СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском МО Ассоциации учителей предметников г. Ульяновска «Музыкально-проектная деятельность как форма повышения активности учащихся»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

данное выступление рассказывает об опыте   проектной деятельности на уроке музыки -модуль «Жанры музыкального искусства»в 7 классе. В 7 классе углубляются  знания учащихся о разновидностях жанра театрального искусства. На уроке,  дети учатся  воспринимать музыку из опер, балета непросто,  как крупное музыкальное произведение, а именно как сложный жанр музыки - музыкально-драматический спектакль, который основан на слиянии музыки, слова и сценического действия. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как драматургия, музыкальная драматургия,  конфликт, этапы сценического действия. интересов, становлению опыта творческого самоопределения.

При изучении  театральных жанров для лучшего понимания по каким законам развивается такие произведения как опера, балет - учитель предложил  перейти  в режим самостоятельного созидания знаний – почувствовать себя композитором и сочинить оперу по законам драматургии, соблюдая этапы сценического действия.  

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском МО Ассоциации учителей предметников г. Ульяновска «Музыкально-проектная деятельность как форма повышения активности учащихся»»

МБОУ Гимназия « №34 при УлГУ»

Выступление Измайловой Е. А., учителя музыки на городском МО Ассоциации учителей предметников г. Ульяновска


Дата выступления: 9 апреля 2025 уч.г.

Форма выступления: очная

Презентация




Тема: «Музыкально-проектная деятельность как форма повышения активности учащихся»

План выступления

  1. Вступительное слово.

  2. Опыт проектной деятельности на уроке музыки -модуль «Жанры музыкального искусства».

  3. Практическая часть. Знакомство, просмотр проектов учащихся.

  4. Заключительное слово.


  1. Вступительное слово.

Слайд №_1 Здравствуйте. Музыкально-проектная деятельность является эффективной формой повышения активности учащихся и привлечения к музыке.

Музыкально-проектная деятельность стала результатом активного поиска и внедрения в музыкально-образовательный процесс педагогических инноваций. Сегодня она рассматривается как универсальная педагогическая технология, основанная на идеях личностно-ориентированного, гуманного подхода к учащимся, а метод проектов, реализующийся в музыкально-проектной деятельности, – как действенное средство их музыкально-творческого развития и самоопределения.

Слайд №_2 В настоящее время используются следующие виды учебных проектов: игровые – ролевые проекты, например, драматизация песен, постановка детских опер.

Информативно-исследовательские проекты /рефераты, презентации/ например, «Виды русских народных песен», «Жизнь и творчество композитора», «История одного музыкального инструмента».

Сценарные проекты – внеклассное мероприятие для школы или отдельного класса (подготовка и проведение концертов, смотров-конкурсов, классных часов, фестивалей и т. д.).

Творческие работы – это свободное сочинение по прослушанному музыкальному произведению, литературный перевод текстов песен зарубежной эстрады.

Издательские проекты – стенгазеты, материалы для стендов.

Авторские проекты – сочинение песни, романса.

Отличительная черта проектной методики – особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:

1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.

2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, викторины, презентации и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное – не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».

Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствует развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов, становлению опыта творческого самоопределения.

  1. Слайд №_3 Сегодня я хочу поделиться опытом проектной деятельности на уроке музыки -модуль «Жанры музыкального искусства».

В 7 классе углубляются знания учащихся о разновидностях жанра театрального искусства. На уроке, дети учатся воспринимать музыку из опер, балета непросто, как крупное музыкальное произведение, а именно как сложный жанр музыки - музыкально-драматический спектакль, который основан на слиянии музыки, слова и сценического действия. Учащиеся знакомятся с такими понятиями как драматургия, музыкальная драматургия, конфликт, этапы сценического действия. интересов, становлению опыта творческого самоопределения.

Слайд №_4,5. Из-за ее крупной формой музыкального произведения на уроке невозможно прослушать оперу или балет полностью. Вернуть целостность ее восприятия помогает изучение: что такое либретто, строения музыкального спектакля: увертюра, действие, антракты, финал и этапов сценического действия.

При изучении театральных жанров для лучшего понимания по каким законам развивается такие произведения как опера, балет - я предложила учащимся, по желанию, перейти в режим самостоятельного созидания знаний – почувствовать себя композитором и сочинить оперу по законам драматургии, соблюдая этапы сценического действия.

Для учащихся было предложено в творческое домашнее задание - Проект «Я композитор», т.е. «Стать композитором и сочинить оперу».

Учитель: - «Представьте, ребята, что вы композитор и решили сочинить оперу. С чего вы начнете?»

Дети: «С выбора темы, жанра, идея оперы, название, время и место действия, главные герои, сюжета».

Такое задание вызвало интерес и вылилось в работу над творческим проектом.

Участие в данном проекте было добровольное, по желанию. Многих семиклассников данный проект заинтересовал и они решили принять участие.

Проект «Я композитор» - проект, центром которого является творческий продукт - результат самореализации участника.

Цель и задачи данного проекта:

  • Углубление, расширение знаний школьников о музыке через реализацию творческого замысла учащегося.

  • Сформировать понимание важности этапов развития сценической деятельности, важности развития музыкальной драматургии для осмысления музыкального произведения.

  • Развивать познавательную активность детей в процессе их практической творческой деятельности.

  • Вовлечь учащихся в активную поисковую и творческую деятельность на уроке, внеурочной деятельности.

  • Воспитывать любознательность, интерес к музыкальной деятельности.

Работа над творческим проектом включала в себя: выбор темы, подбор материала, презентация, оценка результатов деятельности.

Работа над проектом велась в течение месяца. И состояла из нескольких этапов - домашних заданий. Срок выполнения каждого этапа – одна неделя.

1. Подготовительный этап (1 неделя). Выбор темы, жанра, идея оперы, название,

2. Подготовительный этап (2 неделя)-сюжет. Сбор и систематизация материалов в соответствии с идеей и жанром работы

3. Завершающий этап (3 неделя). Оформление результатов проектной деятельности в виде презентации.

Подготовка к публичной защите проектов

4. Заключительный этап (1 неделя). Публичная защита проектов Подведение итогов, анализ выполненной работы. (Рефлексия)

Учащиеся были свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели.

Защита проекта проходила индивидуально в течение нескольких уроков. Основными критериями оценки ученического проекта были:

- соответствие проекта поставленным задачам,

- полнота и логичность раскрытия темы, ее законченность;

- умения делать выводы и обобщения;

- самостоятельность суждений, уровень творчества участников проекта, оригинальность раскрытия темы, подходов, решений;

- умение аргументировать собственную точку зрения;

- художественное оформление проекта (подбор музыкальных произведений, слайдов, рисунков; изготовление альбомов, стендов, газет, фотографий, видеороликов; литературное и сценическое сопровождение защиты проекта).

  1. Предлагаю посмотреть какие проекты получились учащихся.

Практическая часть выступления - просмотр и знакомство проектами учащихся.

  1. Заключительное слово.

Итак, музыкально-проектная деятельность является эффективной формой повышения активности учащихся и привлечения к музыке. Такая детальность углубляет, расширяет знаний школьников о музыке через реализацию творческого замысла учащегося.

Помогает сформировать понимание важности этапов развития сценической деятельности, важности развития музыкальной драматургии для осмысления музыкального произведения.

Выполнение проектов развивает познавательную активность детей в процессе их практической творческой деятельности, вовлекает учащихся в активную поисковую и творческую деятельность на уроке, внеурочной деятельности; воспитывает у учащихся любознательность, интерес к музыкальной деятельности.

Спасибо всем за внимание!.