Внедрение современных подходов к оценке личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.
С 1 сентября 2011 года в школах Российской Федерации введен Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования второго поколения.
Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе. Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:
• требований к результату образования,
• требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность),
• требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).
Планируемые результаты являются обязательной составной частью основной образовательной программы начального общего образования.
Требования задают ориентиры оценки личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.
Личностные результаты обучения – это уровень сформированной ценностной ориентации выпускников начальной школы, отражающей их индивидуально-личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества.
Метапредметные результаты обучения – это освоенные при изучении нескольких или всех предметов универсальные учебные действия, межпредметные понятия.
Предметные результаты обучения – это освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данного предмета деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и неперсонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм и методов оценки, как проекты, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося стремиться к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
На начальной ступени обучения особое значение для продолжения образования имеют:
• Освоение опорной системы знаний по русскому языку и математике
• Овладение речевыми метапредметными действиями (навыки осознанного чтения и навыки работы с информацией)
• Овладение коммуникативными метапредметными действиями
Появляются новые формы итоговых работ – комплексные проверочные работы на предметной и межпредметной основе. Работы на предметной основе проверяют уровень достижения предметных результатов. Работы на межпредметной основе проверяют уровень достижения метапредметных результатов.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося
смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла
морально-этическая ориентация — знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости;
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени начального общего образования строится вокруг оценки:
сформированности внутренней позиции обучающегося
ориентации на содержательные моменты образовательного процесса
сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за свою Родину
сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в успех;
сформированности мотивации учебной деятельности
знания моральных норм и сформированности морально-этических суждений
Оценка личностных результатов осуществляется, во-первых, в ходе внешних мониторинговых исследований специалистами, не работающими в школе и обладающими необходимой компетенцией в сфере психолого-педагогической диагностики развития личности.
Вторым методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию
у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Дополнительным источником о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило) по всем предметам.
Система оценки ФГОС предполагает вовлечённость в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.