в 1870 г. Так что из трех названий карьера мне кажется наиболее предпочтительным название Щуровский. Кроме прочего, Щурово исторически недавно стало районом Коломны, а раньше это был самостоятельный населенный пункт. Название Голутвинский не вполне точно, так как станция Голутвин находится на другом, левом берегу Оки. Название же Приокский вообще слишком абстрактно, Ока большая, мало ли объектов по ее берегам.

Естественно, Щуровский цементный завод за свою долгую историю неоднократно реконструировался и менял владельцев. C 2012 г. предприятие именуется ООО "Холсим (Рус) Строительные Материалы". На тот момент оно входило в структуру швейцарской компании Holcim, которая вместе с компанией Lafarge в 2015 г. образовала группу LafargeHolcim. Все эти перемены, конечно же, сказывались на производственных процессах, и не только в технологической части, но также, в частности, и на режиме охраны карьера.


Карьер имеет весьма серьезные размеры. Он явно больше Акатьевского и приближается к такому крупному объекту, как Афанасьевский (Цемгигант). Но есть важное различие. Цемгигант, по сути, представляет собой целую систему карьеров и отвалов, связанных дорожной сетью. Рельеф там довольно сложный, многие места не очень-то просматриваются издалека. Щуровский же карьер гораздо более цельный, слитный. В центральной части расположены производственные здания, и территория оттуда хорошо видна. Практически по всей разрабатываемой части карьера снует техника. Так что проникнуть незамеченным почти невозможно.


Коломна (Щуровский карьер)

Это самый интересный карьер Подмосковья. Но и добираться до него сложнее всего. Расположен он почти в 120 км от Москвы, от электрички надо ехать автобусом, а потом еще и идти пешком. Но карьер того стоит. Такого количества и разнообразия окаменелостей нет ни в одном другом месте. Здесь ближе к поверхности лежат юрские глины, окаменелостей в них немного, но иногда попадаются очень интересные аммониты и юрские двустворки. Аммониты хрупкие, глинистые, зато один раз удалось найти образец размером с хорошую тарелку.



Самое интересное в этом карьере — окаменелости каменноугольного периода. Огромное количество брахиопод, иногда совершенно целых, морские лилии с чашечками, наутилусы, камнеточцы и даже трилобиты встречаются в известняке. Некоторые слои известняка такие мягкие, что после дождей их можно крошить руками, высвобождая окаменелости. Карьер активно разрабатывается, и отвалы постоянно пополняются. Кроме того, на карьере можно наблюдать за рекультивацией отработанной части и увидеть растения, нетипичные для нашей местности, растущие на камнях и песке.


Цель исследования:
1) Познакомиться с горными породами нашей местности

2) Изучить происхождение горных пород, их запасы, изучить классификацию горных пород.

4) С помощью дополнительной литературы познакомиться с особенностями работы Щуровского карьера.


Методы исследования: частично-поисковый (по степени познавательной самостоятельности), наглядный.

Ожидаемые результаты

Практическая значимость. Механизм реализации проекта: данный проект можно использовать при изучении тем, связанных с изучением горных пород, бережном использовании их


Дидактическая цель: создать условия для восприятия, осмысления и закрепления учебной информации по теме «Горные породы своей местности. Определение горных пород по образцам, выявление способов их использования в хозяйстве.

.

Планируемые результаты:

  • Предметные: (знания, умения, представления) давать определение понятиям литосфера, горные породы и минералы, их происхождение: осадочные – органические, осадочные - обломочные, осадочные - химические, определять горные породы по образцам; объяснять основные принципы размещения горных пород и их использование в хозяйстве.

  • Метапредметные: (познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД): умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; совершенствование рефлексивных умений учащихся.

  • Личностные: (личностные УУД): учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров; воспитание гражданственности.

Образовательные задачи:

  • дать представление о горных породах и минералах Московской области, их свойствах и использовании людьми;

  • научить распознавать горные породы и минералы, являющиеся природными богатствами области;

  • уметь давать описание горных пород и минералов.

Развивающие задачи:

  • продолжить развитие умения работать с текстом учебника и дополнительной литературой;

  • способствовать развитию навыка наблюдения объектов природы при описании образцов горных пород;

  • развивать умения наблюдать, классифицировать, обобщать;

  • развивать логическое мышление, внимание, речь учащихся.

Воспитательные задачи:

  • способствовать пробуждению познавательного интереса к изучению родного края, патриотических чувств к своей малой Родине;

  • развивать умение взаимодействовать в малых группах (коммуникативная деятельность).

Средства обучения: текст учебника географии 5 класс, коллекции минералов и горных пород, карточки с заданиями для работы в парах, определитель горных пород и минералов.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!