Духовно-нравственный потенциал УМК “Spotlight” для формирования коммуникативной компетенции обучаемых на уроках английского языка.
Воспитательный компонент является одним из важнейших направлений реализации требований ФГОС. Духовно-нравственное воспитание включает в себя интеллектуальное, а также гражданско-патриотическое воспитание. Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Совершенно очевидно, что для того, чтобы стать полноправными участниками общемирового культурного процесса, современным школьникам необходимо усвоить те духовно-нравственные ценности, которые были накоплены человечеством в течение веков. Отдельная личность и целый народ, вступая в общечеловеческое культурное пространство, должны владеть различными средствами межнационального общения. С этой точки зрения огромную роль играет знание как минимум одного иностранного языка.
Сегодня в образовании происходят значительные перемены, и они охватывают практически всех участников педагогического процесса. Интерес обучающегося – это ориентирующий фактор всего процесса образования. Педагог должен знать, какие стороны личности ребенка могут повлиять на знания английского языка. Учитель, планируя урок, должен учитывать педагогические условия технологий, которые он применяет на уроке. Человек испытывает наибольшие трудности при иноязычном общении, когда воспринимает речь на слух. Однако, устное общение, роль которого в настоящее время стала особенно значительной, невозможно без понимания речи собеседника, поскольку в процессе речевого взаимодействия каждый выступает как в роли говорящего, так и в роли слушающего. Одним из наиболее дискуссионных аспектов проблемы обучения иностранным языкам является проверка и учет знаний, умений и навыков, методика их организации и проведения. Овладение коммуникативными навыками предполагает обучение говорению.
Преподаватели используют в своей работе коммуникативный метод, направленный на развитие коммуникативной компетенции. Ведь главная цель — научить говорить на иностранном языке правильно и свободно. Поэтому необходимо использовать такие виды упражнений, как проекты, коммуникативные игры, театрализации, дискуссии, т. е. развивать все языковые навыки устной и письменной речи.
Например, правила, значения новых слов объясняются преподавателем при помощи знакомой лексики, грамматических 4 конструкций и выражений, при помощи мимики и жестов, рисунков и других наглядных пособий. При нынешнем оснащении классов можно использовать Интернет, ТВ-программы, газеты и журналы. Все это пробуждает интерес к истории, культуре, традициям страны изучаемого языка. В обозначенных условиях Федеральные государственные образовательные стандарты регламентирует обязательность формирования коммуникативной компетентности выпускника, что выражается не только в «готовности и способности осознанно, уважительно и доброжелательно относиться к другому человеку…, но и в готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимание».
УМК Spotlight включает в себя вопросы для обсуждения, связанные с формированием духовных и нравственных качеств личности: толерантности, уважения к национальной культуре, патриотизма. Тексты и задания учебника стимулируют к привлечению материалов, связанных с историей страны, города, семьи и улицы, на которой живем. Это позволяет создать на уроках ситуации и атмосферу, обеспечивающие формирование важнейших нравственных качеств подрастающего человека и гражданина; научить детей проникаться чувством гордости, уважения, сопереживания; вызвать желание глубже изучать историю, традиции своей страны и страны изучаемого языка, сопоставлять, сравнивать и делать выводы.
В УМК Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс Spotlight для 2-го класса содержится большой страноведческий материал о России. В учебнике имеется целый раздел под названием «Spotlight on Russia», где мы можем найти материал к основным разделам учебника. Работая над темой «This is My House» из раздела «Spotlight on Russia», мы знакомим детей с информаций о том, что у многих жителей России есть сады, в которых они выращивают фрукты, овощи и цветы. Работая над темой «I Like Food», дети знакомятся сначала с лексикой по теме «Еда». Затем учащиеся узнают названия национальных русских блюд на английском языке. Далее по программе следует тема «Animals in Action». Раздел «Spotlight on Russia» знакомит детей с животными, которые популярны в России. Ребятам было очень интересно узнать о традиционных русских деревянных игрушках в рамках темы «In My Toy Box». В завершающем учебник модуле «We love Summer» учащиеся обсуждают, как российские дети проводят летние каникулы.
В УМК Н.И. Быковой, Д. Дули, М.Д. Поспеловой, В. Эванс Spotlight для 3-го класса также содержится большой страноведческий материал по России. Например, в конце темы «School Days» была организована работа, в ходе которой сначала ребята ознакомились с системой образования в Великобритании, затем — с системой образования в России. В рамках этой темы дети узнали о сходстве и различиях в методах обучения в России и стране изучаемого языка. Одной из тем 3-го класса является «Family Moments». Здесь мы работаем с текстами о семьях Великобритании и России. Большой интерес у ребят вызвает изучение родословной своей семьи, а затем представление своих проектов генеалогических деревьев. На мой взгляд, тема семьи всегда является актуальной для учащихся любого возраста. Кроме того, она очень важна для развития и становления личности.
Обучаясь в 4-м классе по УМК Spotlight, учащиеся знакомятся с городами-миллионерами, национальными парками и интересными местами для путешествий в России. Данные темы позволяют расширить содержание обучения английскому языку в школе, т. к. включают в себя изучение тем из других школьных предметов гуманитарного цикла: истории, географии, биологии и пр. На заключительном уроке II четверти проводим урок-праздник «Merry Christmas». Дети знакомятся с историей праздника, разучивают английские стихи и песни. Особенно в начальной школе такие виды занятий мотивируют учащихся к дальнейшему изучению языка.
В 5 классе ученики проходят тему « Праздники Великобритании», где делают красочные презентации по теме, а также сравнивают праздники Великобритании и России не только в аспекте диалога культур, но и нравственные ценности двух культур. Это приводит к тому, что ученики узнают, что в Великобритании воспитываются те, же качества, что и в России, а именно любовь к ближним, патриотизм, сплоченность.
Таким образом, коммуникативная направленность предмета, его обращенность к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа способствуют воспитанию гражданственности, патриотизма, высоких нравственных качеств личности.
К методам и приемам, содействующим нравственному воспитанию учащегося на уроке английского языка, могут быть отнесены коллективные формы взаимодействия. Среди них можно выделить групповую и парную работы, а также ролевые игры. Именно с помощью этих методов происходит коллективное взаимодействие учащихся.
Примерами групповой и парной работы можно выделить групповые проекты и ролевые игры. Например, в 9, 11 классах дети делают исследования по теме «Problems of the modern youth». В данных работах ученики не только сталкиваются с современными проблемами, но и ищут причины их возникновения, способы их решения и делают графический анализ основных проблем с помощью социального опроса одногруппников или учеников из других классов. Например, после исследования «Причины споров и разногласий родителей и детей» на уроках английского языка происходит обсуждение данных проблем в аспекте духовно-нравственного воспитания, где не только анализируются современные проблемы, но и у учеников формируются такие качества как любовь к родным, ближним, признании ошибок в своем поведении.
Например, такой диалог может возникнуть при обсуждении данной проблемы:
The youth is concerned with education, money, employment, hobby, spending their free time, communication. And of course one of the most urgent problems is the accommodations problem. Few young people in our country have their own apartments. In the main they share the apartments with their parents even after getting married.
- Do young Americans have the same housing problem?
- I do not think so. As far as I know many young Americans do not live with their families.
- Where do young Americans prefer to live?
- They prefer to live in apartment blocks or residential areas where everyone is more or less of the same age. Young people often move away from home when they leave school (if they can afford it) into shared apartments or small, one-room "studio" apartments. They do their own cooking and cleaning, and go to the family home perhaps for the weekend.
Кроме этого, ученики 9 и 11 классов участвуют в разных ролевых играх. Например, ролевая игра «The problems of the young children from the point of view of youth and their parents». Класс делится на группы и происходит обсуждение современных проблем с различного ракурса, при этом ученики применяют как роль современного подростка, так и роль родителей этих подростков. Ученики обсуждают эти проблемы и каждая группа приходит к единому решению, после чего происходит групповая дискуссия принятых решений. Данная работа показывает ученикам, как важно воспитывать в себе любовь, уважение, сплоченность и взаимовыручку. Данные методы работы ориентирует учащихся на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
Таким образом, применяя данные технологии воспитываются сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность подростка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Изучение иностранного языка это не только важное средство для диалога культур, но также закладывает основы для повышения духовно-нравственной культуры школьников при правильном построении уроков с помощью вышеупомянутых приемов, таких как ролевые игры, проектная деятельность, групповая работа. Разбирая различные темы, такие как «Семья», «Проблемы экологии», «Проблемы современной молодежи», применяя определенные методы, у школьников развиваются такие нравственные качества как дружелюбие, сплоченность, взаимовыручка, любовь к ближним, патриотизм.
Качества патриота и гражданина формируются на ярких, эмоционально насыщенных примерах прежней и современной боевой и трудовой славы нашего народа, доступных для понимания детей. В первую очередь нужно использовать семейные истории и впечатления ребенка от окружающего его мира (природа, ландшафт местности), рассказы о предках, о жизни и делах дедов и отцов, ближайших родственников, друзей.
Главная задача и долг учителя иностранного языка заключается не только в том, чтобы помочь ребенку сделать правильный профессиональный выбор, научиться общаться с представителями страны изучаемого языка на их родном языке, но и в том, чтобы воспитать достойного гражданина России, патриота своей страны, человека, который уважительно относится к истории, культуре, традициям других национальностей и стремится рассказать на иностранном языке об историческом и о культурном наследии своей страны.
Специфика нашей работы такова, что мы сеем зерна разума и доброты, а прорастают они еще не скоро, не вдруг. Иногда, к нашей общей печали, не прорастают совсем. Но если после наших уроков учащиеся станут хоть немного чище, добрее душой друг к другу и окружающим людям, если понятия «долг», «честь», «ответственность», «порядочность» не останутся для многих фразой из книги, то учитель может считать свою задачу выполненной, пусть и не полностью.
Литература
1. Барменкова О.И. Роль метода проектов в формировании личностных и метапредметных результатов средствами иностранного языка // Эксперимент и инновации в школе. 2011. № 6. С. 50–53.
2. Барменкова О.И., Кочергина А.Б. Обучение иностранным языкам в гимназии в условиях внедрения ФГОС второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 3. С. 50–54.
3. Сиденко Е. А. Обучение иностранному языку в условиях погружения в новую языковую среду: коммуникативная компетентность (на примере работы с учащимися младшего подросткового возраста) // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2013. № 4. С. 15–20.
4. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р