Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования и развития детей города Димитровграда Ульяновской области»
педагог дополнительного образования
Мякишева Анастасия Андреевна
Выступление на конференции «Анализ реализации педагогического проекта «Творцы: развитие творческих способностей обучающихся средствами проектной деятельности»
«Народное искусство – это прошлое,
живущее в настоящем, устремленное
в будущее своей мечтой о небывалом…
Это культурная память народа,
неотделимая от самых глубоких
устремлений современности».
М.Некрасова.
Считается, что наиболее высокий уровень деятельности достигается человеком в творчестве. Творческая деятельность поднимает личность со ступени потребителя духовных и материальных ценностей до ступени их созидателя.
Люди, у которых слабо развиты навыки репродуктивной деятельности, могут являться потенциальными разрушителями культурных традиций общества. При отсутствии целенаправленного педагогического воздействия на развитие творческих способностей обучающихся происходит их угасание. Чтобы не пополнялась категория разрушителей, необходимо всех детей, независимо от способностей, приобщать к творческой деятельности. Всё это можно достичь в рамках дополнительного образования .
Для развития творческих способностей у обучающихся педагог использует в своей практике творческие проекты. Проекты обучающиеся выполняют по основным разделам дополнительной образовательной программы.
Например: В программе на рукоделие отводится в первый год обучения - 10 часов (из них 4 часа на лоскутную пластику и 6 часов на вышивание), во второй год обучения – 14 часов (8 часов - вышивка крестиком и 6 часов - вязание крючком), в третий год обучения – 22 часа (вышивка гладью).
Вышивание является одним из самых распространенных видов народного искусства, рукоделия. В частности вышивание крестиком довольно простое занятие, но очень кропотливое и требует усидчивости, особой аккуратности и тщательности. От того насколько точно выполняются требования выбранной схемы, зависит как будет выглядеть работа. Швы крестиком достаточно разнообразны: это и классический крестик, и прямой, и крестик "звездочка" и другие. Все эти швы часто используются в работе по полотну, хорошо подходят для выполнения геометрических узоров и при окаймлении вышивки.
На занятиях дети поэтапно узнают:
необходимые материалы и приспособления для вышивания (канва, пяльцы, игла, мулине, ножницы, дополнительные аксессуары),
о подготовке канвы, мулине и схемы к вышивке,
сам процесс вышивания: как вышивать и во сколько нитей, направление вышивания, крепеж нити, основные виды швов, как быстро работать, об охране здоровья,
как поступить с вышитым изделием по окончании работы (стирка и глажение полученного изделия),
выбор рамки и размещение в ней вышивки.
Так как практическая часть занимает немало времени, приходится очень много детям заниматься во внеурочное время. Работая над проектами учащиеся раскрывают технологию изготовления того или иного изделия. Например, в проектах связанных с вышивкой учащимися ставится проблема, цель, задачи, критерии выбора изделия, выбор лучшей идеи, описывается план изготовления, проводится расчет себестоимости, дается самооценка и оценка педагогом.
Результатом выполнения таких творческих проектов являются работы обучающихся, которые радуют не только их самих, но и их родителей, появляется интерес к творчеству и красоте окружающего мира:
В ходе увлеченной творческой работы с детьми педагог сам выполняет творческие работы, которые служат образцом для обучающихся. Результатом этого является своя коллекция картин, выполненная в технике вышивка крестиком:
«Утро в сосновом бору» «Олени в осеннем лесу»
«Бенгальский тигр» «Слоны в саванне»
Литература.
«Большая книга рукоделий», “БЕЛЫЙ ГОРОД”. М - 2008.
Домоводство и обучающий труд: Учебное пособие / Составитель А.П. Тарасова. - С - Пб.: МиМ-Экспресс, 2000.
Технология. Учебники для обучающихся 5 - 8 классов общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В.Д. Симоненко, Ю.В. Крупская, О. А. Кожина и др.; Под ред. В.Д. Симоненко. М.:Вентана-Граф, 2012г.