СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Выступление на городском семинаре по теме "Смысловые модели создания тескта сочиенния при подготовке к написанию итогового сочинения"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

образовательная – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;

развивающая – развитие умения анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской позиции),

воспитательная – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления сохранять чувство собственного достоинства в любых ситуациях; стремления к самосовершенствованию, любви к родному языку

Задачи:

- познакомить с различными способам визуализации материала;

- развивать умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;

- стимулировать творческую мыслительную активность учащихся;

- пробуждать интерес к изучаемой теме;

- развивать у школьников критический подход к получаемой информации.

Просмотр содержимого документа
«Выступление на городском семинаре по теме "Смысловые модели создания тескта сочиенния при подготовке к написанию итогового сочинения"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


Абдуллина Алфия Назыфовна


Тема: «Смысловые модели создания текста сочинения при подготовке к написанию итогового сочинения»


Цели:

образовательная – обучение написанию сочинения в формате ЕГЭ;

развивающая – развитие умения анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (проблема, комментарии, способы выражения авторской позиции),

воспитательная – воспитание у школьников уверенности в себе, стремления сохранять чувство собственного достоинства в любых ситуациях; стремления к самосовершенствованию, любви к родному языку

Задачи:

- познакомить с различными способам визуализации материала;

- развивать умения выражать свои мысли, понимать и осмысливать текст, создавать свой текст на основе прочитанного в соответствии с критериями оценивания части С ЕГЭ по русскому языку;

- стимулировать творческую мыслительную активность учащихся;

- пробуждать интерес к изучаемой теме;

- развивать у школьников критический подход к получаемой информации.


Использование технологий:

  • Технология развития критического мышления

Оборудование и материалы: тексты С.Довлатова, таблицы-заготовки для занесения результатов работы по теме урока, схемы для кластеров



Ход урока


  1. Стадия “вызова”. 

(Активизируем работу, “подталкиваем” учеников к анализу текста)

Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке нам предстоит разобраться с самым сложным заданием ЕГЭ. Частью С.

Тема урока «Смысловой анализ текста». Эта часть ЕГЭ считается самой сложной, поэтому от того, как вы усвоите сегодняшний материал, зависит очень многое.

Любое высказывание как письменное, так и устное, нужно логично оформить, то есть продумать композицию сочинения. - Как строится композиция сочинения?

1. Приём – составление КЛАСТЕРА

Оформите это в виде кластера

Самостоятельное выполнение, затем – афиширование.


Итак, нашу работу мы будем строить по следующей композиции:

1.Вступление.
2. Проблема, над которой размышляет автор.
3. Комментарий.
4. Авторская позиция
5. Ваше мнение (согласие/несогласие с позицией автора).
6. Первый аргумент.
7. Второй аргумент.
8. Вывод (заключение).


Что самое важное при анализе текста? (Выявить проблему)


2. Приём «Мысли по кругу».


Участники высказывают мысли по очереди. Если кто-то не готов предложить идею, он пропускает ход.

Учитель: Проблема может быть…

Учащиеся по очереди отвечают: сложная, трудная, важная, серьезная, глубокая, основная, главная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, философская, политическая, социальная, национальная,

Учитель: Проблема может быть чего….(войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.)

Проблему можно….(выдвинуть, поставить, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить)

Какая-либо проблема может…(возникает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.)


Сегодня мы познакомимся с текстом Сергея Довлатова

Серге́й Дона́тович Довла́тов — русский писатель и журналист.В 1978 году из-за преследования властей Довлатов эмигрировал из СССР, поселился в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах За двенадцать лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. 

  1. Стадия Осмысления

  1. Приём «Чтение с остановками»

Учитель читает текст:

(1)Однажды мы ехали в нью-йоркском метро — сабвее. (2)Я был с женой и дочкой. (3)Сижу, читаю газету.

(4)На остановке ворвались молодые люди. (5)Человек пять. (6)Один с гитарой, у другого — транзистор... (7)Куртки, бутылки, сигареты...

(8)Это были нехорошие, дурно воспитанные молодые люди. (9)Они шумели, толкались, сквернословили. (10)Они, как говорится, нарушали...

1 –я остановка.

Где происходит действие?

Кто рассказывает эту историю?

Почему автор говорит, что ворвавшиеся были «нехорошие, дурно воспитанные люди»?

Что бы вам хотелось узнать? Как будут развиваться события дальше?

(11)Публика вела себя не лучшим образом.

(12)Один газету читает. (13)Другой в окошко загляделся. (14)(Благо, за окном сплошная тьма.) (15)И так далее...

2-я остановка

Что в этот момент делали пассажиры?

Почему «публика вела себя не лучшим образом»?

Как публика должна была поступить?

Предположите, как будут развиваться события дальше?

(16)В России я бы знал, как поступить. (17)Я бы подошел к этим молодым людям и сказал:

- (18)Заткнитесь!

(19)И добавил бы:- (20)Вон отсюда!(21)А если надо, треснул бы кого-то по затылку...

3-я остановка

-Почему рассказчик уверен, что знал бы, как поступить в России?

-Чем ситуация в нью-йоркском метро отличается от той же в русском?

-Что случилось дальше?

(22)А тут я испугался... (23)Языка толком не знаю. (24)Порядков не знаю. (25)Скажут что-то — не пойму. (26)То ли извиняются, то ли дальше оскорбляют. (27)А вдруг — стрелять начнут? (28)Может, у каждого — по пистолету? (29)Или ножом — по физиономии...(30)Наш хулиган — он родной и понятный. (31)Он может ударить чем угодно: кулаком, палкой, кастетом то есть знакомыми вещами.(32)А у этих что на уме?(33)Короче, сижу, читаю газету.

4-я остановка

-Дайте оценку поведения автора.

-Как поведут себя хулиганы, чувствуя безнаказанность?

-Что произошло дальше?

(34)Хулиганы продолжают нарушать. (35)Старуху толкнули.(36)Из горлышка хлебнули. (37)Музыку включили на полную мощность. (38)В общем — ничего хорошего... (39)Читаю газету.

5-я остановка

- Как вы думаете, почему рассказчик несколько раз повторяет фразу Читаю газету?

- Предположите, что будет дальше и почему?

(40)Вдруг поднялся мужчина средних лет. (41)Американец. (42)Худой такой. (43)И ниже меня ростом. (44)Подошел к хулиганам и говорит: - (45)Заткнитесь! (46)И затем: - (47)Вон отсюда. (48)Чувствовалось, если надо, он может кого-то и по затылку треснуть.

6-я остановка

-Кто всё-таки решился противостоять хулиганам?

-Почему Довлатов даёт описание американца?

-Ответ на какой вопрос вам бы хотелось получить? Как отреагировали хулиганы?

(49)И молодые люди заткнулись. (50)И на остановке — вышли.

(51)А мужчина сел и задремал.

7-я остановка

Почему молодые люди послушались?

-Как вы думаете, чем закончится рассказ? (предположения)

(52)К чему я это все рассказываю? (53)А вот к чему. (54)Я знал все английские слова, которые он произнес. (55)И сам все это мог произнести без акцента. (56)Однако — не произнес. (57)Я газету читал. (58)Как вы сейчас... .

2 Приём «Двухчастный дневник»

Итак, я предлагаю вам приступить к вдумчивому размышлению над прочитанным текстом. Перечитайте его ещё раз и зафиксируйте свои размышления о заинтересовавших вас моментах произведения в «Двойных дневниках». Затем предлагается обсудить в паре ваши записи в дневнике (каждый из вас выбирает самую интересную на ваш взгляд запись, представляете, выбираете одну наиболее интересную, необычную, новую на ваш взгляд запись, представляете классу).

В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из их собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такие цитаты, на которых они "споткнулись".





Цитата

Комментарий

Предложения (12-15, 22-33)





Предложения 4-10, 35-38


22-32



40-46


(16-21, 40-48)

Поведение окружающих, безразличие, почему мы так себя ведём, Обыкновенная трусость, прикрытая маской заинтересованности содержанием книги, либо глубокого сна


атмосфера, которая создалась в вагоне с появлением хулиганов


Попытка автора оправдать своё поведение


Человек, не струсивший, не обязательно – физически сильный


использует композиционный прием «зеркальности помыслов» рассказчика и действий американца. В подобной ситуации мы часто внутренне возмущаемся выходками молодых людей. Разница в том, что один думал об этом, а другой встал и ответил действиями, проявив свое человеческое достоинство


Афиширование дневников

Итак, мы подошли с вами к определению проблемы текста

  1. Прием «Корзина идей» или «Свободное плавание»

(«Свободное плавание». Это классический вариант — участни­ки в любой момент обсуждения высказывают любую пришедшую на ум мысль.)

-Сформулируйте основную проблему.

(Почему мы так трусливо ведем себя в подобных ситуациях, а затем стыдимся собственной трусости).

-Чем вызвана эта нравственная проблема?

(Наше безразличие в подобной ситуации, ведет к безнаказанности, вседозволенности).

-В чем причина такого поведения молодых людей?

-В чем причина поведения публики?

(Обыкновенная трусость, прикрытая маской заинтересованности содержанием книги, либо глубокого сна).

-А вот психолог Н. Петровский утверждает, что поведение людей в подобной ситуации зависит от чувства (собственного достоинства): если человек мириться с хамством или старательно его не замечает, то есть основания предполагать, что это самое чувство изначально либо раздавлено, либо отсутствует вовсе.

3. Приём «Тонкие» и «толстые» вопросы

Вам предлагается по сформулированной проблеме самостоятельно составить вопросы

«Тонкие»

вопросы

«Толстые»

вопросы

Кто...?

Что...?

Мог ли…?

Каково мнение…?

Где мы ….?


Объясните, почему...?

Почему, вы думаете, что... относится к разряду…. ?

Согласны ли вы ... и ….?

Как вы думаете… встречались ли в Вашей… ?


Пример из художественной литературы

А.С.Пушкин «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА» (Гринёв, Швабрин)

М.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат)

Примеры из жизни:

Обобщим всё вышесканное Достойный — это стоящий, заслуживающий, надлежащий, должный, приличный, сообразный с требованиями правды, чести. Иначе говоря, достойный уважения, «стоящий доверия, заслуживающий внимания, «надлежащий — такой, каким должен быть человек с большой буквы, «должный — обладающий высоким чувством долга, соответствующий требованиям своего времени, «приличный в поведении, сообразный с требованиями правды, чести, не отступающий от правил правды и чести ни при каких обстоятельствах».

-Видите, как много смысла, в одном единственном слове, которое мы порой не часто вспоминаем. Между тем, вся наша жизнь состоит из поступков достойных и недостойных, соответствующих законам, по которым живет наше общество, и не только в законах, принятых государством и записанных в главах нашей конституции, дело и в так называемых неписанных законах человеческих отношений. -Вот как говорят о человеческом достоинстве великие классики литературы.

В.А. Сухомлинский: «Духовное богатство не мыслимо без чувства собственного достоинства... Без самоуважения нет нравственной чистоты и духовного богатства личности. Уважение к самому себе, чувство чести, гордости, достоинства — это камень, на котором оттачивается тонкость чувств».

«Чувство гуманности оскорбляется, - пишет В. Г. Белинский, - когда люди не уважают в других человеческого достоинства, еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства».

Н. Островский: «Если разлад между высшим и внутренним миром очень велик, то надо задуматься и спросить себя: что же ты за человек, если тебе стыдно даже самому себе признаться кое в чем?»

-Три разных человека, три разные эпохи, три героических — каждая по-своему,

неповторимых и прекрасных судеб, три мастера, оставивших нам свои вечные творения, столь несхожие между собой. И как одинаково они говорят о той огромной роли, которую играет в судьбе каждого человека, и в твоей судьбе, чувство, которое нельзя ни купить, ни занять, а лишь воспитать в себе, вырастить в сердце своем — чувство собственного достоинства, делающее человека воистину человеком.

- Какова авторская позиция?

- Что утверждает Довлатов, анализируя поступок американца?

- Что даёт автору право на подобное ироничное утверждение?

- Изложите свой взгляд, приведя примеры из жизни.

- Подумайте и приведите примеры, где вы сталкиваетесь с поступками, достойными уважения.

III. Стадия «Рефлексия»

    1. Приём – построение кластера – ФИШБОУН (рыбная кость)

Попробуем построить модель будущего сочинения-эссе в виде кластера

2. Приём Создание синквейна

Слово “синквейн” – французское, обозначающее “пять строк”. При его написании существуют определенные правила.

  1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.

  2. Вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами прилагательными.

  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами.

  4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме.

  5. Пятая строка – одно слово – синоним к первому слову, характеризующее суть предмета или объекта.

Трусость

Постыдная, неприятная

Молчать, терпеть, бояться

Трусость не красит человека (Не надо бояться действовать)

(СТРАХ, НЕРЕШИТЕЛЬНОСТЬ, БЕЗДЕЙСТВИЕ)

Достоинство

Честное, свободное

Береги, храни, воспитывай

Береги честь смолоду

Уважение

Д.з. Написание сочинения – эссе по проблеме текста С.Довлатова

3. Рефлексия по уроку

"Символьный тест"

Инструкция: "Посмотрите на эти пять фигур, и выберите фигуру, которая вам нравится больше всего.

Квадрат удобнее всего чувствует себя в стабильной обстановке, предпочитает чёткие указания, что делать. Он консервативен и любит, чтобы всё было упорядоченно и регулярно. Когда ему дают задание, он работает над ним до завершения, даже если это монотонная, тяжёлая работа в одиночку.

Прямоугольник также любит систему и равномерность. Но он скорее устанавливает её с помощью организации, собраний, комитетов и т. д. Всё должно делаться правильно, с учётом всех правил и норм. Когда ему дают задание, он начинает его организовывать, делая всё, чтобы оно выполнялось как можно систематичнее.

Треугольник ориентирован на цель. Он получает удовольствие от планирования чего-то и достижения плана. Его побуждает к действиям то, чего он достигнет. Он часто обращает внимание на большие долгосрочные дела, но может забывать о деталях. Когда ему дают задание, он устанавливает цель и разрабатывает план её достижения. Ориентирован на цель.

Круг дружелюбен и общителен; никаких острых углов. Он справляется с делами, разговаривая о них и сглаживая взаимоотношения с каждым. Общение для него прежде всего, и он делает всё для того, чтобы сохранялась гармония. Когда ему дают задание, он его с кем-то обсуждает.

Волна нестандартная и творческая. Ей лучше всего делать в основном что-то новое и разнообразное, ей надоедает размеренность. Когда перед ней ставят задачу, у нее возникают блестящие идеи.


КВАДРАТ:
Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца, упорстве, позволяющее добиваться завершения работы,— вот чем знамениты истинные Квадраты.
Выносливость, терпение и методичность обычно делают Квадрата высококлассным специалистом в своей области.
Квадрат любит раз и навсегда заведенный порядок: все должно находиться на своем месте и происходить в свое время.
Идеал Квадрата — распланированная, предсказуемая жизнь, ему не по душе «сюрпризы» и изменения привычного хода событий. 


ПРЯМОУГОЛЬНИК:
Ведущие качества прямоугольника — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и смелость.
Они открыты, для новых идей, ценностей, способов мышления и жизни, легко усваивают все новое.


ТРЕУГОЛЬНИК: 
Эта форма символизирует лидерство.
Самая характерная особенность истинного Треугольника — способность концентрироваться на главной цели. 
Треугольники — энергичные, неудержимые, сильные личности, которые ставят ясные цели, и, как правило, достигают их.
Они честолюбивы и прагматичны, умеют показать вышестоящему руководству значимость собственной работы и работы своих подчиненных.


КРУГ: 
Самая доброжелательная из пяти фигур.
Он обладает высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать, эмоционально отзываться на переживания другого человека. Круг ощущает чужую радость и чувствует чужую боль как свою собственную. Он счастлив тогда, когда все ладят друг с другом. 
Поэтому, когда у Круга возникает с кем-то конфликт, наиболее вероятно, что Круг уступит первым. 
Он стремится найти общее даже в противоположных точках зрения.


ЗИГЗАГ: 
Фигура, символизирующая творчество.
Комбинирование абсолютно различных, несходных идей и создание на этой основе чего-то нового, оригинального — вот что нравится Зиг-загам. Они никогда не довольствуются способами, при помощи которых веши делаются в данный момент или делались в прошлом. 
Зигзаг — самый восторженный, самый возбудимый из всех пяти фигур. 
Когда у него появляется новая и интересная мысль, он готов поведать ее всему миру! Зигзаги — неутомимые проповедники своих идей и способны увлечь многих.

Приложение (литературный аргумент)

Трус притворился храбрым на войне, 
Поскольку трусам спуску не давали. 
Он, бледный, в бой катился на броне, 
Он вяло балагурил на привале. 


Его всего крутило и трясло, 
Когда мы попадали под бомбежку. 
Но страх скрывал он тщательно и зло 
И своего добился понемножку. 


И так вошел он в роль, что наконец 
Стал храбрецом, почти уже природным. 
Неплохо бы, чтоб, скажем, и подлец 
Навечно притворился благородным. 


Скрывая подлость, день бы ото дня 
Такое же выказывал упорство. 
Во всем другом естественность ценя, 
Приветствую подобное притворство! (Константин Ваншенкин)



Как незаметно трусость проникает

 

Как незаметно трусость проникает 
В моё сознанье и поступки тоже.
Молчать порою совесть не желает,
Но мозг вступиться не позволит всё же. 

Так, не желая лишний раз вмешаться
Во всё, что происходит где-то рядом,
Перед собой пытаюсь оправдаться:
«Меня не просят - значит, так и надо».

И не суюсь, хоть вижу ложь и злобу,
Глуша желанье сделать так, как надо.
Мол, что поделать, так угодно Богу,
Машу рукой, бурча под нос: «Да, ладно…».

Да лишь потом всё вырвется наружу:
«Что – струсил и прикрылся – не просили?»
И сам себя корю: «Не уж-то – трушу?
Вот подлость так в стране и расплодили».

(Паваник)



Трус посылает угрозы только тогда, когда он уверен в безопасности. - И. Гете

Трус умирает при каждой опасности, грозящей ему, храброго же смерть настигает только раз. - У. Шекспир

В душах трусливых нет места для счастья. - М. Сервантес

Трусость очень вредна потому, что она удерживает волю от полезных действий.

Декарт Р.

Чувство страха составляет, по всей вероятности, самое мучительное из всех психических ощущений, доступных человеческой природе.

Писарев Д. И.

Никогда нельзя жить счастливо, когда все время дрожишь от страха.

Гольбах П.

Человек находит для оправдания своих действий любую причину, кроме одной, для своих преступлений — любое оправдание, кроме одного, для своей безопасности—любой повод, кроме одного: а этим одним является его трусость.

Шоу Б.

Первая обязанность человека — преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими.

Карлейль Т.

Страх делает умных глупыми и сильных слабыми.

Купер Д.

Быть рабом страха — самый худший вид рабства.

Шоу Б.

Насколько человек побеждает страх, настолько он — человек.

Карлейль Т.

Надо жить смелее. Это только трусу всегда страшно да трудно, а смелому и трудное кажется легким.

Гладков Ф. В.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!