Роль семьи и школы в привитии интереса у ребёнка к чтению и учению.
Дата проведения: 15.12.2018 г.
МАОУ «Гуринская СОШ»
3 класс
Классный руководитель: Гусельникова Антонина Николаевна
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы будем говорить с вами о детском и взрослом чтении, и как чтение влияет на учёбу и жизнь ребёнка в дальнейшем. Подходит к концу первое полугодие 3 класса. Все дети уже должны уметь справляться с техникой чтения, самостоятельно брать книгу в руки и читать не только по предметам, но и художественную литературу, уметь читать осознано, чтоб пересказать о прочитанном, ответить на вопросы, выполнить задания творческого характера, сделать рисунки, вычисления, высказать своё мнение. Можно было бы вздохнуть с облегчением, если бы каждый ученик самостоятельно и осознано читал, можно было бы сказать «сделано большое дело». Но, увы! Большинство детей не хотят читать, нет интереса к книгам, а от этого и страдает учёба самого ученика. Но именно с малых лет родители и учителя должны научить ребёнка осознано читать, много читать самостоятельно, развивать своё творчество, мышление, память, навыки чтения и т.д.
«Приучить дитя к разумной беседе с книгой и приохотить его к такой беседе есть, по нашему мнению, одна из важных задач школы», - говорил К. Д. Ушинский. Я полностью согласна с этим великим педагогом. Наша главная задача – формирование читателя, школьника способного к творческой деятельности, с развитыми читательскими и речевыми умениями. Наши уроки – это уроки развития и формирования правильного, беглого, выразительного чтения, формирование независимости мышления, собственного мнения и отношения к прочитанному.
Но, ряд родителей проявляют беспокойство по поводу того, что дети, умея читать, делать этого не хотят. Что делать в этом случае? Как увлечь ребёнка книгой? Как помочь ему стать полноценным читателем? Давайте побеседуем об этих проблемах.
Утверждения о «кризисе детского чтения» далеко не случайны и имеют под собой реальную основу. В начале 21 века дети читают «не то» и «не так», как предыдущие поколения. Но, безусловно, читают, но читают очень и очень мало. В то же время интенсивно идет процесс трансформации, коренного изменения читательских привычек детей. Одни считают, что широкое распространение телевидения и компьютеров вытесняет процесс чтения как таковой, что много информации человек узнаёт именно из этих источников. Другие считают, что информационный голод невозможно удовлетворить, не читая книг. Кто прав? ( Давайте устроим «Дебаты»).
Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объем информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объем информации по сравнению с 1990 годом возрастет в 4 раза, к 2040 – в 32 раза. Утверждается, что наш современник, для того, чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал за всю жизнь. Так зачем же человек должен читать?
Книга будит эмоции. Читая книгу, ребенок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это - эмоции. Если нет положительных эмоций, в ход легко могут пойти отрицательные. Один раз, другой, а там глядишь, ребёнок уже научился получать удовольствие от того, что нам кажется не совсем понятным и даже вредным. Так вот, если ребёнок живет в состоянии постоянного «эмоционального голода», то реакции его могут быть не совсем адекватны. Как часто мы удивляемся жестокости наших детей, подростков. А все от того, что получить удовольствие по-другому они не умеют. «Эмоциональный голод» толкает их на непредсказуемое поведение.
Чтение повышает интеллект. Если ребенок систематически не читает, то он упускает около 14% всей доступной ему информации (из 20% возможных). Я выше уже сказала, что современный ребенок, подросток, взрослый человек должен читать каждый день столько, сколько раньше читали за всю жизнь. Причем скорость чтения и уровень восприятия нужно постоянно повышать.
Чтение помогает в учебе. Действительно, хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребенок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному тексту и имеет большую орфографическую зоркость. Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает много, он обладает большим объёмом информации и лучше ориентируется в предметах, имеет навыки её поиска и обобщения. (Примеры с уроков окружающего мира, математики, чтения)
Книги формируют самообразовательные навыки. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, что какой бы вопрос у него не возник, ответ он сможет найти в книгах.
Чтение побуждает к нравственным поступкам. Вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить; поступки, которых восхищают маленького и большого читателя.
К сожалению, современные дети читают очень мало. Чем старше становится подросток, тем реже он берёт книги для досуга.
Итак, мы видим, что проблема детского чтения стоит в настоящее время очень остро. Мы проявляем беспокойство о своих детях. Как же дела с чтением обстоят у них?
Накануне этого собрания я провела анкетирование детей и родителей по проблемам чтения. И вот какие результаты получились.
Дети отвечали на 6 вопросов. На первый вопрос «Любишь ли ты читать?» положительно ответили 65% детей (из 17 человек 11), 6 учеников заявили, что читать не любят.
На 2 вопрос «Что ты больше любишь? Читать сам или слушать чтение взрослых» те же 65% заявили «нравится читать самому».
Третий вопрос касался поведения взрослых во время чтения. (хвалят своих детей-53%, 9 родителей; ругают 47%, 8 родителей.
На четвертый вопрос «Читают ли в вашей семье вслух?» положительно ответили 8 детей, что составляет 47%.
Вопрос № 5 спрашивал ребенка о книге, которую он прочитал сам в последнее время. 76% детей смогли указать название недавно прочитанной книги.
Шестой вопрос касался наличия библиотеки в доме. 59% уч-ся заявили о том, что библиотеки у них нет, 41% имеют домашнюю библиотеку.
Таким образом, мы видим, что не все результаты нас радуют.
Теперь обратим наше внимание на результаты родительского анкетирования. Было выдано 17 анкет, возвратили 11, поэтому результаты стали недостоверными, т.к.не все родители отнеслись к этому серьёзно.
Попробуем разобраться в причинах неприятия книги с точки зрения современных психологов.
Одна из наиглавнейших причин, как ни печально это звучит, – причина семейная.
Немолодая мама интеллигентного вида жалуется на то, что её одиннадцатилетний Алеша не любит читать: «За книгу не усадишь! Только если выпороть пообещаю, пару страниц прочитает кое-как», – говорит она. А на вопрос о том, часто ли сын видит родителей с книгой в руках, отвечает: «Ну, мне-то когда читать? Я на двух работах, стирка, обед надо приготовить, уроки у него проверить...»
При отсутствии читающей модели, то есть близкого человека, увлеченного чтением, ребёнок практически никогда не берет книгу сам. Он должен ощущать, что жизнь его родителей немыслима без книг, – тогда и в его жизнь они войдут. И если вечером, обычно перед сном, мама присядет на полчаса пусть, хоть и с любовным романом в руках, ее сынок постепенно тоже привыкнет забавлять себя чем-нибудь книжным на сон грядущий. Обсуждая с ребенком его школьные дела, всегда можно найти какую-то параллель в литературе. «По-моему, твой одноклассник повел себя недостойно, как какой-нибудь Мальчиш-Плохиш». Постоянно обращаясь к книжным примерам, мы стимулируем процесс чтения. Ребенок привыкает искать ответы на свои вопросы у великих писателей, на страницах книг, а уж они-то плохому не научат, не обманут.
Никогда не будет читать тот ребёнок, в семье которого книг нет вообще. А сейчас, несмотря на изобилие печатной продукции, таких семей очень много. Практика пользования общественными библиотеками уходит в прошлое, но всё чаще учителя слышат в качестве главной причины неприготовленного задания по различным предметам слова: «Я эту книгу не нашел». От этого зависит и учёба ребёнка.
К сожалению, в наше время почти исчезла традиция семейного вечернего чтения. Не сыграли ли здесь роковую роль телевизор и занятость родителей, работающих по 20 часов в сутки? Наверное, есть и объективные причины, объясняющие это явление. Но всё же главный фактор, как всегда, – человеческий. Когда-то мы приучали своих малышей пользоваться ложкой, ходить на горшок, чистить зубы. И находили для этого и время, и силы, и терпение. Приучать ребёнка к книге тоже следует с малолетства. Яркая красивая книжка должна занимать свое, самое почётное, место среди его игрушек. А часы, проведенные за чтением с мамой, папой или бабушкой, – самыми счастливыми часами детства. Но родители не должны пропустить тот момент, когда книга из их рук перекочует в руки ребенка, то есть когда он начнет не только ушами, но и глазами следить за приключениями героев. Этот переход происходит в возрасте 7–8 лет, а если он затянулся, то и 15-летнему мама читает вслух «Войну и мир», потому что слушать и запоминать гораздо легче, чем читать самому. Приобщить ребенка к самостоятельному чтению художественной литературы не менее важно, чем научить его соблюдать правила личной гигиены.
А иногда бывает и так: родители – книголюбы со стажем, дома – книги, книги и книги. А ребенок читать не хочет и ни на какие уговоры не поддается: не интересны ему ни Винни-Пухи с Бармалеями, ни хоббиты с мумми-троллями. Значит, причину надо искать глубже – в нейропсихологии.
Чтение – сложнейший процесс, в котором задействованы оба полушария головного мозга, поэтому, если одна из зон «пробуксовывает», весь процесс теряет смысл. Чтение из наслаждения превращается в жуткое наказание. Ребёнок напряженно складывает буквы в слова, но не понимает сути и смысла. Поэтому и пересказ текста не удается или в нём появляются какие-то новые герои и повороты сюжета, то есть образ либо отсутствует совсем, либо искажается. Как помочь ребенку, который и хотел бы, да не может читать нормально в силу нейропсихологических причин, вам ответит специалист-нейропсихолог, если вы не поленитесь сходить к нему на консультацию. Но и в этом случае без книги вам не обойтись. Чем красивее внешне и интереснее по содержанию будет эта книга, тем больше у ребёнка шансов на успех в учёбе.
Свое выступление мне хотелось бы закончить словами В. А. Сухомлинского: «Можно жить и быть счастливым, не овладев математикой. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Тот, кому недоступно искусство чтения – невоспитанный человек, нравственный невежда!». Наверное, всем нам хочется, чтобы наши дети были по-настоящему счастливыми. Поэтому я предлагаю Вашему вниманию рекомендации, советы, пожелания, которые помогут Вам сделать процесс чтения интересным и увлекательным занятием. Самое главное, захотеть следовать этим советам ежедневно, не отмахиваясь от своих детей, не прикрываясь своей занятостью. Помогите своим детям стать настоящими читателями и настоящими гражданами Российской Федерации, людьми с большой буквы.

6