Работа с родителями при изучении курса ОРКСЭ в начальной школе. Подготовила: учитель начальных классов МОАУ «СОШ №24 г. Орска» Белоус Э.Р.
У родителей, бабушек и дедушек, других взрослых есть немалый жизненный опыт, сложившийся взгляд на мир, понимание добра и зла, нравственные приоритеты и религиозные предпочтения. Для того чтобы сделать более продуктивным взаимодействие семьи и школы, вовремя реагировать на тревоги и сомнения родителей, занятия по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» должны быть открытыми для посещения родителями. Мы часто сталкиваемся с ситуациями, когда двери перед семьёй закрыты педагогическими амбициями: мы специалисты, знаем, что делаем, а эти обеспокоенные родители только мешают процессу. В данном случае такая позиция становится невозможной. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям – организации и проведению экскурсий, праздников и т.д.
Также родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях. Например, как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям, и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии.
В нашей школе родителями единогласно выбирается учебный модуль «Основы светской этики». Он предоставляет большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
В ходе работы с родителями используется дифференцированный подход, который строится на выделении 4 типов семей, сгруппированных по принципу возможности использования их нравственного потенциала для воспитания своего ребёнка, детей класса:
• 1 тип – семьи с высоким уровнем нравственных отношений;
• 2 тип – семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающие положительной направленности в воспитании детей;
• 3 тип – конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, они разбираются в своих отношениях;
• 4 тип – неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, аморальное поведение, жестокость.
В практике организации педагогической деятельности используются массовые, групповые, индивидуальные формы работы с родителями. Осуществляется данная деятельность по двум направлениям:
1.Психолого-педагогическое просвещение родителей, этому направлению отводится значительное место, используются такие формы работы как: индивидуальные и тематические консультации, родительские конференции, педагогические практикумы и дискуссии.
2. Вторым направлением деятельности с родителями является вовлечение их в учебно-воспитательный процесс в рамках преподавания курса ОРКСЭ.
В реализации данного направления используются такие формы как: дни творчества детей и родителей, день открытых дверей (открытые уроки), помощь в организации и проведении занятий, совместная творческая работа учащихся и родителей по выполнению домашних предложений.
Одним из положительных моментов курса является то, что он позволил объединить детей, родителей, учителя в один сплоченный коллектив, стремящейся к духовно – нравственному воспитанию. Нас объединяют общие заботы, проблемы. Какими вырастут дети? Будут ли они образованными, успешными, ответственными людьми? Такие вопросы задает себе каждый учитель, каждый родитель.
Мы решили провести исследование и ответить на эти вопросы. Придумали название проекта «Прекрасное далеко». Разделились на группы. Каждая группа отвечала за свою часть работы. Главная цель проекта - развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, нравственных ценностей с тем, чтобы каждый учащийся, уже будучи выпускником школы, был способен к самореализации, самостоятельному мышлению, принятию важных для себя решений. В результате исследования выявить задатки, способности, склонности каждого ребенка с тем, чтобы предоставить возможность реализовывать себя в разных видах деятельности. Стимулировать потребность в той деятельности, в которой учащийся себя проявляет наиболее всего.
Наше исследование вышло за рамки предмета «ОРКСЭ». На уроке русского языка дети написали сочинение на тему «Кем я хочу стать», провели анкетирование учеников с участием родителей, взяли интервью у учителя и одноклассников, подобрали электронное и музыкальное сопровождение.
Очередное родительское собрание по теме: «Промежуточные результаты курса» было решено провести совместно с детьми. Цель – отметить положительные результаты курса и на что следует обратить внимание в дальнейшей работе. В завершении собрания – презентация проекта. Предложение родителей – продолжить исследование через семь лет, когда наши дети будут выпускниками.
На заключительном этапе, по окончании учебного года, учащиеся могут представить результаты групповых, индивидуальных мини-проектов «Слава армии родной в день её рождения!», «Происхождение фамилии». Некоторые учащиеся совместно с родителями выполняют проект «Моя родословная», причём в нетрадиционной форме – создание настоящего семейного древа. Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т. п.)», «Мой дедушка — защитник Родины», «Мой друг», и т. д.
В завершении изучения курса можно предложить родителям ответить на вопросы анкеты:
1. Обсуждаете ли Вы со своим ребёнком темы, изученные на уроках по курсу ОРКСЭ?
2.Выполняете ли вы со своим ребёнком проекты, творческие задания?
3. Какие виды задания вам и вашему ребёнку наиболее интересны?
4. Считаете ли Вы, что Вашему ребёнку полезно изучение курса?
5. Какие изменения в поведении своего ребёнка вы заметили в ходе и в результате изучения курса ОРКСЭ?
6. Удовлетворены ли Вы объёмом и содержанием выбранного модуля?
Результаты анкетирования станут темой родительско-детских отношений на родительских собраниях и материал для планирования работы методического объединения учителей ОРКСЭ.
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики», призван сыграть огромную роль в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения, в формировании достойных граждан нашей страны. Такие занятия добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества, непонимания.