МБОУ Гимназия « №34 при УлГУ»
Выступление Измайловой Е. А., учителя музыки на городском МО Ассоциации учителей предметников г. Ульяновска
Дата выступления: 9 апреля 2025 уч.г.
Форма выступления: очная
Презентация
Тема: «Музыкально-проектная деятельность как форма повышения активности учащихся»
План выступления
Вступительное слово.
Опыт проектной деятельности на уроке музыки -модуль «Жанры музыкального искусства».
Практическая часть. Знакомство, просмотр проектов учащихся.
Заключительное слово.
Вступительное слово.
Слайд №_1 Здравствуйте. Музыкально-проектная деятельность является эффективной формой повышения активности учащихся и привлечения к музыке.
Музыкально-проектная деятельность стала результатом активного поиска и внедрения в музыкально-образовательный процесс педагогических инноваций. Сегодня она рассматривается как универсальная педагогическая технология, основанная на идеях личностно-ориентированного, гуманного подхода к учащимся, а метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, – как действенное средство их музыкально-творческого развития и самоопределения.
Слайд №_2 В настоящее время используются следующие виды учебных проектов: игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер.
Информативно-исследовательские проекты /рефераты, презентации/ например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».
Сценарные проекты – внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т. д.).
Творческие работы – это свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады.
Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.
Авторские проекты – сочинение песни, романса.
Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов, становлению опыта творческого самоопределения.
Слайд №_3 Сегодня я хочу поделиться опытом проектной деятельности на уроке музыки -модуль «Жанры музыкального искусства».
В 7 классе углубляются знания учащихся о разновидностях жанра театрального искусства. На уроке, дети учатся воспринимать музыку из опер, балета непросто, как крупное музыкальное произведение, а именно как сложный жанр музыки - музыкально-драматический спектакль, который основан на слиянии музыки, слова и сценического действия. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как драматургия, музыкальная драматургия, конфликт, этапы сценического действия. интересов, становлению опыта творческого самоопределения.
Слайд №_4,5. Из-за ее крупной формой музыкального произведения на уроке невозможно прослушать оперу или балет полностью. Вернуть целостность ее восприятия помогает изучение: что такое либретто, строения музыкального спектакля: увертюра, действие, антракты, финал и этапов сценического действия.
При изучении театральных жанров для лучшего понимания по каким законам развивается такие произведения как опера, балет - я предложила учащимся, по желанию, перейти в режим самостоятельного созидания знаний – почувствовать себя композитором и сочинить оперу по законам драматургии, соблюдая этапы сценического действия.
Для учащихся было предложено в творческое домашнее задание - Проект «Я композитор», т.е. «Стать композитором и сочинить оперу».
Учитель: - «Представьте, ребята, что вы композитор и решили сочинить оперу. С чего вы начнете?»
Дети: «С выбора темы, жанра, идея оперы, название, время и место действия, главные герои, сюжета».
Такое задание вызвало интерес и вылилось в работу над творческим проектом.
Участие в данном проекте было добровольное, по желанию. Многих семиклассников данный проект заинтересовал и они решили принять участие.
Проект «Я композитор» - проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участника.
Цель и задачи данного проекта:
Углубление, расширение знаний школьников о музыке через реализацию творческого замысла учащегося.
Сформировать понимание важности этапов развития сценической деятельности, важности развития музыкальной драматургии для осмысления музыкального произведения.
Развивать познавательную активность детей в процессе их практической творческой деятельности.
Вовлечь учащихся в активную поисковую и творческую деятельность на уроке, внеурочной деятельности.
Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности.
Работа над творческим проектом включала в себя: выбор темы, подбор материала, презентация, оценка результатов деятельности.
Работа над проектом велась в течение месяца. И состояла из нескольких этапов - домашних заданий. Срок выполнения каждого этапа – одна неделя.
1. Подготовительный этап (1 неделя). Выбор темы, жанра, идея оперы, название,
2. Подготовительный этап (2 неделя)-сюжет. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы
3. Завершающий этап (3 неделя). Оформление результатов проектной деятельности в виде презентации.
Подготовка к публичной защите проектов
4. Заключительный этап (1 неделя). Публичная защита проектов Подведение итогов, анализ выполненной работы. (Рефлексия)
Учащиеся были свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.
Защита проекта проходила индивидуально в течение нескольких уроков. Основными критериями оценки ученического проекта были:
- соответствие проекта поставленным задачам,
- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;
- умения делать выводы и обобщения;
- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;
- умение аргументировать собственную точку зрения;
- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).
Предлагаю посмотреть какие проекты получились учащихся.
Практическая часть выступления - просмотр и знакомство проектами учащихся.
Заключительное слово.
Итак, музыкально-проектная деятельность является эффективной формой повышения активности учащихся и привлечения к музыке. Такая детальность углубляет, расширяет знаний школьников о музыке через реализацию творческого замысла учащегося.
Помогает сформировать понимание важности этапов развития сценической деятельности, важности развития музыкальной драматургии для осмысления музыкального произведения.
Выполнение проектов развивает познавательную активность детей в процессе их практической творческой деятельности, вовлекает учащихся в активную поисковую и творческую деятельность на уроке, внеурочной деятельности; воспитывает у учащихся любознательность, интерес к музыкальной деятельности.
Спасибо всем за внимание!.